Проблема готовности ребенка к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть влияние уровня готовности речевого развития на организацию дифференцированного обучения младших школьников.
Объект исследования: процесс речевого развития младших школьников.
Предмет исследования: готовность учащихся первых классов к школьному обучению как основа дифференциации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..
Глава 1 . Теоретические аспекты проблемы готовности
детей к обучению в школе………………………………………….
§1. Изучение проблемы готовности к школьному обучению в
отечественной и зарубежной психологии………………………
§ 2. Особенности психического развития детей 6 – 7 лет………………
§ 3. Специфика реализации дифференцированного подхода в обучении
младших школьников…………………………………………
Выводы по первой главе………………………………………………
Глава 2. Реализация дифференцированного подхода в обучении младших
школьников……………………………………………………………..
§ 1. Определение коммуникативной сферы и уровня речевой
готовности к обучению учащихся первых классов……………………
§ 2. Приемы дифференциации заданий с учетом уровня речевого
развития младших школьников…………………………………
§ 3. Основные результаты формирующего эксперимента……………….
Выводы по второй главе
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………..
Приложение…………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсач черновик.doc

— 498.50 Кб (Скачать файл)

В дошкольном возрасте  в основном завершается процесс  овладения речью:

  • к 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму;
  • развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения, завершается процесс фонематического развития;
  • развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка и синтаксического. Усвоение грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря позволяют им в конце дошкольного возраста перейти к конкретности речи.

Таким образом, высокие  требования жизни к организации  воспитания и обучения интенсифицируют  поиски новых, более эффективных  психолого – педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с психологическими особенностями ребенка. Поэтому проблема психологической готовности детей к обучению в школе получает особое значение, так как от ее решения зависит успешность  последующего обучения  детей в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2 Особенности психического развития детей 6 – 7 лет.

 

 

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными  резервами развития, но прежде чем  использовать имеющиеся резервы  развития необходимо дать качественную характеристику психических процессов данного возраста.

В.С. Мухина считает, что  восприятие в возрасте 6 – 7 лет утрачивает свой аффективный первоначальный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдения, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь, так что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними.

В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние  повышенного внимания, как указывает  В.С. Мухина, связано с ориентировкой  во внешней среде, с эмоциональным  отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие такое повышение, с возрастом изменяются. (32)

Возможности развития произвольного внимания к 6 – 7 годам уже велики. Этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является, по мнению В.С.Мухиной универсальным средством организации внимания. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности.(32)

Возрастные закономерности отмечаются и в  процессе развития памяти. Как отмечает А.А. Смирнов, память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольшее впечатление. То есть, объем фиксируемого материала определяется и эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом, как указывает А.А. Смирнов, роль непроизвольного запоминания у  7 летних детей несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. (56)

Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие непроизвольного запоминания. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 6 – 7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. К 6 – 7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные с развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта форма  памяти сохраняет ведущее положение.

Конец дошкольного периода  психологи характеризуют преобладанием  наглядно – образного мышления или  наглядно – схематического мышления. Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематические изображения.

Психологи отмечают, что  наглядно- образное мышление является основой для образования логического  мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий.

К 6 – 7  годам ребенок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами:  используя наглядно – действенное, наглядно- образное и логическое мышление.

В дошкольном детстве  в основном завершается процесс овладения речью:

  • к 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму;
  • развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения, но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития;
  • развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка и синтаксического. Усвоение грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря позволяют им в конце дошкольного возраста перейти к конкретности речи.

Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта  практических действий, достаточного уровня развития восприятия, памяти, мышления, повышают у ребенка чувство уверенности  в своих силах. Выражается это  в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует развитие волевой регуляции поведения.

Постепенно старший  дошкольник усваивает моральные  оценки, начинает учитывать с этой точки зрения и оценку со стороны  взрослого.

 Чаще  всего  эмоциональная  напряженность сказывается:

  • на психомоторике ребенка (82 % детей подверженные этому воздействию),
  • на его волевых усилиях (80%),
  • на нарушениях речи (67%),
  • на снижение эффективности запоминания (37%).

Имеется в виду, что  эмоциональная устойчивость является важнейшим условием нормальной учебной деятельности детей.

Обобщив особенности  развития ребенка 6 – 7 лет, можно заключить, что на этом возрастном этапе дети отличаются:

  • достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание;
  • у ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать;
  • его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью достаточно адекватной оценки результатов собственной деятельности и своих возможностей;
  • особенности развития речи.

 

 

 

§ 3 Специфика  реализации дифференцированного подхода в обучении младших школьников.

 

 

В настоящее время  образование рассматривается педагогами как общечеловеческая ценность. Это  подтверждается конституционально  закрепленным правом человека на образование  в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования.

Реализация тех или  иных ценностей приводит к функционированию различных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности(стремлением ограничивать содержание общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека). Второй – основан на широкой культурно – исторической ориентации. (получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности.)

Оба типа неадекватно  соотносят реальные возможности  и способности человека. Для преодоления  этих недостатков стали создаваться  образовательные проекты, решающие задачи подготовки компетентного человека.

Одной из главных культурно  – гуманистических функций образования  выступает  общая направленность на гармоническое развитие личности. При этом каждый компонент образовательной  системы вносит свой вклад в решение  гуманистической цели образования.

Цель современного образования  – развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для  включения в социально – ценностную деятельность.

Современная педагогическая наука ориентирует не на пассивное  приспособление к имеющемуся уровню развития учащихся, а на формирование психических функций, создание условий для их развития в процессе обучения. Поэтому большое  значение, по мнению Л.С. Выговского , уделяется современными педагогами построению обучения, которое учитывало бы « зону ближайшего развития» личности, то есть ориентировалось не на имеющийся, сегодня уровень развития, а на тот завтрашний, которого ученик может достичь под руководством и с помощью учителя. (12)

Теория учебной деятельности исходит из учения Л.С. Выготского о  соотношении обучения и развития, согласно которому обучение свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет прежде всего, через содержание усваиваемых знаний.

В соответствии с теорией  учебной деятельности у учащихся  должны формироваться не знания, а  определенные виды деятельности, в которые знания входят как определенный элемент.

Актуальность поиска эффективной системы обучения не уменьшилась и в настоящее время, так как ее дальнейшая разработка служит основой совершенствования процесса обучения.

Общее и одинаковое для всех детей образование, обеспечивая выявление задатков и способностей учащихся, еще не гарантирует достаточно интенсивного их развития. Это объясняется, большой неоднородностью учащихся, различием их задатков и способностей. Необходима система определенных мер, обеспечивающих развитие способностей учащихся в оптимальном режиме, с учетом выявленных у учащихся задатков и способностей.

Существуют специальные  тесты, с помощью которых можно  определить уровень способностей, которым  ребенок обладает. Тесты представляют собой серию различных заданий, которые ребенок должен выполнить за определенный промежуток времени. Для их успешного выполнения требуется хороший словарный запас, развитая речь, знакомство с окружающей средой и ее явлениями. Иначе говоря, требуется хорошее общее развитие ребенка.

Одна из задач дифференциации обучения в общественном плане сводится к выявлению и максимальному развитию задатков и способностей подрастающего поколения.

Дифференциация обучения - учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких – либо особенностей.(47)

Цели дифференциации:

    • Обучающая цель – усовершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ повышением уровня знаний и навыков каждого учащегося в отдельности и таким образом уменьшить его абсолютное и относительное отставание, углублять и расширять знания учащихся, исходя из их интересов и специальных способностей.
    • Развивающая цель – формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития ученика.
    • Воспитывающая цель – создавать предпосылки для развития интересов и специальных способностей ребенка, при этом учитывать имеющиеся познавательные интересы и побуждать новые, вызывать положительные эмоции, благотворно влиять на учебную мотивацию и отношение к учебной работе.(59)

Начиная с 60 – х. годов основные возможности дифференциации в отечественной педагогике  усматриваются в самостоятельной работе. Индивидуализация здесь осуществляется главным образом следующими способами:

  1. учащимся даются не одинаковые задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся;
  2. путем группировки учащихся внутри класса по разным признакам.

Выделяют следующие формы и методы дифференциации:

    • Фронтальный,
    • Групповой,
    • Работа в паре,
    • Индивидуальная самостоятельная работа.

Дифференцированный подход – это учет индивидуальных особенностей учащихся, в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких  – либо особенностей. При обучении младших школьников реализация дифференцированного подхода будет иметь следующие особенности:

    • Обеспечение содержательной и методической преемственности, выбор оптимальных условий обучения.
    • Обеспечение оптимального сочетания двух образовательных парадигм: аффективно – эмоционально – волевой и когнитивной.
    • Овладение <span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442_0020_0441_0020_043e_0442_0441_0442_0443_043f_043e_043c__Char" style="

Информация о работе Проблема готовности ребенка к школе