Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:36, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение характерных особенностей гуманизации и гуманитаризации воспитания и обучения в современном мире.
Основные задачи: выявить главное содержание гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания, раскрыть смысл данных понятий;
определить цели и значение гуманизации и гуманитаризации в современных школах.
Объектом курсовой работы является гуманитарное образование.
Предметом курсовой работы является процесс гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания.
Введение.
Понятие и суть гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания.
Смысл и содержание термина «гуманизация».
Цель гуманизации обучения и воспитания.
Пути достижения цели гуманизации в школах.
Значение гуманизации образования и воспитания в современном мире.
Содержание и цели гуманитаризации образования.
Взаимосвязь гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания как условие успешного развития личности школьника.
Заключение.
Список использованной литературы.
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина
(факультет истории и международных отношений,
направление «Педагогическое образование с профилем «История»
Курсовая работа по педагогике на тему:
«Проблема гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания».
зав. кафедрой педагогики и педагогических технологий
Гребенкина Л.К.
Курсовая работа на тему: Проблема гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания.
Содержание
Заключение.
Список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ.
Среди всех проблем современного образования гуманизация и гуманитаризация по своей роли и по своему значению занимают важное место. В культуре техногенного общества утверждается культ массового потребления, обогащения, многообразных развлечений, нарастает тенденция дегуманизации духовной культуры, утратой ее исходных смыслов и функций, связанных с высшими ценностями, стремлением к духовной жизни. Гуманистические идеи актуальны, так как они, как правило, характеризуют прогрессивное общество. В последнее время большинство проблем содержания образования в основном сводится к необходимости его гуманитаризации. Актуальность этого объясняется сильной тенденцией современного образования дать человеку, прежде всего, точно-научные знания, необходимые для одного конкретного вида деятельности. Актуальность гуманизации и гуманитаризации актуальна еще и потому, что в современных условиях возникает задача подготовки специалистов, которые могут анализировать проблемы современной жизни общества. В "Национальной доктрине образования в РФ", определяющей приоритет ценностей, стратегию и основные направления развития образования, подчеркивается важность создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов.
Цель курсовой
работы: изучение характерных
Основные задачи:
выявить главное содержание
определить цели и значение гуманизации и гуманитаризации в современных школах.
Объектом курсовой работы является гуманитарное образование.
Предметом курсовой работы является процесс гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания.
2. Понятие и суть гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания.
2.1 Смысл и содержание термина «гуманизация».
Для определения понятия термина «гуманизация» необходимо обратиться к таким терминам,как «гуманизм», «гуманный», «гуманность».
Гуманизм – это совместность
взглядов и идей, которые утверждают
человека как наивысшую ценность
и провозглашают такие
Гуманизация является производным от всех перечисленных терминов, таким образом, можно сделать вывод о том, что гуманизация обучения и воспитания – это педагогическая система, которая направлена, прежде всего, на обращение учебного процесса на развитие личности школьника, развития и актуализации его способностей и навыков. Гуманизация образования включает в себя уважение и признание прав учащихся, принятие их как личности, обеспечение такими знаниями, которые помогут им включиться в самостоятельную жизнь и овладеть профессиональными навыками. Это предполагает под собой наличие в каждых образовательных учреждениях квалифицированных кадров. Гуманизация также представляет собой совокупность философских, социологических, психологических и педагогических взглядов, которая определяет цели и задачи учебных заведений при подготовке будущих специалистов, потому что, если учитель не являет собой творческую личность, то у него не получится сформировать такую личность у учащегося. Гуманизация образования большинством исследователей признается как создание условий, которые направлены на развитие и раскрытие умений и способностей человека, его самореализацию. В основе этого лежит уважение и вера в человека, выявление целей, организации, содержания и средств его жизнедеятельности, а еще характер взаимодействия с окружающими людьми, в целом - средой.
Чтобы ответить на вопрос, что такое гуманизация и что она собой представляет, необходимо обратиться к педагогической литературе. Там можно найти следующие определения:
2.2 Цель гуманизации обучения и воспитания.
Гуманизация помещает человеческую личность в центр процесса воспитания и обучения как основную цель.
Как отмечает М. Кольчугина:
«Система ценностей и основополагающие
ориентиры, которые некогда вошли
в менталитет нации и являлись
составными частями его генофонда,
были разрушены. Негативную роль сыграл
грубый просчет реформаторов- |
Именно из-за этого назрела важная необходимость сделать попытку восстановить данную систему ценностей посредством гуманизации воспитания и образования будущего поколения. |
Вследствие выше сказанного процесс гуманизации образования и воспитания должен достигать такую основную цель, как: дальнейшее развитие российского общества и человека. Цель гуманизации в образовании содержит внешнюю и внутреннюю установку. Внешняя состоит в способствовании жизнеобеспечения общества при данных конкретно-исторических условиях, в развитии его общей культуры, в укреплении морально-нравственных устоев. Внутренняя – учитывает тот факт, что в современном быстро меняющемся мире знания, умения и навыки -явления неустойчивые, они в достаточной мере быстро утрачивают должное им стабильное соответствие реальным явлениям и процессам. Выпускник образовательного учреждения должен быть не только «держателем» акций-знаний, но и активным творческим пользователем. Ему необходимо овладеть не только способами и методами постоянного их обновления, но и умениями преодолевать отжившие свое время шаблоны и стереотипы мышления и действий. Приоритетом гуманизации образования является общеразвивающий эффект, сохранение психического и физического здоровья участников образовательного процесса. С целевыми установками гуманизации образования тесно связаны принципы, предложенные российским педагогом А. В. Петровским. Он выделяет следующие принципы гуманизации процесса обучения: познание обучаемым себя как человека; совпадение интересов обучаемого с общечеловеческими интересами; недопустимость использования в педагогическом процессе средств, способных спровоцировать обучаемого на антисоциальные проявления; предоставление обучаемому в педагогическом процессе необходимого общественного простора для наилучшего проявления своей индивидуальности; «очеловечивание» обстоятельств в педагогическом процессе; определение качеств формирующейся личности обучаемого, его образованности и развития в зависимости от качества самого педагогического процесса. |
Следует отметить, что гуманной школой можно считать ту школу, которая благоприятствует формированию человека, обладающего следующими немаловажными качествами, такими как: уважение прав и личности ребенка, постоянная поддержка и способность оказать помощь в любую минуту, отзывчивость и взаимопонимание, любовь к людям в целом. Гуманная школа ставит своей главной целью обратить внимание учителя на воспитание целостной личности, готовой максимально реализовать свои способности и осознанно делать выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Это требует особой подготовки педагога, знающего и умеющего использовать вариативные технологии саморазвития.
В практическом плане перед образовательной системой поставлена сложнейшая задача - определить пути развития, позволяющие сбалансировать интересы личности, общества и государства. Конструирование системы образования, отвечающей гуманистическим нормам и идеалам может решить поставленную задачу. Практически это означает, что государство должно гарантировать своим гражданам реализацию гуманистических прав и свобод в области получения образования и занятость в соответствии с полученной профессией.
К гуманистическим аспектам системы образования можно отнести приоритетность интересов ученика по отношению к учителю и школе. Школьник должен иметь право на творчество, осознанный выбор образовательной траектории, право на ошибку, коллективное обсуждение проблем, анализ причин возникновения ошибок и неточностей. Такой подход делает процесс учения личностно-значимым и мотивированным.
Гуманизация образования рассматривается как создание условий для: личностно-ориентированного подхода в обучении; равноправного с учителем участия ученика в учебном процессе; сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса; формирования ключевых компетенций на всех этапах обучения и функциональной грамотности выпускника школы.
2.3 Пути достижения целей гуманизации в школах.
Конкретные пути реализации гуманизации образования в разных типах учебных заведений ученые видят в следующем:
1. Гуманизация целей образования- формирование свободного, развитого высоконравственного, творчески активного, социально зрелого человека.
2. Гуманизация содержания образования - реализация принципа историзма, показ эволюции человеческих знаний о природе, обществе и мышлении включение в содержание образования этапов становления и развития общечеловеческих ценностей, гуманистических взглядов мыслителей и ученых в создании духовной культуры всего человечества.
3. Гуманизация методов обучени
4.Гуманистически - ориентированный подход к определению организационных форм учебных занятий, к проверке, учету и оценке знаний, умений обучаемых.
5.Гуманистический подход к фор
В настоящее время в области гуманизации образования накоплен определенный опыт отечественных педагогов-исследователей (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, Н.Ф. Виноградова, Л.В. Занков, В.П. Зинченко, Н.Б. Истомина, В.В. Краевский, Л.Г. Петерсон и др.). Разработаны авторские программы и учебно-методические комплексы. Сформированы модели воспитательной деятельности, преследующие цель формирования гуманной личности (Т.Н. Ковалева, В.А. Караковский, М.П. Щетинин, Г.И. Щукина, Е.Я. Ямбург и др.). Расширены представления о возможностях образовательных технологий (А.С. Границкая, В.В. Гузеев, А.А. Плигин и др.)
Вместе с тем, теория и практика обучения в школе не всегда отвечает реальным потребностям личности ученика. На качество образования и состояние здоровья школьника негативно влияют такие факторы, как интенсификация обучения, нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным особенностям учащихся.
Представители гуманистической психологии считают, что учитель, стремящийся к обучению, центрированному на ученике, должен придерживаться таких правил в педагогическом общении:
1. Демонстрирование доверия детям.
2. Предоставление помощи детямв формулировке целей, стоящих перед группами и индивидуумом.
3. Исходить из того, что у детей есть мотивация к учению.
4. Выступать для учащихся в роли источника опыта по всем вопросам.
5. Обладать эмпатией - способностью понимать, чувствовать внутреннее состояние, личность ученика и принимать его.
6. Быть активным участником группового взаимодействия.
7. Открыто выражать свои чувства в группе, уметь придать личностную окраску преподаванию.
8. Владеть стилем неформального теплого общения с учениками.
9.
Обладать положительной
В рамках такого подхода на Западе, особенно в США, создано огромное количество пособий для родителей, учителей, руководств по самопознанию и самовоспитанию. Гуманистическому подходу обучают студентов педвузов, родителей - в центрах помощи родителям.
Принцип гуманизации требует:
Гуманного отношения к личности воспитанника;
Уважения прав и свобод;
Предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;
Информация о работе Проблема гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания