Проблема гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение характерных особенностей гуманизации и гуманитаризации воспитания и обучения в современном мире.
Основные задачи: выявить главное содержание гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания, раскрыть смысл данных понятий;
определить цели и значение гуманизации и гуманитаризации в современных школах.
Объектом курсовой работы является гуманитарное образование.
Предметом курсовой работы является процесс гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания.

Содержание работы

Введение.
Понятие и суть гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания.
Смысл и содержание термина «гуманизация».
Цель гуманизации обучения и воспитания.
Пути достижения цели гуманизации в школах.
Значение гуманизации образования и воспитания в современном мире.
Содержание и цели гуманитаризации образования.
Взаимосвязь гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания как условие успешного развития личности школьника.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Problema_gumanizatsii_i_gumanitarizatsii_obuchenia.docx

— 43.70 Кб (Скачать файл)

Федеральное бюджетное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Рязанский государственный  университет имени С.А. Есенина

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Никитина Анастасия Владимировна 
                  (факультет истории и международных отношений,

направление «Педагогическое образование с  профилем «История» 

                                              2 курс, группа «1102»)

 

Курсовая  работа по педагогике на тему:

«Проблема гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания».

 

                                                                 Научный руководитель: д.п.н., профессор,

зав. кафедрой педагогики и педагогических технологий

Гребенкина Л.К.

 

 

                                                  Рязань, 2013.  

 

 

Курсовая работа на тему: Проблема гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания.

Содержание

  1. Введение.
  2. Понятие и суть гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания.
    1. Смысл и содержание термина «гуманизация».
    2. Цель гуманизации обучения и воспитания.
    3. Пути достижения цели гуманизации в школах.
    4. Значение гуманизации образования и воспитания в современном мире.
    5. Содержание и цели гуманитаризации образования.
  3. Взаимосвязь гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания как условие успешного развития личности школьника.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

ВВЕДЕНИЕ.

Среди всех проблем современного образования гуманизация и гуманитаризация по своей роли и по своему значению занимают важное место. В культуре техногенного общества утверждается культ массового потребления, обогащения, многообразных развлечений, нарастает тенденция дегуманизации духовной культуры, утратой ее исходных смыслов и функций, связанных с высшими ценностями, стремлением к духовной жизни.  Гуманистические идеи актуальны, так как они, как правило, характеризуют прогрессивное общество.  В последнее время большинство проблем содержания образования в основном сводится к необходимости его гуманитаризации. Актуальность этого объясняется сильной тенденцией современного образования дать человеку, прежде всего, точно-научные знания, необходимые для одного конкретного вида деятельности. Актуальность гуманизации и гуманитаризации актуальна еще и потому, что в современных условиях возникает задача подготовки специалистов, которые могут анализировать проблемы современной жизни общества. В "Национальной доктрине образования в РФ", определяющей приоритет ценностей, стратегию и основные направления развития образования, подчеркивается важность создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов.

   Цель курсовой  работы: изучение характерных особенностей  гуманизации и гуманитаризации воспитания и обучения в современном мире.

   Основные задачи: выявить главное содержание гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания, раскрыть смысл данных понятий;

определить цели и  значение гуманизации и гуманитаризации в современных школах.

Объектом курсовой работы является гуманитарное образование.

Предметом курсовой работы является процесс гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания.

 

2. Понятие и суть гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания.

 

2.1 Смысл и содержание  термина «гуманизация».

 

Для определения понятия  термина «гуманизация» необходимо обратиться к таким терминам,как  «гуманизм», «гуманный», «гуманность».

Гуманизм – это совместность взглядов и идей, которые утверждают человека как наивысшую ценность и провозглашают такие принципы, как справедливость, равенство, человеколюбие, человечность, уважение  к личности человека. Более правильной  трактовкой гуманизма можно признать основополагающий принцип, теоретически сформулированный и блестяще воплощенный в жизнь А. С. Макаренко: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». В этом определении выражены два существенных признака гуманизма: во– первых, уважение к личности и ее права не могут рассматриваться в отрыве от ответственности, так как подлинная личность начинается с осознания ею своих обязанностей и ответственности перед государством, семьей, другими людьми; во – вторых, предъявление высокого уровня требований к личности служит стимулом ее развития, что должно являться как целью самой личности, так и целью подлинно гуманной системы воспитания. В свою очередь термин «гуманный» представляет собой человечный, милостивый, человечественный, а «гуманность» - уважение к людям,  система установок личности на социальные объекты, которая обусловлена нравственными ценностями и нормами.

Гуманизация является производным от всех перечисленных терминов, таким образом, можно сделать вывод о том, что гуманизация обучения и воспитания – это педагогическая система, которая направлена, прежде всего, на обращение учебного процесса  на развитие личности  школьника,  развития и актуализации его способностей и навыков.  Гуманизация образования включает в себя уважение и признание прав учащихся,  принятие их как личности, обеспечение такими знаниями, которые помогут им включиться в самостоятельную жизнь и овладеть профессиональными навыками.  Это предполагает под собой наличие в каждых образовательных учреждениях квалифицированных кадров. Гуманизация также представляет собой совокупность философских, социологических, психологических и педагогических взглядов, которая определяет цели и задачи учебных заведений при подготовке будущих специалистов, потому что, если учитель не являет собой творческую личность, то у него не получится сформировать такую личность у учащегося. Гуманизация образования большинством исследователей признается  как создание условий,  которые направлены на развитие и раскрытие умений и способностей человека,  его самореализацию. В основе этого лежит уважение и вера в человека, выявление целей, организации, содержания и  средств  его жизнедеятельности, а еще характер взаимодействия с окружающими людьми, в целом - средой.

 Чтобы  ответить на вопрос, что такое  гуманизация и что она собой представляет, необходимо обратиться к педагогической литературе. Там можно найти следующие определения:

    • гуманизация образования – это признание ценности конкретного ученика;
    • гуманизация образования – это создание благоприятных условий, которые направлены на очеловечивание обстоятельств школьной жизни, на развитие и раскрытие способностей ученика, его самореализацию;
    • гуманизация образования – это многоплановый и многофакторный процесс; 
    • гуманизация образования – это обретение учащимися целостной смысловой картины современного мира;
    • гуманизация образования – это нравственная и духовная ориентация практической педагогики на систему адекватных нравственных ценностей, ядром которой является ученик как личность; 
    • гуманизация образования – это многоплановый социальный процесс, включающий в себя также и широкий спектр нравственных проблем, связанных с личностью учителя; 
    • гуманизация образования – это процесс перехода от авторитарной системы отношений к системе нравственных гуманистических отношений; 
    • гуманизация образования – это личностно ориентированная педагогическая практика, суть которой проявляется в том, что гуманизм и свобода учителя, за реализацию которых он несет ответственность, приобретает для него смысл через развитие у ребенка способности присваивать гуманистические ценности, через становление у него свободы как творческой силы в созидании ценностей. Гуманизация образования личностна, но направлена социально.

 

2.2 Цель гуманизации обучения и воспитания.

Гуманизация помещает человеческую личность в центр процесса воспитания и обучения  как основную цель.

Как отмечает М. Кольчугина: «Система ценностей и основополагающие ориентиры, которые некогда вошли  в менталитет нации и являлись составными частями его генофонда, были разрушены. Негативную роль сыграл грубый просчет реформаторов-радикалов  в вопросах воспитания...».

Именно из-за этого назрела  важная необходимость сделать попытку  восстановить данную  систему ценностей посредством гуманизации воспитания и образования будущего поколения.

Вследствие выше сказанного процесс гуманизации образования и воспитания должен достигать такую основную цель, как: дальнейшее развитие российского общества и человека.

Цель гуманизации в образовании содержит внешнюю и внутреннюю установку. Внешняя состоит в способствовании жизнеобеспечения общества при данных конкретно-исторических условиях, в развитии его общей культуры, в укреплении морально-нравственных устоев. Внутренняя – учитывает тот факт, что в современном быстро меняющемся мире знания, умения и навыки -явления неустойчивые, они в достаточной мере быстро утрачивают должное им стабильное соответствие реальным явлениям и процессам. Выпускник образовательного учреждения должен быть не только «держателем» акций-знаний, но и активным творческим пользователем. Ему необходимо овладеть не только способами и методами постоянного их обновления, но и умениями преодолевать отжившие свое время шаблоны и стереотипы мышления и действий. Приоритетом гуманизации образования является общеразвивающий эффект, сохранение психического и физического здоровья участников образовательного процесса.

С целевыми установками гуманизации образования тесно связаны принципы, предложенные российским педагогом А. В. Петровским. Он выделяет следующие принципы гуманизации процесса обучения: познание обучаемым себя как человека; совпадение интересов обучаемого с общечеловеческими интересами; недопустимость использования в педагогическом процессе средств, способных спровоцировать обучаемого на антисоциальные проявления; предоставление обучаемому в педагогическом процессе необходимого общественного простора для наилучшего проявления своей индивидуальности; «очеловечивание» обстоятельств в педагогическом процессе; определение качеств формирующейся личности обучаемого, его образованности и развития в зависимости от качества самого педагогического процесса.


Следует отметить, что гуманной школой можно считать ту школу, которая благоприятствует формированию человека, обладающего следующими немаловажными качествами, такими как: уважение прав и личности ребенка, постоянная поддержка и способность оказать помощь в любую минуту, отзывчивость и взаимопонимание, любовь к людям в целом. Гуманная школа ставит своей главной целью обратить внимание учителя на воспитание целостной личности, готовой максимально реализовать свои способности и осознанно делать выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Это требует особой подготовки педагога, знающего и умеющего использовать вариативные технологии саморазвития.

В практическом плане перед образовательной  системой поставлена сложнейшая задача - определить пути развития, позволяющие  сбалансировать интересы личности, общества и государства. Конструирование  системы образования, отвечающей гуманистическим нормам и идеалам может решить поставленную задачу. Практически это означает, что государство должно гарантировать своим гражданам реализацию гуманистических прав и свобод в области получения образования и занятость в соответствии с полученной профессией.

К гуманистическим аспектам системы  образования можно отнести приоритетность интересов ученика по отношению к учителю и школе. Школьник должен иметь право на творчество, осознанный выбор образовательной траектории, право на ошибку, коллективное обсуждение проблем, анализ причин возникновения ошибок и неточностей. Такой подход делает процесс учения личностно-значимым и мотивированным.

Гуманизация образования рассматривается как создание условий для: личностно-ориентированного подхода в обучении; равноправного с учителем участия ученика в учебном процессе; сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса; формирования ключевых компетенций на всех этапах обучения и функциональной грамотности выпускника школы.

 

2.3 Пути достижения целей  гуманизации в школах.

Конкретные пути реализации гуманизации образования в разных типах учебных заведений ученые видят в следующем:

1. Гуманизация целей образования- формирование свободного, развитого высоконравственного, творчески активного, социально зрелого человека.

2. Гуманизация содержания образования - реализация принципа историзма, показ эволюции человеческих знаний о природе, обществе и мышлении включение в содержание образования этапов становления и развития общечеловеческих ценностей, гуманистических взглядов мыслителей и ученых в создании духовной культуры всего человечества.

3. Гуманизация методов обучения - гуманистический подход к организации учебно-позновательной  деятельности учащихся, как субъекта учебного процесса. Разработка личностно-ориентированной технологии обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, в средних и высших учебных заведениях. Видение учителем ученика, как полноправного члена общества со своими определенными целями, способностями и интересами.

4.Гуманистически - ориентированный подход к определению организационных форм учебных занятий, к проверке, учету и оценке знаний, умений обучаемых.

5.Гуманистический подход к формулированию критериев оценки результатов образования. Оценке труда учителей,  преподавателей, воспитателей и образовательных учреждений в целом.

В настоящее время в области  гуманизации образования накоплен определенный опыт отечественных педагогов-исследователей (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, Н.Ф. Виноградова, Л.В. Занков, В.П. Зинченко, Н.Б. Истомина, В.В. Краевский, Л.Г. Петерсон и др.). Разработаны авторские программы и учебно-методические комплексы. Сформированы модели воспитательной деятельности, преследующие цель формирования гуманной личности (Т.Н. Ковалева, В.А. Караковский, М.П. Щетинин, Г.И. Щукина, Е.Я. Ямбург и др.). Расширены представления о возможностях образовательных технологий (А.С. Границкая, В.В. Гузеев, А.А. Плигин и др.)

Вместе с тем, теория и практика обучения в школе не всегда отвечает реальным потребностям личности ученика. На качество образования и состояние  здоровья школьника негативно влияют такие факторы, как интенсификация обучения, нерациональная организация  учебного процесса, несоответствие методик  обучения возрастным особенностям учащихся.

Представители гуманистической психологии считают, что учитель, стремящийся  к обучению, центрированному на ученике, должен придерживаться таких правил в педагогическом общении:

1. Демонстрирование доверия детям.

2. Предоставление помощи  детямв  формулировке  целей, стоящих перед группами и индивидуумом.

3. Исходить из того, что у детей  есть мотивация к учению.

4. Выступать для учащихся в роли источника опыта по всем вопросам.

5. Обладать эмпатией - способностью понимать, чувствовать внутреннее состояние, личность ученика и принимать его.

6. Быть активным участником группового взаимодействия.

7. Открыто выражать свои чувства  в группе, уметь придать личностную  окраску преподаванию.

8. Владеть стилем неформального  теплого общения с учениками.

9. Обладать положительной самооценкой,  проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

В рамках такого подхода на Западе, особенно в США, создано огромное количество пособий для родителей, учителей, руководств по самопознанию и самовоспитанию. Гуманистическому подходу обучают  студентов педвузов, родителей - в  центрах помощи родителям.

Принцип гуманизации требует:

Гуманного отношения к личности воспитанника;

Уважения  прав и свобод;

Предъявления  воспитаннику посильных и разумно  сформулированных требований;

Информация о работе Проблема гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания