Проблема гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение характерных особенностей гуманизации и гуманитаризации воспитания и обучения в современном мире.
Основные задачи: выявить главное содержание гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания, раскрыть смысл данных понятий;
определить цели и значение гуманизации и гуманитаризации в современных школах.
Объектом курсовой работы является гуманитарное образование.
Предметом курсовой работы является процесс гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания.

Содержание работы

Введение.
Понятие и суть гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания.
Смысл и содержание термина «гуманизация».
Цель гуманизации обучения и воспитания.
Пути достижения цели гуманизации в школах.
Значение гуманизации образования и воспитания в современном мире.
Содержание и цели гуманитаризации образования.
Взаимосвязь гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания как условие успешного развития личности школьника.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Problema_gumanizatsii_i_gumanitarizatsii_obuchenia.docx

— 43.70 Кб (Скачать файл)

Уважения  к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять  предъявляемые требования;

Уважения  права человека быть самим собой;

Доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

Ненасильственного формирования требуемых качеств;

Отказа  от физического и других унижающих  честь и достоинство личности наказаний;

Признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые  по каким-то причинам противоречат ее убеждениям.

О том, создана ли гуманистическая  реальность в образовательном учреждении, принято судить исключительно по содержанию ценностного компонента его образовательного пространства. Так, исследователь Е. А. Александрова считает, что определению, насколько  гуманистическая парадигма реально  влияет на образовательное пространство ребенка и школы, насколько оно истинно гуманно, целесообразно судить по совокупности нескольких критериев:

Сфера «Общение» - результативность педагогически  организованного моделирования  ситуаций внутри- межличностного общения, выбора стиля общения, способов решения проблем и выхода из конфликтной ситуации, социального статуса   в социуме.

Сфера « Образование ребенка  вне стен школы»-реальная возможность выбора им базы для выполнения учебных проектов, деятельность кружков, студий, секций, тематики экскурсий и т.д.   

В сфере «Внеурочные занятия  в общеобразовательном учреждении»-возможность выбора ребенком тех творческих прикладных проектов, имеющих личную и социальную значимость, возрастание уверенности педагогов и родителей в силе ребёнка.     

В сфере «Учебные занятия в образовательном  учреждении»-показателем служат наличие традиций совместного педагогического и родительского обсуждения и предоставление ребёнку право выбора темпа и уровня глубины изучения материала, тем проектов, источников информации и т. д. Учитывается и умение ребёнка вести график учета индивидуальных и образовательных достижений, планировать и реализовывать индивидуальную образовательную траекторию.     

Вторичными, но не менее важными. Являются критерии реальности гуманистических  отношений и соответствующих  методов и форм воспитания и обучения в образовательном пространстве школы, которые она тоже классифицирует, выделяя

- ценностный компонент ( открытость, паритетность и толерантность взаимодействия субъектов) и т.д.;

- личностный компонент должен  включать детей, родителей, педагогов  и других сотрудников;

- процессуальный компонент;

- содержательный компонент;

- эмоциональный компонент.                  

Гуманистическая реальность, по мнению Е.А.Александровой,  «станет таковой только в том случае, если она войдет в сознание субъектов образовательного пространства. поколения, но и взрослых граждан.»

Для реализации гуманистического обучения и воспитания студентов  от педагогов требуется соблюдение следующих принципов:

  • постоянное изучение и точное знание индивидуальных особенностей (темперамент, характер, взгляды и др.),
  • диагностирование и познание реального уровня сформированности важнейших личностных качеств (образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни и труду, ценностные ориентации, жизненные и производственные планы и др.),
  • постоянное привлечение каждого воспитанника к адекватной для него и нарастающей по сложности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности,
  • своевременное выявление и устранение причин, не позволяющих достижение основной цели,
  • оперативное изменение тактики воспитания в случаях появления новых условий и обстоятельств,
  • максимальная опора на собственную активность личности,
  • сочетание воспитания с самовоспитанием личности,
  • ориентирование студентов в выборе целей, методов, форм самовоспитания,
  • развитие самостоятельности, инициативы, самодеятельности студентов,
  • организация и направление деятельности, ведущей к педагогическому успеху.

 

 2.4 Значение гуманизации образования и воспитания в современном мире.

Проблема гуманизации – это не только проблема семьи и системы образования, это глобальная, общечеловеческая проблема, имеющая широкое философско-антропологическое, социальное и даже политическое значение, так как от ее решения зависит построение общественного развития, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему. Решение проблемы гуманизации общества направлено на то, чтобы экономическое и научно-техническое развитие шло на благо человеку, на создание нравственной гармонии в мире, а также на то, чтобы сам человек имел все возможности для гармонического развития, всестороннего совершенствования, на протяжении всей жизни стремился к нему.

Гуманизация образования и воспитания выполняет социальную и культурную функции: социальная – решение общих социальных проблем; культурная – использование ранее накопленного опыта, повышение уровня развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженное в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых материальных и духовных ценностях для поступательного развития цивилизации. Важно отметить, что гуманизация образования и воспитания имеет черты всеобщего характера (всеобщие ценностные ориентации, общечеловеческие проблемы развития цивилизации, стратегия развития человеческого общества), особенного (специфика процесса гуманизации образования и воспитания как организованного и целенаправленного педагогического процесса в различных образовательных и воспитательных системах) и конкретно-единичного характера, проявляющиеся в конкретных формах, методах и технологиях личностно ориентированного педагогического процесса, учитывающего личностные особенности обучаемых, проявления их склонностей и способностей, реализацию их потребностей и интересов.

Изучение  проблемы гуманизации образования и воспитания в истории педагогики позволяет увидеть в гуманизации эффективное средство, способствующее формированию личности как активного субъекта творческого труда, познания и общения, фактор ее гармонического развития, роста сущностных сил и способностей. Обобщая разные взгляды ученых на гуманизацию образования и воспитания, можно заключить, что гуманизация – это многоплановое социально-нравственное явление духовной жизни общества. В педагогике – это социально-педагогический феномен, который выступает и как педагогическое явление, и как педагогический процесс, и как педагогический принцип, и как педагогическая практика, и как педагогическая проблема, и как направление исследования педагогической действительности.

Принцип гуманизации позволяет развивать систему образования, выявлять все противоречия, стимулировать поиск оптимальных и обоснованных решений, порождающих инновационные типы учебных заведений, нормы, ценности и идеи. Гуманизация образования связывается с отказом от прежних устаревших субъект-объективных отношений и переводом их в субъкт-субъективные, в новую организацию образования и, в частности педагогику сотрудничества. В сфере образования такое явление вызвано еще и появлением принципиально нового понимания идей современного состояния гуманизации педагогического образования как личностно-ориентированной культурной деятельности. Этот новый тип педагогической культуры ориентирован на достоинства человека. В такой культуре ведущей ценностью является ценность личности человека. В центре образовательного процесса находится сам обучаемый, формирование его личности следствием данного конкретного учебного предмета.

Таким образом, в настоящее время  происходит переориентация принципов  самосознания и рефлексии педагогов, вырабатывается новое понимание  гуманизма, где современное состояние  гуманизации педагогического образования обусловливает неограниченный в социокультурном пространстве, демократически организованный педагогический процесс. Основным смыслом такого педагогического процесса становится удовлетворение личностных запросов обучающегося, обогащение его творческого потенциала, роль сущностных сил и способности. Конечно, и мера этого удовлетворения выступает показателем гуманизации общества и личности.

Пробуждающийся процесс гуманизации жизни Российского общества утверждает статус теории личности как концептуальной основы гуманизации образования. «Возвращение» к личности является одной из наиболее значимых тенденций развития гуманистического человекознания. Гуманизация образования составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников. Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического процесса, в котором и педагоги, и воспитанники выступают как субъекты развития своей творческой индивидуальности. Основным смыслом педагогического процесса в этом случае становится развитие личности, качества, мера которого является показателем работы учебных заведений, учителей, всей системы образования.

 

  2.5 Содержание и цели  гуманитаризации образования.

Гуманитаризация влияет на содержание и методы обучения и связана с гуманизацией,однако «гуманитаризацию» необходимо отличать от «гуманизации». Если гуманизация воспитания и обучения является целью формирования личности, то гуманитаризация выступает в качестве средства достижения этого.Согласно педагогическому словарю, гуманитаризация – это система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, таким образом, на формирование личностной зрелости обучаемых. Под культурой в этом случае понимается воспроизводимая при смене поколений система образцов поведения, сознания людей, также предметов и явлений в жизни общества. Гуманитаризация образования – одна из сильных тенденций современного образования, его основание; отражает построение образовательной практики на основе обращения духовного опыта педагога к духовному опыту учащегося и «чужому», общественно-историческому опыту, запечатленному в содержании образования.Гуманитаризация образования заключается в создании новой программы формирования и развития целостного духовного мира человека в условиях супертехногенной цивилизации XXI - го века. В школьной практике используется ряд путей гуманитаризации образования:

  • увеличение числа изученных гуманитарных дисциплин;
  • увеличение продолжительности изучения гуманитарных дисциплин;
  • разработка новых программ по нормативным гуманитарным предметам;
  • выявление гуманитарных аспектов в предметах, раскрывающих основы естественных и  технических наук.

Современное образование  играет ключевую роль в социализации общества, в формировании научно-философского мышления. Значимость гуманитаризации образования очевидна: моральные и культурные нормы поведения, этика, эрудиция, гражданская позиция личности,  политическая культура личности – все это находит свою реализацию в повседневной и профессиональной жизни. Очевидно, что гуманитарное образование – это не только изучение дисциплин гуманитарного цикла, но и формирование новых подходов к пониманию человеческого бытия, взаимосвязи природы и человека, ценностей, сформированных на протяжении всей истории человечества философией, религией и искусством. Гуманитарная культура педагога определяется как совокупность личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентаций и умений. Перед преподавательским составом стоит непростая задача – с одной стороны,  донести до каждого учащегося значимость и неоценимые возможности гуманитарных знаний, которые помогут в будущей профессиональной деятельности; с другой стороны, преподаватель выступает в качестве носителя  концептуального, методологического знания, организатор и режиссер. Преподаватель обязан стремиться к тому, чтобы показать исторически разнообразные культурные традиции человечества. Человечество меняет формы общественной жизни, сферы и виды деятельности, создает материальные и духовные ценности, в которых наиболее ярко воплощено творческое начало человека. Задачей преподавателя является донесение материала не через призму своего восприятия, а наиболее полно представить учения и концепции мировой мысли.

Содержание гуманитаризации образования и педагогики заключается в том, чтобы знания о недопустимости антиобщественного поведения, об опасности преждевременного владения не только некоторыми предметами, но и определенными знаниями закладывались системой образования, педагогикой раньше, чем молодой человек овладевал ими из других источников информации. Безусловно, что и сами источники такой другой информации должны быть полностью под контролем общества, предметом жесткой “педагогической” цензуры. Фактически, объективную задачу гуманитаризации образования и через нее общества в целом следует понимать как задачу обновления баланса между безопасностью общества и стремительным развитием науки и техники, возможными “несчастными” случаями. Только то государство и общество, которые смогут сбалансировать соотношение научно-технического и гуманитарного образования, смогут рассчитывать на ускоренное бескризисное развитие. Поэтому гуманность должна быть первоочередной задачей всего воспитательного процесса.

Информация о работе Проблема гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания