Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 10:02, курсовая работа
Цель работы: Раскрыть сущность индивидуального подхода в дошкольном образовании.
Задачи работы:
◦проанализировать состояние проблемы в теории;
◦раскрыть понятие «индивидуальный подход»;
◦рассмотреть индивидуальные особенности личности ребенка;
◦описать условия, принципы, этапы и технологии индивидуального подхода.
ВВЕДЕНИЕ 3
ЧАСТЬ 1 СУЩНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА 5
1.1 Понятие «индивидуальный подход» 5
1.2 Отличие понятий «индивидуальный подход», «дифференцированный подход», «персонификация воспитания» 6
1.3 Проблема индивидуального подхода в трудах великих педагогов 8
1.4 Особенности индивидуального подхода 10
ЧАСТЬ 2 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА 12
2.1 Учет индивидуальных особенностей 12
2.2 Индивидуальные особенности личности ребенка 13
ЧАСТЬ 3 ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА 17
3.1 Условия осуществления индивидуального подхода 17
3.2 Принципы индивидуальной работы 18
3.3 Этапы индивидуальной работы 19
3.4 Единство осуществления индивидуального подхода в детском саду и семье 22
3.5 Технология индивидуального подхода 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 30
Проблема
индивидуального подхода в
ОГЛАВЛЕНИЕ
Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств – входит в круг проблем современного общества.
Так уж устроена природа, что в ней никогда не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых существ, даже если это существа одного вида. Что уж говорить о людях: в человеческом обществе каждый индивидуален и неповторим. Только что появившийся на свет кроха не только одарен от природы уникальным набором генов, но и с пеленок проходит свой, особый путь развития.
Усиление
гуманистических и
Педагог стоит между личностью воспитуемого и обществом, поэтому он должен очень тонко относиться к воспитанию ребёнка. В этом случае, на смену массовых воспитательных мероприятий приходит педагогика тонкого индивидуального подхода. Прогрессивные педагоги во все времена уделяли внимание вопросу об индивидуальном подходе к детям. Этой проблемой занимались такие великие люди как Сократ, Я.А. Каменский, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Р. Оуэн, К.Д. Ушинский, Л.Н, Толстой, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие.
Специалисты по детскому воспитанию и развитию считают, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через "внутренние условия", без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс. "Всемерная поддержка индивидуальности ребёнка признаётся одним из основополагающих моментов всего дошкольного образования: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности ребёнка, раскрываться его особенные, уникальные способности"1.
В
данной работе рассматриваются теоретические
аспекты индивидуального
Цель работы: Раскрыть сущность индивидуального подхода в дошкольном образовании.
Задачи работы:
Для осуществления задач применялись методы теоретического анализа психолого-педагогической и методологической литературы, по проблеме применения индивидуального подхода в дошкольном образовании.
В Российской педагогической энциклопедии дается такое определение: "Индивидуальный подход в воспитании - осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и др.) в значительной степени влияющих на поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательского процесса по отношению к каждому ребенку. Индивидуальный подход может применяться для поощрения или подавления тех или иных особенностей поведения и свойств личности конкретного ребенка"2.
Похожее определение приводится и в психологическом словаре: "Индивидуальный подход - важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка"3.
Индивидуальный подход – психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе надо учитывать личностные особенности и условия жизни каждого обучаемого. В индивидуальном подходе находит свое выражение гуманное отношение к людям, понимание их как исключительных ценностей. Успешное осуществление индивидуального подхода предполагает: глубокое изучение личности, ее деятельности и индивидуальных особенностей; определение ближайших конкретных и более отдаленных целей и задач формирования у обучаемого тех или иных качеств (или преодоления недостатков); применение принципов, методов, средств и приемов педагогического воздействия соответственно задачам воспитания и обучения данной личности с учетом ее особенностей и деятельности; анализ результатов применения педагогических воздействий к тому или иному обучаемому. Важное значение для осуществления индивидуального подхода имеет знание и учет трудностей, ошибок, недостатков и успехов каждого в воспитательной и образовательной деятельности.4
Индивидуальный подход — это уважительно-активное, целеустремленное и наиболее целесообразное для конкретного ребенка применение различных воздействий. Поддерживая стремление ребенка к самореализации и самоутверждению, педагог может способствовать развитию у него необходимых личностных качеств, овладению знаниями, навыками, умениями.5
Следует различать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Дифференциация обучения - это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные группы6.
Не стоит путать также индивидуальное обучение и индивидуальный подход к обучению. Если первый предполагает систему «Педагог - ученик», то во втором случае педагог занимается с группой учащихся, но при этом учитывает особенности каждого ребенка в отдельности.
Последнее время педагоги стали употреблять наряду с термином индивидуальный подход такое понятие как персонификация воспитания. Под персонификацией понимается «сложный и противоречивый процесс взаимодействия информационного содержания социализирующих и регулирующих факторов с различными типами социально-психических и идеологических процессов, свойств и отношений, образующих целостный личностный модус человека (потребности, интересы, убеждения, стремления)»7.
Говоря проще, все внешние социализирующие личность факторы (средовые и воспитательные воздействия) способствуют ее развитию и формированию только тогда, когда они взаимодействуют с внутренними механизмами ее собственной активности в работе над собой, а именно: с ее потребностями, мотивами, интересами, убеждениями, и оказывают на них положительное влияние.
Развитие личности, будучи многофакторным процессом, требует постоянного изучения и умелого учета педагогических воздействий всех факторов, которые сказываются на этом развитии. Только опираясь на положительные средовые влияния, природные задатки и способности учащихся и нейтрализуя негативные влияния, воспитание в состоянии играть действительно определяющую роль в формировании личности. Обеспечивая высокий уровень развития учащихся, воспитание ни в коем случае не может допускать нивелировки и уравниловки в их личностном формировании. Его важнейшей задачей является выполнение и всемерное развитие положительного потенциала каждой личности, ее природных задатков, способностей и склонностей, которые в своей совокупности определяют формирование ее своеобразия и индивидуальности. 8
Проблема индивидуального подхода в воспитании имеет длительную историю развития. Еще великий чешский педагог Ян Амос Коменский создал педагогическую систему, в которой разработал дидактические основы (содержание и методы) образования и воспитания. В педагогической системе Коменского учитываются индивидуальные особенности детей и показываются способы их выявления путем систематических наблюдений. Он видел организацию индивидуальной работы в сочетании с коллективной. Педагогически труды Коменского не утратили своей актуальности и в наше время.
Замечательный русский педагог К.Д. Ушинский разработал обширную методику приёмов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек, но в то же время высказывал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребёнку нельзя дать каких-то определённых советов и рецептов. Тем самым он подчеркнул творческий характер проблемы, предложив воспитателю самому выбирать из имеющегося арсенала педагогических средств те, что наиболее помогут ему подойти к данному ребёнку в данной ситуации. Он подчеркивал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»9. До сегодняшних дней идеи К.Д. Ушинского привлекают внимание педагогов, когда обсуждаются сочетания коллективных и индивидуальных форм работы на уроке.
Немалый вклад в развитие вопроса об индивидуальном подходе к детям внесли революционные демократы А.И. Герцен и В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Что особенно важно, они рассматривали вопрос об индивидуальности человека, о развитии его задатков, о воспитании стойкости в связи с общими задачами подготовки людей, способных вести решительную борьбу с общественным злом, крепостничеством.
А.С. Макаренко, нацеливаясь на необходимость индивидуального подхода в воспитании, писал: «Мы ожидаем, когда ученик совершит тот или иной проступок, и тогда начинаем его «воспитывать». Ученик, не совершающий проступков, нас не занимает, куда он идет, какой характер развивается в кажущемся его внешнем порядке - мы не знаем и узнавать не умеем». Таким образом, он подчеркивал важность знания индивида для прогнозирования пути его развития10. Критически используя педагогическое наследие прошлого, выдающиеся педагоги Н.К. Крупская и А.С. Макаренко разработали теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям.
При этом Н.К. Крупская считала особенно важным изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей. Развитие индивидуальных качеств каждого ребёнка она рассматривала как обязательное и необходимое условие его всестороннего развития.
А.С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Именно А.С. Макаренко разработал и внедрил в жизнь педагогику «прикосновение к личности», правда, применял её к трудновоспитуемым детям уже школьного возраста. Придавая большое значение индивидуальному подходу, А.С. Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы.11
Проблема
индивидуального подхода к
Вопрос об индивидуальном подходе к детям занимает значительное место в трудах и других советских педагогов. Е.А. Аркин говорит об индивидуальном подходе к дошкольникам в физическом воспитании, Р.И. Жуковская - в игровой деятельности, А.П. Усова - в процессе обучения и умственного развития детей на занятиях. В произведениях Е.А. Флёриной, Н.А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной рассматриваются методы и приёмы индивидуального подхода к детям в развитии их творческих способностей и дарований. Я.И. Ковальчук считал, что индивидуальный подход к детям дошкольного возраста оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребёнка, если он осуществляется в определённой системе: изучение проявлений ребёнка, установление причины формирования особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, чётких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребёнку в общей педагогической работе со всеми детьми. При этом необходимо помнить, что индивидуальный подход имеет смысл только при всестороннем, моральном и нравственном развитии личности ребёнка.13
Индивидуальный подход в обучении ориентируется на индивидуально-психологические особенности ребенка, строится с учётом этих особенностей.
Информация о работе Проблема индивидуального подхода в дошкольном образовании