Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 19:46, реферат
Описание работы
Моральная ответственность характеризует личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований Моральная ответственность педагога - личностное качество, которое заключается в осознании морального необходимости выполнения социальных норм (в частности, личностных), а также способность индивида адекватно воспринимать справедливую оценку совершаемых поступков, самооцинюваты собственные действия с позиций гуманности и чистой совестью.
Моральная ответственность
характеризует личность с точки зрения
выполнения ею нравственных требований
Моральная
ответственность педагога - личностное
качество, которое заключается в осознании
морального необходимости выполнения
социальных норм (в частности, личностных),
а также способность индивида адекватно
воспринимать справедливую оценку совершаемых
поступков, самооцинюваты собственные
действия с позиций гуманности и чистой
совестью.
В перспективном
аспекте моральная ответственность
- это осознание личностью современного
и будущего развития нации и человечества,
а также целенаправленной, свободной деятельности
человека Педагог учебного заведения
морально отвечает за творческое овладение
знаниями, самосовершенствования, самореализации
своих сил и способностейй.
В ретроспективном
аспекте моральная ответственность
представляет ответственность, отражает,
как правило, социально-правовые действия
в отношении личности за прошедшие поведение,
поступки, нарушения им требований социально-этических,
правововых и профессиональных норм В
этом смысле ответственность играет двойную
роль: является способом реагирования
общества, руководства образования на
негативные действия конкретного педагога
и средством предотвращения возмож ресниц
негативному поведению этой или других
личностей в будущейу.
В философии Древней Греции
существовали различные подходы к пониманию
сущности ответственности Так, Демокрит
высказал мнение о том, что моральная ответственность
является регулятором поведения человека
Он считал, что в ответственность не врожденное
качество и не Божья благодать, а продукт
культуры, результат социализации, воспитанияня.
Воспитание должно осуществляться
через обучение, любознательность детей,
юношей и девушек Это не значит, что основное
для человека - много знать, но образование
должно быть всесторонней Очень важно
в процессе обучения и и воспитания учитывать
природу ребенка Родителям, учителям нужно
формировать ответственность у детей
с раннего возраста Важную роль в этом
процессе играет трудовое воспитание,
пример старших Если дети не придерживаются
его, то развиваются аморальноально.
Для Сократа моральная ответственность
личности является неотъемлемой характеристикой
индивида, как и добродетель, благо, справедливость
Ответственность в воспитании и обучении
предоставляет смысла деятельности осо
обистости: ее цели, потребностям, интересам,
мотивам, результатам Ведь, по Сократу,
первая обязанность гражданина - иметь
глубокие знания, собственные убеждения,
мнения Однако эти убеждения не должны
расходясь ся с требованиями, сформулированными
в нормах, законах каждого \"полиса\"
В противном случае можно ожидать от личности
сознательной, ответственного поведения
Обязанность общества заключается в обеспечении
граждан достойными человеческой сущности
условиями жизни Разрыв между нравственными,
правовыми нормами общества и морально-правовым
сознанием индивидов всего мешает выполнению
долга, наносит и личности, И су спильства
вреда, ведь человек при таких условиях
становится безответственноезвідповідальною.
Проблему моральной ответственности
личности исследовал Платон Основываясь
на идее о мире моральных сущностей, он
сформулировал свою мысль так: от идеи
к действительности, от должного к сущему
Этот постулат Платон обосновывает на
уровне личности и обществва.
В системе формирования ответственной
личности Платона запрета относительно
средств воспитания Так, он выступает
за строгую, компетентную и неподкупного
цензуру художественных произведений,
которые можно использовать в воспитательно
ом процессе Цензоры, на которых возложена
морально-правовую ответственность перед
законом, государством и народом, должны
изъять те из них, которые разрушают моральные
качества молодді.
Для анализа ответственности
Аристотель применил метод деятельности,
представляющий актуальное бытие живого
существа и процесс перехода его возможностей
к действительности Природа живого существа
раскрывается именно е в деятельности
и реальном опыте общения Однако на саму
деятельность решающее воздействие душа,
которая сочетает разумную и неразумную
составляющие, взаимодействие которых
стимулирует появление ответственности
есть отв овидальнисть возникает тогда,
когда правильно направлен ум сочетается
с движением чувств, а движение чувств
- с умамом.
Идеи древнегреческих философов
повлияли на содержание образования в
Украине частности, по их постулатах основывалась
почти вся воспитательная система в Киево-Могилянской
академии, в которой учились такие украинские
филосо офи и просветители, как Г Сковорода,
Ф Прокопович, и Гизель и иа ін.
В эпоху Средневековья существовала
евангельская доктрина, которая характеризовалась
определенными общечеловеческими ценностями
Так, идея ответственности основывалась
на принципе любви Сын Божий - Иисус Христос
- п должен создать царство, лишенное войн,
смерти, где все находиться в вечном блаженстве
и любви Однако достичь этого можно лишь
при условии, если человек будет любить
Бога (взгляды характерны для Ария Оригена,
Тертуллиана, Пелагия и др.) Каждый философ
сформулировал их по-своему, а значит,
украинские философы, педагоги в обучении
и воспитании и использовали их своеобразно
\"начиная со времен создания нашего
государства - Киевской Руси Воспитание
нравственной ответственности личности
педагога в этот период развиваются самобытной
самобутньо.
раннехристианских мыслителей,
который на протяжении тысячелетия решающее
влиял на нравственное воспитание, был
гиппонский епископ, учитель церкви Августин
Блаженный (354-430) Он определил самосовершенствования
личности как постоянную и напряженный
труд души, как самопознание, а также считал,
что совершившись через труд души, человек
станет уникальной, ответственной и неповторимой
личностью, которой радоваться Потомуг.
По мнению римского философа-неоплатоников
Аниция Манлия Северина Боэция (ок 480-524),
в противоположность Августину, ответственное
поведение зависит не только от Бога, но
и от человека и его судьбы Он ударение
сив на том, что ответственные действия
личности является правильным путем к
счастью и благга.
Идею ответственности также
оригинально обосновал римский философ,
теолог Фома Аквинский (1225-1274), обратившись
к нравственной личности через выяснение
отношения божественного предопределения
в с свободы воли человека Однако, в отличие
от Августина, который опирался в идее
об ответственности на учение Платона,
взгляды Аквинского основываются на постулатах
Аристотеля Поиск сути ответственности
ее формирования у индивида он пытается
осуществить на приоритетных перед наукой
основе верьри.
Представители философии и
педагогики эпох Возрождения и Нового
времени исследования проблем ответственности
основувалы на идеях эгоизма (франц Еgoиsme,
от лат egone - морально-этический принцип,
что характер ктеризуе поведение человека,
стремящегося к удовлетворению лишь собственных
нужд, пренебрегает интересами других
людей и общества), частично скептицизма
(греч skeptikos - недоверчивый; учение, основанное
на сомнениях в существовании некоего
надежного критерия истины) ита эпикуреизма (учение
Эпикура, который материалистически объяснял
мир на основе атомистического учения)
Они стремились выяснить не только объективные
основы ответственности, но и обобщить
их частности, их интересовало, как от
дповидальнисть может быть продуктом,
свойством отдельного индивида и общей
социально организувальною силой одновременно
Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561
- 1620) обосновал теорию видповидальнос
те на основе научно-технического прогресса,
культуры, гуманизации социальных отношений
Ответственность человека заключается
в том, считал он, чтобы развить свои силы
и способности культурным путем По мнению
Ф Бэкона, человек должен отвечать не только
за создание и преобразование природы,
умело управлять этим процессом, но и ответственно
и без насилия относиться к материи Он
один из первых поднял проблему е кологичного
воспитаниюховання.
Представитель Нового времени
нидерландский философ Бенедикт Спиноза
(1632-1677) ответственность рассматривал
с точки зрения субстанциональности, суть
которой в бесконечной природе Эта природа
существует объективно и имеет собственные
законы взаимосвязи Часто существования
безответственности порождается произволом
людей, их неправильным пониманием свободы,
причин, побуждающих человеческие стремления
и желания Кроме того, за отмечал 3 Спиноза,
безответственность вызывает невежество,
а науки нарушают порядок природы, а не
следуют его избежания этого способствуют
не только правила жизни, но и четкое познания,
на которое направляет пе дагог Правильно
направлено познания помогает человеку
выбрать высоконравственный образ жизни,
преодолеть аффекты недовольства, принести
пользу обществльству.
Исходным положением ответственности
у основателя эмпирически-материалистической
теории познания Нового времени британского
философа и педагога Джона Локка (1632-1704)
является моральный закон природы Он предопределяет
является повинность человека в моральном
и правовом аспектах, формирует ее моральный
долг, которым руководит разум и который
согласовывает деятельность людий.
Кардинально изменил взгляд
на учебно-воспитательную систему чешский
мыслитель-гуманист, основатель педагогики
Нового времени Ян-Амос Коменский (1592-1670)
Опираясь на опыт своих предшественников,
он определил в, что основным в воспитании
является формирование сознательной,
нравственной, ответственного человека
Важную роль в этом деле отвел учителю,
раскрыв не только требования, но и условия
и формы проявления его моральной соответствует
льности Материальные условия считал
справедливым и достаточным социальным
обеспечением педагога, а правовые - действующими
школьными законами, нарушать которые
никому не позволеноено.
Вопреки традициям средневековой
школы вопрос моральной ответственности
рассматривал швейцарский педагог ЙоганТенрих
Песталоцци (1746-1827) Всю жизнь он посвятил
воспитанию обездоленных и бедных детей
и, поскольку считал, что государство должно
в низком уровне ответственности педагога,
в том, что власть представляют \"интеллектуально
развитые обманщики\", эгоисты, бессердечные
хищники, \"умные ослы\" тощзумні осли"
тощо.
Проблема ответственности превратился
в немецкой классической философско-педагогической
мысли Так, философ-педагог Иммануил Кант
(1724-1804) не только сформулировал основные
цели воспитания, но и диалектически об
бгрунтував узаемозвьязок образования
и воспитания Он определил ответственность
как меру обязанности в сложной проблеме
воспитания: сочетание закона принуждения
со способностью пользоваться своей свободой
ответа ные поступки человека И Кант рассмотрел
не только в зависимости от чувства и сознания
долга, но и от чувства долга и определенной
склонности Поступок из чувства долга
одновременно имеет устранять влияние
склонности и предмет воли, ведь даже самая
склонность сама по себе \"слепая\",
способна вызвать появление моральной
максимы ответственности как высшей нравственной
ценности, а лишь способствует ее реализацииє
її реалізації.
Мнения И Канта высоко оценил
немецкий философ Георг-Вильгельм-Фридрих
Гегель (1770-1831) Он отмечал, что субъективное
и объективное в ответственном поступка
личности не должны противостоять друг
о одном, определил ответственность как
социологическую форму абсолютного духа
В противовес И Канту, Г-В-Ф Гегель отмечал,
что ответственность развивается последовательно
Настоящая ответственная деятельность
инди вида возможна в свободном обществе
Оно связывает людей обязанностью и ответственностью,
и чем крепче эта связь, тем свободнее
человек Однако человек свободнее не в
смысле \"делаю, что хочу\", а в смысле
д постижения сутенсі досягнення суті.
Критически осмыслив идеи и
Канта, и Фихте, Г-В-Ф Гегеля, немецкий философ,
один из основателей педагогики Иоганн-Фридрих
Гербарт (1776-1841) основания земли свою систему
\"виховувального обучения\" на взгляд
ах древнегреческого мыслителя Парменида
По его мнению, новая модная философия
приводит к нарушению стабильности развития
общества и покоя личности, порождает
общественные движения А для питомцах
ния моральной ответственности педагога
необходимые согласие, единство общества
и гармония его с личностью Такой подход
И-Ф Гербарт видит в философии Парменида,
в которой все просто, устойчиво и неизменный
н усталено й незмінно.
Значительный вклад в разработку
проблемы формирования моральной ответственности
учителя сделал немецкий педагог Адольф
Дистервег (1790-1866) Отмечая, что принцип
природовидповидности является основным
в любой ь любой воспитательной системе,
он дополнил его принципом культуросообразности,
акцентировал на сложном пути к внутренней
самодеятельности и самоответственности
По мнению А Дистервега, человек в своем
ро свитки должно пройти три этапа: этап
ощущений; этап навыков и фантазии; этап
свободного самовыражения, самодеятельности
Однако не каждому учителю это под силу
успешными являются те, кто смог достичь
третьего этапетапу.
В XIX-XX вв проблему моральной
ответственности рассмотрел украинский
педагог и писатель Борис Гринченко (1863-1910)
В работах \"Какая теперь народная школа
на Украине?\", \"Какой нам надо школу?\",
\"Народные и учителя и вкраинска школа
\", литературных произведениях, публицистических
статьях по проблемам народного образования,
культуры, обучения и воспитания он отстаивал
мысль о том, что педагог может оказывать
моральную отв овидальнисть в условиях
свободы, и избавления от нищего материального
положенийиденного матеріального становища.
Весомый вклад в разработку
проблемы моральной ответственности сделали
А Макаренко и В Сухомлинский
В работах А Макаренко изложена
сущность понятий, которыми он оперирует
в трактовке ответственности: \"ответственная
зависимость\", \"общая ответственность\",
\"строгая ответственность\", \"принцип
ответственности ьность \",\" гармония
ответственных индивидов \",\" ответственный
за решение \",\" переживания ответственности
\",\" чувство ответственности перед
коллективом \"Ведущим система-образовательный
есть понятие\" соотв столовая зависимость
\"Она возникает, формируется и функционирует
в различных видах педагогической деятельности
время персональная ответственность педагога
за выполняемую работу связывается с ответственностью
кол Активные и гармонией индивиде педагога
за виконувану роботу пов'язується з відповідальністю
колективу і гармонією індивідів.