Проблема ответственность педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 19:46, реферат

Описание работы

Моральная ответственность характеризует личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований
Моральная ответственность педагога - личностное качество, которое заключается в осознании морального необходимости выполнения социальных норм (в частности, личностных), а также способность индивида адекватно воспринимать справедливую оценку совершаемых поступков, самооцинюваты собственные действия с позиций гуманности и чистой совестью.

Файлы: 1 файл

Проблема ответственность педагога.docx

— 36.65 Кб (Скачать файл)

Проблема ответственность педагога

Моральная ответственность характеризует личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований

Моральная ответственность педагога - личностное качество, которое заключается в осознании морального необходимости выполнения социальных норм (в частности, личностных), а также способность индивида адекватно воспринимать справедливую оценку совершаемых поступков, самооцинюваты собственные действия с позиций гуманности и чистой совестью.

В перспективном аспекте моральная ответственность - это осознание личностью современного и будущего развития нации и человечества, а также целенаправленной, свободной деятельности человека Педагог учебного заведения морально отвечает за творческое овладение знаниями, самосовершенствования, самореализации своих сил и способностейй.

В ретроспективном аспекте моральная ответственность представляет ответственность, отражает, как правило, социально-правовые действия в отношении личности за прошедшие поведение, поступки, нарушения им требований социально-этических, правововых и профессиональных норм В этом смысле ответственность играет двойную роль: является способом реагирования общества, руководства образования на негативные действия конкретного педагога и средством предотвращения возмож ресниц негативному поведению этой или других личностей в будущейу.

В философии Древней Греции существовали различные подходы к пониманию сущности ответственности Так, Демокрит высказал мнение о том, что моральная ответственность является регулятором поведения человека Он считал, что в ответственность не врожденное качество и не Божья благодать, а продукт культуры, результат социализации, воспитанияня.

Воспитание должно осуществляться через обучение, любознательность детей, юношей и девушек Это не значит, что основное для человека - много знать, но образование должно быть всесторонней Очень важно в процессе обучения и и воспитания учитывать природу ребенка Родителям, учителям нужно формировать ответственность у детей с раннего возраста Важную роль в этом процессе играет трудовое воспитание, пример старших Если дети не придерживаются его, то развиваются аморальноально.

Для Сократа моральная ответственность личности является неотъемлемой характеристикой индивида, как и добродетель, благо, справедливость Ответственность в воспитании и обучении предоставляет смысла деятельности осо обистости: ее цели, потребностям, интересам, мотивам, результатам Ведь, по Сократу, первая обязанность гражданина - иметь глубокие знания, собственные убеждения, мнения Однако эти убеждения не должны расходясь ся с требованиями, сформулированными в нормах, законах каждого \"полиса\" В противном случае можно ожидать от личности сознательной, ответственного поведения Обязанность общества заключается в обеспечении граждан достойными человеческой сущности условиями жизни Разрыв между нравственными, правовыми нормами общества и морально-правовым сознанием индивидов всего мешает выполнению долга, наносит и личности, И су спильства вреда, ведь человек при таких условиях становится безответственноезвідповідальною.

Проблему моральной ответственности личности исследовал Платон Основываясь на идее о мире моральных сущностей, он сформулировал свою мысль так: от идеи к действительности, от должного к сущему Этот постулат Платон обосновывает на уровне личности и обществва.

В системе формирования ответственной личности Платона запрета относительно средств воспитания Так, он выступает за строгую, компетентную и неподкупного цензуру художественных произведений, которые можно использовать в воспитательно ом процессе Цензоры, на которых возложена морально-правовую ответственность перед законом, государством и народом, должны изъять те из них, которые разрушают моральные качества молодді.

Для анализа ответственности Аристотель применил метод деятельности, представляющий актуальное бытие живого существа и процесс перехода его возможностей к действительности Природа живого существа раскрывается именно е в деятельности и реальном опыте общения Однако на саму деятельность решающее воздействие душа, которая сочетает разумную и неразумную составляющие, взаимодействие которых стимулирует появление ответственности есть отв овидальнисть возникает тогда, когда правильно направлен ум сочетается с движением чувств, а движение чувств - с умамом.

Идеи древнегреческих философов повлияли на содержание образования в Украине частности, по их постулатах основывалась почти вся воспитательная система в Киево-Могилянской академии, в которой учились такие украинские филосо офи и просветители, как Г Сковорода, Ф Прокопович, и Гизель и иа ін.

В эпоху Средневековья существовала евангельская доктрина, которая характеризовалась определенными общечеловеческими ценностями Так, идея ответственности основывалась на принципе любви Сын Божий - Иисус Христос - п должен создать царство, лишенное войн, смерти, где все находиться в вечном блаженстве и любви Однако достичь этого можно лишь при условии, если человек будет любить Бога (взгляды характерны для Ария Оригена, Тертуллиана, Пелагия и др.) Каждый философ сформулировал их по-своему, а значит, украинские философы, педагоги в обучении и воспитании и использовали их своеобразно \"начиная со времен создания нашего государства - Киевской Руси Воспитание нравственной ответственности личности педагога в этот период развиваются самобытной самобутньо.

раннехристианских мыслителей, который на протяжении тысячелетия решающее влиял на нравственное воспитание, был гиппонский епископ, учитель церкви Августин Блаженный (354-430) Он определил самосовершенствования личности как постоянную и напряженный труд души, как самопознание, а также считал, что совершившись через труд души, человек станет уникальной, ответственной и неповторимой личностью, которой радоваться Потомуг.

По мнению римского философа-неоплатоников Аниция Манлия Северина Боэция (ок 480-524), в противоположность Августину, ответственное поведение зависит не только от Бога, но и от человека и его судьбы Он ударение сив на том, что ответственные действия личности является правильным путем к счастью и благга.

Идею ответственности также оригинально обосновал римский философ, теолог Фома Аквинский (1225-1274), обратившись к нравственной личности через выяснение отношения божественного предопределения в с свободы воли человека Однако, в отличие от Августина, который опирался в идее об ответственности на учение Платона, взгляды Аквинского основываются на постулатах Аристотеля Поиск сути ответственности ее формирования у индивида он пытается осуществить на приоритетных перед наукой основе верьри.

Представители философии и педагогики эпох Возрождения и Нового времени исследования проблем ответственности основувалы на идеях эгоизма (франц Еgoиsme, от лат egone - морально-этический принцип, что характер ктеризуе поведение человека, стремящегося к удовлетворению лишь собственных нужд, пренебрегает интересами других людей и общества), частично скептицизма (греч skeptikos - недоверчивый; учение, основанное на сомнениях в существовании некоего надежного критерия истины) ита эпикуреизма (учение Эпикура, который материалистически объяснял мир на основе атомистического учения) Они стремились выяснить не только объективные основы ответственности, но и обобщить их частности, их интересовало, как от дповидальнисть может быть продуктом, свойством отдельного индивида и общей социально организувальною силой одновременно Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 - 1620) обосновал теорию видповидальнос те на основе научно-технического прогресса, культуры, гуманизации социальных отношений Ответственность человека заключается в том, считал он, чтобы развить свои силы и способности культурным путем По мнению Ф Бэкона, человек должен отвечать не только за создание и преобразование природы, умело управлять этим процессом, но и ответственно и без насилия относиться к материи Он один из первых поднял проблему е кологичного воспитаниюховання.

Представитель Нового времени нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677) ответственность рассматривал с точки зрения субстанциональности, суть которой в бесконечной природе Эта природа существует объективно и имеет собственные законы взаимосвязи Часто существования безответственности порождается произволом людей, их неправильным пониманием свободы, причин, побуждающих человеческие стремления и желания Кроме того, за отмечал 3 Спиноза, безответственность вызывает невежество, а науки нарушают порядок природы, а не следуют его избежания этого способствуют не только правила жизни, но и четкое познания, на которое направляет пе дагог Правильно направлено познания помогает человеку выбрать высоконравственный образ жизни, преодолеть аффекты недовольства, принести пользу обществльству.

Исходным положением ответственности у основателя эмпирически-материалистической теории познания Нового времени британского философа и педагога Джона Локка (1632-1704) является моральный закон природы Он предопределяет является повинность человека в моральном и правовом аспектах, формирует ее моральный долг, которым руководит разум и который согласовывает деятельность людий.

Кардинально изменил взгляд на учебно-воспитательную систему чешский мыслитель-гуманист, основатель педагогики Нового времени Ян-Амос Коменский (1592-1670) Опираясь на опыт своих предшественников, он определил в, что основным в воспитании является формирование сознательной, нравственной, ответственного человека Важную роль в этом деле отвел учителю, раскрыв не только требования, но и условия и формы проявления его моральной соответствует льности Материальные условия считал справедливым и достаточным социальным обеспечением педагога, а правовые - действующими школьными законами, нарушать которые никому не позволеноено.

Вопреки традициям средневековой школы вопрос моральной ответственности рассматривал швейцарский педагог ЙоганТенрих Песталоцци (1746-1827) Всю жизнь он посвятил воспитанию обездоленных и бедных детей и, поскольку считал, что государство должно в низком уровне ответственности педагога, в том, что власть представляют \"интеллектуально развитые обманщики\", эгоисты, бессердечные хищники, \"умные ослы\" тощзумні осли" тощо.

Проблема ответственности превратился в немецкой классической философско-педагогической мысли Так, философ-педагог Иммануил Кант (1724-1804) не только сформулировал основные цели воспитания, но и диалектически об бгрунтував узаемозвьязок образования и воспитания Он определил ответственность как меру обязанности в сложной проблеме воспитания: сочетание закона принуждения со способностью пользоваться своей свободой ответа ные поступки человека И Кант рассмотрел не только в зависимости от чувства и сознания долга, но и от чувства долга и определенной склонности Поступок из чувства долга одновременно имеет устранять влияние склонности и предмет воли, ведь даже самая склонность сама по себе \"слепая\", способна вызвать появление моральной максимы ответственности как высшей нравственной ценности, а лишь способствует ее реализацииє її реалізації.

Мнения И Канта высоко оценил немецкий философ Георг-Вильгельм-Фридрих Гегель (1770-1831) Он отмечал, что субъективное и объективное в ответственном поступка личности не должны противостоять друг о одном, определил ответственность как социологическую форму абсолютного духа В противовес И Канту, Г-В-Ф Гегель отмечал, что ответственность развивается последовательно Настоящая ответственная деятельность инди вида возможна в свободном обществе Оно связывает людей обязанностью и ответственностью, и чем крепче эта связь, тем свободнее человек Однако человек свободнее не в смысле \"делаю, что хочу\", а в смысле д постижения сутенсі досягнення суті.

Критически осмыслив идеи и Канта, и Фихте, Г-В-Ф Гегеля, немецкий философ, один из основателей педагогики Иоганн-Фридрих Гербарт (1776-1841) основания земли свою систему \"виховувального обучения\" на взгляд ах древнегреческого мыслителя Парменида По его мнению, новая модная философия приводит к нарушению стабильности развития общества и покоя личности, порождает общественные движения А для питомцах ния моральной ответственности педагога необходимые согласие, единство общества и гармония его с личностью Такой подход И-Ф Гербарт видит в философии Парменида, в которой все просто, устойчиво и неизменный н усталено й незмінно.

Значительный вклад в разработку проблемы формирования моральной ответственности учителя сделал немецкий педагог Адольф Дистервег (1790-1866) Отмечая, что принцип природовидповидности является основным в любой ь любой воспитательной системе, он дополнил его принципом культуросообразности, акцентировал на сложном пути к внутренней самодеятельности и самоответственности По мнению А Дистервега, человек в своем ро свитки должно пройти три этапа: этап ощущений; этап навыков и фантазии; этап свободного самовыражения, самодеятельности Однако не каждому учителю это под силу успешными являются те, кто смог достичь третьего этапетапу.

В XIX-XX вв проблему моральной ответственности рассмотрел украинский педагог и писатель Борис Гринченко (1863-1910) В работах \"Какая теперь народная школа на Украине?\", \"Какой нам надо школу?\", \"Народные и учителя и вкраинска школа \", литературных произведениях, публицистических статьях по проблемам народного образования, культуры, обучения и воспитания он отстаивал мысль о том, что педагог может оказывать моральную отв овидальнисть в условиях свободы, и избавления от нищего материального положенийиденного матеріального становища.

Весомый вклад в разработку проблемы моральной ответственности сделали А Макаренко и В Сухомлинский

В работах А Макаренко изложена сущность понятий, которыми он оперирует в трактовке ответственности: \"ответственная зависимость\", \"общая ответственность\", \"строгая ответственность\", \"принцип ответственности ьность \",\" гармония ответственных индивидов \",\" ответственный за решение \",\" переживания ответственности \",\" чувство ответственности перед коллективом \"Ведущим система-образовательный есть понятие\" соотв столовая зависимость \"Она возникает, формируется и функционирует в различных видах педагогической деятельности время персональная ответственность педагога за выполняемую работу связывается с ответственностью кол Активные и гармонией индивиде педагога за виконувану роботу пов'язується з відповідальністю колективу і гармонією індивідів.

Информация о работе Проблема ответственность педагога