Проблема ответственность педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 19:46, реферат

Описание работы

Моральная ответственность характеризует личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований
Моральная ответственность педагога - личностное качество, которое заключается в осознании морального необходимости выполнения социальных норм (в частности, личностных), а также способность индивида адекватно воспринимать справедливую оценку совершаемых поступков, самооцинюваты собственные действия с позиций гуманности и чистой совестью.

Файлы: 1 файл

Проблема ответственность педагога.docx

— 36.65 Кб (Скачать файл)

В практической педагогической деятельности В Сухомлинский придавал огромное значение воспитанию нравственной ответственности личности Прежде всего он подчеркивал ответственности руководителя учебного зак кладу, его умении управлять коллективом, знать все нюансы педагогического процесса и др., а также необходимости не только моральной, но и правовой, материальной ответственности педагога и ученика Одной из пер идних его мыслей является осторожность в привлечении индивида к правовой ответственностиості.

Важный вклад в разработку проблемы моральной ответственности сделал украинский педагог, ученый-литературовед Григорий Ващенко (1878-1967) Как один из ведущих он обосновал идею видповидальнос сти педагога за воспитание гражданина, патриота нациї.

Отечественная философско-педагогическая мысль в конце XIX - начале XX в в определении содержания моральной ответственности личности предоставляет приоритета аксиологического подхода Ценность моральной ответствен идальности как составляющей культуры заключается в том, что она способна объединить, восстановить, гуманизировать нации и человечестваво.

Современный украинский педагог Николай Сметанский с точки зрения комплексного подхода рассмотрел проблему социальной ответственности учителя, обосновал теоретические основы ее формирования, осветил проблемы требующих решения Среди условий успешного формирования социальной ответственности учителя основными он считает такие:

- создание ситуации заинтересованности  личности в труде и ее результатах;

- формирование субъекта  ответственных действий, познавательных, волевых и деятельностных компонентов его ответственности;

- наличие гуманно ориентированного  социального контроля и объективной  оценки действий каждого субъекта

Нравственное оценки деятельности и поведения педагога не ограничивается оценкой со стороны общества, педагогического коллектива, студентов и учащихся Педагог как субъект способен к самооценке, благодаря чему становится с составляющей в системе нравственных связей На этом уровне нравственная самооценка оказывает моральную сущность человека Чем лучше у нее развиты требовательность к себе и самоконтроль, тем больше и перспективнее е дповидальнисть Развитие самооценки как ее элемента зависит от ряда факторов (социальная роль педагога, оценочный влияние коллектива и т.д.) Самооценка определяет устойчивость моральной ответственности и п идвищуе ее меруміру. мере моральной ответственности педагога есть переменная величина, непосредственно определяется способностью и внутренней готовностью к осуществлению ответственных действий, а также обстоятельствами, в которых находится педагог

Учитывая современное состояние науки психологи и педагоги выделяют уровень сознания, внутренний и внешний аспекты моральной ответственности педагога Некоторые ученые (И Иванов, А Киселев, В Рудковский и) определяют меру ответственности только как свободу или как обязанность Свобода и обязанность в специфических формах отражают в определенной степени аспекты степени ответственности Они лишь дополняют, а н е исключают проявления такого феномена, поскольку педагогическая среда, демократические отношения в целом позволяют педагогу добровольно и активно выполнять профессиональный долг, а значит, хорошо сознаю ваты свою новую социальную роллу роль.

В противоположность этому взгляду современная русская исследовательница Надежда Головко отмечает, что в условиях, когда обязанность легко выполнять, поскольку его нравственность несомненна и он сочетается с общественной оценкой кой, исчезает проблема ответственности Однако именно при таких обстоятельствах, когда оказывается проблема меры ответственности личности, одновременно отсутствует ретроспективная ответственность Следует учитывать перс пективний аспект ответственности Формирование степени моральной ответственности, связанной с ее перспективным аспектом в условиях развития правового общества и реформирования образования, является общей потребностнобою.

Александр Дьяков в степени моральной ответственности личности видит преимущественно ретроспективный аспект Меру ответственности он считает перспективно-правовым и нравственным понятием, не причисляет его к с обще-социологического Оно акцентирует внимание на возможном наказании личности в случае невыполнения им перед обществом своих обязанностей, а также, когда она нарушает правовые и моральные нормыми.

Следует делать перспективный анализ ценностных отношений и акцентировать на перспективном аспекте Современная русская исследовательница Галина Романюк мерой ответственности педагога считает качественную грань социального субъекта; что является следствием развития свободы личности и ее самостоятельностиі.

В обществе существуют определенные ожидания от педагога по его действий Такие \"запросы\" характерны даже для его собственной совести и он должен дать на них ответ Участники отношений ответственности должны быть взаимно социально активными, направленными на утверждение интересов, ценностей и норм общества, действовать положительно Педагог является ответственным настолько, насколько он свободен и способен влиять на развитие общества, окружающую педагогическая среда и учеников То, что находится вне сферы свободы, не может быть предметом ответственности Следовательно, степень моральной ответственности педагога определяю во: общественно-исторические условия деятельности; реальная свобода, возможность выбора типа поведения; мотивы и общественная ценность поступков, сочетание сущего и должного; личностные качества (одаренность ь, темперамент, воля и др.нт, воля та ін.).

Педагогическая деятельность требует не только морального, но и правового урегулирования отношений в системе: \"учитель - ученик\", \"ученик - ученик\", \"учитель - родители\" Безответственность в моральном плане, как пра Авила, проявляется и в правовом, т.е. в условиях педагогической деятельности моральная и правовая ответственность составляют единство В образовательных правовых актах диалектически объединены общие принципы морал и и права Так, в Законе Украины \"Об образовании\" сказано: \"Педагогической деятельностью могут заниматься лица с высокими моральными качествами, которые имеют соответствующее образование, профессионально-практическую подготовку, ф изичний состояние которых позволяет выполнять служебные обязанноститан яких дозволяє виконувати службові обов'язки".

В Законе Украины \"Об образовании\" (2003) о статусе педагога не предусмотрено свободного проявления им мыслей, которые не подлежали правовой ответственности

государством установлено педагогическую ответственность за совершение правонарушений К ним относятся правонарушения, связанные с несоблюдением закона о государственной политики и основных принципов образования; органе изация учебно-воспитательного процесса; низким уровнем обучения; необъективным оцениванием знаний учеников и студентов; унижением национального достоинства, пренебрежением принципа свободы СОВЕСТИ тощо.

В условиях педагогической деятельности привлечения к моральной ответственности предусматривает правовую ответственность личности В Кодексе законов о труде Украины (1971) указано, что совершение работником м, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка несовместимо с продолжением данной роботи.

Одновременно количественная определенность нравственной и правовой ответственности выражена в ограничении государством юрисдикции общественных органов власти и управления в сфере привлечения к административной и мате альной ответственности педагога.

В образовательных учреждениях способность коллектива морально отвечать является необходимостью и правовым моментом, удостоверяющий признак коллективизма, которая предусматривает лица-стисний характер моральной ответственности на о основе глубокого усвоения человеком культурных ценностей, моральных норм и отношение к общественным делам, как к личным Невозможно индивидуальную моральную ответственность педагога заменить коллективно ю, и наобороти.

Границы как индивидуальной, так и коллективной ответственности должны быть четкими, поскольку невозможно отвечать за все равно в моральном и правовом плане

Морально-правовая ответственность педагога не возникает стихийно, поскольку требует постоянного и настойчивого воспитания Движущей силой такого воспитания являются противоречия и их творческое решение На статистик ном этапе развития общества и образования наметились определенные социально-педагогические, собственно педагогические и психологические, или личностные противоречияті.

Социально-педагогические противоречия существуют между:

- объективными требованиями  общества относительно высокого  уровня морально-правовой ответственности  и субъективным осознанием, восприятием  этих требований педагогом;

- постоянным развитием  объективных условий деятельности  педагога и относительно застывшими  морально-правовыми нормами;

- официально-государственной  и социально-общественной педагогикой (теорией обучения) как противоречие  между свободой и необходимостью;

- содержанием и формой  в процессе воспитания морально-правовой  ответственности педагога;

- относительными количественными  и качественными изменениями  в процессе формирования меры  морально-правовой ответственности  педагога;

- декларативными и гарантированными  правами педагога;

- сущностным и должным в процессе материального и морально-правовой оценок труда педагога;

- перспективными и ретроспективными  принципами воспитания морально-правовой  ответственности педагога

Собственно педагогические противоречия появляются между:

- целью и средствами  морально-правового ответственности  педагога;

- правовыми и морально-волевыми  качествами личности;

- авторитарным и демократическим  стилями руководства;

- индивидуальным стилем  деятельности педагога и устоявшимися  традициями педагогического коллектива;

- абсолютизацией знаний  морально-правовых актов и неадекватным  реальным морально-правовым обеспечением  реализации этих знаний;

- количественным определением  объема морально-правовой ответственности  педагога и отсутствием условий  его выполнения;

- состоянием автономности  и зависимости педагога Психологические  или особистиши, противоречиявозникают между:

- потребностями и невозможностью  творческой реализации личности  педагога;

- сознательным и бессознательным в понимании морально-правовой ответственности педагога;

- морально-правовыми нормами  и ценностными ориентациями личности  педагога;

- научным и обыденным  уровнями морально-правовой ответственности;

- положительным и отрицательным  влиянием коллектива в воспитании  морально-правовой ответственности  педагога

Способы разрешения противоречий в формировании нравственной ответственности педагога следует искать, основываясь на анализе причин возникновения и создания реальных условий для их преодоления

С целью усовершенствования воспитательной работы в учебных заведениях целесообразно направлять усилия на решение следующих задач:

1) на довузовскую этапе создать систему профессиональной ориентации и профотбора молодежи к профессиональной деятельности, которая бы сделала учет не только призвание ребенка к избранной деятельности и, но и определенного уровня развития его способностей, склонностей и интуиции С точки зрения педагогической прогностики это требует создание специальных научных центров с привлечением многих ученых и практика нтив; разработке программ профотбора с учетом дифференциации и интеграции знаний и др..;

2) на вузовском этапе  основное внимание должно концентрироваться  не столько на том, чтобы студент  усвоил необходимую информацию  и выработал определенные навыки, сколько на формировании потребности  в действиях, постоянном стремлении  УНИ к профессиональному росту При таких условиях необходимо обучать будущих учителей моделировать педагогические ситуации, применять знания в процессе решения практических задач и совершенствования педагогу ческой практики Это требует основательной и всесторонней психолого-педагогической подготовкии;

Информация о работе Проблема ответственность педагога