Проблема получения образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 21:42, реферат

Описание работы

Качество образования – это важный вопрос, влияющий не только на интеллектуальный потенциал подрастающего поколения, но и на будущее страны. Развитие науки и техники, медицины и других неотъемлемо важных сфер общества приводит к тому, что нужно повышать эффективность образования. Глубокие изменения, происходящие в российском социуме, привели к тому, что образование переживает сегодня, по оценкам ученых и учителей, государственных и общественных деятелей, глубокий кризис, выражающийся не только в материально-финансовом оскудении, но и в неопределенности целей и содержания самого образования.

Файлы: 1 файл

Проблемы доступности общего образования в современной России.docx

— 36.28 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Качество образования – это важный вопрос, влияющий не только на интеллектуальный потенциал подрастающего поколения, но и на будущее страны. Развитие науки и техники, медицины и других неотъемлемо важных сфер общества приводит к тому, что нужно повышать эффективность образования. Глубокие изменения, происходящие в российском социуме, привели к тому, что образование переживает сегодня, по оценкам ученых и учителей, государственных и общественных деятелей, глубокий кризис, выражающийся не только в материально-финансовом оскудении, но и в неопределенности целей и содержания самого образования.

Образование играет огромную роль в жизни индивида и общества. Процесс передачи социального опыта и культурного наследия происходит через его механизмы. На первичной стадии образования, которая подразумевает детский сад и школу, закладываются основы мышления, создаётся необходимый базис для дальнейшего обучения. Высшее образование даёт человеку более глубокие и узкоспециальные знания, которые помогают ему стать специалистом в той или иной области. Благодаря образованию в жизни индивида происходят социализация и инкультурация. Именно поэтому решение проблем образования имеет столь актуальный характер.

Цель данной работы – Изучить проблематику получения образования в России, определить основные проблемы получения образования.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить проблему получения образования.
  2. Выявить основные проблемы получения образования.
  3.  
  4. Проблема получения образования в России

Согласно российскому законодательству (статья 43 Конституции Российской Федерации) государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, а также среднего общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов. Формально эти гарантии соблюдаются. Образование в России за последние годы стало более доступным и востребованным. Однако эксперты отмечают расхождения между провозглашёнными в России целями и реальными фактами, свидетельствующими о неспособности системы образования соответствовать этим целям.

Российская система образования не обеспечивает социальную мобильность населения, нет условий «равного старта», качественное образование фактически недоступно без связей или денег, нет системы социальной поддержки учащихся из малодоходных семей. Внедрение в сферу образования рыночных отношений обусловливает растущее неравенство среди учреждений образования, в первую очередь – высшего. Политические и социальные перемены, развитие демократии создают благоприятные условия для реформ, в том числе и в области образования, но эти же перемены вызывают рост коррупции, преступности и другие негативные последствия1.

Развитие негосударственного сектора в сфере образования и официальное предоставление платных образовательных услуг с точки зрения равенства и доступности неоднозначны. Развитие системы платных образовательных услуг расширяет доступ к профессиональному образованию за счёт введения платного профессионального образования, что вывело Россию на одно из лидирующих мест в мире по относительной численности студентов высших учебных заведений. Но, с другой стороны, платность образования снижает его доступность для бедных.

Проблема доступности образования в современной России перестаёт быть исключительно проблемой социально уязвимых слоев населения, она затрагивает почти всё население. Социальная дифференциация современного российского общества создаёт неравные условия для социальной мобильности молодёжи. Рост различий по доходам и материальной обеспеченности неизбежен при переходе к рыночной экономике и становится стимулом трудовой и деловой активности, но в России он оказался чрезмерным, что усиливает социальную напряжённость в обществе.

Конституционные гарантии предоставления всем детям нашей страны бесплатного общего образования в основном реализуются на практике. Однако родители, имеющие сильно выраженную установку на получение их детьми высшего профессионального образования и дальнейшего социального роста, предпочитают уже с первого класса определить ребёнка не в любую, а только в хорошую школу, дающую высокий уровень социализации, сумму знаний, навыков и целевых установок.

Таким образом, при формальной доступности общего образования в России существует неравенство возможностей в получении качественного школьного образования, обусловленное социально-экономическим расслоением общества. Основная опасность этого явления состоит в том, что, возникая на стадии дошкольного фильтра, оно может консервироваться и в дальнейшем репродуцироваться на всех дальнейших стадиях получения образования2.

Дети из семей с низким доходом получают менее качественное общее образование, чаще вынуждены прерывать его, практически теряя шансы на карьерный рост в дальнейшем, и имеют гораздо меньше возможностей получить качественное профессиональное образование. Если семьи с высоким доходом могут доплачивать за образовательные программы высокого качества, более бедные семьи вынуждены отдавать последние деньги или отказаться от этих услуг. Возросший за последний период времени спрос на услуги репетиторов отражает ухудшение качества услуг общеобразовательных учреждений. Школы, помимо основного образовательного процесса, предоставляют также дополнительные услуги – как платные, так и бесплатные. Гимназии, спецшколы и частные школы выбирают из-за более высокого качества предоставляемых образовательных услуг, тогда как выбор обычной школы, школы в селе или малом городе отчасти вынужденный: люди ориентируются на территориальную доступность или доступность по доходам.

К сожалению, современная российская школа не в состоянии обеспечить равный доступ всех слоев населения к изучению иностранного языка. По данным статистики, число государственных дневных общеобразовательных учреждений, в которых преподаются иностранные языки, даже в городах составляет только 95,7%; в сельской местности их всего 70%. Учащихся государственных общеобразовательных учреждений, изучающих иностранные языки, насчитывается 81 % в городах и 67% – в сельской местности.

Помимо непосредственной оплаты за обучение, большинство семей школьников несёт дополнительные расходы «на нужды школы». Три наиболее распространённые статьи таких расходов – на подарки преподавателям, на экскурсии, походы и т.д., и на охрану школы; они затрагивают до 75% родителей школьников3.

Ухудшение качества материально-технической базы и кадрового состава системы общего образования – закономерное следствие недостаточности её бюджетного финансирования. Бюджетные средства, поступающие в общеобразовательные учреждения, составляют приблизительно 50% от всех расходов бюджета на образовательную систему. При этом общее образование практически полностью финансируется из средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Кроме того, объёмы государственных средств, поступающих в систему общего образования, используются не всегда эффективно. Например, компьютеризация и подключение к Интернету сельских школ не будут использоваться должным образом без соответствующего квалифицированного обслуживания. Понятно, что для каждой такой школы потребуется расширить штат сотрудников, следовательно, и значительно увеличить затраты. Чтобы привлечь квалифицированных специалистов в сельские школы, нужно платить высокую заработную плату, предоставлять жильё и другие гарантии социального благополучия.

Немалая часть бюджетных средств направляется на реализацию программ в старших классах, цели которых не достигаются. Нагрузка, необходимая для того, чтобы выполнить учебные программы в старшей школе, часто непосильна для школьников. В результате они игнорируют курсы, не связанные с выбранной ими профильной подготовкой.

Таким образом, рынок школьного образования нуждается в регулировании – и со стороны государства, и со стороны профессионального сообщества, и со стороны потребителей. Школьная система закладывает фундамент в общий процесс формирования будущих поколений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Актуальные проблемы получения образования в России

Глобальные социокультурные перемены в мире, так называемые цивилизационные сдвиги, все резче обнаруживают несоответствие между сложившейся системой школьного образования и формирующимися общественными потребностями в преддверии новой антропогенной реальности. Это несоответствие и вызывает в нашей стране время от времени возникающие попытки реформирования общеобразовательной школы. Несмотря на эти попытки, состояние школьного образования многие исследователи склонны оценивать, как критическое. Школьный кризис закономерно является отражением социально-экономических процессов, проявляющихся в образовании в следующем:

- утрате привычных целей  школьного образования;

- остром недостатке финансирования;

- инертности, присущей всем  образовательным системам и обществу  в целом4.

Но если бы кризис сводился только к данному ряду проблем, его преодоление было бы лишь делом времени и успешности реформирования российского общественного устройства. Однако пристальное внимание отечественных и зарубежных ученых к проблемам образования прежде всего связано с эволюцией мировоззрения человечества, которое в центр научной картины мира ставит человека как части макрокосма. И тогда проблемы школьного образования выходят на первый план, поскольку затрагивают фундаментальные общечеловеческие ценности, требующие цивилизационного подхода к их рассмотрению. К таким проблемам относятся:

- проблема оптимизации  взаимодействия личности и социума  как поиск баланса между социально-нормативным  давлением и стремлением личности  к социально-психологической автономии, преодоление противоречивости "потребностей" социального заказа и интересов  личности (ученика, учителя, родителя);

- проблема преодоления  дезинтегрированности содержания школьного образования в процессе создания и реализации новой социально-образовательной парадигмы, способной стать отправной точкой в деле формирования у ученика целостной картины мира;

- проблемы согласования  и интеграции педагогических  технологий;

- проблема развития проблемного  мышления у учащихся через  постепенный отход от монологического  общения к диалогичекому на уроке;

- проблема преодоления  несводимости результатов обучения  в различных типах образовательных  учреждений через разработку  и введение единых образовательных  стандартов на основе комплексного  систематического анализа образовательного  процесса5.

    1. Проблема социальной дифференциации и качества образования

Молодежь вступает в трудовую, общественно-политическую жизнь, имея, как правило, среднее образование. Однако образование на данный момент серьезно различается по качеству. Значительные различия зависят от социальных факторов: в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов оно выше, чем в обычных; в городских школах выше, чем в сельских. Эти различия углубились в связи с переходом страны к рыночным отношениям. Появились элитные школы (лицеи, гимназии). Система получения образования явно становится одним из показателей социальной дифференциации. Желаемое разнообразие в образовании оборачивается социальной селекцией с помощью образования. Общество переходит от сравнительно демократической системы образования, доступной представителям всех социальных групп, открытой для контроля и воздействия со стороны общества, к селективной, элитарной модели, исходящей из идеи автономности образования, как в экономическом, так и в политическом аспекте. Сторонники этой концепции полагают, что образование – такая же сфера предпринимательской деятельности, как производство, коммерция, и поэтому должна функционировать так, чтобы приносить прибыль. Отсюда неизбежность внесения платы за образование учащимися, использование различных систем для определения уровня интеллектуального развития или одаренности6.

    1. Проблемы средней и высшей школы. Соотношение овладения профессиональными знаниями и общегуманитарной культуры

 Ситуация в средней  школе сейчас такова, что, сломав  старую систему среднего образования  и не создав новую, общество  попало в очень затруднительное  положение. Отказ от деятельности  детских общественных организаций, сложное финансовое положение  учителей привели к тому, что  образование потеряло почти все  ориентиры, не обретя новых. В  этих условиях подрастающее поколение  лишено устойчивых нравственных  идеалов. Этот процесс усугубляется  попытками коммерциализации школы, что отнюдь не всегда сопровождается  повышением качества обучения.

В целом оптимум сочетания общеобразовательной и профессиональной подготовки еще не найден. После серьезной критики, обнажившей многие недостатки, не соответствующие духу времени стандарты и правила, общее и профессиональное образование становится гораздо более гибким, чем это было до сих пор. Но его роль и ответственность в подготовке квалифицированных работников еще далеко от необходимого уровня.

Профессиональное образование – важный этап в гражданском становлении личности, в ее гармоническом развитии. непонимание объективно необходимой связи развитости и профессионализма порождает не только схоластические споры относительно «противоречия» того и другого, но и серьезные ошибки в практике работы с молодежью, когда овладение профессиональными знаниями и навыками в той или иной форме противопоставляется общегуманитарной культуре. В результате возникают либо пресловутые «технократические перекосы», либо попытки формировать гуманитарную культуру человека в отрыве от жизни, от труда и общественной практики.

Особое место в обогащении интеллектуального потенциала страны принадлежит высшей школе. Однако изменения и в содержании, и в направлениях, и в структуре ее деятельности происходят очень медленно. Данные социологических исследований свидетельствуют, что студенты и педагоги высоко оценивают возможность творчества, ратуют за увеличение доли самостоятельной работы, совершенствование форм экзаменов, расширение их участия в управлении вузом, поддерживают развитие конкурсной системы аттестации всех кадров. Вместе с тем к середине 90-х годов высшая школа вошла в жесточайший кризис, из которого далеко не все вузы имеют возможность с достоинством выбраться7.

  1. Формирование нравственных ориентиров у молодёжи

Школа сейчас стоит перед непростым выбором – найти оптимальные пути своего дальнейшего развития. Оценка происходящих изменений неоднозначна, ибо в общественном настроении, общественном мнении имеются самые различные, в том числе и диаметрально противоположные, точки зрения. Однако предложения и суждения, какими бы противоречивыми по существу они ни были, отражают глубокую заинтересованность людей в обеспечении и дальнейшем наращивании духовного потенциала общества.

Информация о работе Проблема получения образования в России