Проблема преемственности дошкольного и начального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 23:23, статья

Описание работы

Ведущим принципом преемственности на этапах дошкольного и начального образования является приоритет личностного развития (ранее — знаний, умений, навыков). Это означает сохранение и дальнейшее развитие таких способностей ребенка как наглядно-образное видение мира, способности к моделированию в познании, продуктивность воображения, сензитивность ко многим педагогическим воздействиям, отзывчивость, сопереживание и др.

Файлы: 1 файл

стаття на Болгарию2012.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

Проблема  преемственности дошкольного и

начального  образования

Кондратюк Светлана Николаевна

Сумской государственный педагогический университет имени А.С. Макаренко

В статье рассматриваются  вопросы о психолого-педагогической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе и о необходимости подготовки педагогических кадров к такого родя деятельности. Раскрываются научные аспекты преемственности дошкольного и начального образования, указывается на позитивное влияние преемственности в работы детского сада и начальной школы.

Ключевые слова: преемственность, дети, дошкольный возраст, дошкольное и начальное образование.

 

 

THE PROBLEM OF CONTINUITY AND PRESCHOOL

PRIMARY EDUCATION

Kondratiuk Svitlana

Sumy State Pedagogical University named A.S Makarenko

There are questions about the psychological and educational preparation of preschool children for school and the necessity of training teachers for these activities consider in the article. We discover the scientific aspects of continuity pre-school and primary education; show the positive influence from the work of the kindergarten to the primary school.

Keywords: continuity, children, preschool age, preschool and primary education.

 

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования  рассматривается на современном  этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс.

Проблемы  преемственности между различными ступенями образования постоянно привлекают внимание ученых-педагогов и практиков. Это объясняется рядом причин:

- организационно-педагогические условия, например, в дошкольных учреждениях и начальной школе имеют свои характерные особенности;

- содержательные аспекты требуют конкретного учета в процессе обучения учащихся;

- возрастные и индивидуальные  особенности детей дошкольных  учреждений и начальной школы  также ориентируют педагогов на учет преемственности в организации учебно-воспитательного процесса.

Ведущим принципом преемственности на этапах дошкольного и начального образования является приоритет личностного развития (ранее — знаний, умений, навыков). Это означает сохранение и дальнейшее развитие таких способностей ребенка как наглядно-образное видение мира, способности к моделированию в познании, продуктивность воображения, сензитивность ко многим педагогическим воздействиям, отзывчивость, сопереживание и др.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

1. Состояние здоровья и физическое  развитие детей.

2. Уровень развития их познавательной  активности как необходимого  компонента учебной деятельности.

3. Умственные и нравственные  способности учащихся.

4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.

5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми  и сверстниками.

Преемственность дошкольного и  начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей. Ключевыми являются противоречия между ведущими линиями воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Дошкольное образование является необходимой составляющей системы непрерывного образования, оно - своеобразное образовательное звено, которое имеет свое назначение, характерные цели и задачи.

Стремительное настоящее поставило перед дошкольным образованием и воспитанием актуальную задачу - ориентироваться на мировой уровень формирования творческой личности, жить и работать в условиях конкуренции знаний, умений, навыков. Поэтому проблема развития природных способностей ребенка очень важна.

Значение взаимосвязи и преемственности  в воспитании детей дошкольного  и школьного возраста очень хорошо понимали и освещали в своих трудах К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, П.П. Блонский и другие выдающиеся педагоги. Значительный вклад в развитие проблемы преемственности внесли такие ученые, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Р.С. Немов, А.В. Петровский и многие другие.

Сейчас в ряде дошкольных образовательных  учреждений возникает негативная тенденция  дублирования целей, задач, форм и методов начальной школы. Содержание дошкольного образования строится в "школьной логике" - логике будущих учебных предметов.

Практикуется раннее обучение детей письму, чтению, усложненной для дошкольников математике и т.п. Создается неправильная диспропорция в ведущих содержательных линиях образования, которая состоит в преобладании познавательного развития над художественноэстетическим, физическим и социальноличностным. Игра и другие, специфические для этого возраста виды.

Таким образом, подготовка к школе связывается, прежде всего, со стремлением необоснованно, формально расширять знания ребенка, наполнить его голову представлениями из разных областей знаний без учета, во-первых, возможностей ребенка сознательно усвоить данные знания, а, во-вторых, их актуальности для детей данного возраста. Сегодня голова ребенка, проходящего обучение в типичной подготовительной группе, напоминает книжный склад, где ровными стопочками «связаны» книги: в одной стопочке - о природе, в другой - о географии, в третьей- о языке и т.п.). Этим обусловлено и стремление педагогов заранее «проходить» программу первого класса школы, как можно раньше научить детей читать и писать. При этом очевидно, что для успешного обучения нужна голова не столько хорошо исполнения, сколько хорошо устроенная! Еще древние говорили, что «многознание не определяет развитие ума».

Опытные учителя хорошо знают, что  умение читать само ми себе не определяет успехи в учении, если у ребенка одновременно не сформирована звуковая культура, пространственное мышление, воображение; элементы самоконтроля и самооценки и др. В системе образования устоялась тенденция: старшее звено диктует свои требования предыдущему.

Подготовка к школе рассматривается часто как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных умений и навыков. В результате реализации такого подхода происходят существенные изменения в жизни будущего школьника: его день насыщен деятельностью, которая не соответствует его дошкольным потребностям, он мало двигается, недостаточно выполняет продуктивных, художественно-творческих заданий, почти не занимается сюжетной игрой, театром, спортивными упражнениями и т.п. Его занятия рассчитаны, в основном, на механическое запоминание и мало влияют на развитие воображения и мышления. Дети теряет интерес к учению, школе и процессу познания, который происходит успешно, как известно, у дошкольников в игре и творческой деятельности. При этом игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для дошкольного возраста, а значит, и интересы самого ребенка.

Особую тревогу психолого-педагогической науки вызывает растущее утомление и переутомление ребенка. Эта проблема осознается всеми и в то же время никак не может быть решена. Еще в начале века итальянский физиолог Моссо и немецкие ученые Верхард, Гакер, Лоренц и др. доказали, что утомление и переутомление это явления физиологического и химического порядка. Они аналогичны отравлению организма. Был открыт яд переутомления - «кенотоксин», который отрицательно воздействует не только на работоспособность человека, но и на его общее эмоциональное состояние. Наши дети и так жители «нервного века» и многие явления, приводящие к утомлению, снять не всегда удается, но это положение еще более усугубляется, так как не предусматриваются условия, не допускающие или снижающие его. Данные медицины свидетельствуют о том, что переутомление и перегрузки маленьких детей, отрицательно сказываются на состоянии их здоровья, провоцируют неврозы и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.

Переход ребенка из детского сада в школу является важным этапом жизни, который связан не только с изменением среды ее развития, но и с соответствующими процессами самосознания, со столкновением  с новыми проблемами, открытием в себе новых возможностей и т.д. Одним детям это придает приподнятого настроения, ощущения выхода на новую жизненную ступень, другим - ностальгии по привычному в детском саду образу жизнедеятельности и часто порождает стрессовые состояния. Поэтому важно, чтобы в дошкольном учреждении, в семье ребенку помогли осознать, что детский сад и школа являются звеньями единой системы образования и воспитания, а все то, что ждет ребенка в школе, является продолжением того, чем он занимался раньше. Не менее важно, чтобы с первых дней пребывания в школе ребенок на конкретных реалиях убеждался в этом.

Со стороны дошкольных учебных  заведений преемственность должна проявляться не только в подготовке ребенка к школе, но и в обеспечении  его общего психического развития, а со стороны школы - предвидеть продолжение общего психического развития ребенка на основе максимального использования того позитивного, что ребенок приобрел в дошкольном возрасте. Преемственность в работе детского сада и начальной школы - это не только традиционная преемственность в содержании, методах, формах и приемах, прежде всего – это видение и реализация преемственности в линиях, основных аспектах развития личности дошкольника и младшего школьника. Это двусторонний процесс, когда сохраняется самоценность дошкольного детства и создаются предпосылки для успешного формирования учебной деятельности первоклассников.

Преемственность - это учет того уровня развития ребенка, с которым он пришел в школу, опора на него. Она обеспечивает органическое, естественное продолжение развития, воспитания и обучения, заложенных в дошкольном возрасте, создает условия для успешного перехода младшего школьника в основную школу.

Начальное образование - первый образовательный  уровень, который закладывает фундамент общеобразовательной подготовки учащихся. В соответствии с возможностями детей младшего школьного возраста начальная школа, сохраняя преемственность с дошкольным звеном, должна обеспечить дальнейшее становление детской личности, ее интеллектуальное, социальное и физическое развитие [1].

Проблемы преемственности имеют  несколько научных аспектов, в  частности:

- психологический - связанный с изучением естественной логической связи в развитии детей;

- педагогический - направленный на обеспечение понятия "преемственность" новым существенным содержанием;

- методический - касается определения последовательных логических связей в целях, задачах, содержании, методах, организационных формах и средствах обучения и воспитания.

Опыт, накопленный в нашей стране и за рубежом, позволяет говорить, что более раннее обучение детей положительно влияет на развитие их физических и духовных сил. Безусловно, для этого нужно создать необходимые условия. Здесь главное - забота о физическом, психическом и социальном благополучии ребенка. Все это возможно при соблюдении принципа преемственности дошкольного и начального образования.

Внедрение психолого-педагогических принципов, которые обеспечивали преемственность между дошкольным и начальным звеньями общего образования требует рассмотрения двух взаимосвязанных аспектов: анатомо-физиологического (направленный на выявление анатомо-физиологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста с целью их учета при разработке теоретических основ преемственности между дошкольным и начальным звеньями общего образования) и психолого-педагогического (который связан с изучением закономерностей психического развития ребенка на переходном этапе от дошкольного до школьного с целью их учета при разработке целей, содержания, методов, форм и средств преемственности в обучении и воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста).

На сегодняшний день важное значение приобретает проблема создания  прогрессивной системы непрерывного образования. При этом дошкольное образовательное учреждение обеспечивает базисное развитие способностей ребёнка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему развитию.

Преемственность следует рассматривать  как один из основополагающих принципов  непрерывного образования, задачей, которой является обеспечение целостного развития личности в обучении детей на первых двух звеньях системы непрерывного образования. Такое решение поставленной задачи требует решить проблему преемственности в подготовке специалистов для дошкольных учебных заведений и начальной школы.

Преемственность в системе непрерывного педагогического образования имеет  внутреннюю - смысловую (это содержание знаний, умений и навыков, которые  передаются) и внешнюю - процессуальную, организационную стороны (обеспечивается организацией передачи знаний, умений и навыков) [2].

Основой содержания и оценки качества образовательной и профессиональной подготовки специалистов независимо от уровня аккредитации и форм обучения является стандарт, отраженный в соответствующих образовательно-профессиональных программах, учебных планах, структурно-логических схемах подготовки, программах учебных дисциплин, других нормативных документах, учебной и учебно-методической литературе.

Информация о работе Проблема преемственности дошкольного и начального образования