Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 11:22, реферат
Цель работы – рассмотреть проблему принципов и правил обучения в истории зарубежной и русской педагогики.
Цель работы обусловила выполнение следующей задачи:
1. Охарактеризовать проблему принципов и правил обучения в истории русской педагогики.
2. Охарактеризовать исследования зарубежных педагогов в изучении проблемы нравственного воспитания дошкольников.
Введение 2
1. Проблема принципов и правил обучения в истории русской педагогики 4
1.1. Педагогика К.Д. Ушинского 1824 г. – 1871 г.: принципы и правила обучения 4
1.2. В.П. Вахтеров (1853—1924) и его концепция обучения и воспитания 6
1.3. Проблемы принципов и правил обучения в исследованиях А.С. Макаренко 1888 г. –1939 г. 8
2. Проблема принципов и правил обучения в истории зарубежной педагогики. 11
2.1. А. Дистервег (1790-1866) проблемы в теориях и принципах обучения 11
2.2. Дж. Дьюи (1859-1952) и его принципы воспитания и обучения 14
2.3. Теория воспитания и обучения Монтессори 1870 г. –1952 г. 17
Заключение 19
Литература 20
Проблема принципов и правил обучения в истории зарубежной и русской педагогики.
Оглавление
Введение 2
1. Проблема принципов и правил обучения в истории русской педагогики 4
1.1. Педагогика К.Д. Ушинского 1824 г. – 1871 г.: принципы и правила обучения 4
1.2. В.П. Вахтеров (1853—1924) и его концепция обучения и воспитания 6
1.3. Проблемы принципов и правил обучения в исследованиях А.С. Макаренко 1888 г. –1939 г. 8
2. Проблема принципов и правил обучения в истории зарубежной педагогики. 11
2.1. А. Дистервег (1790-1866) проблемы в теориях и принципах обучения 11
2.2. Дж. Дьюи (1859-1952) и его принципы воспитания и обучения 14
2.3. Теория воспитания и обучения Монтессори 1870 г. –1952 г. 17
Заключение 19
Литература 20
Неисчерпаемые возможности человека раскрываются в ходе педагогического обучения, опыт которого накоплен и сформирован величайшими педагогами своего времени. Они указывали на развитие методов обучения, на индивидуальный подход к ребенку, на результативность и эффективность педагогического влияния. Основываясь на их опыте педагоги современности строят свою педагогическую деятельность, намереваясь оптимизировать обучающий и воспитательный процесс системе дошкольной педагогики.
Цель работы – рассмотреть проблему принципов и правил обучения в истории зарубежной и русской педагогики.
Цель работы обусловила выполнение следующей задачи:
Реферат состоит из введения, основной части, заключения и библиографии.
Ушинский Константин Дмитриевич родился в Туле в 1824 году в семье дворянина Именно благодаря Ушинскому обучение изменилось – в ней появилось гуманное отношение к ученикам, уважение к личности ребёнка. По мнению Ушинского самый главный принцип обучения – своевременность и постепенность. Его принципы включают в себя такие постулаты, как:
- природообразность обучения и соответствие его психологии особенностям учащихся;
- основательность и глубина знаний, включая порядок и систему;
- развитие самостоятельности,
- посильность обучения, без чрезмерных нагрузок;
- равная доля преподавания и воспитания в деле обучения дошкольников. [6, с. 45]
Одна из его основных идей – идея народности воспитания, свободной от ограниченности, проявляющей инициативу в организации и управления дошкольных дел, одной из приоритетов которой должно быть обучение на родном языке детей обоих полов в равной степени. Создание истории, именно так Ушинский рассматривал воспитание. Чтобы правильно воспитать человека, его нужно, прежде всего узнать со всех сторон, путем изучения физических, психических и эмоциональных сторон каждого человека в отдельности. Процесс обучения рассматривался как процесс передачи знаний от учителя к ученику, с учетом детских потребностей и интересов. Ушинский видел в процессе обучения две основные стадии. Первая включает в себя систематизацию знаний, с целью последовательного восприятия явлений и предметов, сопоставление и сравнение, а также выработке основных понятий воспитательного процесса, сообразно возрасту ребенка. Вторая стадия включает в себя обобщение и закрепление полученных сведений, умений и знаний. Также он огромное внимание уделял личностям воспитателя, его работа о иезуитских воспитательных учреждениях Франции, об образовании в Англии и Германии основана на принципе изучения как положительных, так и отрицательных качеств каждого воспитательного направления и учебного заведения.
Таким образом, проанализировав основные принципы воспитания и обучения в системе К.Д. Ушинского, считаю, что его собственные слова как нельзя лучше определяют данную характеристику - «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Обширность и многолюдство учебного заведения никогда не должны превышать пределов возможности личного наблюдения и Влияния главного воспитателя.» [6, с. 78]
На рубеже XIX - XX вв. выдающийся педагог и мыслитель, В. П. Вахтеров видел своей целью построение новой педагогической теории. Его основной труд так и назывался «Основы новой педагогики», в котором он, неудовлетворенный состоянием современной педагогикой своего времени, вносит новые предложения по ее усовершенствованию и улучшению. Считая педагогику своего времени бессистемной, противоречивой, бессвязной и разбросанной, он стремился упорядочить, придать вид и выстроить четкую основу, для новых педагогических веяний, связующую все цели, материалы и методы. Причиной такого состояние педагогики В.П. Вахтеров видел в устарении имеющихся принципов воспитания и в тоже время отсутствия новых. [1, с. 23] Огромное количество разных концепций, точек зрения и разнообразных методов, порой противоречащих друг другу создавали хаос в самой педагогике.
Основополагающей теорией в идее воспитания В.П. Вахтеров считал изучение природы человека, сильнейшее влияние на эти идеи послужила теория эволюционного развития, модная и всеми проповедуемая в то время. Именно эти теории легли в основу его новой педагогики, в которой он проповедовал исследование ребенка со всех возможных сторон – физических, психических, со стороны разных дисциплин – математики, философии, психологии, филологии и др. Он возлагал огромные надежды на педагогов, которым предписывал обязательные знания во всех этих областях. [1, с. 45]
Ребенок, по мнению В.П. Вахтерова, с самого рождения имеет внутреннее стремление к росту и развитию, настаивая на уникальности и неповторимости каждого ребенка, подход к которому требует индивидуальности воспитания. [1, с. 43] Идея стремления ребенка к развитию должна учитываться педагогами. Ребенок, как личность, развивается без резких скачков и перерывов и каждый предшествующий этап служит основой для последующего. Именно благодаря этому сохраняется целостность личности, и непрерывность ее развития. В.П. Вахтеров в своем учении проповедовал открытие новых истин, которые придут на смены старым догмам. Он считал, что ребенка нежно учить не столько имеющимся истинам, сколько отрывать новые истины в нем самом. Ребенок должен экспериментировать, делать открытия, изобретать и делать самостоятельные выводы, при этом участие педагога состоит в создании условий, при которых ребенок проявит все эти и другие самостоятельные качества. [1, с. 27]
«Цель педагога будет состоять не в том, чтобы преобразовать ребенка во взрослого человека, сообразно с заранее данными нормами, а в том, чтобы изучить ребенка, определить направление его стремления к развитию, узнать его наследственные и приобретенные свойства и силы, помочь их развитию и создать благоприятную обстановку для развития всех его здоровых стремлений». [1, с. 65]
Выработать в ребенке
Таким образом, проанализировав образовательный процесс по В.П. Вахтерову, отметим что его принципы обучения включают в себя личностный, индивидуальный подход к каждому ребенку отдельно, поощрению его внутренних сил и резервов, а правила, включающие в себя преобразование и рост личности, основаны на научной основе.
Выдающийся отечественный педагог А.С. Макаренко, родился 1 (13) марта 1888 года в городе Белополье Харьковской губернии, ныне районный центр Сумской области Украины.
Один из самых известных русских педагогов, страсти вокруг которого не унимаются и по сей день. Жизнь страны находится на переломном моменте – бунты и восстания, революция и голод, разруха и крах экономики. Пока поднимали страну в целом, мало кто задумывался над судьбами отдельных ее членов, особенно детей. Волна беспризорников захлестнула страну, которые добывали себе пропитание грабежами, убийствами и воровством. И единственным путем борьбы с ними были выбраны тюрьмы и колонии. Попав в струю своего времени и выбрав наиболее верное, по его мнению решение, относительно обучения и воспитания - Максимум требования - максимум уважения [4, с. 27], Макаренко создал колонию с такой общей атмосферой, которая имела доверие, уважение и подход к каждому отдельному ее члену.
Именно воспитательную роль труда упускали его современники –педагоги. Поощрение и наказание, второе из которого было в ходу гораздо чаще, не приводило к требуемому результату. Разработанная А.С. Макаренко стройная система педагогики, основанная на логике и трактующаяся как «прежде всего практически целесообразную науку», означала необходимость выявления соответствий между средствами, задачами, методами и целями воспитания. Основным пунктом теории А.С. Макаренко – органичность воспитания и единства личности, общества и коллектива, а также параллельность их совместной деятельности. Отсюда мы видим, что сущностью методики есть идея воспитательного коллектива, который единым фронтом педагогов и воспитанников выступает питательной средой для развития индивидуальности и личности. Антропоцентрическая модель педагогики, включает в себя суть гуманистики, дух оптимистичности, проникновение веры в творческие силы и возможности ребенка, как самостоятельного члена общества.
Коллектив, который должен выступать в роли воспитателя и действующий на основных принципах единения цели, общности деятельности, дисциплины, влияния органов самоуправления и связи с обществом, подразделялся на два вида – общий и первичный.
Воспитание, начатое в первичном коллективе, где члены коллектива находятся в едином деловом, дружеском и идеологическом содружестве и основанное на разных принципах, плавно, по мере роста слаженности переходил во вторичный коллектив. Таким образом, коллективы, проходя через несколько стадий своего развития, давали возможность собраться всем вместе и совместно решать все насущные вопросы.
И именно исходя из этих принципов были озвучены основные педагогические ступени воспитания:
- Требования, предъявляемые педагогом,
предъявляются также к
А.С. Макаренко считал, что никаких особых методов по отношению к беспризорным детям и детям вообще употреблять не нужно. [4, с. 78] Жизнь заставила всех работать, и работать совместно, и больших и маленьких. Любая работа вызывала к жизни рабочую группу и в случае если один работу бросал или недоделывал сразу приходилось труднее другим, и они этого одного тут же и «воспитывали». Вот и все. Как в семье. Вообще, как у людей. [4, с. 92] Оставалось только разумно управлять этим процессом, ставить цели, повышать требования, что великолепно удавалось А.С. Макаренко и полностью соответствовало его принципам воспитания и обучения.
Его систему ученые мужи тогдашнего просвещения признали несоветской. Реальная практика и в самом деле расходилась с тем, что строил Макаренко. «Коллектив учителей и коллектив детей — это не два коллектива, а один, и коллектив педагогический. Если почувствуете, что вам не «хватает знаний, не стесняйтесь сесть за парту рядом с воспитанниками». [4, с.111]
Исходя из вышеизложенного мы можем видеть основные принципы воспитания, заложенные А.С. Макаренко – индивидуальный подход к личности и его труд в коллективе, на пользу, как коллектива в целом, так и самой личности в частности.
По мнению Дистервега главной задачей обучения является развитие умственных сил и способностей детей, а также то, что формальное образование неразрывно связано с материальным. По его мнению формального образования не существует, существуют только знания и навыки приобретенные на самостоятельном пути. Главная цель обучения – всестороннее развитие человека и его нравственных принципов. В каждом предмете обучения должна присутствовать не только образовательная ценность, но и нравственное значение [2, с. 34]
Дистерверг придавал большое значение обучению естественным наукам, а также привитию навыков, развитию умственных сил и способностей и умению самостоятельно работать над усвоением учебного материала. Учитель должен обратить особое внимание на развитие всех органов чувств детей путем наглядного обучения. В средней школе «постепенно выдвигается вперед и материальная цель» — вооружение учащихся разносторонними и глубокими научными знаниями. [2, с. 45]
Информация о работе Проблема принципов и правил обучения в истории зарубежной и русской педагогики