Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 11:22, реферат
Цель работы – рассмотреть проблему принципов и правил обучения в истории зарубежной и русской педагогики.
Цель работы обусловила выполнение следующей задачи:
1. Охарактеризовать проблему принципов и правил обучения в истории русской педагогики.
2. Охарактеризовать исследования зарубежных педагогов в изучении проблемы нравственного воспитания дошкольников.
Введение 2
1. Проблема принципов и правил обучения в истории русской педагогики 4
1.1. Педагогика К.Д. Ушинского 1824 г. – 1871 г.: принципы и правила обучения 4
1.2. В.П. Вахтеров (1853—1924) и его концепция обучения и воспитания 6
1.3. Проблемы принципов и правил обучения в исследованиях А.С. Макаренко 1888 г. –1939 г. 8
2. Проблема принципов и правил обучения в истории зарубежной педагогики. 11
2.1. А. Дистервег (1790-1866) проблемы в теориях и принципах обучения 11
2.2. Дж. Дьюи (1859-1952) и его принципы воспитания и обучения 14
2.3. Теория воспитания и обучения Монтессори 1870 г. –1952 г. 17
Заключение 19
Литература 20
Прежде всего он настаивал на обучении природосообразно, в соответствии с детским восприятием. От примеров надо идти к правилам, от предметов и конкретных представлений о них — к обозначающим их словам. Придавая такое большое значение ознакомлению детей с предметами, непосредственно доступными их органам чувств, Дистервег в то же время подчеркивает необходимость продумывания и осознания ребенком всего чувственно воспринимаемого им материала. Наглядное обучение у него связано с правилами «от близкого к далекому», «от простого к сложному», «от более легкого к более трудному», «от известного к неизвестному». [2, с. 67]
Эти правила, которые в
свое время еще были
Большое значение Дистервег придает сознательному
усвоению изучаемого материала. Одним
из показателей такого усвоения является
способность учащихся ясно и четко изложить
сущность дела. Также много внимания в
теориях его обучения отводится закрепление
материала: «Заботься о том, чтобы ученики
не забывали того, что выучили» — и советует
возвращаться к пройденному так часто,
чтобы оно не могло изгладиться в памяти.
«Не торопись при изучении основ» — гласит
одно из его правил.[2, с. 76]
Успешное обучение, по справедливому утверждению
Дистервега, всегда носит воспитывающий
характер. Оно не только развивает умственные
силы ребенка, но и формирует всю его личность:
его волю, чувства, поведение.
Эффективность того или иного метода обучения
определяется, по Дистервегу, тем, насколько
он содействует возбуждению умственных
сил учащихся. «Всякий метод плох, — заявляет
он, — если приучает учащегося к простой
восприимчивости или пассивности, и хорош,
если возбуждает в нем самодеятельность».
Также он отводил большое значение развитию самостоятельности детей в процессе обучения, а также руководящей роли учителя, который должен составить четкий план обучения и вооружиться хорошим учебником. Также придавалось значение всесторонним знаниям самого учителя, его работой над собой и систематической работе над собой. [2, с. 112]
Таким образом стержень его системы воспитания – это процесс пробуждения индивидуальности самостоятельности активности в ребенке, воли к самосовершенствованию и самоконтролю. Дидактика развивающего обучения Дистервега и его учебники оказали большое влияние на дальнейшее развитие начальной школы. Он активно призывал общественность к признанию равноценности и равноправия ребенка, за признанием за ним индивидуальности и самоценности его личности, а также огромном значении учительской педагогики в процессе обучения.
Образовательные принципы Америки к концу XIX — начале XX в. совершенно не удовлетворяли возросшие требования политического, культурного, экономического и общественного развития страны. Основная доля учебного процесса приходилась на письмо, счет и чтение, включающее в себя, по большей части, заучивание «основ» разного рода наук». Необходимость реформирования такой системы обучения, с помощью проявления инициативы, способности к коллективному труду, активности и самостоятельности со стороны обучающихся, назрела давно.
Именно труды Джона Дьюи, включающие в себя прогрессивизм, оказали огромное влияние на педагогическую мысль Америки, а также на теорию и практику мирового образования.
Реформаторская педагогика ставила
перед собой именно такие цели
перестройки народного
Самым большим недостатком обучения того времени Дьюи считал невозможность применения опыта ребенка, полученного вне стен учреждения, а также в самом учреждении и, соответственно, наоборот. Все знания, по его мнению, должны составлять единое целое на пути к общей цели воспитания – обучения нового поколения самостоятельных, думающих, решительных и активных членов общества. [3, с. 56] Дьюи, со своими новаторскими идеями, посещал многие страны, в том числе и Россию, в которой, к сожалению, его идеи были восприняты плохо и раскритикованы, отчасти из-за того, что Дьюи посмел высказать в негативном ключе о сталинских репрессия и культе личности.
Одним из основных принципов воспитания, Дьюи считал обязательное отступление от принудительного и формального образования - «дисциплинирования голого ума». Детей посылают учиться ради их дисциплинирования, — но образовательные учреждения – единственное место в мире, где труднее всего приобрести дисциплину. [3, с. 75]
Однако идеи Дьюи имели сильно преувеличенное значение общественной функции воспитания. Его надежды избавления от эксплуатации человека человеком, от классовой борьбы, от войн и экономического гнета основывались на воспитании, отдавали пальму мира учителям. По его мнению обучение должно было проникнуть во все мыслимы человеческие формы жизни – историю, науку, искусство. Именно общение ставилось Дьюи во главу приобретения всех знаний человека. [3, с. 91] Ведь именно в ходе общения человек приобретает верования, цели знания и мотивы для дальнейшей жизни. Именно участие в общественных сферах сознания, общение со всем окружающим ведет к полноценному развитию личности и ее способностей. Дьюи был первым, кто
Основные дидактические
«Мышление начинается там, где есть проблемная ситуация». [3, с. 67] Эта формула Дж. Дьюи легла в основу проблемного обучения в XX в. Поскольку схему мышления, по Дьюи, составляет совокупность этапов: проблемная ситуация–анализ данных–выдвижение гипотезы–ее проверка, то и учебный процесс следует этой схеме.
Обучение и воспитание нерасторжимые процессы. В обучении обязательно доджа присутствовать игра, которая естественным образом переходит в работу. Он считал лучшим способом воспитания – участие детей с коллективной детской жизни, отсюда проистекает его идея самоуправления как средства воспитания. Обучающая и развивающая среда состояла в общих, совместных работах на благо всех и каждого в отдельности.
Он считал, что основной принцип воспитания состоит в налагании каких-либо усилий извне, а нахождение и преобразование, направление и увеличение внутренних способностей каждого ребенка. [3, с. 45] Таким образом была выработана главная идея воспитания Дьюи – постоянный рост и прогрессирующая реконструктизация опыта. И эта идея полностью согласуется с его учением о социальной природе личности.
Протест Дьюи против утилитарности учебы выражался в призыве неотделимости педагогических ценностей на «культурные» и полезные». Его принцип воспитания неразрывно связан с трудом, творчеством и самостоятельным созиданием.
Вселенная, по Дьюи, может быть приспособлена к интересам человека, но чрезмерное увлечение «пользой» может сделать человека рабом своих собственных интересов. [3, с. 67]
Таким образом основными принципами и теориями воспитания Дьюи можно определить, как полное внимание к личности ребенка, в концентрации всего воспитательного процесса в частности и общества в целом вокруг него.
Личность Марии Монтессори известна еще упорством и настойчивостью, с корой она добилась признания, а также заставила систему измениться под себя. Она своим трудом, упорством и настойчивостью доилась поступления сначала в гимназию, затем в медицину и стала в 26 лет первой и единственной на то время женщиной-врачом.
Ее оригинальные теории свободного воспитания, доведенные до технического уровня и с успехом реализованы на практике, эффективность ее концепций, включающих в себя идею предоставления свободного саморазвития ребенка; подготовки дидактической среды; совместное обучение детей с разными уровнями развития, а также здоровья, и отведение особой роли педагогам в учебно-воспитательном процессе с успехом реализованы на практике и применяются до сих пор. Основной ее принцип звучит, как свободная работа в подготовленной дидактической среде, которой она уделяла повышенное внимание. Каждая из представленных идей качественно специфична, при этом использование конкретной идеи осуществляется в контексте реализации остальных.
Вскоре Мария стала работать ассистенткой врача в университетской клинике. В клинике ей не раз приходилось наблюдать лечение детей с ограниченными умственными возможностями. Эти дети были изолированы от мира и представлялись ей маленькими пленниками. Для развития этих детей не предпринималось никаких шагов, у них не было игрушек и книг.
Работа с больными детьми подтолкнула Монтессори к изучению книг французских психологов Гаспара Итарда и Эдуарда Сегена. Ученики Итарда и Сегена были умственно отсталыми детьми. И, чтобы успешно работать с ними, ученые придумали богатый материал для упражнений в сенсомоторике. Но с помощью этих материалов можно было лишь диагностировать развитие ребенка. Они не были приспособлены для дидактической работы. Тем не менее эти «психологические орудия» оказались столь совершенными, что ими и по сей день успешно пользуются психологи всего мира.[5, с. 56]
Ее основными принципами воспитания и обучения стали:
- Свобода выбора, дающая каждому
ребенку возможность выбора
- наличие комплекса
- Контроль ошибок, позволяющий ребенку самостоятельно видеть ошибки и без помощи взрослых исправить ее;
- Педагоги, прошедшие специальную подготовку и четко знающие каждый требуемый для работы, материал;
- Наличие определенных правил,
включающих общественно
- Присутствие на занятиях
- Активное участие детей во
всех учебных процессах,
Ее заявление о первичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей революцией. [5, с. 56] Детский сад, руководительницей которого стала Монтессори, был оборудован таким образом, чтобы в нем было уютно и удобно детям разных возрастов, заказанный сенсомоторный материал, дает Монтессори еще одно подтверждение ее теории дидактичности воспитания в ходе занятий дети, пребывая в дружественной атмосфере, развивают позитивное социальное поведение, демонстрируя живой интерес к вещам вокруг.
Однако, как бы ни пытались учителя уйти от политики, все же это не удавалось. Свободные Монтессори учебные заведения были вскоре запрещены в Испании, их разгромили в фашистской Германии и самой Италии во времена национал-социализма, а в России Монтессори - детские сады и школы были закрыты в середине 20-х, подавленные политикой поголовного коллективизма. Учителей назвали космополитами, поддавшимися западным влияниям.
Принципы Монтессори, на основе вышеизложенного заключаются в дидактически обоснованном обучении и воспитания обучаемых, а также дружественной атмосфере и тесной связки с воспитателями.
Изучение специфики
Однако все педагоги всех мировых учений едины в одном – система воспитания гибкая и нуждается в постоянном пересмотре, индивидуальный подход к воспитанию дает наиболее хороший результат, по сравнению с четкими, едиными для всех правилами. Взаимодействие воспитателя и воспитанника должно быть тесным и основываться на принципах взаимной помощи, обмене опытом, понимания и внимания.
Информация о работе Проблема принципов и правил обучения в истории зарубежной и русской педагогики