Проблема принципов и правил обучения в истории зарубежной и русской педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 11:22, реферат

Описание работы

Цель работы – рассмотреть проблему принципов и правил обучения в истории зарубежной и русской педагогики.
Цель работы обусловила выполнение следующей задачи:
1. Охарактеризовать проблему принципов и правил обучения в истории русской педагогики.
2. Охарактеризовать исследования зарубежных педагогов в изучении проблемы нравственного воспитания дошкольников.

Содержание работы

Введение 2
1. Проблема принципов и правил обучения в истории русской педагогики 4
1.1. Педагогика К.Д. Ушинского 1824 г. – 1871 г.: принципы и правила обучения 4
1.2. В.П. Вахтеров (1853—1924) и его концепция обучения и воспитания 6
1.3. Проблемы принципов и правил обучения в исследованиях А.С. Макаренко 1888 г. –1939 г. 8
2. Проблема принципов и правил обучения в истории зарубежной педагогики. 11
2.1. А. Дистервег (1790-1866) проблемы в теориях и принципах обучения 11
2.2. Дж. Дьюи (1859-1952) и его принципы воспитания и обучения 14
2.3. Теория воспитания и обучения Монтессори 1870 г. –1952 г. 17
Заключение 19
Литература 20

Файлы: 1 файл

17786 - реферат от 20.12.2013.docx

— 40.39 Кб (Скачать файл)

Прежде всего он настаивал на обучении природосообразно, в соответствии с детским восприятием. От примеров надо идти к правилам, от предметов  и конкретных представлений о  них — к обозначающим их словам. Придавая такое большое значение ознакомлению детей с предметами, непосредственно доступными их органам  чувств, Дистервег в то же время  подчеркивает необходимость продумывания и осознания ребенком всего чувственно воспринимаемого им материала. Наглядное  обучение у него связано с правилами  «от близкого к далекому», «от  простого к сложному», «от более  легкого к более трудному», «от  известного к неизвестному». [2, с. 67]

 Эти правила, которые в  свое время еще были сформулированы  Коменским, Дистервег подвергает  дальнейшей разработке, справедливо  предостерегая педагога от их  формального применения. 
Большое значение Дистервег придает сознательному усвоению изучаемого материала. Одним из показателей такого усвоения является способность учащихся ясно и четко изложить сущность дела. Также много внимания в теориях его обучения отводится закрепление материала: «Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили» — и советует возвращаться к пройденному так часто, чтобы оно не могло изгладиться в памяти. «Не торопись при изучении основ» — гласит одно из его правил.[2, с. 76] 
Успешное обучение, по справедливому утверждению Дистервега, всегда носит воспитывающий характер. Оно не только развивает умственные силы ребенка, но и формирует всю его личность: его волю, чувства, поведение. 
Эффективность того или иного метода обучения определяется, по Дистервегу, тем, насколько он содействует возбуждению умственных сил учащихся. «Всякий метод плох, — заявляет он, — если приучает учащегося к простой восприимчивости или пассивности, и хорош, если возбуждает в нем самодеятельность».

Также он отводил большое значение развитию самостоятельности детей  в процессе обучения, а также руководящей  роли учителя, который должен составить  четкий план обучения и вооружиться  хорошим учебником. Также придавалось  значение всесторонним знаниям самого учителя, его работой над собой и систематической работе над собой. [2, с. 112]

Таким образом стержень его системы  воспитания – это процесс пробуждения  индивидуальности самостоятельности  активности в ребенке, воли к самосовершенствованию  и самоконтролю. Дидактика развивающего обучения Дистервега и его учебники оказали большое влияние на дальнейшее развитие начальной школы. Он активно призывал общественность к признанию равноценности и равноправия ребенка, за признанием за ним индивидуальности и самоценности его личности, а также огромном значении учительской педагогики в процессе обучения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Дж. Дьюи (1859-1952) и его принципы воспитания и обучения

 

Образовательные принципы Америки к концу XIX — начале XX в. совершенно не удовлетворяли возросшие требования политического, культурного, экономического и общественного развития страны. Основная доля учебного процесса приходилась на письмо, счет и чтение, включающее в себя, по большей части, заучивание «основ» разного рода наук». Необходимость реформирования такой системы обучения, с помощью проявления инициативы, способности к коллективному труду, активности и самостоятельности со стороны обучающихся, назрела давно.

Именно труды Джона Дьюи, включающие в себя прогрессивизм, оказали огромное влияние на педагогическую мысль  Америки, а также на теорию и практику мирового образования.

Реформаторская педагогика ставила  перед собой именно такие цели перестройки народного образования. Самое влиятельное ее течение  в США — прогрессивизм —  связан с именем и деятельностью  Джона Дьюи.

Самым большим недостатком обучения того времени Дьюи считал невозможность применения опыта ребенка, полученного вне стен учреждения, а также в самом учреждении и, соответственно, наоборот. Все знания, по его мнению, должны составлять единое целое на пути к общей цели воспитания – обучения нового поколения самостоятельных, думающих, решительных и активных членов общества. [3, с. 56] Дьюи, со своими новаторскими идеями, посещал многие страны, в том числе и Россию, в которой, к сожалению, его идеи были восприняты плохо и раскритикованы, отчасти из-за того, что Дьюи посмел высказать в негативном ключе о сталинских репрессия и культе личности.

Одним из основных принципов воспитания, Дьюи считал обязательное отступление  от принудительного и формального  образования - «дисциплинирования голого ума». Детей посылают учиться ради их дисциплинирования, — но образовательные учреждения – единственное место в мире, где труднее всего приобрести дисциплину. [3, с. 75]

Однако идеи Дьюи имели сильно преувеличенное значение общественной функции воспитания. Его надежды избавления от эксплуатации человека человеком, от классовой борьбы, от войн и экономического гнета основывались на воспитании, отдавали пальму мира учителям. По его мнению обучение должно было проникнуть во все мыслимы человеческие формы жизни – историю, науку, искусство. Именно общение ставилось Дьюи во главу приобретения всех знаний человека. [3, с. 91] Ведь именно в ходе общения человек приобретает верования, цели знания и мотивы для дальнейшей жизни. Именно участие в общественных сферах сознания, общение со всем окружающим ведет к полноценному развитию личности и ее способностей. Дьюи был первым, кто

Основные дидактические посылки  Дьюи восходят к его пониманию  природы общения и воспитания как общественной функции. Воспитание заключается прежде всего в передаче опыта в ходе общения.

«Мышление начинается там, где есть проблемная ситуация». [3, с. 67] Эта формула Дж. Дьюи легла в основу проблемного обучения в XX в. Поскольку схему мышления, по Дьюи, составляет совокупность этапов: проблемная ситуация–анализ данных–выдвижение гипотезы–ее проверка, то и учебный процесс следует этой схеме.

Обучение и воспитание нерасторжимые  процессы. В обучении обязательно  доджа присутствовать игра, которая  естественным образом переходит  в работу. Он считал лучшим способом воспитания – участие детей с  коллективной детской жизни, отсюда проистекает его идея самоуправления как средства воспитания. Обучающая  и развивающая среда состояла в общих, совместных работах на благо  всех и каждого в отдельности.

Он считал, что основной принцип  воспитания состоит в налагании  каких-либо усилий извне, а нахождение и преобразование, направление и  увеличение внутренних способностей каждого  ребенка. [3, с. 45] Таким образом была выработана главная идея воспитания Дьюи – постоянный рост и прогрессирующая реконструктизация опыта.  И эта идея полностью согласуется с его учением о социальной природе личности.

Протест Дьюи против утилитарности  учебы выражался в призыве  неотделимости педагогических ценностей  на «культурные» и полезные». Его принцип воспитания неразрывно связан с трудом, творчеством и самостоятельным созиданием.

Вселенная, по Дьюи, может быть приспособлена  к интересам человека, но чрезмерное увлечение «пользой» может сделать человека рабом своих собственных интересов. [3, с. 67]

Таким образом основными принципами и теориями воспитания Дьюи можно  определить, как полное внимание к  личности ребенка, в концентрации всего  воспитательного процесса в частности  и общества в целом вокруг него.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Теория воспитания и обучения Монтессори 1870 г. –1952 г.

 

Личность Марии Монтессори известна еще упорством и настойчивостью, с корой она добилась признания, а также заставила систему измениться под себя. Она своим трудом, упорством и настойчивостью доилась поступления сначала в гимназию, затем в медицину и стала в 26 лет первой и единственной на то время женщиной-врачом.

Ее оригинальные теории свободного воспитания, доведенные до технического уровня и с успехом реализованы  на практике, эффективность ее концепций, включающих в себя идею предоставления свободного саморазвития ребенка; подготовки дидактической среды; совместное обучение детей с разными уровнями развития, а также здоровья, и отведение особой роли педагогам в учебно-воспитательном процессе с успехом реализованы на практике и применяются до сих пор. Основной ее принцип звучит, как свободная работа в подготовленной дидактической среде, которой она уделяла повышенное внимание. Каждая из представленных идей качественно специфична, при этом использование конкретной идеи осуществляется в контексте реализации остальных.

Вскоре Мария стала работать ассистенткой врача в университетской клинике. В клинике ей не раз приходилось наблюдать лечение детей с ограниченными умственными возможностями. Эти дети были изолированы от мира и представлялись ей маленькими пленниками. Для развития этих детей не предпринималось никаких шагов, у них не было игрушек и книг.

Работа с больными детьми подтолкнула  Монтессори к изучению книг французских  психологов Гаспара Итарда и Эдуарда  Сегена. Ученики Итарда и Сегена были умственно отсталыми детьми. И, чтобы успешно работать с ними, ученые придумали богатый материал для упражнений в сенсомоторике. Но с помощью этих материалов можно  было лишь диагностировать развитие ребенка. Они не были приспособлены  для дидактической работы. Тем  не менее эти «психологические орудия» оказались столь совершенными, что ими и по сей день успешно пользуются психологи всего мира.[5, с. 56]

Ее основными принципами воспитания и обучения стали:

- Свобода выбора, дающая каждому  ребенку возможность выбора деятельности;

- наличие комплекса дидактических материалов, которые должны быть представлены в полном объёме и обеспечивать удовлетворение потребностей детей;

- Контроль ошибок, позволяющий  ребенку самостоятельно видеть  ошибки и без помощи взрослых  исправить ее;

- Педагоги, прошедшие специальную  подготовку и четко знающие  каждый требуемый для работы, материал;

- Наличие определенных правил, включающих общественно полезные  действия (уборку, помощь), а также  основные принципы, к примеру  тишина на уроках, основанная  на утверждении – твоя свобода  заканчивается там, где начинается свобода другого;

- Присутствие на занятиях разновозрастных  детей всех возрастных категорий,  а также смешанность больных  и здоровых участников учебного  процесса.

- Активное участие детей во  всех учебных процессах, включающий  поиск материала, его освящение,  осознание, понимание и донесение  его до своих соратников.

Ее заявление о первичности  письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей революцией. [5, с. 56] Детский сад, руководительницей которого стала Монтессори, был оборудован таким образом, чтобы в нем было уютно и удобно детям разных возрастов, заказанный сенсомоторный материал, дает Монтессори еще одно подтверждение ее теории дидактичности воспитания в ходе занятий дети, пребывая в дружественной атмосфере, развивают позитивное социальное поведение, демонстрируя живой интерес к вещам вокруг.

Однако, как бы ни пытались учителя  уйти от политики, все же это не удавалось. Свободные Монтессори учебные заведения были вскоре запрещены в Испании, их разгромили в фашистской Германии и самой Италии во времена национал-социализма, а в России Монтессори - детские сады и школы были закрыты в середине 20-х, подавленные политикой поголовного коллективизма. Учителей назвали космополитами, поддавшимися западным влияниям.

Принципы Монтессори, на основе вышеизложенного  заключаются в дидактически обоснованном обучении и воспитания обучаемых, а  также дружественной атмосфере  и тесной связки с воспитателями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Изучение специфики практической деятельности педагогов русской  воспитательной политики показало, что  определяющую роль в реализации педагогики играет сам педагог и труд, призванный помочь в реализации основных идей воспитания. Наблюдения, проведённые нами в ходе исследования зарубежных педагогических опытов, также показывает стремление к педагогически верному подходу в обучении дошкольников, а также к серьезному изучению внутреннего мира ребенка, активизации его внутренних сил и резервов, а также индивидуализацию подхода к воспитанникам в процессе обучения.

Однако все педагоги всех мировых  учений едины в одном – система  воспитания гибкая и нуждается в постоянном пересмотре, индивидуальный подход к воспитанию дает наиболее хороший результат, по сравнению с четкими, едиными для всех правилами. Взаимодействие воспитателя и воспитанника должно быть тесным и основываться на принципах взаимной помощи, обмене опытом, понимания и внимания.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Вахтеров, В.П. Избранные педагогические сочинения / сост. JI.H. Литвин, Н.Т. Бритаева. - М.: Педагогика, 1987. - 400 с
  2. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Учбедгиз, 1956. – 374 с. 
  3. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. - М.: Мир, 1992. – с. 287
  4. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания //Соч.: В 7 т. -  М.: Знание 1958. - Т.5. - с.224
  5. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики /Пер. с итал. С.Г. Займовского. - М.: «Сотрудник школы», 1915. - 375 с.
  6. Ушинский, К.Д. Избранные труды Текст.: в 4 кн. / К.Д. Ушинский. - М.: Дрофа, 2005. – с. 342 
     

Информация о работе Проблема принципов и правил обучения в истории зарубежной и русской педагогики