Проблема семейного воспитания в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:47, контрольная работа

Описание работы

Цель - проанализировать проблемы семейного воспитания в России в настоящее время.

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть общее состояние проблемы семейного воспитания в России;
Изучить факторы, определяющие актуальность изучения проблемы семейного воспитания в России;
Рассмотреть меры регулирования семейного воспитания в России.

Содержание работы

Введение 3
1. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК АКТУАЛЬНАЯ НАУЧНО‐ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1. Общее состояние проблемы воспитания в России 5
1.2. Факторы, определяющие актуальность изучения проблемы семейного воспитания в России 6
1.3. Меры регулирования семейного воспитания в России 12
Выводы 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 39.86 Кб (Скачать файл)

министерство  образования и науки российской федерации 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

  высшего профессионального образования  Нижегородский государственный  педагогический университет

 

 

 

 

 

Контрольная работа

на тему: «Проблема  семейного воспитания в России»

 

 

 

                                           Выполнила: студентка 2 курса,

заочной ф/о, Дидиева З. А.

                                                                                          Проверила: Ханова Т. Г.                                         

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2012

Оглавление

 

Введение 3

1. СЕМЕЙНОЕ
ВОСПИТАНИЕ КАК
АКТУАЛЬНАЯ
НАУЧНО‐ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
 ПРОБЛЕМА 5

1.1. Общее состояние проблемы воспитания в России 5

1.2. Факторы, определяющие актуальность изучения проблемы семейного воспитания в России 6

1.3. Меры регулирования семейного воспитания в России 12

Выводы 15

Список  литературы 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблемы воспитания будущих поколений  актуальны для любого общества в  различные эпохи. В связи с  тем, что ситуация в современной России характеризуется экономической и социальной нестабильностью, общество находится в поисках новых ценностей, смыслов и идеалов. Именно в такой период осмысление ценностей общественной и научной мысли прошлого является особо востребованным и необходимым. Обращение к лучшим традициям и гуманистическим идеалам XIX-го и ХХ - го веков имеет прогностическую значимость для развития современной общественной и научной мысли.

Современная ситуация развития семьи  как социального института характеризуется  нарушением традиций и преемственности, отсутствием новых идеалов и  ориентиров, массовой доступностью противоречивых сведений, полученных в зарубежной психотерапии и практической невозможностью повышения психологической компетентности родителей, касающейся вопросов эффективных психологических средств и методов семейного воспитания. Это позволяет оценить психологию семейного воспитания и восстановление исторической преемственности взглядов на проблемы и психологические условия семейного воспитания в отечественной психологической науке как востребованные и актуальные.

Цель - проанализировать проблемы семейного воспитания в России в настоящее время.

Объект  - семейное воспитание.

Предмет – проблема семейного воспитания в России.

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть общее состояние проблемы семейного воспитания в России;
  2. Изучить факторы, определяющие актуальность изучения проблемы семейного воспитания в России;
  3. Рассмотреть меры регулирования семейного воспитания в России.

 

 

  1. СЕМЕЙНОЕ
ВОСПИТАНИЕ КАК
АКТУАЛЬНАЯ
НАУЧНО‐ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
 ПРОБЛЕМА

    1. Общее состояние проблемы воспитания в России

В последние годы в обществе растет интерес к семье и семейному воспитанию.  Этому способствуют как политические решения, так и усиление роли частной жизни во многих общественных процессах. Например, 2008 год, объявленный  в России Годом семьи, всколыхнул общество на разных уровнях, обнажив спектр научных, социально-юридических и государственных проблем,  связанных с семьей и детьми.

Для науки изучение семьи  всегда имело амбивалентный характер, так как семья является относительно закрытой,  а сегодня еще и автономной,  системой.  Вмешательство государства в дела семьи происходило только в том случае, если семья становилась деструктивной.  

Это означает, что многие проблемы, которые могли быть решены еще на этапе их зарождения, к моменту вынужденного интереса государства имели уже разрушительный характер как для семьи, так и для ее отдельных членов.

В годы перестройки государство  утратило рычаги управления семьей, особенно в части формирования ее духовно-нравственных и психолого-педагогических основ,  и сегодня возникает острая необходимость возвращения не только социально-общественного,  но и научного интереса к семье как к объекту исследования.

 

 

 

 

 

    1. Факторы, определяющие актуальность изучения проблемы семейного воспитания в России

Остановимся на факторах,  определяющих актуальность научных разработок в области педагогики и психологии семьи в современных условиях.

    1. Социально-антропологический:

Изменение социально - экономической ситуации,  зарождение и развитие    идей персонализма, индивидуализма,  демократии,  гуманизма породило новые формы совместной жизни людей.  Сегодня понятие семьи невозможно определить однозначно ни с точки зрения ее количественного или гендерного состава, ни в контексте родственных связей,  ни с учетом места проживания ее членов. Вероятнее всего, сегодня семьей можно называть группу людей, которые    считают себя семьей. У части современных детей тоже нет ясного представления о семье. 

Так,  согласно недавнему  опросу (май 2012г),  проведенному кафедрой педагогики и психологии семьи в двух образовательных учреждениях Санкт-Петербурга,  от 12  до 27  процентов детей к членам семьи относят и животных. 

Еще одной тенденцией,  наметившейся в обществе,  является изменение функций семьи,  ее   экономической значимости для человека.

Так,  например,  интерактивное  голосование,  проведенное на телеканале «Петербург-Пятый канал» 10 сентября 2012  года,  показало,  что более половины (52%)  опрошенных считают,  что основа семьи – это общие интересы и уважение,  и лишь 14%  - что семья основана на воспитании детей.   Около трети (27%)  респондентов отметили,  что институт семьи утратил свое прежнее значение, и лишь 6% уверены, что семья держится на совместном ведении хозяйства. Всего было опрошено 3718 человек [8].

Основная специфика современной  семьи заключается в том, что  она  утратила свои традиционные черты, а это значит, что предыдущее знание о ней не может быть приложимо к современным условиям. Если государство заинтересовано в сохранении традиционной семьи,  оно нуждается в научно-обоснованной стратегии ее выращивания и сопровождения на всех этапах ее функционирования и развития.

    1. Социально-политический:

 Миграционные процессы,  вызванные политическими событиями последних десятилетий,  обострили национальную проблему,  которая сегодня оказывает существенное влияние как на характер внутрисемейных связей,  так и на геополитическую обстановку в мире.  Сегодня как никогда для России актуальны проблемы национальной безопасности и развитие цивилизованных форм решения межконфессиональных и межэтнических конфликтов. В перспективе, как считают специалисты, будет происходить усложнение этнической структуры иммигрантов,  а,  следовательно,  всего населения России,  за счет роста диаспор народов,  проживающих преимущественно за пределами Российской Федерации.  

По данным Госкомстата, миграционный прирост, например, в 2011 году по сравнению с 2010  годом составил 44,9%.  Всё это,  безусловно,  сказывается на трансформации семьи.

Большую роль в снижении политической напряженности играет то, какие ценности воспитывают у подрастающего поколения их родители, какую идеологию будет транслировать семья своим детям,  каким моделям отстаивания своих прав и обязанностей обучат детей взрослые.

Следовательно, для решения ряда политических вопросов, профилактики национального экстремизма и ксенофобии, воспитания гражданственности и патриотизма государство должно иметь четкое представление о политических,  религиозных и национальных взглядах своих граждан, воспитание которых начинается в семье.

    1. Социально-экономический: 

Родители  в любой стране мира являются самой большой категорией потребителей и производителей,  так как практически все они работают и все покупают. В настоящее время семья представляет собой своеобразную экономическую систему,  с которой государство может установить разные виды экономических связей – материальную поддержку в виде   адресной социальной помощи, кредитование малого бизнеса,  организованного зачастую как семейное предприятие,  пенсионное обеспечение пожилых граждан,  получение налогов с доходов семьи и т.д.  Однако не всегда наши граждане, воспитанные ещё на принципах коммунистической идеологии,  готовы взять на себя бремя ответственности за себя и своих близких.

Исследователи и родители отмечают низкую мотивацию у части  молодежи к производительному труду,  что влечет за собой возрастание уровня криминогенности в сфере экономики.

В развитых странах большое внимание уделяется вопросам экономической социализации детей – в образовательных учреждениях существуют специальные учебные курсы,  целью которых является подготовка ученика к самостоятельной социально-экономической деятельности.  Многие подростки,  начиная с 9  лет,  подрабатывают на легально организованных рабочих местах,  а вся система образования ориентирована на то,  чтобы создать условия для формирования у детей мышления собственника,  отвечающего за своё положение и   имущество.

Люди, обладающие таким мышлением, становятся экономическим активом государства, так как сами обеспечивают себя, сохраняя и приумножая свои ресурсы.  Следовательно,  воспитание   в ребенке собственника, производителя и потребителя одновременно может снять с государства бремя заботы о той части граждан,  которые имеют физическую возможность работать и обеспечивать себя.

    1. Социально-демографический: 

К числу самых негативных тенденций,  угрожающих национальной безопасности России в ближайшие  годы, можно отнести демографический  кризис.  Население страны убывает  быстрыми темпами,  но самые большие проблемы нас ждут впереди.

Согласно статистическим данным,  самая большая часть  населения России в настоящее время   – это люди   от 18  до 25  лет (то есть,   население детородного возраста) и люди 45-50 лет (их родители). Самая маленькая – это дети 5-8  лет.  Если сравнить демографические показатели перестроечного и современного периода,  то выяснится,  что в девяностые годы детей рожали около 85% женщин детородного возраста (в 1993
году
 родилось
1.55
млн.
детей
 от 1.82
млн

женщин


22‐23
лет) ,   а в 2011 году – всего 57% (1,44  млн детей от 2,5  млн женщин).  Иными словами, реально репродуктивные установки населения снизились на 28% [8].

Это означает,  что при  сохранении данной тенденции   через пятнадцать-двадцать лет в стране возникнет сложная ситуация: сегодняшние малыши,  которых и так очень мало,  будут вынуждены заботиться как о стариках-пенсионерах, так и о новом  поколении, и этот груз для них может оказаться непосильным.

Если не работать с детьми дошкольного возраста сейчас, (формировать у них установку на родительство,  семейные ценности и здоровый образ жизни),  через 12-15 лет мы можем потерять (в букавальном смысле не досчитаться)  целое поколение.  Иными словами, решение демографической проблемы России находится «в головах» современных детей,  которых,  в свою очередь,  воспитывают родители.

Следовательно,  огромный исследовательский пласт,  связанный  с изучением репродуктивных установок детей и родителей и формированием образа семьи у наших граждан,  сегодня нуждается в  скорейшей разработке.

    1. Социально-педагогический:  

Согласно статистическим данным за 2011  год, в России учтено более 742 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; растет число безнадзорных детей и детей-сирот при живых родителях. 

Так,  по информации Департамента семейной и молодежной политики, число детей,  оставленных матерями (родителями)  в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения в 2011  г.  составило 926  человек,  а за первое полугодие 2012г. 408  детей оказались брошенными своими матерями.  Огромными темпами увеличивается и количество родителей, лишенных родительских прав [8].

Специалисты признают, что  одной из причин невысокой эффективности профилактики социального сиротства является позднее выявление семейного и детского неблагополучия, отсутствие комплексной работы с семьей на ранней стадии кризиса, включая работу с беременными матерями группы «риска».

Практически не уделяется  внимание профессиональной переподготовке кадров,  работающих с семьями в разных сферах,  построенной на научно-обоснованном и актуальном содержании.  В результате государство тратит огромные средства на преодоление последствий безответственного родительства вместо его предупреждения на самых ранних этапах   становления семьи [9].

    1. Психолого-педагогический:

Данный фактор напрямую связан с двумя предыдущими и предполагает повышение психолого-педагогической и социально-юридической компетентности не только специалистов, работающих с семьей (медиков, юристов, работников правоохранительных органов и судебной системы,  работников культуры и представителей СМИ),  но и обучение самих родителей,  в том числе и приемных.

Информация о работе Проблема семейного воспитания в России