Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:47, контрольная работа
Цель - проанализировать проблемы семейного воспитания в России в настоящее время.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть общее состояние проблемы семейного воспитания в России;
Изучить факторы, определяющие актуальность изучения проблемы семейного воспитания в России;
Рассмотреть меры регулирования семейного воспитания в России.
Введение 3
1. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК АКТУАЛЬНАЯ НАУЧНО‐ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1. Общее состояние проблемы воспитания в России 5
1.2. Факторы, определяющие актуальность изучения проблемы семейного воспитания в России 6
1.3. Меры регулирования семейного воспитания в России 12
Выводы 15
Список литературы 16
Количество приемных семей неуклонно растет, и сегодня можно говорить о том, что воспитание детей становится еще одним видом профессиональной деятельности человека. Некоторые ученые используют термин «профессиональное родительство» и предлагают в системе базовых отраслей экономики выделять особую «родительскую промышленность» (индустрию) — Parenting Industry, вплоть, возможно, до законодательного введения родительства как вида государственной службы.
Каким образом государство откликается на эту новую область социальной деятельности?
В России сегодня начинают активно создаваться службы сопровождения семьи и детей (Центры помощи семье и детям), однако их работа, пока не носит научно-обоснованного, планомерного и междисциплинарного характера.
Прежде всего, это связано
с недостаточной
Кроме того, развитие разных форм семейного устройства детей требует от государства стимулировать не только социально-благотворительную деятельность в этой области, но и образовательную.
Сегодня мало взять ребенка на воспитание в семью, - нужно обладать необходимыми ресурсами (прежде всего - психолого-педагогическими) для его воспитания.
Согласно результатам исследования, проведенного Комитетом по социальной политике в 2011 году, количество возвратов приемных детей достигает 6-8% от общего числа детей, взятых на воспитание. Специалисты-практики и работники социальных служб в этих оценках более пессимистичны. По их мнению, количество возвратов составляет сегодня около четверти всех детей, взятых на воспитание. Эти данные свидетельствуют о том, что благотворительные мотивы россиян превалируют над их психолого-педагогической компетентностью, повышение которой носит мозаичный и бессистемный характер.
Итак, все вышеперечисленные факторы доказывают острую необходимость в научно-методологической и научно-исследовательской деятельности в области семьи и семейного воспитания, с целью получения убедительных практических рекомендаций и моделей деятельности.
Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, семейная педагогика нуждается в:
- создании своей методологии, формировании понятийно - терминологического аппарата, разработке методов исследования современной семьи, в том числе дистанционных;
- систематизации научного знания о семье на междисциплинарной, межконфессиональной и межэтнической основе;
- разработке диагностического инструментария, позволяющего изучать семью в целом и ее отдельных членов в частности;
- с точки зрения научно-практической деятельности, в контексте проблем, связанных с семейным воспитанием, необходима разработка программ по работе с семьями разных типов, а также региональных и федеральных программ. Они позволят отслеживать процессы, протекающие внутри семьи, формировать репродуктивные установки молодежи, адекватные интересам государства, нации и самого человека;
- необходима также разработка программ профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, работающих с семьей и детьми;
- необходимо разрабатывать государственные образовательные стандарты всех уровней образования на принципах семьецентрирования, так как безответственность родителей начинает формироваться со школьной скамьи.
Пока наука не обратит серьезного внимания на проблемы семейного воспитания и не предложит обществу внятной стратегии выращивания подрастающего поколения с включением в этот процесс всех заинтересованных субъектов, государство будет продолжать тратить бюджетные средства на ликвидацию последствий, связанных с недостатком внимания к семье.
Педагогическая наука должна проявить инициативу и начать исследование вопросов, связанных с семьёй и семейным воспитанием, оценивая их как приоритетные научные проблемы.
Проблемы семейного воспитания многоплановы и разнообразны. Нарушение функций семьи, воспитания, неоптимальный стиль общения и взаимодействия приводит к постоянным конфликтам, негативным тенденциям при развитии детей.
Эта тема привлекает потому, что проблемы, связанные с неправильным воспитанием в семье, рано или поздно, по мере взросления ребенка, перерастают из частных, внутрисемейных, в проблемы общественные, поскольку общество состоит из конкретных людей. Чем больше среди нас воспитанных, здоровых, трудолюбивых, самостоятельных людей, тем выше потенциал, уровень культуры и проч.
Всех сложностей внутрисемейных отношений
невозможно избежать. Процесс воспитания
здоровой и полноценной личности
сложен и непрост. Но целенаправленная,
продуманная программа
1. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. — М., 2005.
2. Волжина О.И. Семья как социокультурная ценность современного российского общества. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001.
3. Кулик Л.А. , Н.И. Берестов. «Семейное воспитание». М, 2002.
4. Плохова М.Г. Семейное воспитание как средство социализации личности // Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции. М.: 1993.
5. Равкин З.И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований. М.: РАО, 1993.
6. Соловейчик СМ. Педагогика для всех. — М., 1987.
7. Сухомлинскип В.А. Родительская педагогика. — М„ 1977.
8. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. -М.: Статистика, 1978.
9. Хоменко И.А.Семейное воспитание как актуальная научно-
педагогическая проблема. // «Знание. Понимание. Умение» N2 2010. С.166-172.