Проблема семейного воспитания в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:47, контрольная работа

Описание работы

Цель - проанализировать проблемы семейного воспитания в России в настоящее время.

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть общее состояние проблемы семейного воспитания в России;
Изучить факторы, определяющие актуальность изучения проблемы семейного воспитания в России;
Рассмотреть меры регулирования семейного воспитания в России.

Содержание работы

Введение 3
1. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК АКТУАЛЬНАЯ НАУЧНО‐ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1. Общее состояние проблемы воспитания в России 5
1.2. Факторы, определяющие актуальность изучения проблемы семейного воспитания в России 6
1.3. Меры регулирования семейного воспитания в России 12
Выводы 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 39.86 Кб (Скачать файл)

Количество приемных семей  неуклонно растет, и сегодня можно  говорить о том,  что воспитание детей   становится еще одним видом  профессиональной деятельности человека. Некоторые ученые используют термин «профессиональное родительство»  и предлагают в системе базовых отраслей экономики выделять особую «родительскую промышленность» (индустрию) — Parenting Industry, вплоть, возможно, до законодательного введения  родительства как вида государственной службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Меры регулирования семейного воспитания в России

Каким образом государство  откликается на эту новую область социальной деятельности?

В России сегодня начинают активно создаваться службы сопровождения семьи и детей (Центры помощи семье и детям), однако их работа,  пока не носит научно-обоснованного,  планомерного   и междисциплинарного характера.

Прежде всего,  это связано  с недостаточной профессиональной подготовкой специалистов,  работающих с семьей,  особенно в части помощи родителям в семейном воспитании разных типов детей. Многие современные родители не способны ориентироваться в многообразии окружающего мира, грамотно выстроить образовательный маршрут своего ребенка, вовремя помочь ему адаптироваться в  меняющемся мире.

Кроме того,  развитие разных форм семейного устройства детей требует от государства стимулировать не только социально-благотворительную деятельность в этой области,  но и образовательную.

Сегодня мало взять ребенка  на воспитание в семью,  - нужно  обладать необходимыми ресурсами (прежде всего   - психолого-педагогическими) для его воспитания.

Согласно результатам  исследования,  проведенного Комитетом  по социальной политике в 2011 году, количество возвратов приемных детей достигает 6-8% от общего числа детей,  взятых на воспитание. Специалисты-практики и работники социальных служб в этих оценках более пессимистичны.  По их мнению,  количество возвратов составляет сегодня около четверти всех детей, взятых на воспитание. Эти данные свидетельствуют о том,  что благотворительные мотивы россиян превалируют над их психолого-педагогической компетентностью, повышение которой носит мозаичный и бессистемный характер.

Итак,  все вышеперечисленные  факторы доказывают острую необходимость в научно-методологической и научно-исследовательской деятельности в области семьи и семейного воспитания, с целью получения убедительных практических рекомендаций и моделей деятельности.

Таким образом, подводя итоги  всему вышесказанному, семейная педагогика нуждается в:

- создании своей методологии, формировании понятийно - терминологического аппарата, разработке методов исследования современной семьи, в том числе дистанционных;

- систематизации научного знания о семье на междисциплинарной, межконфессиональной и межэтнической основе; 

- разработке диагностического инструментария, позволяющего изучать семью в целом и ее отдельных членов в частности;

- с точки зрения научно-практической деятельности,   в контексте проблем,  связанных с семейным воспитанием,   необходима разработка программ по работе с семьями разных типов,   а также региональных и федеральных программ.  Они позволят отслеживать процессы, протекающие внутри семьи, формировать репродуктивные установки молодежи,  адекватные интересам государства,  нации и самого человека;

- необходима также разработка программ профессиональной подготовки и переподготовки специалистов,  работающих с семьей и детьми;

- необходимо разрабатывать государственные образовательные стандарты всех уровней образования на принципах семьецентрирования,  так как безответственность родителей начинает формироваться со школьной скамьи.

Пока наука не обратит  серьезного внимания на проблемы семейного воспитания и не предложит обществу внятной стратегии выращивания подрастающего поколения с включением в этот процесс всех заинтересованных субъектов,  государство будет продолжать тратить бюджетные средства на ликвидацию последствий,  связанных с недостатком внимания к семье.

Педагогическая наука  должна проявить инициативу и начать исследование вопросов,  связанных с семьёй и семейным воспитанием, оценивая их как приоритетные научные проблемы.

Выводы

Проблемы семейного воспитания многоплановы и разнообразны. Нарушение  функций семьи, воспитания, неоптимальный  стиль общения и взаимодействия приводит к постоянным конфликтам, негативным тенденциям при развитии детей.

Эта тема привлекает потому, что проблемы, связанные с неправильным воспитанием  в семье, рано или поздно, по мере взросления ребенка, перерастают из частных, внутрисемейных, в проблемы общественные, поскольку общество состоит  из конкретных людей. Чем больше среди  нас воспитанных, здоровых, трудолюбивых, самостоятельных людей, тем выше потенциал, уровень культуры и проч.

Всех сложностей внутрисемейных отношений  невозможно избежать. Процесс воспитания здоровой и полноценной личности сложен и непрост. Но целенаправленная, продуманная программа воспитания ребенка в семье, понимание его  проблем, учет личных качеств конкретного  маленького человека, забота о его  физическом и нравственном здоровье, сочетание в процессе воспитания разумной требовательности с любовью  и взаимопониманием помогут вырастить  достойного члена общества с меньшими усилиями, чем при стихийном течении  событий.

Список литературы

1. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. — М., 2005.

2. Волжина О.И. Семья как социокультурная ценность современного российского общества. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001.

3.  Кулик Л.А. , Н.И. Берестов. «Семейное воспитание». М, 2002.

4. Плохова М.Г. Семейное воспитание как средство социализации личности // Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции. М.: 1993.

5. Равкин З.И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований. М.: РАО, 1993.

6.  Соловейчик СМ. Педагогика для всех. — М., 1987.

7.  Сухомлинскип В.А. Родительская педагогика. — М„ 1977.

8. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. -М.: Статистика, 1978.

9. Хоменко И.А.Семейное воспитание как актуальная научно-

педагогическая проблема. // «Знание. Понимание. Умение» N2  2010. С.166-172.

 

 


Информация о работе Проблема семейного воспитания в России