Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 15:17, реферат
Из истории проблемного обучения.
Понятия проблемный вопрос, задача, ситуация.
Классификации проблемных ситуаций.
Этапы деятельности учащихся при проблемном обучении.
Деятельность учителя при проблемном обучении.
Уровни проблемного обучения.
Достоинства проблемного обучения.
Проблемное обучение в системе образования.
Министерство Образования и Науки Российской Федерации
Федеральное Агентство по Образованию
ГОУ ВПО Курский Государственный Университет
Реферат
Проблемное обучение, его сущность и отличительные черты.
Выполнила:
Курск 2008
Содержание
Из истории проблемного обучения.
Понятия проблемный вопрос, задача, ситуация.
Классификации проблемных ситуаций.
Этапы деятельности учащихся при проблемном обучении.
Деятельность учителя при проблемном обучении.
Уровни проблемного обучения.
Достоинства проблемного обучения.
Проблемное обучение
в системе образования.
Важнейшее требование к школам всех уровней и непременное условие научно-технического и социального прогресса – формирование качеств творческой личности. Анализ основных видов творческой деятельности показывает, что при её систематическом осуществлении у человека формируются: быстрота ориентирования в изменяющихся условиях, умение видеть проблему и не бояться её новизны, оригинальность и продуктивность мышления, изобретательность, интуиция и т.п., т.е. востребованные в наше время качества. Кроме того, в последние годы все больше увеличивается общий объем научного познания: по данным некоторых исследователей, он удваивается каждые 8 лет. Следовательно, увеличивается разрыв между общим количеством научного знания и той их частью, которая усваивается в школе или вузе.
В связи с этими тенденциями существуют различные теории научения. Во всех этих концепциях по-разному объясняется, как происходит научение, предлагаются психолого-педагогические принципы построения методики обучения, рассчитанной на развивающий эффект. Но все они затрагивают следующие основные проблемы:
1. Источники знаний, умений и навыков человека, его способностей.
2. Динамика процесса научения.
3. Условия и факторы интеллектуального развития человека в процессе научения.
4. Движущие силы и этапы познавательного развития ребенка.
Ряд теорий научения относится к проблемному обучению — такому, которое рассчитано не столько на усвоение готовых знаний, умений, действий и понятий, сколько на непосредственное развитие мышления учащихся в процессе решения ими разнообразных проблем. Одним из первых свою психолого-педагогическую концепцию проблемного обучения у нас в стране разработал Л.В.Занков. Следуя известному положению о том, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие, Л.В.Занков сформировал и теоретически обосновал мысль, согласно которой обучение детей необходимо вести на основе принципа «высокого уровня трудности». Этот принцип «характеризуется не тем, что повышает некую абстрактную "среднюю норму трудности", но прежде всего тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление. Если учебный материал и методы его изучения таковы, что перед школьниками не возникает препятствий, которые должны быть преодолены, то развитие детей идет вяло и слабо».
Данный принцип органически вошел в содержание целого цикла психолого-педагогических исследований, связанных с проблемным обучением. А.М.Матюшкин определил два основных понятия, которыми пользуется психологическая теория проблемного обучения: понятие задачи и понятие проблемной ситуации. Считая их различными, автор с помощью понятия задачи обозначает «такие интеллектуальные задания, в результате выполнения которых человек должен раскрыть некоторое искомое отношение, свойство, величину, действие». Задача как таковая не предполагает включение в нее субъекта действия. В отличие от нее проблемная ситуация характеризуется как «определенное психологическое состояние субъекта (ученика), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действия». Для субъекта решение проблемной ситуации означает определенный шаг в своем развитии, в получении нового, обобщенного знания на основе решения содержащейся в ней проблемы.
Фундаментальные работы по проблемному обучению относятся к концу 1960-х – началу 1970-х г.г. (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь и др.).
Обучение, построенное на создании и решении проблемных ситуаций, называется проблемным. Главной задачей в организации такого обучения является поиск соответствующих проблемных ситуаций, которые находились бы на достаточно высоком, но доступном для учащихся уровне трудности, порождали бы потребность и обеспечивали способность получения учащимся подлинно нового знания, которое по своему психологическому содержанию равноценно пусть небольшому, но интересному открытию.
К задачам проблемного обучения относят достижение высокого уровня умственного развития школьников, развитие у них способности к самообразованию. Так же выделяют такие цели проблемного обучения: формирование особого стиля умственной деятельности, исследовательской активности и самостоятельности учащихся.
В историческом плане система методов и средств проблемного обучения имеет корни эвристического происхождения. В истории педагогики проблемное образование называлось как сократический метод, что было напрямую связано с методом бесед, или диалогов, Сократа, в которых он при помощи искусно поставленных вопросов подводил учеников к самостоятельному решению той или иной проблемы.
Среди современных методов проблемного обучения важное место занимает метод «мозгового штурма». В этом методе творческая сущность и мотивационный компонент активно сочетаются с самостоятельной постановкой проблем и поиском их решения. Учащиеся в ходе достижения заданной цели ставят и ищут решение многих промежуточных задач и проблем. Кроме того, процесс «мозгового штурма» объединяет творческие способности нескольких участников, которые при правильной методической постановке подпитывают друг друга в эмоциональном и интеллектуальном плане. Роль преподавателя в этом процессе сравнивают с ролью дирижера, участие которого в игре оркестра может представляться незаметным для неспециалиста, но совершенно необходимо на самом деле.
В 20-х г. ХХв методы проблемного обучения пошли новый этап развития. В это время появилось понятие об исследовательском методе обучения. В основе этого метода лежало представление об обучении как процессе, воспроизводящем ход реальных открытий, имевших место в науке и технике. Но этот подход распространился не как дидактический метод, а как тип литературно-исторического исследования.
Методы проблемного обучения связаны
с теорией и практикой
Проблемное образование
Методы проблемного обучения связаны
с понятием зоны ближайшего развития,
введенном Л.С.Выгодским для
Главенствующее положение
В основе проблемного обучения лежит идея С.Л. Рубинштейна о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе противоречия. Теория проблемного обучения опирается на понятия «задача» и «действие», т.е. на то, что в полной мере характеризует деятельностный подход. Поэтому проблемное образование раскрывается через постановку (учителем) и разрешение (учеником) проблемного вопроса, задачи, ситуации.
При решении проблемного вопроса предполагается поиск разных вариантов ответа, заранее готовые ответы здесь неприемлемы. Пример проблемного вопроса: «Почему гвоздь тонет, а корабль, сделанный из металла нет?», «Что в природе меняет цвета?»
Значение проблемной задачи состоит в том, что она вызывает у учащегося стремление к самостоятельным поискам ее решения путем анализа условий и мобилизации имеющихся у них знаний. Проблемная задача вызывает активность, когда она опирается на предыдущий опыт и является следующим шагом в изучении предмета или в применении усвоенного закона, понятия, приема, способа деятельности. Пример такой задачи: какие необходимо сделать действия, чтобы 2+5*3=21 было верно.
При постановке задачи на «открытие»: математического закона, правила правописания, исторической или биологической закономерности - применима трехуровневая технология проблемного обучения.
Проблемная ситуация – познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися у ученика знаниями, умениями, отношением к предъявляемым требованиям.
В проблемной ситуации важен факт ее видения учащимися, поэтому ее надо отличать от проблемных вопросов.
Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности человек (учащийся) натолкнулся, часто неожиданно, на что-то непонятное, неизвестное и т.д. В этом случае процесс мышления начинается с анализа проблемной ситуации, результатом которого является формирование задачи (проблемы). Возникновение задачи означает, что удалось предварительно разделить данное (известное) и искомое (неизвестное). Установление связи между известным и неизвестным позволяет искать и находить нечто новое, до того скрытое, неизвестное. (по А.В. Брушлинскому)
Проблемная ситуация в процессе обучения предполагает, что субъект хочет решить трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, он должен сам их искать. Такая ситуация характеризует психологическое состояние учащихся, возникающее в процессе выполнения учебного задания, стимулируя к поиску новых знаний и способов деятельности.
Компоненты проблемной ситуации:
1.Необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом отношении, знании или способе действия;
2.Неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей ситуации;
3.Возможности учащимися при выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытий «тайны» неизвестного.
Ни слишком легкое, ни чрезмерно трудное задание не может само по себе породить для учащегося проблемную ситуацию. Предлагаемое проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям. Как правило, оно предшествует объяснению нового материала.
Пример проблемной ситуации: «Сложить из 6 спичек 4 равнобедренных треугольника, со сторонами, равными размерам одной спички».
Таким образом, в качестве проблемных заданий могут служить вопросы, учебные задачи, практические ситуации. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. Само по себе проблемное задание не является проблемной ситуацией. Оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях.
Существует классификация проблемных ситуаций:
- по направлению на приобретение нового (знания, способа деятельности, возможности применения знаний и умений в новых условиях, изменение отношения);
Информация о работе Проблемное обучение, его сущность и отличительные черты