Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 15:17, реферат
Из истории проблемного обучения.
Понятия проблемный вопрос, задача, ситуация.
Классификации проблемных ситуаций.
Этапы деятельности учащихся при проблемном обучении.
Деятельность учителя при проблемном обучении.
Уровни проблемного обучения.
Достоинства проблемного обучения.
Проблемное обучение в системе образования.
- по степени трудности
и остроте (зависит от
- по характеру противоречий между житейскими и научными знаниями;
- по области, из которой взята проблема (физическая, химическая и пр.).
Но наиболее употребительной считается классификация по характеру и содержанию противоречия в учебной проблеме. Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающие в учебном процессе выделил Т.В. Кудрявцев:
Этапы деятельности учащихся при проблемном обучении:
Анализ проблемной ситуации – важный этап самостоятельной познавательной деятельности учащихся. На этом этапе определяется то, что дано и что неизвестно, взаимосвязь между ними, характер неизвестного и его отношение к данному известному. Это позволяет сформировать проблему и представить ее в виде цепочки проблемных задач. Проблемные задачи отличаются от проблемы четкой определенностью и ограниченностью того, что дано и что следует определить.
Правильное формулирование и трансформация проблемы в цепочку четких и конкретных проблемных задач – важный шаг в решении проблемы. В связи с этим даже существует выражение «правильно сформировать проблему – значит наполовину ее решить». Далее необходимо последовательно работать над каждой проблемой отдельно.
Выдвигаются предположения и догадки о возможном решении проблемной задачи. Из большого количества догадок и предположений выдвигаются несколько гипотез, т.е. достаточно обоснованных предположений.
Затем проблемные задачи решаются путем последовательной проверки выдвинутых гипотез.
Проверка правильности решения включает в себя сопоставление цели, условий задачи и полученного результата. Большое значение имеет анализ всего пути проблемного поиска. Необходимо как бы вернуться назад и еще раз посмотреть, нет ли других, более четких и ясных, формулировок проблемы, более рационального способа ее решения. Особенно важно провести анализ ошибок и уяснить суть и причины неправильных предположений и гипотез. Все это позволяет не толь проверить правильность решения конкретной проблемы, но и получить ценный осмысленный опыт и знания, которые и есть главное приобретение обучения.
Деятельность учителя при проблемном обучении состоит в следующем:
- нахождение (обдумывание) способа создания проблемной ситуации, перебор возможных вариантов ее решения учащимися;
- руководство усмотрением проблемы учащимися;
- уточнение формулировки проблемы;
- оказание учащимся помощи в анализе условий;
- помощь в выборе плана решения;
- консультация в процессе решения;
- помощь в нахождении способов самоконтроля;
- разбор индивидуальных ошибок или общее обсуждение решения проблемы.
Уровни проблемного обучения в зависимости от меры участия учителя в самостоятельном поиске ученика:
1 уровень - участие педагога на первых трех этапах – проблемное изложение.
2 уровень - участие педагога на первом этапе и частично на втором – частично-поисковый метод.
3 уровень, который приближается к деятельности ученого (педагог лишь направляет исследовательский поиск) - исследовательский.
Фрагмент из таблицы «Методы обучения и характер деятельности учителя и учащихся (по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину):
Метод обучения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
3. Метод проблемного изложения. |
Постановка проблемы и раскрытие доказательного пути ее решения. |
Воспроизведение знаний. Осознание знаний и проблемы. Внимание к последовательности и контроль над степенью убедительности решения проблемы. Мысленное прогнозирование очередных шагов логики мышления. Запоминание (в значительной степени непроизвольное). |
4. Эвристический метод. |
Постановка проблемы. Составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач. Планирование шагов решения. Руководство деятельностью учащихся (корректирование и создание проблемной ситуации). |
Воспроизведение задания, составление части задачи. Осмысление условий задачи. Актуализация знаний о путях решения сходных задач. Самостоятельное решение части задачи. Самоконтроль в процессе решения и проверка его результата. Преобладание непроизвольного запоминания материала. Воспроизведение хода решения и его самостоятельная мотивировка. |
5. Исследовательский метод. |
Составление и предъявление проблемной задачи для поиска решения и контроль над ходом решения. |
Восприятие проблемы или самостоятельное ее усмотрение. Осмысление условий задачи. Планирование этапов исследования (решения). Планирование способов исследования на каждом этапе. Самоконтроль в процессе исследования и его завершение. Преобладание непроизвольного запоминания. Воспроизведение хода исследования, мотивирование его результатов. |
Достоинства проблемного обучения:
Таким образом, полезность проблемного обучения становится очевидной, но возникает вопрос, почему такая хорошая, качественная программа не внедряется в учебный процесс повсеместно. На это есть ряд причин:
Список литературы
Информация о работе Проблемное обучение, его сущность и отличительные черты