Проблемное обучение, его сущность и отличительные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 15:17, реферат

Описание работы

Из истории проблемного обучения.
Понятия проблемный вопрос, задача, ситуация.
Классификации проблемных ситуаций.
Этапы деятельности учащихся при проблемном обучении.
Деятельность учителя при проблемном обучении.
Уровни проблемного обучения.
Достоинства проблемного обучения.
Проблемное обучение в системе образования.

Файлы: 1 файл

(р) Проблемное обучение.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

- по степени трудности  и остроте (зависит от подготовки  учащихся);

- по характеру противоречий  между житейскими и научными знаниями;

- по области, из  которой взята проблема (физическая, химическая и пр.).

 

Но наиболее употребительной считается классификация по характеру и содержанию противоречия в учебной проблеме. Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающие в учебном процессе выделил Т.В. Кудрявцев:

  1. Когда обнаруживается несоответствие между имеющейся системой знания и учащегося и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более высокого и более низкого уровня, между житейскими и научными знаниями).
  2. При необходимости выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, только использование которой может обеспечивать правильное решение предложенной проблемной задачи.
  3. Когда учащиеся сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей применения знаний на практике.
  4. Если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нерациональностью выбранного способа, а так же между практически достигнутым результатом выполненного задания и отсутствием теоретического обоснования.
  5. При решении технических задач – когда между внешним видом схематического изображения и конструктивным оформлением технического устройства отсутствует прямое соответствие.
  6. Когда осуществляется объективно заложенное в схемах противоречие между статистическим характером самих изображений и необходимостью прочитать в них динамические процессы.

 

Этапы деятельности учащихся при проблемном обучении:

  1. усмотрение проблемы, ее формулирование (например, 2+5*3=17, 2+5*3=21);
  2. анализ условия, отделение неизвестного от известного;
  3. выдвижение гипотез (вариантов) и выбор плана решения (на основе известного способа или поиск принципиально нового подхода);
  4. реализация плана решения;
  5. поиск способов проверки правильности действий и результатов.

 

Анализ проблемной ситуации – важный этап самостоятельной познавательной деятельности учащихся. На этом этапе определяется то, что дано и что неизвестно, взаимосвязь между ними, характер неизвестного и его отношение к данному известному. Это позволяет сформировать проблему и представить ее в виде цепочки проблемных задач. Проблемные задачи отличаются от проблемы четкой определенностью и ограниченностью того, что дано и что следует определить.

Правильное формулирование и трансформация проблемы в цепочку  четких и конкретных проблемных задач – важный шаг в решении проблемы. В связи с этим даже существует выражение «правильно сформировать проблему – значит наполовину ее решить». Далее необходимо последовательно работать над каждой проблемой отдельно.

Выдвигаются предположения и догадки о возможном решении проблемной задачи. Из большого количества догадок и предположений выдвигаются несколько гипотез, т.е. достаточно обоснованных предположений.

Затем проблемные задачи решаются путем последовательной проверки выдвинутых гипотез.

Проверка правильности решения включает в себя сопоставление  цели, условий задачи и полученного  результата. Большое значение имеет  анализ всего пути проблемного поиска. Необходимо как бы вернуться назад  и еще раз посмотреть, нет ли других, более четких и ясных, формулировок проблемы, более рационального способа ее решения. Особенно важно провести анализ ошибок и уяснить суть и причины неправильных предположений и гипотез. Все это позволяет не толь проверить правильность решения конкретной проблемы, но и получить ценный осмысленный опыт и знания, которые и есть главное приобретение обучения.

 

Деятельность  учителя при проблемном обучении состоит в следующем:

- нахождение (обдумывание)  способа создания проблемной  ситуации, перебор возможных вариантов  ее решения учащимися;

- руководство усмотрением  проблемы учащимися;

- уточнение формулировки  проблемы;

- оказание учащимся  помощи в анализе условий;

- помощь в выборе  плана решения;

- консультация в процессе  решения;

- помощь в нахождении  способов самоконтроля;

- разбор индивидуальных  ошибок или общее обсуждение  решения проблемы.

 

Уровни проблемного обучения в зависимости от меры участия учителя в самостоятельном поиске ученика:

1 уровень - участие педагога на первых трех этапах – проблемное изложение.

2 уровень - участие педагога на первом этапе и частично на втором – частично-поисковый метод.

3 уровень, который приближается к деятельности ученого (педагог лишь направляет исследовательский поиск) - исследовательский.

 

Фрагмент из таблицы  «Методы обучения и характер деятельности учителя и учащихся (по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину):

 

Метод обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

3. Метод проблемного  изложения.

Постановка проблемы и раскрытие доказательного пути ее решения.

Воспроизведение знаний. Осознание знаний и проблемы. Внимание к последовательности и контроль над степенью убедительности решения проблемы. Мысленное прогнозирование очередных шагов логики мышления. Запоминание (в значительной степени непроизвольное).

4. Эвристический метод.

Постановка проблемы. Составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач. Планирование шагов решения. Руководство деятельностью учащихся (корректирование и создание проблемной ситуации).

Воспроизведение задания, составление части задачи. Осмысление условий задачи. Актуализация знаний о путях решения сходных задач. Самостоятельное решение части задачи. Самоконтроль в процессе решения и проверка его   результата. Преобладание непроизвольного запоминания материала. Воспроизведение хода решения и его самостоятельная мотивировка.

5. Исследовательский  метод.

Составление и предъявление проблемной задачи для поиска решения  и контроль над ходом решения.

Восприятие проблемы или самостоятельное ее усмотрение. Осмысление условий задачи. Планирование этапов исследования (решения). Планирование способов исследования на каждом этапе. Самоконтроль в процессе исследования и его завершение. Преобладание непроизвольного запоминания. Воспроизведение хода исследования, мотивирование его результатов.


 

Достоинства проблемного  обучения:

  1. учит мыслить логично, научно, творчески;
  2. учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний;
  3. учит преодолевать встречающиеся затруднения;
  4. делает учебный материал более доказательным;
  5. делает усвоение учебного материала более основательным и прочным;
  6. способствует превращению знаний в убеждения;
  7. вызывает положительное  эмоциональное отношение к учению;
  8. формирует и развивает познавательный интерес;
  9. формирует творческую деятельность.

 

Таким образом, полезность проблемного обучения становится очевидной, но возникает вопрос, почему такая хорошая, качественная программа не внедряется в учебный процесс повсеместно. На это есть ряд причин:

    • Эти методы не универсальны, не всякая учебная информация содержит в себе противоречие и представляет собой учебную проблему. Такой учебных материал следует давать репродуктивными методами.
    • Есть учебные проблемы, которые непосильны для учащихся. Понизить уровень проблемности (т.е. кое-что подсказать) можно только репродуктивными методами.
    • Есть учебные проблемы, которые очень легки для учащихся. Создать на их базе проблему не возможно, т.к. учащиеся решают их с первого предъявления. В этом случае более уместно применение репродуктивных методов.
    • Создать проблемную ситуацию на полном незнании невозможно. Чтобы вызвать у учащихся познавательный интерес необходимо, чтобы они уже имели «стартовый» запас знаний.
    • При формировании умений и навыков (особенно технических) где показ, подражание и репродукция имеют положительное значение, продуктивные методы уступают репродуктивным по эффективности.
    • По сравнению с репродуктивными продуктивные методы требуют больших затрат времени на изучение учебного материала.
    • Продуктивные методы для успешного применения требуют более высокой педагогической квалификации преподавателя и больших затрат педагогического труда как при проведении проблемного занятия, так и на этапах его подготовки.

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Педагогика и психология: Учебное пособие для вузов/ составитель и ответственный редактор А. А. Радугин; Научный редактор Е. А. Кротков, - М.: Центр, 1999 – 256с.
  2. Кроль В. .М., Педагогика и психология: Учеб. пособие для техн. Вузов. – М.: Высш. шк., 2001 – 319с.
  3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И., Педагогика и психология, - СПб.: Питер, 2005 – 432с., ил. – (Серия «Учебное пособие»)
  4. Сластенин В.А., Каширин В.П., Педагогика и психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, - М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 480с.
  5. Немов Р.С., Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.2: Психология образования. – 608с.
  6. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003г. - 576с.

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Проблемное обучение, его сущность и отличительные черты