Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 23:04, контрольная работа
В настоящее время большое внимание уделяется семье и формированию в ней ребенка как полноценной социально адаптированной личности. Семья является для ребенка на всех этапах его жизни первым институтом социализации, в ней он учится взаимодействовать с окружающими его людьми. Это группа людей разного возраста, разного пола, и поэтому приобретение подростком опыта общения подобного плана является очень важным. Влияние семьи на подростка имеет специфический характер - это обусловлено прежде всего задачами формирования подростка и осознания его собственной идентичности. Особенностью подростка в этот период является одновременное наличие двух типов потребностей: потребности в автономии от родителей и самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семье.
ВВЕДЕНИЕ
В
настоящее время большое
Влияние
семьи является разноплановым и
затрагивает разные стороны личности
подростка (аффективную, когнитивную,
поведенческую) и непрерывным. Характер
складывающихся взаимоотношений и
степень их воздействия зависят
от множества факторов, в их числе
индивидуальные особенности подростка,
его активность внутри семьи и общие семейные
факторы, включающие в себя как психологическую
атмосферу, так и психосоциальные качества
родителей и, что очень важно, стиль семейного
воспитания. Иногда накопленный опыт общения,
родительских ошибок и просчетов приводит
к возникновению у подростка комплекса
личных проблем. Бывает и так, что социальный
опыт, получаемый в семье, не всегда продуктивно
перерабатывается и усваивается подростком
в силу его возрастных особенностей. Личные
проблемы подростка часто являются причиной
его девиантного поведения, поэтому так
важно понимать, что источником их возникновения
являются в первую очередь детско-родительские
внутрисемейные отношения.
Глава 1. Семья и ее задачи в формировании личности подростка
Семья – один из важнейших общественных институтов, роль и значение которого в формировании личности подростка очень велика. Семья как персональная микросреда развития ребенка и институт социализации имеет свои особенности, в ней тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Эти взаимоотношения имеют свою историю, накопленный опыт взаимодействия детей с родителями и родителей с детьми, к сожалению, зачастую полный ошибок и просчетов в воспитании и формировании подростка. Влияние семьи на подростка затрагивает все сферы его личности (аффективная, когнитивная, поведенческая) и продолжается непрерывно с самого раннего детства, даже тогда, когда подросток находится вне дома. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они, особенно в подростковом возрасте, сенситивны к оценке взрослого, к его позиции по отношению к себе, к изменению стереотипов повседневной жизни и т.д. Изучая детско-родительские отношения с целью понять источники личных проблем подростков следует обратить внимание на следующие особенности семейного воспитания [4, стр.438]:
· Родительские установки и реакции
· Отношение родителей к ребенку и жизни в семье
· Нарушения воспитательного процесса в семье
· Причины отклонений в семейном воспитании
· Типы воспитания
· Уровень родительской компетенции и т.п.
Проблема детско-родительских отношений определяется сложностью объектной структуры, всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на психологическое благополучие ребенка в семье, его дальнейшее развитие и возникновение его личных проблем. Л.Б. Шнейдер, рассматривая семью, как важнейшее условие психологического благополучия ребенка, полагает следующее [10, стр.462-478]:
1. Существуют «нормальные и «нарушенные» детско-родительские отношения, которые непосредственно обуславливают трудности в развитии ребенка
2. Для благополучного развития ребенка необходимо осознание проблем супружеских и детско-родительских отношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребенка.
«Проблемные»,
«трудные», «непослушные», «невозможные»
дети, также, как дети «с комплексами»,
«забитые», «несчастные» – всегда результат
неправильно сложившихся
В результате взаимного влияния членов семьи, она выступает как персональная микросреда развития личности ребенка. Основными звеньями семьи в этом аспекте являются коллективное мнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат. Семья характеризуется определенной структурой. Основой жизнедеятельности семьи является система общения – межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия в ходе совместной деятельности, отдыха и обмена информации, взаимные воспитательные и мобилизующие влияния, взаимовыручка, стремление к единству мыслей и действий, а также индивидуальные особенности каждого члена семьи.
Важное
место в жизнедеятельности
1. «Образ мысли» и «Образ общения» семьи – отражает социально-психологический аспект образа жизни семьи и ее способы межличностных коммуникаций.
2. Отношение социальной среды к семьям
3. Традиции нации, народности, места проживания семьи
4. Традиции семьи
5. Интеллектуальный уровень групп в детских учреждениях, в которые входят дети
По его мнению, конструктивность воспитательного процесса в семье определяют следующие частные факторы:
· Представления родителей об эталоне воспитанной личности
· Предрасположенность к полу ребенка в семье
· Педагогическая культура общения родителей
· Мотивы рождения ребенка
· Установки супругов на воспитание детей
· Уровень притязаний родителей к ребенку
Кроме
этих факторов В. Владиславский выделяет
также преобладающее в семье
настроение, индивидуальные способности
супругов к воспитанию детей, склонность
родителей к эмоциональной разрядке
и юмору, тип личности и поведения родителей
[1].
Глава 2. Роль родителей в жизни подростка
На протяжении всей жизни ребенка родители являются для него значимыми людьми, но по мере приближения к подростковому возрасту соотношение функций родителей и их психологическая значимость для подростка меняются.
По мнению И.С. Кона [2], родители, прежде всего, являются для ребенка источником эмоционального тепла и поддержки. Это качество сохраняет свою значимость и в подростковом возрасте. Семья способна обеспечить базисное чувство безопасности, являясь источником оптимистической поддержки, вселяющей в подростка уверенность в своих силах, источником спокойной, взвешенной оценки качеств подростка, способствовать снижению чувства тревоги, возникающего у подростка в стрессовых ситуациях.
Следующая роль родителей - «верховная власть». Зависимость подростка от родителей весьма велика. От них зависит, в частности, удовлетворение его материальных и бытовых потребностей, что в подростковом возрасте имеет особое значение, т.к. во многом определяет положение в иерархии сверстников (наличие престижных вещей, одежды и др.).
Родители являются для подростка примером для подражания, хотя и не являются таким абсолютным авторитетом, как в детстве. Дети начинают воспринимать своих родителей более критично: стремление к подражанию и степень идентификации с родителями заметно снижаются, в качестве примеров для подражания выбираются другие люди (знакомые, сверстники, популярные личности). Вместе с тем, подростки хотят иметь таких родителей, которыми можно было бы гордиться и восхищаться и это является важным условием достижения подростком психологического комфорта [5, стр.436].
Еще
одной важнейшей функцией родителей
в подростковом возрасте является помощь
ребенку в решении сложных жизненных
проблем, информирование и содействие
в формировании оценки самых разных сторон
жизни. В этот период подросток вступает
в период интенсивного овладения социальными
ролями взрослого человека, круг его общения
быстро расширяется. Родители являются
источником жизненного опыта и для подростка,
при всем его стремлении к самостоятельности,
жизненный опыт и помощь старших очень
важны. Поэтому в возникновении личных
проблем подростка их влияние является
определяющим.
Глава 3. Семейное воспитание и возникновение личных проблем подростка
Быть родителем – вероятно наиболее трудная задача, с которой сталкивается большинство взрослых, не имея какой либо предварительной подготовки или образования. Неудивительно, что совершаются ошибки, предъявляются необоснованные ожидания, включаются сильные чувства. Так или иначе, от родителей ожидается, что они хорошо справляются со своей ролью, просто потому, что сами воспитывались родителями.
Родительское отношение к ребенку всегда является двойственным и противоречивым. С одной стороны родители проявляют к своим детям безусловную любовь, а с другой – объективное оценочное отношение, направленное на воспитание ценных качеств и способов поведения. Э.Фромм выделил качественное отличие между материнской и отцовской любовью. По его мнению [9], материнская любовь безусловна, дана от рождения, но неподвластна контролю со стороны ребенка, ее невозможно завоевать, а отцовская любовь обусловлена тем, оправдывает ли ребенок его ожидания, она управляема и ее можно заслужить собственной активностью ребенка.
3.1
Факторы семейного воспитания, влияющие
на возникновение личных
Негармоничное воспитание подростков приводит к возникновению у них целого спектра проблем. Э.Г. Эйдемюллер и В. Юстицкис [11, стр.498] выделили следующие факторы родительского воспитания, наиболее важные с точки зрения формирований нарушений поведения и отклонения личности детей и подростков:
· Уровень протекции - то количество сил, внимания и времени, которое родители уделяют воспитанию ребенка. При геперпротекции родители посвящают ребенку слишком много времени, сил, внимания, его воспитание становится главным делом их жизни. При гипопротекции подросток находится на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», за воспитание берутся, лишь тогда, когда случается что-то серьезное.
· Степень удовлетворения потребностей ребенка. При потворствовании родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению потребностей ребенка, балуют его. Игнорирование характеризуется недостаточным стремлением к удовлетворению потребностей ребенка, причем чаще страдают духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями.
· Количество и качество требований к подростку в семье представлено разными шкалами: степень требований - обязанностей, степень требований – запретов, строгость санкций.
Устойчивые сочетания указанных параметров создают несколько характерных негармоничных стилей воспитания (табл.1) [6, стр. 237-238]:
Табл.1
Тип воспитания | Выраженность черт воспитательного процесса | ||||
Уровень протекции | Степень удовлетворения потребностей ребенка | Степень предъявления требований | Степень запретов | Строгость санкций | |
Потворствующая гиперпротекция | + | + | - | - | - |
Доминирующая гиперпротекция | + | +- | +- | + | +- |
Повышенная моральная ответственность | + | - | + | +- | +- |
Эмоциональное отвержение | - | - | +- | +- | +- |
Жестокое обращение | - | - | +- | +- | + |
Гипопротекция | - | - | - | - | +- |