Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 23:04, контрольная работа
В настоящее время большое внимание уделяется семье и формированию в ней ребенка как полноценной социально адаптированной личности. Семья является для ребенка на всех этапах его жизни первым институтом социализации, в ней он учится взаимодействовать с окружающими его людьми. Это группа людей разного возраста, разного пола, и поэтому приобретение подростком опыта общения подобного плана является очень важным. Влияние семьи на подростка имеет специфический характер - это обусловлено прежде всего задачами формирования подростка и осознания его собственной идентичности. Особенностью подростка в этот период является одновременное наличие двух типов потребностей: потребности в автономии от родителей и самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семье.
Нарушения
взаимоотношений подростка с
родителями может стать фактором,
провоцирующим нарушения
Потворствующая гиперпротекция – это такой тип негармоничного воспитания, когда родители стремятся освободить ребенка от любых трудностей, некритично потакают любым его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют ему, восхищаются минимальными его достижениями и требуют от окружающих подобного же поведения. В этом случае у подростка возникает завышенный уровень притязаний, стремление к лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои реальные силы. Потворствующая гиперпротекция является наиболее травматичной при истероидной акцентуации подростка, т.к. содействует усилению демонстративных черт, оказывает неблагоприятное воздействие на лабильную и гипертимную акцентуацию.
Доминирующая гиперпротекция – ребенок также в центре обостренного внимания родителей, которые, отдавая ему много времени и сил, лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. В этом случае для поведения подростка характерно либо реакция эмансипации, либо безынициативность и неумение постоять за себя. Доминирующая гиперпротекция оказывает наиболее неблагоприятное воздействие на гипертимных подростков: усиливает реакцию эмансипации, приводит к резкому противостоянию с родителями, может обусловить острые аффективные проявления. В то же время при психоастенической, сенситивной и астеноневротической акцентуациях гиперпротекция, напротив, усиливает астенические черты: тревожность, склонность к ипохондрическим переживаниям, ощущение собственной неполноценности.
Гипопротекция – к подростку проявляют мало внимания, у родителей нет интереса к его делам, он заброшен физически и неухожен, часто служит предметом насмешек сверстников. Как вариант – скрытая гипопротекция, когда ребенком интересуются формально. Родители эмоционально не включаются в жизнь ребенка. Гипопротекция особенно неблагоприятна при акцентуации по неустойчивому типу, поскольку при таком типе воспитания ничем не ограничивается присущая таким подросткам повышенная тяга к удовольствиям, праздности, времяпровождению в уличных компаниях и т.д. Подростки конформного типа в условиях гипопротекции могут испытывать повышенную тревожность, вследствие недостаточной регламентации своего поведения, отсутствия четких и определенных требований.
Эмоциональное отвержение – ребенком тяготятся, его потребностями пренебрегают. Подростка считают обузой, проявляют общее недовольство им. При скрытом эмоциональном отвержении родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Оно создает психическую травматизацию и ведет к формированию невротических расстройств при лабильной, сенситивной и астеноневротической акцентуациях, а также может способствовать формированию и усилению черт эпилептоидной акцентуации.
Повышенная моральная ответственность – от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующего его возрасту, возлагают на него ответственность за благополучие близких и подросток боится их разочаровать, поступает в соответствии с инструкциями родителей и лишается возможности индивидуального развития. Такие завышенные трудновыполнимые требования наиболее трудно переживаются подростками психоастенической акцентуации, т.к. способствуют развитию тревожно-мнительных черт [3].
Жестокое
обращение с ребенком – склонность
родителей к применению строгих
наказаний даже при незначительных
нарушениях поведения при игнорировании
потребностей подростка. Может проявляться
открыто, когда на ребенке срывают зло,
применяя насилие, или быть скрытыми, когда
между родителем и подростком стоит стена
эмоциональной холодности и враждебности.
В этом случае контакт между подростком
и родителями нарушен и степень их влияния
на ребенка минимальна и искажена.
3.2
Стили семейного воспитания и
их воздействие на
Ребенок проходит в своем развитии определенные стадии, но и его родители тоже преодолевают этап за этапом со своими специфическими задачами, особенностями и трудностями. Дети в семье – обогащают жизнь двух людей, связавших себя узами брака. Подобно тому, как неповторима личность каждого человека, индивидуальны отношения между супругами, столь же сложны и отношения родителей к своему ребенку, неоднозначны стили семейного воспитания. «Под стилем семейного воспитания понимается совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка» [10, стр. 480]. Наблюдения за воспитанием детей в различных семьях позволили психологам составить описание различных типов воспитания.
Во
многих работах, посвященных детско-
Но впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания – хаотический и опекающий [6, стр.235].
· Авторитарный стиль воспитания характеризуется тем, что все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле и авторитету. Они ограничивают свободу и самостоятельность ребенка, не считают должным объяснять и обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности. Однако, жесткий контроль редко дает положительный результат. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные и сильные подростки сопротивляются, бунтуют и становятся избыточно агрессивными. Он, как правило, сразу покидают родительский дом, как только предоставляется малейшая возможность. Робкие, неуверенные в себе подростки слушаются родителей во всем, не предпринимая попыток самостоятельных решений. При таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на страхе перед наказанием или чувстве вины. Как только угроза внешнего наказания исчезает, поведение подростка может стать асоциальным.
· Демократический стиль воспитания характеризуется тем, что родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение родителей, учатся обосновывать и отстаивать свою точку зрения. Взрослые, чутко относясь к запросам подростка, требуют от них в ответ осмысленного поведения, проявляют твердость, сталкиваясь с капризами и проявлениями немотивированных вспышек гнева, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины. Все это формирует в подростке ответственное социальное поведение. Такие дети более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить отношения со сверстниками, они ответственно относятся к своим обязанностям.
· Попустительский тип воспитания характеризуется тем, что ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет их указаний. Для таких родителей характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Подростки, выросшие в таких семьях, конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. Они воспринимают недостаток
руководства
со стороны родителей как
· Хаотический стиль воспитания характеризуется отсутствием единого подхода к воспитанию, когда нет выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания оказывается фрустрированной одна из базовых потребностей личности – потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности, провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а иногда даже агрессивность, неуправляемость и социальную дезадаптацию. У подростка при таком воспитании не формируется самоконтроль и чувство ответственности, отмечается незрелость суждений, заниженная самооценка.
·
Опекающий стиль воспитания характеризуется
стремлением постоянно быть около ребенка,
решать за него возникающие проблемы.
В этом случае родители бдительно следят
за поведением подростка, ограничивают
его самостоятельность, тревожатся, что
с ним может что-то произойти. Несмотря
на внешнюю заботу, подобный стиль воспитания,
приводит, с одной стороны, к чрезмерному
преувеличению собственной значимости
у подростка, с другой – к формированию
у него тревожности, беспомощности, запаздыванию
социальной зрелости.
Заключение
Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Развитие подростка и помощь ему невозможно оторвать от реалий семейной жизни. Больше всего благополучию подростка способствуют доброжелательная атмосфера в семье и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие. Родительская любовь – величайший и незаменимый источник развития подростка, эмоций, нравственных качеств, положительного мироощущения, уверенности в себе. Она – условие и неиссякаемый источник отзывчивости, заботы, чуткости, любви к людям. Общение в атмосфере любви, близости, доверия оказывает сильнейшее воздействие на формирование личности подростка. Оно дает простор для его эмоциональных переживаний, реализации потребностей и подлинной школой социальных чувств.
Семья для подростка – это место рождения и среда его обитания. Важность влияния семьи и семейных связей на становление его личности очевидны. Поэтому так важно качество отношений родителей и детей.
В
дисгармоничных семьях, где действуют
негативные факторы воспитания: неадекватное
воздействие факторов материального
порядка; бездуховность родителей;
авторитаризм или, напротив, либерализм,
безнаказанность и
Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общениив противоположность отчуждению и холодности – всему этому подросток учится, прежде всего, в семье, поэтому родителям следует понимать свою ответственность в формировании сбалансированной и разносторонней личности подростка. Для этого воспитание подростка, на мой взгляд, следует начинать… с воспитания самих себя, ведь задачей родителей является создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания – здоровье, счастье и благополучие самых дорогих нам людей – наших детей.
Библиография
1.
Владиславский В.В. «Все
2. Кон И.С. «Психология ранней юности», кн. для учителя, М, 1989
3. Личко А.Е., «Подростковая психиатрия», Л, 1979
4.
Малкина-Пых И.Г.«Семейная
5.
Райс Ф.«Психология
6.
«Психология подростка», учебник
под редакцией члена-
7. Сатир В.«Психотерапия семьи, СПб, Речь, 2001
8.
Торохтий В.С. «Психология