Проблемы школьной дезадаптации первоклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 18:17, реферат

Описание работы

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Его психика в этот период испытывает определенную нагрузку, так как резко изменяется привычный образ жизни ребенка и усиливаются требования, предъявляемые со стороны родителей и учителей. В связи с этим могут возникнуть адаптационные затруднения. Период адаптации в школе обычно составляет от 2 до 3 месяцев. У некоторых полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит. Неудачи в учебной деятельности, плохие отношения со сверстниками, негативные оценки со стороны значимых взрослых приводят к напряженному состоянию нервной системы, у ребенка падает уверенность в себе, повышается тревожность, что и ведет к школьной дезадаптации.

Содержание работы

Введение 3
Понятие. Причины. Типы. Основные направления школьной адаптации. 4
Клинико – психологическое исследование школьной адаптации. 9
Психологическая дезадаптация. 11
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Дезадаптация учащихся начальной школы2.docx

— 31.20 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы  школьной дезадаптации первоклассников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                 3

  1. Понятие. Причины. Типы. Основные направления школьной адаптации.                                                                                                    4
  2. Клинико – психологическое исследование школьной адаптации.         9
  3. Психологическая дезадаптация.             11

Заключение                14

Список литературы                                           15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Поступление в школу  вносит большие перемены в жизнь  ребенка. Его психика в этот период испытывает определенную нагрузку, так  как резко изменяется привычный  образ жизни ребенка и усиливаются  требования, предъявляемые со стороны  родителей и учителей. В связи  с этим могут возникнуть адаптационные  затруднения. Период адаптации в  школе обычно составляет от 2 до 3 месяцев. У некоторых полноценной адаптации  к школе на первом году обучения так и не происходит. Неудачи в  учебной деятельности, плохие отношения  со сверстниками, негативные оценки со стороны значимых взрослых приводят к напряженному состоянию нервной  системы, у ребенка падает уверенность  в себе, повышается тревожность, что  и ведет к школьной дезадаптации. В последние годы значительное внимание уделяется анализу дезадаптации, возникающей у детей в связи с началом школьного обучения. Эта проблема привлекает к себе внимание, как врачей, так и психологов и педагогов.

В данной статье мы рассмотрим собственно понятие дезадаптации, её причины, типы и основные проявления; подробно раскроем клинико-психологическое исследование школьной дезадаптации, предложим  методика определения уровня дезадаптации первоклассника; определим направление и содержание коррекционной работы.

 

 

 

 

 

 

1.Понятие. Причины. Типы. Основные проявления школьной адаптации.

Понятие адаптации.

Проблема дезадаптации давно исследуется в педагогике, психологии и социальной педагогике, но в качестве научного понятия "школьная дезадаптация" пока не имеет однозначного толкования. Остановимся на точке зрения, которая рассматривает школьную дезадаптацию как вполне самостоятельный феномен.

Вроно М.Ш  «Под школьной дезадаптацией (ШД)  понимают нарушения приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами» (1984).[1]

Северный А.А., Иовчук Н.М. «ШД - это невозможность школьного обучения соответственно природным способностям и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует» (1995).[1]

С.А. Беличева «Школьная дезадаптация - это совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным» [2].

Можно пользоваться и таким определением:

Дезадаптация - психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации.[7] 

 

Определены периоды  обучения, в которые школьная дезадаптация регистрируется наиболее часто:

- начало обучения  в школе (1-й класс);

- переход из младшей  школы в среднюю (5-й класс);

- окончание средней  школы (7-й – 9-й классы).

По Л.С. Выготскому временные границы возрастных «кризов» сопоставимы с двумя периодами обучения (1-й класс и 7-й – 8-й классы), «…в которые преимущественно наблюдается школьная несостоятельность, а увеличение количества не справившихся с обучением в 5-м классе обусловлено, по-видимому, не столько онтогенетически-кризисным, столько психогенным («смена жизненного стериотипа») и прочими причинами». [3] 

 

Причины школьной дезадаптации.

Независимо от определения  выявляют основные причины школьной дезадаптации.

  1. Общий уровень физического и функционального развития ребенка, состояние его здоровья, развитие психических функций. По психофизиологическим характеристикам ребенок может быть просто не готов к обучению в школе.
  2. Особенности семейного воспитания. Это и отвержение ребенка родителями и гиперопека ребенка. Первое влечет за собой негативное отношение ребенка к школе, непринятие норм и правил поведения в коллективе, второе – неприспособленность ребенка к школьным нагрузкам, непринятие режимных моментов.
  3. Специфика организации учебного процесса, не учитывающего индивидуальные различия детей и авторитарный стиль современной педагогики.
  4. Интенсивность учебных нагрузок и сложность современных образовательных программ.
  5. Самооценка младшего школьника и стиль взаимоотношений с близкими значимыми взрослыми.

Типы  школьной дезадаптации

В настоящее время  рассматриваются три основных типа проявления ШД:

1. Когнитивный компонент  ШД. Неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту ребенка (хроническая неуспеваемость, недостаточность и отрывочность общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков).

2. Эмоционально-оценочный,  личностный компонент ШД. Постоянные  нарушения эмоционально-личностного  отношения к отдельным предметам,  обучению в целом, педагогами, а также перспективам, связанным  с учебой .

3. Поведенческий  компонент ШД. Систематически повторяющиеся  нарушения поведения в процессе  обучения и в школьной среде  (конфликтность, агрессивность).

У большинства детей, имеющих школьную дезадаптацию, достаточно четко могут быть прослежены все три приведенных компонента. Однако преобладание среди проявлений школьной дезадаптации того или иного компонента зависит, с одной стороны, от возраста и этапов личностного развития, а с другой – от причин, лежащих в основе формирования школьной дезадаптации. [4] 

 

Основные проявления школьной дезадаптации.

Школьная дезадаптация у ребенка имеет ряд проявлений. Одно или совокупность их дает тревожный  сигнал родителям и педагогам.

1.Неуспешность в  обучении, отставание от школьной  программы по одному или нескольким  предметам.

2.Общая тревожность  в школе, боязнь проверки знаний, публичного выступления и оценивания, неспособность сосредоточиться  в работе, неуверенность, растерянность  при ответах.

3. Нарушения во  взаимоотношениях со сверстниками: агрессия, отчужденность, повышенная  возбудимость и конфликтность.

4.Нарушения во  взаимоотношениях с учителями,  нарушения дисциплины и неподчинение  школьным нормам.

5. Личностные нарушения (чувство собственной неполноценности, упрямство, страхи, сверхчувствительность, лживость, уединенность, угрюмость).

6. Неадекватная  самооценка. При высокой самооценке - стремление к лидерству, обидчивость,  высокий уровень притязаний одновременно  с неуверенностью в себе, уклонение  от трудностей. При низкой самооценке: нерешительность, конформизм, безынициативность,  несамостоятельность.

Любое проявление ставит ребенка в тяжелые условия  и, как следствие, ребенок начинает отставать от своих сверстников, его талант не может раскрыться, нарушается процесс социализации. Зачастую в таких условиях  закладывается фундамент будущих "трудных" подростков. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Клинико-психологическое исследование школьной дезадаптации.

Причины ШД изучали  путем неврологического и нейропсихологического  обследования.

Одним из основных факторов, способствующих формированию ШД, являются нарушения функций ЦНС (центральной нервной системы), возникающие  вследствие различных неблагоприятных  воздействий на развивающийся мозг. В ходе неврологического обследования проводили беседы с ребенком и  его родителями, анализ патологии  во время беременности и родов  у матери ребенка, характер его раннего  психомоторного развития, сведения о  перенесенных им заболеваниях, изучение данных поликлинических карт. Во время  нейропсихологического обследования у детей оценивали общий уровень  интеллектуального развития и степень  сформированности высших психических функций: речи, памяти, мышления. В основе нейропсихологического исследования лежала методика А.Р.Лурии, адаптированная для детского возраста.[5]

Согласно результатам  проведенного обследования  выявили следующие причины ШД:

1.Наиболее распространенной  причиной ШД оказались минимальные  мозговые дисфункции (ММД) и  дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ).

2. Неврозы и невротические  реакции. Ведущими причинами невротических  страхов, различных форм навязчивостей,  соматовегетативных нарушений, острые  или хронические психотравмирующие  ситуации, неблагоприятная обстановка  в семье, неправильные подходы  к воспитанию ребенка, трудности  во взаимоотношениях с педагогом  и одноклассниками.

3. Неврологические  заболевания, в том числе с  мигренью, эпилепсией, детским церебральным  параличом, наследственными заболеваниями,  перенесенный менингит.

4. Дети, страдающие  психическими заболеваниями, в  том числе умственной отсталостью  (особое место среди первоклассников,  которая не была диагностирована  в дошкольном возрасте), аффективными  расстройствами, шизофренией.

Проведенное исследование показало высокую информативность  комплексного неврологического и нейропсихологического  исследований в объективизации причин школьной дезадаптации. Не вызывает сомнения, что основная часть детей, имеющих ШД, нуждается в наблюдении и лечении у невролога. Лечение ММД и СДВГ, являющихся самой частой причиной ШД, должно проводиться в комплексе и  быть комплексным и обязательно включать методы психотерапии и психолого-педагогической коррекции. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Психологическая дезадаптация.

Существует проблема психологической  дезадаптации. Она связана с особенностями организации психических процессов ребенка. В условии урока ребенок оказывается в ситуации дезадаптации, так как успешное выполнение заданий происходит у ребенка только в тех условиях выполнения, к которым адаптирована его психика. На уроке такие дети чувствуют себя плохо, так как они не готовы к усвоению знаний в условиях обычного урока, а предъявляемые требования он не в состоянии выполнять.

Рассмотрев положения  Л.С. Выготского «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва – социальном, потом –  психологическом , сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли... За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей» [3] можно рассмотреть и  процесс формирования подобных  психологических   проблем  детей. Психика ребенка адаптируется к существующему типу взаимодействия со взрослыми (прежде всего с родителями), т.е. произвольные психические процесс ребенка так организуются, чтобы обеспечивать успешное выполнение его деятельности именно в условиях существующих социальных взаимоотношений.

Психологические   проблемы  дезадаптации ребенка могут сформировать и способствовать любые индивидуальные занятия с ним, если методика их проведения существенно отличается от урочных.

Для повышения эффективности  обучения ориентир только на индивидуальные особенности его личности (внимание, усидчивость, утомляемость, своевременные  замечания, привлечение внимания, помощь в организации ребенку организоваться и т.д.). Психика ребенка адаптируется к подобному процессу обучения и в условиях массового обучения в классе  ребенок не может самостоятельно организовывать себя и нуждается  в постоянной поддержке.

Гиперопека и постоянный контроль родителей при выполнении домашних заданий нередко приводят к  психологической  дезадаптации. Психика ребенка адаптировалась к такой постоянной помощи и дезадаптировалась по отношению к урочным взаимоотношениям с учителем.

Важную роль играет обеспечение комфортности обучения.С точки зрения психологов, комфорт – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате его взаимодействия с внутренней средой. Педагоги считают комфорт характеристикой организации внутришкольной среды и образовательной деятельности школьника в результате реализации его способностей и возможностей, удовлетворения от учебной деятельности, полноценное общение с учителем и ровесниками. В психологическом педагогическом процессе у всех его участников возникают положительные эмоции, которые становятся движущей силой поведения ученика и благоприятно влияют на учебную среду и коммуникативное поведение ребенка. Если же эмоция неприятия постоянна для первоклассника, то у него формируется стойкая дезаптация к школьной жизни в целом..

Психологическая  дезадаптация детей может сформироваться при групповых занятиях, если на занятиях слишком много игровых моментов, они полностью построены на интересе ребенка, позволение слишком вольного поведения и др. У выпускников логопедических детских садов, дошкольных учреждений, занимающихся по методикам Марии Монтессори, «Радуга». Эти дети имеют лучшую  подготовку, но практически все из них испытывают  проблемы  в  адаптации  к школе, и вызвано это прежде всего их  психологическими   проблемами. Эти проблемы сформированы так называемыми льготными условиями обучения - обучению в классе с малой численностью учащихся. Они привыкли к повышенному вниманию педагога, ждут индивидуальной помощи, практически не способны самоорганизовываться и ориентироваться на учебный процесс. Можно сделать вывод, что если для обучения детей на какой-то период им создаются льготные условия, то происходит их  психологическая  дезадаптация к обычным условиям обучения.

Информация о работе Проблемы школьной дезадаптации первоклассников