Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 18:48, реферат
Основной целью исследования является системное изучение конфликта, причин возникновения конфликтов в служебных коллективах ОВД, стратегий поведения в конфликтных ситуациях, и выработка путей предотвращения конфликтов.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить классификацию и характеристику конфликтов в коллективах ОВД;
- дать общую характеристику конфликтов в деятельности силовых структур государства;
- определить причины возникновения конфликтов в коллективах ОВД;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……….3
ГЛАВА 1. КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИ КОНФЛИКТОВ В КОЛЛЕКТИВАХ ОВД……………………………………………………...……….5
ГЛАВА 2. КОНФЛИКТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИЛОВЫХ СТРУКТУР ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………………10
ГЛАВА 3. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СЛУЖЕБНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ ОВД……………………………………………………………..13
ГЛАВА 4. НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОСТИ В ОВД………………………………………………………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..24
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИ
КОНФЛИКТОВ В КОЛЛЕКТИВАХ ОВД……………………………………………………...……….
ГЛАВА 2. КОНФЛИКТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СИЛОВЫХ СТРУКТУР ГОСУДАРСТВА…………………………………………………
ГЛАВА 3. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СЛУЖЕБНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ ОВД……………………………………………………………..13
ГЛАВА 4. НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ
КОНФЛИКТНОСТИ В ОВД………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..24
ВВЕДЕНИЕ
С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.
Актуальность темы заключается в том, что многообразие и сложность конфликтов, с которыми встречаются сотрудники органов внутренних дел, обязывают их хорошо разбираться в сущности этих явлений. Знание возможных причин возникновения столкновений, механизма их развития и способов предупреждения и ликвидации позволит определить наиболее оптимальную линию своего поведения на пути достижения намеченной цели.
Основной целью исследования является системное изучение конфликта, причин возникновения конфликтов в служебных коллективах ОВД, стратегий поведения в конфликтных ситуациях, и выработка путей предотвращения конфликтов.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить классификацию и характеристику конфликтов в коллективах ОВД;
- дать общую характеристику конфликтов в деятельности силовых структур государства;
- определить причины
- изучить стратегии поведения в конфликтных ситуациях;
- выработать направления профилактики конфликтности в ОВД;
- изучить нормативно-правовые акты, регламентирующие отношения субординации в ОВД.
Предметом исследования является психологическая и нравственная стороны общения сотрудников в процессе совместного решения служебных задач и проблем.
Объектом исследования являются причины возникновения конфликтов в служебных коллективах ОВД и их характеристика, а также субъективная психическая реальность - интеллектуальные, эмоциональные, волевые проявления сотрудников.
При написании работы применялись методы анализа научной литературы, синтеза, научного познания и другие.
Структура работы состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИ КОНФЛИКТОВ В КОЛЛЕКТИВАХ ОВД
Конфликт – столкновение, противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-иза непонимания или противоположности интересов, отсутствие согласия между двумя или более сторонами.
В научной литературе существуют различные классификации конфликтов в коллективах ОВД. На мой взгляд, наиболее оптимальным является разделение по направленности, но значению, по объему, по длительности протекания, по источнику возникновения.
По направленности конфликты делятся на:
- горизонтальные - в которых задействованы лица одинакового служебного ранга или статуса;
- вертикальные - которые затрагивают лиц, находящихся в отношениях субординации;
- смешанные - которые представлены и горизонтальными, и вертикальными составляющими.
Вертикальные конфликты составляют в среднем 70-80% от общего числа. Они наиболее деструктивны по своим последствиям для руководителя, так как в таком конфликте он обычно связан по "рукам и ногам". Каждое его действие рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.
По значению для организации конфликты делятся на:
- конструктивные (созидательные);
- деструктивные (разрушительные)1.
Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между сотрудниками и развитию коллектива.
Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его.
По объему конфликты подразделяют на:
- внутриличностные;
- межличностные;
- между личностью и группой;
- межгрупповые.
На этих конфликтах следует остановиться подробнее.
Внутриличностные конфликты возникают в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями сотрудника, а также в ответ на служебную недогрузку или перегрузку, противоречивые требования.
Нужно помнить, что этот тип конфликта не полностью соответствует данному определению. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира сотрудника (потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п.).
Внутриличностный конфликт может принимать различные формы. Одна из самых распространенных - ролевой конфликт, когда к одному сотруднику предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы2.
Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями.
Например, майор полиции - руководитель отдела кадров - давно планировал и даже дал обещание семье в выходные дни поехать за город, отдохнуть, провести время с детьми. Но в пятницу приходит начальниц отдела полиции с какой-то проблемой и настаивает на том, что работу нужно завершить к понедельнику.
Межличностный конфликт вовлекает двух или более индивидов, находящихся в оппозиции друг другу в отношении целей, ценностей или поведения. Это, пожалуй, самый распространенный тип конфликта.
В отделах полиции он проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы, материальные средства и т.д. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.
Конфликт между сотрудником и коллективом проявляется как противоречие между ожиданиями или требованиями отдельного сотрудника и сложившимися в коллективе нормами поведения и труда. Этот конфликт возникает из-за неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и компетентности членов служебного коллектива, из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя3.
Между отдельным сотрудником и коллективом может возникнуть конфликт, если этот сотрудник займет позицию, отличающуюся от позиции коллектива.
Межгрупповые конфликты - конфликты внутри формальных групп коллектива, внутри неформальных групп, а также между формальными и неформальными группами. Обычно такие конфликты носят интенсивный характер и при неправильном управлении ими не дают ни одной из групп выигрыша.
По длительности протекания конфликты можно подразделить на:
- кратковременные;
- затяжные.
Первые чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Вторые же связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречий, так и от характера столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, поскольку в них конфликтующие личности закрепляют свое негативное состояние. Частота конфликтов может вызвать глубокую и длительную напряженность отношений4.
По источнику возникновения конфликты можно разделить на:
- объективно обусловленные;
- субъективно обусловленные.
Объективным считается возникновение конфликта в сложной противоречивой ситуации, в которой оказываются сотрудники. К объективным причинам конфликтов относятся:
- неблагоприятные условия труда;
- несовершенная система оплаты труда;
- неритмичность работы;
- сверхурочные работы;
- необеспеченность заданий ресурсами;
- несоответствие прав и обязанностей;
- отсутствие четкости в распределении обязанностей;
- низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины.
Устранить конфликты, вызванные такими причинами, можно только изменив объективную ситуацию. В этих случаях конфликт выполняет своего рода сигнальную функцию, указывая на неблагополучие в жизнедеятельности коллектива.
Субъективным будет возникновение конфликта в связи с личностными особенностями конфликтующих. Принятое решение кажется ошибочным, оценка труда - неправильной, поведение коллег - неприемлемым. К субъективным причинам относятся:
а) неправильные действия руководителя или подчиненных (связанные с нарушением служебного этикета, несправедливой оценкой результатов труда);
б) психологическая несовместимость некоторых людей5.
Таким образом, многообразие и сложность конфликтов, с которыми встречаются работники органов внутренних дел, обязывают их хорошо разбираться в сущности этих явлений. Знание возможных причин возникновения столкновений, механизма их развития и способов предупреждения и ликвидации позволит определить наиболее оптимальную линию своего поведения на пути достижения намеченной цели.
ГЛАВА 2. КОНФЛИКТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИЛОВЫХ СТРУКТУР ГОСУДАРСТВА
Государство как конфликтогенный фактор, действительно оказывает серьезное влияние на ситуацию в современном обществе. Дефекты социально-экономических изысканий пагубным образом сказались на всех сферах общественной жизни.
Правоохранительные органы, представляя собой один из наиболее значимых структурных компонентов государственного аппарата, во все времена и при всех политических режимах испытывали многофакторное воздействие. В существующей социально-политической обстановке сотрудникам правоохранительных органов приходится нередко действовать в особых условиях и, кроме того, наряду со всеми согражданами, переживать материальные и моральные последствия экономического кризиса, разрушения привычной системы духовно-нравственных идеалов.
Специфический характер деятельности правоохранительных органов обусловливает ее повышенную социально-психологическую напряженность, получающую отражение во множестве конфликтов в среде личного состава.
В настоящее время рядом авторов предприняты реальные меры по созданию юридической конфликтологии, сферой которой являются конфликты в сфере политики, межнациональные конфликты, социальные и трудовые конфликты, криминальный конфликт и др. Одновременно предметом ее анализа должны стать вопросы конституционной и парламентской процедуры, гражданского и уголовного судопроизводства, арбитражного процесса6.
Некоторые исследователи осуществили анализ отдельных конфликтных ситуаций, возникающих в повседневной деятельности работников полиции. В других работах конфликт рассматривается как непосредственная причина преступления или способ преступного поведения личности.
Конфликтология социальных отношений является сравнительно новым направлением мировой, а тем более российской науки. Возникновение исследовательских и образовательных структур, призванных проводить соответствующую деятельность в конфликтологической сфере, началось более десяти лет назад, однако они не достигли пока того уровня, который мог бы характеризоваться как единая конфликтологическая концепция.
Современное состояние исследований характеризуется пестрым многообразием методологических, методических и процедурных подходов на фоне доминирующих диалектической и функциональной теорий конфликтов.
Правоохранительным органам конфликты присущи не меньше, чем другим государственным структурам. По исследовательским данным, до 80% управленческих решений, принимаемых руководителями подразделений полиции, являются поводами и основаниями для скрытых и явных конфликтов. Это происходит в силу подавляющего воздействия субординации, нередко исключающей свободный обмен мнениями, пресечением со стороны руководства попыток всяких дискуссий и обсуждений7.
Информация о работе Проблемы возникновения конфликтов в служебных коллективах ОВД