Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 18:48, реферат
Основной целью исследования является системное изучение конфликта, причин возникновения конфликтов в служебных коллективах ОВД, стратегий поведения в конфликтных ситуациях, и выработка путей предотвращения конфликтов.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить классификацию и характеристику конфликтов в коллективах ОВД;
- дать общую характеристику конфликтов в деятельности силовых структур государства;
- определить причины возникновения конфликтов в коллективах ОВД;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……….3
ГЛАВА 1. КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИ КОНФЛИКТОВ В КОЛЛЕКТИВАХ ОВД……………………………………………………...……….5
ГЛАВА 2. КОНФЛИКТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИЛОВЫХ СТРУКТУР ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………………10
ГЛАВА 3. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СЛУЖЕБНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ ОВД……………………………………………………………..13
ГЛАВА 4. НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОСТИ В ОВД………………………………………………………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..24
Дисциплина как способ предотвращения конфликтов в коллективе ОВД.
Служба в органах внутренних дел является специфическим видом профессиональной деятельности, которая характеризуется повышенной нагрузкой на психо-эмоциональную сферу человека. Взаимоотношения между людьми - это естественный социально-психологический процесс общественной жизни. Взаимоотношения сотрудников ОВД регламентируются уставами и нормативными документами, как по вертикали, так и по горизонтали и строятся на основе взаимного уважения. У руководителя всегда есть подчиненные16.
Деятельность руководителя (командира) по руководству подчиненными и
структурными подразделениями заключается, прежде всего, в возможности и необходимости отдавать приказания и добиваться их исполнения. С другой стороны, каждый сотрудник, включенный в структуру служебного управления, в качестве подчиненного, обязан точно и в срок выполнять все приказания начальника.
Опытные руководители знают,
что конфликтная ситуация в подразделении может
существовать долго, в результате чего
из-за незначительного инцидента может
возникнуть серьезный конфликт.
К конфликтам, как правило, отношение отрицательное,
в них не часто бывают конструктивные
начала, но их нельзя совсем исключить
из практики служебной деятельности. Следует
отметить, что стимулирующая функция конфликт
Профилактика психологически-напряженных
ситуаций между начальником и подчиненными
предполагает обязательное знание психологич
На начальной стадии возникновения конфликта,
руководителю, прежде всего, необходимо
правильно сделать анализ сложившейся
ситуации. При этом целесообразно придерживаться
логической последовательности17.
Практика последних лет и проведенные научные исследования выдвинули ряд принципов управления взаимоотношениями в коллективах. К ним можно отнести следующие:
во-первых, обязательность
выполнения каждым руководителем требований приказов и нормативных
документов, регламентирующих жизнь подразд
во-вторых, всесторонний учет индивидуальной и групповой подготовленности членов коллективов к выполнению поставленных задач;
в-третьих, активная опора при формировании и регулировании уставных взаимоотношений на целеустремленную служебную, общественную, культурно-массовую и другие виды деятельности;
в-четвертых, единство и согласованность действий со своими заместителями, опора на актив подразделения.
Мощным фактором предотвращения конфликтных ситуаций в подразделении является дисциплина и уставной порядок. Не случайно в подразделениях, где уровень дисциплины находится на высоком уровне, конфликтные ситуации встречаются реже. К числу обязательных условий определяющих профилактику возникновения конфликтов в коллективе, по определению С.И. Денисенко, относятся:
- обеспечение соответствия
условий жизни, службы, учебы, физиологических
и психологических
- исключение противоречий в режиме службы, наслоений в распорядке дня;
- стремление руководителя к стабилизации внутреннего распорядка, сведение до минимума необоснованных приказов и распоряжений;
- достижение высокой степени
подготовленности личного
Таким образом, встречающиеся
межличностные и групповые конфликтные
отношения не всегда ярко проявляются.
Поэтому необходим их анализ и прогнозирование с целью предотвращения их дальнейшего
развития. При этом целесообразно четко
разграничивать деловые конфликты с сугубо
личными и коллективными. Если конфликт
состоялся и его не удалось предотвратить,
необходимо применение оперативных мер,
направленных на его прекращение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конфликты неизбежны. Они существовали
всегда, и будут существовать столько,
сколько существуют человек и общение л
В сложных ситуациях борьбы с преступностью,
в обстановке реальной угрозы здоровью
и жизни сотрудников у них нередко возникают
стрессовые состояния: напряженность,
чувство тревоги, страха, растерянности
и т.д., которые отрицательно влияют на
психику и здоровье.
Недооценка же познаний об эксцессах и отсутствие навыков организации своего поведения в конфликтах и предконфликтных ситуациях могут вызвать серьезные затруднения в деле предупреждения и ликвидации конфликтов, а в отдельных случаях - явиться их причиной.
Проблема конфликта в коллективах ОВД, ее социальная значимость во многом зависит от позиции руководителя. Он интегрирует все внутренние импульсы и проблемы организации, должен знать ее сильные и слабые стороны, располагать информацией о положении дел в наиболее напряженных подразделениях.
Один из наиболее важных аспектов в деятельности любого ОВД заключается в соотношении формальной (официальной) структуры организации и неформальных, нигде не зафиксированных реальных отношений между сотрудниками. В ходе совместной работы происходит стихийное распределение авторитета и уважения друг к другу, которое имеет существенное значение с точки зрения эффективности отдела полиции. Если формальная и неформальная структура правоохранительного подразделения находятся в состоянии совпадения (идентификации), то в нем складывается более или менее благоприятная обстановка в межличностных отношениях. В случае же несовпадения или открытого конфликта между этими структурами эффективная деятельность отдела полиции может быть полностью блокирована.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Научная литература и материалы периодической печати:
1 Черняк Е.Б. Вековые конфликты: учебник для ВУЗов. / Е.Б. Черняк. - М.: Норма, 2013. – С. 43.
2 Тонков Е. Е. Управление конфликтами в органах внутренних дел: курс лекций. / Е.Е. Тонков. – Белгород: ОН и РИО, 2011. – С. 64.
3 Скотт Д.Г. Конфликты: пути их преодоления: учебное пособие. / Д.Г. Скотт. - М.: Норма, 2015. – С. 56.
4 Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: учебник. / Ю.П. Платонов. - СПб.: Норма, 2014. – С. 81.
5 Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения: учебное пособие. / Б.Д. Парыгин. – СПб.: Наука. – С. 98.
6 Олейник А.Н. Основы конфликтологии. Психологические средства деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуации конфликтов: учебное пособие. / А.Н. Олейник. - М.: Юрайт, 2014. – С. 21.
7 Курбатов В.И. Конфликтология: учебник. / В.И. Курбатов. - М.: Феникс, 2014. – С. 48.
8 Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства: учебник для ВУЗов. / А.Г. Ковалев. - М.: Норма, 2015. – С. 71.
9 Здравомыслов А.М. Социология конфликта: курс лекций. / А.М. Здравосмыслов. - М.: Юнити, 2015. – С. 43.
10 Ершов А.А. Личность и коллектив. Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение: учебное пособие. / А.А. Ершов. - СПб.: Юрайт, 2015. – С. 85.
11 Донцов А.И. Психология коллектива: учебник. / А.И. Донцов. - М.: Юнита, 2014. – С. 45.
12 Дмитриев А.В. Конфликтология: курс лекций. / А.В. Дмитриев. - М.: Гардарики, 2013. – С. 81.
13 Бабосов Е.М. Конфликтология: учебное пособие. / Е.М. Бабосов. – М.: Амалфея, 2013. – С. 24.
14 Курбатов В.И. Конфликтология: учебник. / В.И. Курбатов. - М.: Феникс, 2014. – С. 68.
15 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Юнити, 2014. – С. 32.
16 Бойко В.В. , Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность: хрестоматия. / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов. - М.: Мысль, 2013. – С. 27.
17 Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства: учебник для ВУЗов. / А.Г. Ковалев. - М.: Норма, 2015. – С. 101.
18 Скотт Д.Г. Конфликты: пути их преодоления: учебное пособие. / Д.Г. Скотт. - М.: Норма, 2015. – С. 74.
Информация о работе Проблемы возникновения конфликтов в служебных коллективах ОВД