Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 16:51, реферат
Центральной категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности выступает понятие «воспитание». От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в понимании сущности спрятанного за данным термином явления. Рассмотрим некоторые подходы к определению воспитания, т.е. попытаемся определить его содержательные смыслы.
Тема 5. Процесс воспитания
Определение воспитания и его содержательных смыслов.
Центральной категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности выступает понятие «воспитание». От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в понимании сущности спрятанного за данным термином явления. Рассмотрим некоторые подходы к определению воспитания, т.е. попытаемся определить его содержательные смыслы.
Воспитание принадлежит к
Воспитание относится и к психологической сфере и может быть проанализировано в качестве процесса целенаправленного развития способности человека отражать и взаимодействовать с миром. Тогда воспитание определяется как управление развитием личности.
Воспитание - это элемент общечеловеческой
культуры и подлежит изучению с позиции
культурологической. Тогда воспитание
выполняет функцию
Изберем для выявления сущности
воспитания позицию профессионально-
Признаки, свойства и особенности воспитания.
Для процесса воспитания характерны следующие признаки:
это процесс, как минимум, между двумя лицами;
неравное положение
наличие образца как социально-
соответствие хода процесса достижениям исторического развития человечества, социокультурным ценностям;
это процесс, включающий активное взаимодействие с объектами окружающего мира, формирующий отношение к этим объектам. Процесс, при котором воспитательный результат ведет за собой предметный;
процесс практического осуществления поставленных целей, иначе они останутся простой декларацией.
Свойства и особенности
Воспитание - это исторически определенный способ социокультурного воспроизводства человека, представляющий собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого. Педагогическая деятельность, которая направлена на создание условий успешного развития детей, называется воспитательной деятельностью.
Структура (компоненты) воспитательной деятельности:
Потребностно-мотивационный.
Целевой (развитие творческой, активной личности, например). Цель педагога всегда находится вне его - она в его ученике.
Содержательный (формирование и проживание социально-ценностных отношений).
Операционно-технологический (методы, формы, средства, технологии воспитания, направленные на взаимодействие, диалог).
Эмоционально-волевой.
Контрольно-оценочный.
Традиционное (авторитарное)
и личностно-ориентированное
Содержание структурных компонентов воспитательной деятельности определяется той парадигмой воспитания, которой придерживается педагог. Можно выделить две парадигмы воспитания - авторитарное (традиционное) воспитание и гуманистическое по типу взаимоотношений, по целям, средствам, условиям и результатам (или, как пишет Паулу Фрейре, бразильский педагог: «Освобождающее образование» и образование по типу «банковского вклада»). Проявит ли ребенок активность в своем собственном воспитании, развитии? Станет ли развитие личности и создание условий для него определяющей целью педагога или же целью останется усвоение ребенком знаний, умений, навыков, характерное для авторитарного воспитания?
Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безаппеляционностью. Угрозы, понукания, принуждение - главные средства этого стиля. У детей он вызывает, как правило, чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессию, либо обычную апатию и пассивность. В авторитарном типе отношений родителей к ребенку А.С. Макаренко видел две разновидности, которые он называл авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал самым страшным и диким видом авторитета. Жестокость и террор - вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе - таков главный принцип деспотических отношений. Этот способ воспитания неизбежно приведет к воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, забитых или озлобленных, мстительных и нередко самодурствующих. «Авторитет расстояния и чванства» проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей - «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родителей - явление чрезвычайно редкое: воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой родительский престиж, а получают обратное. Начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.
Немецкий ученый Ф. Крон выделяет 7 подходов к воспитанию. Воспитание как:
своеобразное принуждение (Платон);
помощь ребенку в жизни (И.Г. Песталоцци, К. Роджерс);
создание условий для свободного развития (Ж. Руссо);
управление и надзор (Г. Гербарт);
руководство со стороны взрослых, опытных людей;
как выработка заданных норм (бихевиоризм);
приобщение к ценностям (культурологический подход).
Одна из главных проблем - свобода и принуждение в воспитании (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К. Роджерс, Г. Гербарт и др.).
Личностно-ориентированная воспитательная деятельность, ее направления и приоритеты
Воспитание, по определению Л.И. Новиковой, — целенаправленное управление процессом развития личности ребенка. Не формирование определенной модели члена общества, производителя благ, а гуманистическое, личностно-ориентированное воспитание - освобождающее, где педагог и дети - равноправные субъекты, а объектом их совместной творческой деятельности является весь мир, который они познают и преобразуют. Теоретические основы личностно-ориентированного образования (ЛОРО) разрабатываются сегодня в целом ряде научных институтов, в том числе в РАО и в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. В течение нескольких лет осуществлялись исследования методологических и теоретических основ ЛОРО. Философской основой ЛОРО является экзистенциализм, уделяющий основное внимание индивидуальности, состоянию человеческой души, а не упрощенному пониманию социального детерминизма воспитания (например, дети счастливы, т.к. они привилегированный класс). Дети имеют право на личную жизнь, а не только общественную. Создание условий развития личности и творческого проявления его индивидуальности - одна из самых сложных задач ЛОРО. Ключевые параметры ЛОРО: воспитательная среда и воспитательное взаимодействие. Основной характеристикой воспитательной среды является ее активность — способность поддерживать эмоциональную и интеллектуальную напряженность, стимулировать творческий поиск. Движущей силой развития Э.Н. Гусинский, один из разработчиков ЛОРО, назвал явление провоцирования кризиса компетентности (смогу ли я?). Воспитательная среда рассматривается как пространство взаимодействия. Одна из важных характеристик взаимодействия — открытость.
Таким образом: Воспитательная деятельность в концепции ЛОРО рассматривается как личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка, целью которого является обеспечение условий успешного развития ребенка, становление его как личности.
Условиями успешной воспитательной деятельности являются: проникновение педагога в сложности и противоречия процесса развития; осознание факторов, способствующих развитию (эмоциональная стабильность жизни ребенка, позитивная оценка ребенка, успешность его деятельности, гарантии безопасности, вариантность воспитательной среды и выбор) и факторов, тормозящих этот процесс (чувство страха, вины, стыда, отчужденности, одиночества, тотальной неуспешности).
Личностно-ориентированная
воспитательная деятельность может
быть реализована при принципиальном
отказе от авторитарной парадигмы воспитания
и от тоталитарных методов воздействия
на детей при доминанте субъект-
Приоритеты воспитательной деятельности: личность ребенка важнее любого воспитательного процесса; чувства и переживания важнее, чем мысли и знания, понимание важнее, чем объяснение, а принятие важнее исправления.
Направления гуманистической воспитательной деятельности: изучение ребенка, создание условий его саморазвития, организация активной жизнедеятельности детей, обеспечение комфортного самочувствия каждого ребенка.
Ценности воспитательной деятельности: детство, ребёнок, его индивидуальность, его жизнь здесь и сейчас.
Известны такие общие
Воспитание - особый вид деятельности человека. В конце XIX века оно имело весьма точное и понятное для того времени определение (что едва ли можно сказать о конце XX века). Воспитанию отводилась роль силы, направляющей развитие человека. Считалось, что развитие ребенка делилось на два больших этапа: пассивный - когда ребенок не проявляет активности в процессе собственной социализации, и активный - когда ребенок начинает проявлять самостоятельность и осознанно реагировать на воспитательные воздействия.
Сейчас под воспитанием понимают процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление воспитуемым необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него принимаемой обществом системы ценностей.
Из этого определения следует, что помимо абстрактного и конкретного в структуре целей воспитания присутствует и компонент, при помощи которого цель придает воспитанию направленность на оси личность-общество. Этот важнейший аспект цели воспитания часто трактуется слишком односторонне. Действительно, возможно предположить перекос на данной оси в ту или иную сторону, заявив, что воспитание может служить, например, только средством развития личности, а интересы общества в этой связи будут попросту игнорироваться. Либо наоборот, возможно предположить существование цели воспитания, игнорирующей интересы личности.
Цель воспитания.
Существуют также различные подходы к определению цели воспитания (ее аспекты), подобные рассмотренным выше содержательным смыслам воспитания:
Социальный аспект цели воспитания. Цель воспитания - это представление об идеальном воспитуемом как носителе определенной системы ценностей. Идеал личности как конечную цель воспитания определяет общество, в котором она живет;
Психологический аспект цели воспитания. Переданный воспитуемому социальный опыт приобретает при передаче психологическую форму, когда внешние требования в личности должны стать внутренней силой управляющей поведением человека. В современной практике воспитательная цель чаще всего формулируется в понятиях качеств личности, при этом определяются, какие именно качества должны сформироваться в результате педагогических усилий. Все качества личности взаимосвязаны и образуют системы, аналогичные ценностным системам, поэтому совокупность воспитательных целей имеет вид перевернутого дерева. На вершине этой иерархии находится ответственность индивида, выражающаяся в категориях обязанностей и долга. Человек, не выполняющий своих обязанностей, не признается в достаточной степени воспитанным. Пока обязанности рассматриваются как вынужденная форма поведения, нет социальной активности, когда становятся самообязательствами, то выступают в качестве движущих сил поведения. Можно выделить три системы ценностей:
трансцендентная (связана с верой, Богом, абсолютом, высшим существом, душой, проклятием), слабой стороной этой системы является смещение ценностей к посмертному существованию;
социоцентрическая (отношение к людям, культура, свобода, гуманность, чувства гражданственности, патриотизма) система требует от личности жить в постоянном напряжении, долга другим людям, обществу;
антропоцентрическая (направлена на человека, возвышение его индивидуальности, потребность в самореализации, удовольствие). Слабое место - это угроза превращения ценностей в элементарный эгоизм.
В реальной воспитательной
практике видно стремление
Для описания единой системы воспитательных целей существенным является понятие «позиция личности» - совокупность доминирующих ценностных отношений человека к жизни и себе. Позиция описывается через параметры: направленность личности - ее система ценностей, устойчивость, активность, область функционирования - частная позиция.
Для практики воспитания особую важность имеют частные позиции: эстетическая, нравственная, деловая и др., так как это своего рода переход к видам воспитания - эстетическому, нравственному, трудовому и т.д.