Процесс воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 16:51, реферат

Описание работы

Центральной категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности выступает понятие «воспитание». От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в понимании сущности спрятанного за данным термином явления. Рассмотрим некоторые подходы к определению воспитания, т.е. попытаемся определить его содержательные смыслы.

Файлы: 1 файл

Тема 5.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

Культурологический аспект цели воспитания. Воспитание рассматривается как  социокультурное воспроизводство  человека. И тогда, цель воспитания - приобщение к культуре - путь бесконечного развития личности.

 Формирование полноценной позиции личности, введение ее в культуру осуществляется через деятельность, общение, опыт межличностных и общественных отношений.

Профессионально-педагогический аспект цели воспитания. Функция учителя  состоит в том, чтобы наметить конкретные цели управляемого педагогического процесса. Цель воспитания определяет стратегию профессиональной деятельности, задача обуславливает тактику. В процессе педагогической деятельности происходит конкретизация цели:

по возрасту;

по социальным условиям;

по реализованным целям.

 

 

Парадоксы цели воспитания заключаются в том, что:

цель существует, но она не достижима, так как в процессе движения к  ней изменяется субъект и его  образ идеала;

цель абстрактна;

цель при ее объективном характере  всегда субъективна, так как ее задает субъект;

цель - совокупность принудительности обстоятельств и личностных потребностей. Воля педагога вступает в противоречие с желаниями ребенка. «Принудительное  по своей природе воспитание должно быть свободным, по сути, по осуществляемым в нем заданиям» (С. Гессен);

цель должна концентрировать в  себе все свои аспекты и быть установлена  для каждого индивида.

 

 

Проблемность цели воспитания в  ее парадоксальности. Как решить проблему цели воспитания?

 

Главное, чтобы жизнь в обществе была осмысленной для человека, находясь в системе социальных отношений, он понимал их содержание, назначение, ценность, чтобы человек становился личностью, умел самостоятельно строить свою жизнь, неся за неё ответственность, выстраивая стратегию в согласии со своими представлениями о счастье. Педагоги с родителями должны позаботиться о развитии способности личности сознательно выстраивать свою жизнь, поведение, деятельность.

 

Роль педагога состоит в разворачивании перед воспитанником разнообразных  жизненных возможностей и в научении ребенка производить осознанный выбор, за который в дальнейшем он станет нести ответственность. У данного выбора существуют границы, очерченные культурой, понятиями достойной жизни, основанной на Добре, Истине и Красоте.

 

Итак, цель состоит в воспитании личности с развитыми способностями, которая сможет построить жизнь, достойную человека.

 

Николай Дмитриевич Никандров, президент  Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, предлагал  в качестве общих целей воспитания на рубеже XX-XXI веков положить:

Идею всестороннего  развития личности, которая была провозглашена  еще в 1948 году на генеральной ассамблее  ООН во «Всеобщей декларации прав человека» всеми народами мира.

Десять  заповедей. Это - наиболее часто упоминаемые  повелительные и запретительные нравственные нормы. Первые четыре из них устанавливают отношения человека с Богом, а следующие шесть - отношения между людьми, то есть общечеловеческие ценности: «Почитай отца твоего и матерь твою ...; не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего...».

Цель - идеал  воспитания для современной России:

воспитание  человека-патриота России, ориентированного, прежде всего, на приоритет национальных российских ценностей при должном уважении к ценностям других стран и культур;

воспитание  человека, способного самостоятельно выбирать жизненные цели, избегая  как крайностей коллективизма, так  и крайностей индивидуализма;

воспитание  человека, ориентированного на поступательное общественное и личное развитие в рамках тех идей, которое общество для себя избирает;

воспитание  человека, понимающего идею устойчивого  развития общества в рамках различных  форм собственности и отвергающего эксплуатацию в любых формах;

воспитание  человека, быстро адаптирующегося к  изменяющимся условиям жизни и готового активно влиять на эти условия  для достижения, как общественного  прогресса, так и личного успеха;

воспитание  законопослушного человека, умеющего легальными методами изменять систему власти, если она не работает в интересах народа и личности.

 

 

Литература:

Гессен  С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995.

Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в  философию образования. - М., 2000. - 234 с.

Гершунский  Б.С. Философия образования. - М., 1998. - 432 с.

Битинас Б.П. Введение в философия воспитания. - М., 1996. - 135 с.

Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика Подласый И.П. Педагогика. - М., 1999.

Пидкасистый П.И. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 1995.

Демакова  И.Д. Воспитание в условиях гуманизации  образования. - Ижевск, 1999.

Битинас Б. Процесс воспитания. - М.: Просвещение, 1995.

Педагогика. Учебное пособие под ред. Крившенко  Л.П. - М., 2004.

. Учебное пособие. - ТЦ «Учитель», Ростов-на-Дону, 1999


Информация о работе Процесс воспитания