Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 16:51, реферат
Центральной категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности выступает понятие «воспитание». От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в понимании сущности спрятанного за данным термином явления. Рассмотрим некоторые подходы к определению воспитания, т.е. попытаемся определить его содержательные смыслы.
Культурологический аспект цели воспитания.
Воспитание рассматривается как
социокультурное
Формирование полноценной
Профессионально-педагогический аспект цели воспитания. Функция учителя состоит в том, чтобы наметить конкретные цели управляемого педагогического процесса. Цель воспитания определяет стратегию профессиональной деятельности, задача обуславливает тактику. В процессе педагогической деятельности происходит конкретизация цели:
по возрасту;
по социальным условиям;
по реализованным целям.
Парадоксы цели воспитания заключаются в том, что:
цель существует, но она не достижима, так как в процессе движения к ней изменяется субъект и его образ идеала;
цель абстрактна;
цель при ее объективном характере всегда субъективна, так как ее задает субъект;
цель - совокупность принудительности обстоятельств и личностных потребностей. Воля педагога вступает в противоречие с желаниями ребенка. «Принудительное по своей природе воспитание должно быть свободным, по сути, по осуществляемым в нем заданиям» (С. Гессен);
цель должна концентрировать в себе все свои аспекты и быть установлена для каждого индивида.
Проблемность цели воспитания в ее парадоксальности. Как решить проблему цели воспитания?
Главное, чтобы жизнь в обществе была осмысленной для человека, находясь в системе социальных отношений, он понимал их содержание, назначение, ценность, чтобы человек становился личностью, умел самостоятельно строить свою жизнь, неся за неё ответственность, выстраивая стратегию в согласии со своими представлениями о счастье. Педагоги с родителями должны позаботиться о развитии способности личности сознательно выстраивать свою жизнь, поведение, деятельность.
Роль педагога состоит в разворачивании
перед воспитанником
Итак, цель состоит в воспитании личности с развитыми способностями, которая сможет построить жизнь, достойную человека.
Николай Дмитриевич Никандров, президент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, предлагал в качестве общих целей воспитания на рубеже XX-XXI веков положить:
Идею всестороннего развития личности, которая была провозглашена еще в 1948 году на генеральной ассамблее ООН во «Всеобщей декларации прав человека» всеми народами мира.
Десять заповедей. Это - наиболее часто упоминаемые повелительные и запретительные нравственные нормы. Первые четыре из них устанавливают отношения человека с Богом, а следующие шесть - отношения между людьми, то есть общечеловеческие ценности: «Почитай отца твоего и матерь твою ...; не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего...».
Цель - идеал воспитания для современной России:
воспитание человека-патриота России, ориентированного, прежде всего, на приоритет национальных российских ценностей при должном уважении к ценностям других стран и культур;
воспитание человека, способного самостоятельно выбирать жизненные цели, избегая как крайностей коллективизма, так и крайностей индивидуализма;
воспитание человека, ориентированного на поступательное общественное и личное развитие в рамках тех идей, которое общество для себя избирает;
воспитание человека, понимающего идею устойчивого развития общества в рамках различных форм собственности и отвергающего эксплуатацию в любых формах;
воспитание человека, быстро адаптирующегося к изменяющимся условиям жизни и готового активно влиять на эти условия для достижения, как общественного прогресса, так и личного успеха;
воспитание законопослушного человека, умеющего легальными методами изменять систему власти, если она не работает в интересах народа и личности.
Литература:
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995.
Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. - М., 2000. - 234 с.
Гершунский Б.С. Философия образования. - М., 1998. - 432 с.
Битинас Б.П. Введение в философия воспитания. - М., 1996. - 135 с.
Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика Подласый И.П. Педагогика. - М., 1999.
Пидкасистый П.И. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 1995.
Демакова И.Д. Воспитание в условиях гуманизации образования. - Ижевск, 1999.
Битинас Б. Процесс воспитания. - М.: Просвещение, 1995.
Педагогика. Учебное пособие под ред. Крившенко Л.П. - М., 2004.
. Учебное пособие. - ТЦ «Учитель», Ростов-на-Дону, 1999