Проект "Окно в мир"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:22, аттестационная работа

Описание работы

Развитие операционного и мотивационного механизма зрительного восприятия и компенсация зрительной недостаточности за счет развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

Проект Окно в мир.docx

— 117.60 Кб (Скачать файл)

 

 

Проект  «Окно в мир».

Автор Суховольская Е.В. – учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №81 «Лесная полянка» города Прокопьевска.

 

Паспорт проекта

 

Наименование проекта

«Окно в мир»

 

Вид проекта

Практико-ориентированный

1.

Основные разработчики проекта

Автор-составитель:

Суховольская Елена Викторовна, учитель-дефектолог муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №81 «Лесная полянка» города Прокопьевска Кемеровской области.

2.

Цель 

Развитие операционного и мотивационного  механизма зрительного восприятия и компенсация зрительной недостаточности за счет развития  сенсорной сферы и сенсорной деятельности слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.

3.

Задачи

  1. Создать условия для развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
  2.     Сформировать у детей  представление о своих зрительных возможностях и умение пользоваться нарушенным зрением;
  3.     Сформировать  положительную мотивацию к использованию зрения в пределах допустимых для него нагрузок.
  4.     Активизировать не только остроту зрения, но и другие зрительные функций (цветоощущение, светоощущение, форморазличение, фиксация, локализация, расширение поля зрения, развитие глазодвигательных функций).
  5. Развивать основные свойства зрительного восприятия (целостность; константность; обобщенность; апперцепция).
  6. Сформировать навыки максимального включения в сенсорно-перцептивный процесс мыслительных операций.
  7. Содействовать повышению педагогической и медицинской культуры родителей и педагогов в вопросах воспитания и обучения детей с нарушением зрения; заинтересованность в выполнении общего дела.
  8. Стимулировать потребность педагогов и родителей в постоянном поиске новых методов и приемов развития зрительного восприятия.

4.

Этапы реализации проекта

  • Первый – предварительный этап заключался:

-  в комплексном изучении  уровня развития зрительного  восприятия детей от 5 до 7 лет с нарушенным зрением;

- в определении контингента  родителей воспитанников, их знаний по вопросам охраны зрения, развития зрительных функций и развития зрительного восприятия у дошкольников с патологией зрительного анализатора.

  • Второй – основной:

- создать условия для развития зрительного восприятия у старших дошкольников с патологией зрения.

- определить наиболее эффективные специальные методы и приёмы в системе коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения.

- разработать перспективный план работы по выделенной проблеме с детьми от 5 до 7 лет с нарушением зрения в условиях специализированного ДОУ.

- обеспечить своевременной профилактической и коррекционно-реабилитационной помощью дошкольников (с учетом структуры дефекта), направленной на охрану зрительных функций и развития зрительного восприятия.

- организовать работу по повышению коррекционно-педагогического мастерства коллектива педагогов и родителей, и заинтересованности в выполнении общего дела.

- установить двухстороннее сотрудничество с педагогическим коллективом ДОУ и родителями воспитанников по проблеме повышения уровня развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушенной работой органа зрения, как базовой площадки для эффективной коррекционно-педагогической деятельности всех сторон образовательного процесса.

  • Заключительный этап - аналитический:

- выявить эффективность разработанной системы коррекционно-педагогической деятельности.

- выявить уровень сформированности зрительного восприятия у старших дошкольников  с нарушением зрения, посещающих специализированные группы ДОУ.

- сравнить полученные результаты заключительного этапа с полученными результатами начального этапа проекта «Окно в мир».

- выявить уровень знаний родителей воспитанников по выделенной проблеме.

- провести сравнительный анализ уровня знаний родителей воспитанников в сравнении с начальным этапом проекта.

5.

Перечень основных мероприятий

В ДОУ: НОД; дидактические игры, проводимые с детьми; мастер-классы для педагогов ДОУ и родителей воспитанников; дни открытых дверей;  изготовление игр и пособий по развитию зрительного восприятия у старших дошкольников с нарушением зрения и т.д.

В семье: мастер-классы для родителей, презентации, консультации, факультативные занятия, практическая помощь, индивидуальные беседы, анкетирование и т.д.

7.

Исполнители проекта и основных мероприятий

Дети старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, воспитатели специализированных групп для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, тифлопедагог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог, родители воспитанников, инструктор по ФИЗО, врач-офтальмолог, медсестра-ортоптистка,

8.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

        1. Повышение уровня  визуального опыта старших дошкольников с нарушением зрения, особенно необходимого при низких функциональных возможностях зрительной системы.
        2. Развитие зрительного восприятия, его основных свойств (целостность, константность, обобщенность, апперцепция), активизация зрительных функций (остроты зрения, цветоощущений, светоощущений, расширение поля зрения, развитие глазодвигательных функций).
        3. Формирование представлений  о своих зрительных возможностях и умение пользоваться нарушенным зрением.
        4. Формирование положительной мотивации к использованию зрения в пределах допустимых для него нагрузок.
        5. Создание условий для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
        6. Повышение уровня компетентности родителей по вопросу развития зрительного восприятия у детей-дошкольников; заинтересованности в выполнении общего дела.

9.

Целевая группа проекта

Дети старшего дошкольного возраста с нарушением зрения МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №81 «Лесная полянка».

10.

Актуальность

Коррекционно-развивающая работа по охране зрения, развитию зрения и  зрительного восприятия требует  формирования мотивации ребенка  к рациональному использованию  нарушенного зрения в различных  видах деятельности, ибо только условия  осознанной активности мобилизует функциональное  состояние центральной нервной  системы и таких систем мозга, которые ответственны за формирование об опознание зрительных образов.

Ввиду этого, проблема исследования нарушений  зрительного восприятия, поиск оптимальных  средств эффективной коррекции  чрезвычайно актуальна и занимает особое место в педагогической деятельности специализированного ДОУ для  дошкольников с патологией зрения. В силу сложной структуры сенсорного нарушения, дети с нарушенным зрением  находятся в обеднено зрительной среде, при которой генетические предпосылки развития восприятия уже  на ранних этапах онтогенеза теряют свою силу, что существенно ограничивает естественную социализацию детей.


 

Актуальность проекта

Результаты  последних исследований, опубликованных в Государственном докладе о  состоянии здоровья населения РФ свидетельствуют о всё возрастающей тенденции к увеличению разнообразных зрительных патологией у детей дошкольного возраста. До 35% малышей при поступлении в школу имеют различные нарушения зрения. В связи с изменением этиологии и клинических форм глазных заболеваний, постоянным совершенствованием лечебно-профилактических мероприятий уменьшилось число тотально слепых детей. За счет этого увеличилось количество глубоко слабовидящих (острота зрения 0,05 – 0,1) и частичновидящих (острота зрения 0,01 – 0,04) дошкольников. Наиболее характерными нарушениями зрения в дошкольном возрасте являются миопия слабой и средней степени, гиперметропия средней степени, астигматизм (гиперметропический, миопический, смешанный), амблиопия (дисбинокулярная, рефракционная), средней и слабой степени, косоглазие (расходящееся, сходящееся).

В то же время, отмечая превосходство глаза  в скорости и полноте восприятия окружающей действительности над другими  органами чувств человека, Т.Б.Епифанцева констатирует, что зрительная информация составляет около 90% всей информации, поступающей в кору больших полушарий мозга через остальные анализаторные системы. Именно с помощью зрения опознаются основные признаки, характеризующие предметный мир – форма, величинные отношения, цвет, разнообразные цветовые оттенки, световые отражения; устанавливаются пространственные отношения между предметами, оцениваются расстояния, направления, воспринимается перспектива. Другими словами, зрительное восприятие является активным, целенаправленным процессом, ориентированным на предмет, его опознание, выделение, и осмысление.

Чем совершеннее  зрительное восприятие, тем разнообразнее  ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее отражается окружающий мир. Точность и действенность зрительного восприятия влияют на формирование навыков письма и чтения. Нарушения зрительного восприятия приводят к трудностям в различении фигур, букв, цифр (величина, соотношение частей, дифференциация зеркальных или близких по конфигурации элементов и др.). Недостаточное развитие зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования.

Отметим, что зрительные образы детей дошкольного  возраста с патологией зрения обеднены, часто деформированы и неустойчивы, в них проявляется обобщенное узнавание, отождествление предметов, имеющих некоторое сходство, неадекватность представлений об окружающей действительности. Такие дети с трудом выделяют в  объекте составляющие части, пропорции, своеобразие строения, могут «упустить» важные детали, не всегда точно распознают цвета и их оттенки, форму, величину и пространственное расположение предметов.

Коррекционно-развивающая  работа по охране зрения, развитию зрения и зрительного восприятия требует  формирования мотивации ребенка  к рациональному использованию  нарушенного зрения в различных  видах деятельности, ибо только условия  осознанной активности мобилизует функциональное  состояние центральной нервной  системы и таких систем мозга, которые ответственны за формирование об опознание зрительных образов.

Ввиду этого, проблема исследования нарушений зрительного  восприятия, поиск оптимальных средств  эффективной коррекции чрезвычайно  актуальна и занимает особое место  в педагогической деятельности специализированного  ДОУ для дошкольников с патологией зрения. В силу сложной структуры  сенсорного нарушения, дети с нарушенным зрением находятся в обеднено зрительной среде, при которой генетические предпосылки развития восприятия уже  на ранних этапах онтогенеза теряют свою силу, что существенно ограничивает естественную социализацию детей.

 

SWOT-анализ исходного состояния проблемы

 

К обязательным условиям успешной реализации настоящего проекта относятся: обогащённая  предметно-развивающая среда,  эффективная  организация совместной деятельности детей и взрослых в системе единого образовательного пространства ДОУ и семьи.

 

 

 

 

Таблица 1.

 

Внутренняя  среда организации

Сильные стороны

Слабые стороны

Нормативно-правовое обеспечение

Наличие

1.Локальные акты:

  • Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. (Утверждено постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998г. №867 с изменениями, утвержденными постановлением от 10.03.2009г. №216);
  • Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения (Письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6;
  • Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №81 «Лесная полянка» (новая редакция)  от 22.12.2011 №669;
  • Договор между образовательном учреждении (в лице руководителя образовательного учреждения) и родителями (законными представителями) воспитанника образовательного учреждения  о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении;

2. Должностные инструкции всех членов коллектива ДОУ.

Отсутствие 

 

 

Организационное обеспечение

  1. Наличие основной общеобразовательной программы ДОУ, включающей в себя раздел «Содержание коррекционной работы».
  2. Наличие примерной основной общеобразовательной программы «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, В.И.Логиновой;
  3. Наличие общеобразовательной коррекционной программы «Программы специальных коррекционных образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)», под редакцией Л.И.Плаксиной.

 

 

Кадровое обеспечение

1.Повышение  квалификации, аттестация педагогов.

2. Педагогический ценз педагогов составляет:

Всего в МБДОУ «Детский сад №81» работают 33 педагога. Из них:

- 37,5% педагогов имеют высшее педагогическое образование;

- 62,5% - среднее специальное педагогическое образование;

- 27% - имеют высшую квалификационную категорию;

- 45,4% - первую квалификационную категорию;

- 27,6% - без категории.

- 1 педагог имеет звание «Отличник народного образования» (старший воспитатель ДОУ),

- 2 педагога имеют звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации» (учитель-логопед, музыкальный руководитель)

- опытные специалисты: 

3 учителя-дефектолога, 2 учителя-логопеда,  педагог-психолог, инструктор по физической культуре, 2 музыкальных руководителя, медсестра-ортоптистка, совместители: врач-офтальмолог, фельдшер.

3. Обязательными критериями эффективности реализуемого проекта «Окно в мир» стали: опыт работы педагогов по выделенной проблеме, морально-этическое отношение педагогов к личности воспитанников.

Немаловажным фактором явилось  желание педагогов и специалистов ДОУ сотрудничать в рамках проекта.

Администрация детского сада, в лице заведующей и старшего воспитателя, обеспечила условия для повышения  педагогического мастерства участников проекта (организация консультаций; посещение городской школы передового педагогического опыта; посещение семинаров-практикумов в КРИПКиПРО).

 

Материально-техническая база

1.Наличие:

- офтальмологического кабинета с аппаратами для ортоптического и диплоптического этапов лечения;

- кабинетов тифлопедагогов для индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы с детьми;

- центров развития зрительных функций, логопедических секций, центров двигательной активности в группах;

- спортивного и музыкального залов;

- прогулочных площадок по числу групп;

- спортивной площадки;

- комплектов спортивного и игрового  оборудования 

2.Наличие библиотечного  фонда:

- программно-методическое обеспечение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения;

- учебно-методическая литература по образовательным программам;

- специализированная литература для детей дошкольного возраста («Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей»).

- детская художественная литература.

3.Наличие видео-аудиотехники.

4. Как результат динамического развития групп для детей с патологией зрения были созданы (на средства добровольных родительских пожертвований, личных средств педагогов ДОУ):

- электронный журнал  для родителей «Здоровые глазки!»;

-  стенды для родителей;  почтовый ящик для осуществления  обратной связи «Копилка вопросов!»;

- центры коррекционной  поддержки дошкольников и родителей  воспитанников: 

«Домашний очаг» (организация вечеров с родителями), 

«Силачи»  (укрепление физического здоровья), «Разноцветик»  (сенсорное развитие),

 центр развития зрительных функций;

- игры и пособия для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения;

- картотека речевых,  подвижных,  дидактических игр по выделенной проблеме;

- картотека физминуток и гимнастик для глаз с учетом зрительных диагнозов и этапов аппаратного лечения.

 

  1. Отсутствие мультимедийного оборудования в ДОУ.
  2. Отсутствие специализированного компьютерного центра для проведения коррекционно-образовательной работы, физминуток и гимнастик для глаз.
  3. Недостаточное количество площадей в дошкольном образовательном учреждении для создания центров визуальной реабилитации, вмещающих в себя более широкие аудитории (детей, педагогов, родителей).
  4. Отсутствие сенсорной комнаты.
  5. Отсутствие спонсорской поддержки со стороны частных организаций.

Внешняя среда организации

Возможности

Ограничения и риски

  1. Обучение родителей на «курсах» с целью повышения уровня медико-педагогической культуры.

2. Возможность родителей получать квалифицированную помощь учителя-дефектолога, врача-офтальмолога, сестры-ортоптистки.

3. Углубление связей  и привлечение к совместной  деятельности социальных служб и общественных организаций:

- с медицинским учреждением МБУЗ «Поликлиника. Детская городская больница», пр.Строителей, 7;

-  МУК «Централизованная библиотечная система» ДБ филиал №16;

- Всероссийское общество  слепых  (отделение города Прокопьевска);

- Региональный Благотворительный  Общественный Фонд  «Иллюстрированные  книжки для маленьких слепых  детей» во главе с Председателем Правления Фонда А.Г.Дегеном.

4. Привлечение спонсоров  с целью улучшения материально-технической  базы семьи с целью развития  зрительного восприятия детей-дошкольников  с патологией зрения.

5. Функционирование официального

сайта  ДОУ с целью обеспечения связи с общественностью, равноправного диалога учреждения с потребителями его услуг.

  1. Низкий уровень заинтересованности родителей в медико-психолого-педагогической поддержке дошкольников с патологией зрения;
  2. Низкий уровень родительской компетентности в вопросах коррекционной педагогике и психологии;
  3. Недостаточная подготовка работников образовательного учреждения для работы с дошкольниками с патологией зрения и семьями воспитанников в рамках представленной темы.

 

Цели и задачи проекта.

Цель проекта: развитие операционного и мотивационного  механизма зрительного восприятия и компенсация зрительной недостаточности за счет развития  сенсорной сферы и сенсорной деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Создать условия для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
  2. Сформировать у детей представление о своих зрительных возможностях и умение пользоваться нарушенным зрением.
  3. Сформировать положительную мотивацию к использованию зрения в пределах допустимых для него нагрузок.
  4. Активизировать не только остроту зрения, но и другие зрительные функций (цветоощущение, форморазличение, светоощущение,  расширение поля зрения, развитие глазодвигательных функций).
  5. Развивать основные свойства зрительного восприятия (целостность; константность – независимость восприятия объекта от изменения условий освещенности, расстояния его от глаз, ориентировки, местоположения и других переменных факторов; обобщенность – выделение существенных свойств и связей предмета и на их основе отнесение к определенной категории; апперцепция – связь образа с прошлым опытом).
  6. Сформировать навыки максимального включения в сенсорно-перцептивный процесс мыслительных операций.
  7. Содействовать повышению педагогической и медицинской культуры педагогов и родителей воспитанников в вопросах воспитания и обучения детей с нарушением зрения, заинтересованность в выполнении общего дела.
  8. Стимулировать потребность педагогов и родителей в постоянном поиске новых методов и приемов развития зрительного восприятия.

Содержание предлагаемого проекта развития зрительного восприятия дошкольников с патологией зрения определяется следующими концептуальными положениями:

1. Сенсорное развитие ребенка является базой для последующего формирования зрительного восприятия. Следовательно, на I этапе реализации проекта следует выявить и повысить уровень сенсорного развития ребенка. Именно овладение системой сенсорных эталонов формы, цвета, размера в дальнейшем послужит базой для восприятия более сложных объектов. Проект  предусматривает общедидактическую последовательность усвоения не только сенсорных эталонов, но и перцептивных действий на их основе:

  • идентификации, т.е. установления тождества какого-либо качества воспринимаемого объекта эталону;
  • соотнесения, необходимого в том случае, когда свойство воспринимаемого объекта не совсем такое же, как у эталона, но похоже на него и может быть отнесено к той же категории;
  • перцептивного моделирования для анализа неоднородных свойств объектов.

2. Этапность формирования зрительного восприятия должна определяться, во-первых, закономерностями его онтогенеза в норме, во-вторых, спецификой его нарушения у детей дошкольного возраста с патологией зрением. Нарушение зрительных функций приводит к снижению точности и скорости восприятия, обусловливает фрагментарность, искаженность, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями. Концепция построения программного материала от этапа к этапу такова, что ребенку предлагаются все более сложные объекты восприятия, активизирующие зрительную, умственную и практическую деятельность. Усложнению подвергаются все виды наглядности.

3. В процессе коррекционно-развивающей работы со слабовидящими детьми необходимо целенаправленно формировать функциональные связи зрительного восприятия и других психических процессов (памяти, речи, мышления, воображения). Это положение обусловливает выбор педагогических приемов и методов, используемых для развития зрительного восприятия.

При обучении восприятию в проекте широко используются схемы-алгоритмы последовательного рассматривания предметов. С помощью зрительного алгоритма восприятия ребенок учится самостоятельно выделять признаки изображения, делить их на информативные и неинформативные, а также вербализовывать эти результаты, поскольку вербализованный образ восприятия является ведущим компонентом познавательной деятельности.

4. В процессе работы с детьми с нарушенным зрением по формированию зрительного восприятия должен реализовываться личностно-деятельностный подход. Как показывает тифлопедагогический опыт, специфика использования общедидактических методов обусловливается тем, что развивать зрительное восприятие можно только в условиях, когда ребенок активно выполняет различные зрительные действия и операции. Иными словами, ребенок с нарушенной работой зрительного анализатора, должен понимать применимость знаний и умений в значимой для него практической деятельности. А эффективность зрительных действий улучшается в условиях повышения мотивации, создания условий самореализации ребенка, чему способствует выполнение различных видов умственной и внешней практической деятельности, создание занимательных ситуаций, введение элементов неожиданности и новизны.

Информация о работе Проект "Окно в мир"