Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:22, аттестационная работа
Развитие операционного и мотивационного механизма зрительного восприятия и компенсация зрительной недостаточности за счет развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.
Проект «Окно в мир».
Автор Суховольская Е.В. – учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №81 «Лесная полянка» города Прокопьевска.
Паспорт проекта
№ |
Наименование проекта |
«Окно в мир» |
Вид проекта |
Практико-ориентированный | |
1. |
Основные разработчики проекта |
Автор-составитель: Суховольская Елена Викторовна, учитель-дефектолог муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №81 «Лесная полянка» города Прокопьевска Кемеровской области. |
2. |
Цель |
Развитие операционного и мотивационного механизма зрительного восприятия и компенсация зрительной недостаточности за счет развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности слабовидящих детей старшего дошкольного возраста. |
3. |
Задачи |
|
4. |
Этапы реализации проекта |
- в комплексном изучении уровня развития зрительного восприятия детей от 5 до 7 лет с нарушенным зрением; - в определении контингента
родителей воспитанников, их зн
- создать условия для развития зрительного восприятия у старших дошкольников с патологией зрения. - определить наиболее эффективные специальные методы и приёмы в системе коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения. - разработать перспективный план работы по выделенной проблеме с детьми от 5 до 7 лет с нарушением зрения в условиях специализированного ДОУ. - обеспечить своевременной профилактической и коррекционно-реабилитационной помощью дошкольников (с учетом структуры дефекта), направленной на охрану зрительных функций и развития зрительного восприятия. - организовать работу по повышению коррекционно-педагогического мастерства коллектива педагогов и родителей, и заинтересованности в выполнении общего дела. - установить двухстороннее сотрудничество с педагогическим коллективом ДОУ и родителями воспитанников по проблеме повышения уровня развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушенной работой органа зрения, как базовой площадки для эффективной коррекционно-педагогической деятельности всех сторон образовательного процесса.
- выявить эффективность разработанной системы коррекционно-педагогической деятельности. - выявить уровень сформированности зрительного восприятия у старших дошкольников с нарушением зрения, посещающих специализированные группы ДОУ. - сравнить полученные результаты заключительного этапа с полученными результатами начального этапа проекта «Окно в мир». - выявить уровень знаний родителей воспитанников по выделенной проблеме. - провести сравнительный анализ уровня знаний родителей воспитанников в сравнении с начальным этапом проекта. |
5. |
Перечень основных мероприятий |
В ДОУ: НОД; дидактические игры, проводимые с детьми; мастер-классы для педагогов ДОУ и родителей воспитанников; дни открытых дверей; изготовление игр и пособий по развитию зрительного восприятия у старших дошкольников с нарушением зрения и т.д. В семье: мастер-классы для родителей, презентации, консультации, факультативные занятия, практическая помощь, индивидуальные беседы, анкетирование и т.д. |
7. |
Исполнители проекта и основных мероприятий |
Дети старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, воспитатели специализированных групп для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, тифлопедагог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог, родители воспитанников, инструктор по ФИЗО, врач-офтальмолог, медсестра-ортоптистка, |
8. |
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта |
|
9. |
Целевая группа проекта |
Дети старшего дошкольного возраста с нарушением зрения МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №81 «Лесная полянка». |
10. |
Актуальность |
Коррекционно-развивающая Ввиду этого, проблема исследования нарушений
зрительного восприятия, поиск оптимальных
средств эффективной коррекции
чрезвычайно актуальна и |
Актуальность проекта
Результаты последних исследований, опубликованных в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ свидетельствуют о всё возрастающей тенденции к увеличению разнообразных зрительных патологией у детей дошкольного возраста. До 35% малышей при поступлении в школу имеют различные нарушения зрения. В связи с изменением этиологии и клинических форм глазных заболеваний, постоянным совершенствованием лечебно-профилактических мероприятий уменьшилось число тотально слепых детей. За счет этого увеличилось количество глубоко слабовидящих (острота зрения 0,05 – 0,1) и частичновидящих (острота зрения 0,01 – 0,04) дошкольников. Наиболее характерными нарушениями зрения в дошкольном возрасте являются миопия слабой и средней степени, гиперметропия средней степени, астигматизм (гиперметропический, миопический, смешанный), амблиопия (дисбинокулярная, рефракционная), средней и слабой степени, косоглазие (расходящееся, сходящееся).
В то же время, отмечая превосходство глаза в скорости и полноте восприятия окружающей действительности над другими органами чувств человека, Т.Б.Епифанцева констатирует, что зрительная информация составляет около 90% всей информации, поступающей в кору больших полушарий мозга через остальные анализаторные системы. Именно с помощью зрения опознаются основные признаки, характеризующие предметный мир – форма, величинные отношения, цвет, разнообразные цветовые оттенки, световые отражения; устанавливаются пространственные отношения между предметами, оцениваются расстояния, направления, воспринимается перспектива. Другими словами, зрительное восприятие является активным, целенаправленным процессом, ориентированным на предмет, его опознание, выделение, и осмысление.
Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее отражается окружающий мир. Точность и действенность зрительного восприятия влияют на формирование навыков письма и чтения. Нарушения зрительного восприятия приводят к трудностям в различении фигур, букв, цифр (величина, соотношение частей, дифференциация зеркальных или близких по конфигурации элементов и др.). Недостаточное развитие зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования.
Отметим,
что зрительные образы детей дошкольного
возраста с патологией зрения обеднены,
часто деформированы и
Коррекционно-развивающая работа по охране зрения, развитию зрения и зрительного восприятия требует формирования мотивации ребенка к рациональному использованию нарушенного зрения в различных видах деятельности, ибо только условия осознанной активности мобилизует функциональное состояние центральной нервной системы и таких систем мозга, которые ответственны за формирование об опознание зрительных образов.
Ввиду этого,
проблема исследования нарушений зрительного
восприятия, поиск оптимальных средств
эффективной коррекции
SWOT-анализ исходного состояния проблемы
К обязательным условиям успешной реализации настоящего проекта относятся: обогащённая предметно-развивающая среда, эффективная организация совместной деятельности детей и взрослых в системе единого образовательного пространства ДОУ и семьи.
Таблица 1.
Внутренняя среда организации | |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Нормативно-правовое обеспечение | |
Наличие 1.Локальные акты:
2. Должностные инструкции всех членов коллектива ДОУ. |
Отсутствие
|
Организационное обеспечение | |
|
|
Кадровое обеспечение | |
1.Повышение квалификации, аттестация педагогов. 2. Педагогический ценз педагогов составляет: Всего в МБДОУ «Детский сад №81» работают 33 педагога. Из них: - 37,5% педагогов имеют высшее педагогическое образование; - 62,5% - среднее специальное педагогическое образование; - 27% - имеют высшую квалификационную категорию; - 45,4% - первую квалификационную категорию; - 27,6% - без категории. - 1 педагог имеет звание «Отличник народного образования» (старший воспитатель ДОУ), - 2 педагога имеют звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации» (учитель-логопед, музыкальный руководитель) - опытные специалисты: 3 учителя-дефектолога, 2 учителя-логопеда, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, 2 музыкальных руководителя, медсестра-ортоптистка, совместители: врач-офтальмолог, фельдшер. 3. Обязательными критериями эффективности реализуемого проекта «Окно в мир» стали: опыт работы педагогов по выделенной проблеме, морально-этическое отношение педагогов к личности воспитанников. Немаловажным фактором явилось
желание педагогов и Администрация детского сада, в лице заведующей и старшего воспитателя, обеспечила условия для повышения педагогического мастерства участников проекта (организация консультаций; посещение городской школы передового педагогического опыта; посещение семинаров-практикумов в КРИПКиПРО). |
|
Материально-техническая база | |
1.Наличие: - офтальмологического кабинета с аппаратами для ортоптического и диплоптического этапов лечения; - кабинетов тифлопедагогов для индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы с детьми; - центров развития зрительных функций, логопедических секций, центров двигательной активности в группах; - спортивного и музыкального залов; - прогулочных площадок по числу групп; - спортивной площадки; - комплектов спортивного и 2.Наличие библиотечного фонда: - программно-методическое обеспечение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения; - учебно-методическая литература по образовательным программам; - специализированная литература для детей дошкольного возраста («Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей»). - детская художественная литература. 3.Наличие видео-аудиотехники. 4. Как результат динамического развития групп для детей с патологией зрения были созданы (на средства добровольных родительских пожертвований, личных средств педагогов ДОУ): - электронный журнал для родителей «Здоровые глазки!»; - стенды для родителей;
почтовый ящик для - центры коррекционной
поддержки дошкольников и «Домашний очаг» (организация вечеров с родителями), «Силачи» (укрепление физического здоровья), «Разноцветик» (сенсорное развитие), центр развития зрительных функций; - игры и пособия для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения; - картотека речевых, подвижных, дидактических игр по выделенной проблеме; - картотека физминуток и гимнастик для глаз с учетом зрительных диагнозов и этапов аппаратного лечения. |
|
Внешняя среда организации | |
Возможности |
Ограничения и риски |
1. Обучение родителей на «курсах» с целью повышения уровня медико-педагогической культуры. 2. Возможность родителей получать квалифицированную помощь учителя-дефектолога, врача-офтальмолога, сестры-ортоптистки. 3. Углубление связей и привлечение к совместной деятельности социальных служб и общественных организаций: - с медицинским учреждением МБУЗ «Поликлиника. Детская городская больница», пр.Строителей, 7; - МУК «Централизованная библиотечная система» ДБ филиал №16; - Всероссийское общество
слепых (отделение города - Региональный 4. Привлечение спонсоров
с целью улучшения материально- 5. Функционирование официального сайта ДОУ с целью обеспечения связи с общественностью, равноправного диалога учреждения с потребителями его услуг. |
|
Цели и задачи проекта.
Цель проекта: развитие операционного и мотивационного механизма зрительного восприятия и компенсация зрительной недостаточности за счет развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Содержание предлагаемого проекта развития зрительного восприятия дошкольников с патологией зрения определяется следующими концептуальными положениями:
1. Сенсорное развитие ребенка является базой для последующего формирования зрительного восприятия. Следовательно, на I этапе реализации проекта следует выявить и повысить уровень сенсорного развития ребенка. Именно овладение системой сенсорных эталонов формы, цвета, размера в дальнейшем послужит базой для восприятия более сложных объектов. Проект предусматривает общедидактическую последовательность усвоения не только сенсорных эталонов, но и перцептивных действий на их основе:
2. Этапность формирования зрительного восприятия должна определяться, во-первых, закономерностями его онтогенеза в норме, во-вторых, спецификой его нарушения у детей дошкольного возраста с патологией зрением. Нарушение зрительных функций приводит к снижению точности и скорости восприятия, обусловливает фрагментарность, искаженность, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями. Концепция построения программного материала от этапа к этапу такова, что ребенку предлагаются все более сложные объекты восприятия, активизирующие зрительную, умственную и практическую деятельность. Усложнению подвергаются все виды наглядности.
3. В процессе коррекционно-развивающей работы со слабовидящими детьми необходимо целенаправленно формировать функциональные связи зрительного восприятия и других психических процессов (памяти, речи, мышления, воображения). Это положение обусловливает выбор педагогических приемов и методов, используемых для развития зрительного восприятия.
При обучении восприятию в проекте широко используются схемы-алгоритмы последовательного рассматривания предметов. С помощью зрительного алгоритма восприятия ребенок учится самостоятельно выделять признаки изображения, делить их на информативные и неинформативные, а также вербализовывать эти результаты, поскольку вербализованный образ восприятия является ведущим компонентом познавательной деятельности.
4. В процессе работы с детьми с нарушенным зрением по формированию зрительного восприятия должен реализовываться личностно-деятельностный подход. Как показывает тифлопедагогический опыт, специфика использования общедидактических методов обусловливается тем, что развивать зрительное восприятие можно только в условиях, когда ребенок активно выполняет различные зрительные действия и операции. Иными словами, ребенок с нарушенной работой зрительного анализатора, должен понимать применимость знаний и умений в значимой для него практической деятельности. А эффективность зрительных действий улучшается в условиях повышения мотивации, создания условий самореализации ребенка, чему способствует выполнение различных видов умственной и внешней практической деятельности, создание занимательных ситуаций, введение элементов неожиданности и новизны.