Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 18:36, реферат
Важнейшее направление воспитательной работы– формирование у школьников здорового образа жизни, ценностного отношения к здоровью своему и окружающих.
По мнению ведущих исследователей проблем детского здоровья во всем мире сложились неблагоприятные тенденции, определяющие негативное физическое, психическое и нравственное состояние детей и подростков. Несмотря на немалые усилия, ориентированные на решение этой проблемы, в России наблюдается явная тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения, что уже приводит к общему снижению потенциала здоровья нации.
ПРОЕКТ «ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
Важнейшее направление
воспитательной работы– формирование
у школьников здорового образа жизни,
ценностного отношения к
По мнению ведущих исследователей проблем детского здоровья во всем мире сложились неблагоприятные тенденции, определяющие негативное физическое, психическое и нравственное состояние детей и подростков. Несмотря на немалые усилия, ориентированные на решение этой проблемы, в России наблюдается явная тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения, что уже приводит к общему снижению потенциала здоровья нации.
Только объединив усилия всех заинтересованных лиц – педагогов и медиков, психологов и родителей можно помочь школе воплотить в жизнь педагогику здоровья - реальную, живую, интересную и полезную всем участникам школьной жизни. .
Государство в последнее время актуализировало вопрос физического развития детей и подростков. Приоритетным является детский спорт, но немалое внимание уделяется и системе физического воспитания в школе. В России подготовлен проект «Концепции развития детско-юношеского спорта на 2009-2015гг.». Государство планирует в течение нескольких лет укрепить систему физического воспитания и активно формировать здоровый образ жизни детей, подростков и молодежи. Одна из задач концепции – оптимизация системы физического воспитания в школах. И здесь особенно важно -изменить само отношение к здоровому образу жизни: занятия физической культурой должны стать потребностью самого человека – взрослого и ребенка.
Цель Проекта «ЗДОРОВОЕ
Главная цель проекта - повышение мотивации учителей к внедрению здоровьеразвивающей педагогики, а школьников к здоровому образу жизни, популяризация ценностей физической культуры и спорта, развитие субъектного, ответственного подхода к здоровью своему и окружающих.
Задачи проекта «ЗДОРОВОЕ
Особенности Проекта
Проект предлагает педагогическому сообществу целый арсенал адекватных образовательно-воспитательных технологий, основанных на формировании устойчивой мотивации и развитии потребности школьников в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.
Проект адресован не отдельным, экспериментальным учебным заведениям, а педагогам и учащимся любой общеобразовательной школы России.
Каждое образовательное учреждение – участник общественного движения «Добрые Дети Мира», включившись в Проект, трансформируется в настоящую Академию здоровья, где культура здоровья обучающихся становится приоритетной задачей.
Проект – это также системная профилактика асоциального поведения и вредных привычек, дающая реальную возможность педагогическими средствами добиться более гармоничного развития юной личности.
Программа предполагает поощрение учителей за овладение здоровьеразвивающими методиками.
Методические цели Проекта
Оказание практического содействия школам в здоровьеразвивающей деятельности в виде эффективных педагогических и социальных технологий, направленных на формирование у школьников знаний и ценностей здорового образа жизни, ответственного отношения к здоровью при активном вовлечении в этот процесс педагогов, медицинских работников, родителей и т.д., заинтересованных в решении этой острой социальной проблемы.
ПРОЕКТ ВКЛЮЧАЕТ 10 модулей:
10. Финал проекта
МОДУЛИ
Период: в начале и в финале проекта
Цель
Оценка и самооценка (мониторинг) школами движения состояния здоровья учащихся, «сканирование» представлений детей и педагогов о ЗОЖ, выявление лакун в пропаганде здорового образа жизни, возможность оценки в финале проекта эффективности и роли специальных событий и мероприятий проекта
Содержание
1. Проведение диагностических исследований на ограниченном объеме выборки среди школьников: ориентировочно - 40-50 анкет (минимум – 30) в 1-5 классах, 6- 8 классах, 9-11 классах. Тема исследования – оценка школьниками состояния собственного здоровья, отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
2. Проведение исследований среди педагогов на тему отношения к здоровьеразвивающей деятельности в школе, ее роли и месте в процессе обучения и воспитания детей и т.д.
3. Анализ анкет и подготовка общей аналитической записки по итогам анкетирования в начале и в финале проекта.
4. Проведение сравнительного анализа результатов первого и второго опроса, подготовка итогового аналитического отчета.
Форма
Анкеты предлагаются школам в готовом виде и высылаются с сопроводительным письмом по электронной почте, а также размещаются на сайте движения под разъясняющим текстом
Организация
Анкетирование в начале и в финале проекта проводится силами педагогов школ - участников проекта и высылается в адрес Оргкомитета в виде диаграмм или таблиц. Аналитика проводится Оргкомитетом проекта.
2. Старт проекта «Здоровое поколение»
Цель
Проект должен быть заявлен на общешкольном уровне в целях привлечения к нему общего внимания и создания яркого эмоционального впечатления от старта
Содержание
Проведение
педагогического совета по проблеме
здоровьеразвивающей
Проведение школьного собрания – линейки для объявления о событии, его цели и задачах, основных событиях.
На собрание можно пригласить людей, имеющих отношение к успешным занятиям физкультурой и спортом (с краткими, но интересными для ребят выступлениями о требованиях современной жизни, предъявляемых к здоровью и здоровому образу жизни, особенностях экологии в регионе, правилах соблюдения главных требований здорового образа жизни и т.д. Возможно, перед ребятами выступят такие же школьники, но имеющие долгосрочную практику занятий спортом и физкультурой. Также уместны выступления: тренера по фитнесу, тренера спортивной секции, мастера йоги, родителя, который начал заниматься физкультурой и почувствовал положительный результат и т.д. Очень полезно выступление психолога, который расскажет о связи здоровья и состояния психики (о формировании здоровья с помощью различных психологических практик, о роли положительного настроя, веры в успех, о том, что в ходе проекта психологи будут проводить тренинги со старшеклассниками и т.д.).
Школьникам младших и средних классов предлагается вести Дневник здоровья, для слежения за своим режимом дня, питанием, формированием «добрых – здоровых – привычек». В финале проекта эту деятельность детей стоит оценить в последнем 10 модуле проекта.
3. Диагностический модуль Плюс
Период: вскоре после анкетирования (примерно в течение недели)
Опрос-сочинение для школьников
Цель
Результаты анализа материалов, полученных в итоге данного Модуля, будут использованы для окончательной корректировки мероприятий Проекта и дадут дополнительный материал для анализа ситуации с формированием здорового образа жизни в школе и возможных стратегий изменения ситуации.
Содержание
1. Школьники 9 – 11 классов участвуют во внутришкольном опросе под условным девизом: «Как сделать нашу школу Академией здоровья?», а ребята средней возрастной группы пишут домашнее сочинение на эту тему.
2. Школьники средних классов могут написать
сочинение на аналогичную тему совместно
с родителями.
О чем отвечать / писать?
В опросе/сочинении ребятам
рекомендуется обсудить следующие
вопросы:
1.Что делает моя школа сегодня для здоровья детей?
2. Что можно было бы изменить в школе, чтобы
она стала Академией здоровья для
каждого ученика?
3. Что сам ученик мог бы сделать для этого,
какой вклад он бы мог внести в общее дело?
4. Чем могли бы помочь родители учеников?
Педагогический коллектив может добавить
свои пункты
Провести содержательный анализ опроса / сочинений
Как анализировать
Содержательный анализ
предполагает:
А. Сбор информации о том, какие меры по
здоровьесбережению в школе заметны детям;
Б. Какие предложения по изменениям в школе вносят
сами дети;
В. В каких видах деятельности они бы хотели
участвовать.
Кто анализирует
Анализ опроса/ сочинений рекомендуется провести классным руководителям, чтобы они знали "детский потенциал самоизменения", а обобщающий анализ - завучу по воспитательной работе.
Каким должен быть отчет
Отчет готовится в произвольной форме – не более 2-3-х страниц текста с краткими цитатами из сочинений - наиболее типичными ответами и небольшое резюме педагога по пунктам А,Б и В.
Как работать с высказанными предложениями
См. Модуль 4 Творческая лаборатория школы
См Письмо - Приложение 2
Обобщающий анализ в виде отчета высылается в адрес Оргкомитета
Опрос для педагогов
Цель
Определить отношение к здоровью и готовности учителей к реализации субъектного подхода к здоровьесбережению детей в рамках Проекта "Здоровое поколение" (с помощью опросника Д.Сиерес, В. Гавидия «Индивидуальная концепция здоровья»)
Содержание
Данная акция может быть осуществлена школьным психологом.
4. Творческая лаборатория школы
Этот проект является продолжением Диагностики и Диагностики Плюс.
Цель
Вовлечение в проект старшеклассников с целью формирования у них ряда важных и полезных навыков: проектной работы; групповой деятельности, адекватной оценки идей, интересных и годных для реализации; самостоятельной деятельности при реализации идей; информационного обслуживания проекта
Реализация
Для привлечения старшеклассников
в проектную деятельность создать
в школе Творческую лабораторию,
которая поможет проанализирова
Члены лаборатории (вместе с педагогами и родительским комитетом) продумывают возможность выполнения пожеланий ребят, начиная от реальных и достаточно легких в исполнении, заканчивая важными, но дорогостоящими.
При творческой лаборатории создается собственная служба информации – команда из 3-4 человек («журналистов» и «фотокорреспондентов»), которые будут описывать деятельность лаборатории, делать фотоотчеты о том, как реализуются идеи и предложения школьников, их родителей и педагогов.
Необходимая информация для школьников
Поощрение
Те, кто воплотил идеи школьников, награждаются грамотами «Добрых дел мастер», также поощряются авторы идеи.
Рекомендации: