Проект «здоровое поколение»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 18:36, реферат

Описание работы

Важнейшее направление воспитательной работы– формирование у школьников здорового образа жизни, ценностного отношения к здоровью своему и окружающих.
По мнению ведущих исследователей проблем детского здоровья во всем мире сложились неблагоприятные тенденции, определяющие негативное физическое, психическое и нравственное состояние детей и подростков. Несмотря на немалые усилия, ориентированные на решение этой проблемы, в России наблюдается явная тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения, что уже приводит к общему снижению потенциала здоровья нации.

Файлы: 1 файл

proekt.doc

— 546.00 Кб (Скачать файл)

ПРОЕКТ «ЗДОРОВОЕ  ПОКОЛЕНИЕ»

Важнейшее направление  воспитательной работы– формирование у школьников здорового образа жизни, ценностного отношения к здоровью своему и окружающих.

По  мнению ведущих исследователей проблем  детского здоровья во всем мире сложились неблагоприятные тенденции, определяющие негативное физическое, психическое и нравственное состояние детей и подростков. Несмотря на немалые усилия, ориентированные на решение этой проблемы, в России наблюдается явная тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения, что уже приводит к общему снижению потенциала здоровья нации.

Только объединив усилия всех заинтересованных лиц  – педагогов  и медиков, психологов и родителей можно помочь школе воплотить в жизнь педагогику здоровья - реальную, живую, интересную и полезную всем участникам школьной жизни.  .

Государство в последнее время актуализировало  вопрос физического  развития детей и подростков. Приоритетным является детский спорт, но немалое внимание уделяется и системе физического воспитания в школе.  В России подготовлен проект «Концепции развития детско-юношеского спорта на 2009-2015гг.».  Государство планирует в течение нескольких лет укрепить систему физического воспитания  и активно формировать здоровый образ жизни детей, подростков и молодежи.  Одна из задач концепции – оптимизация системы физического воспитания в школах.  И здесь особенно важно -изменить само отношение к здоровому образу жизни: занятия физической культурой должны стать потребностью самого человека – взрослого и ребенка.

 

Цель Проекта «ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»

Главная цель проекта - повышение  мотивации учителей к внедрению здоровьеразвивающей педагогики, а школьников к здоровому образу жизни, популяризация ценностей физической культуры и спорта, развитие субъектного, ответственного подхода к здоровью своему и окружающих.

 

 

Задачи проекта «ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»

  • воспитание ценностного отношения школьников к своему здоровью и жизни, здоровью окружающих людей;
  • развитие субъектного, ответственного отношения школьников к своему здоровью;
  • повышение компетентности школьников в вопросах здоровья и здорового образа жизни;
  • формирование у школьников устойчивой мотивации к отказу от табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков;
  • овладение умениями противостоять негативному давлению социума.
  • привлечение внимания школьников к физической активности, как cоставной части здорового образа жизни;
  • освоение учащимися знаний о здоровом питании;
  • распространение лучшего опыта оздоровительной работы с детьми в регионах;
  • укрепление межрегиональных и международных культурных, спортивных, образовательных связей.

 

Особенности  Проекта

Проект предлагает педагогическому сообществу целый арсенал адекватных образовательно-воспитательных технологий, основанных на формировании устойчивой мотивации и развитии потребности школьников в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.

Проект адресован не отдельным, экспериментальным учебным заведениям, а педагогам и учащимся любой общеобразовательной школы России.

Каждое  образовательное учреждение – участник общественного движения «Добрые Дети Мира», включившись в Проект, трансформируется в настоящую Академию здоровья, где  культура здоровья обучающихся становится приоритетной задачей.

Проект – это также системная профилактика асоциального поведения и вредных привычек, дающая реальную возможность педагогическими средствами добиться более  гармоничного развития юной личности.

Программа предполагает поощрение учителей за овладение  здоровьеразвивающими методиками.

 

Методические цели Проекта 

 

Оказание практического содействия  школам в здоровьеразвивающей деятельности в виде эффективных педагогических и социальных технологий, направленных на  формирование у школьников знаний  и ценностей здорового образа жизни, ответственного отношения к здоровью при активном вовлечении в этот процесс педагогов, медицинских работников, родителей и т.д., заинтересованных в  решении этой острой социальной проблемы.

 

ПРОЕКТ  ВКЛЮЧАЕТ  10 модулей:

 

  1. Диагностический модуль
  2. Старт проекта
  3. Диагностический модуль Плюс
  4. Творческая лаборатория школы
  5. Информационные стенды «Здоровье как стиль жизни»
  6. Конкурс коллажей и плакатов «Быть здоровым – здорово!»
  7. Месяц «Добрые привычки»
  8. Месяц «Марафон здоровья»
  9. Акция «12 недель здоровья»

10. Финал  проекта

 

 

 

МОДУЛИ 

  1. Диагностический модуль

Период:  в начале и в финале проекта 

 

Цель

Оценка и самооценка (мониторинг) школами движения состояния здоровья учащихся, «сканирование» представлений детей и педагогов о ЗОЖ, выявление лакун в пропаганде здорового образа жизни, возможность оценки в финале проекта эффективности и роли специальных событий и мероприятий проекта

Содержание

1. Проведение диагностических исследований на ограниченном объеме выборки среди школьников: ориентировочно - 40-50 анкет (минимум – 30) в 1-5 классах,  6- 8 классах, 9-11 классах. Тема исследования – оценка школьниками состояния собственного здоровья, отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

2. Проведение исследований среди педагогов на тему отношения к здоровьеразвивающей деятельности в школе, ее роли  и месте в процессе  обучения и воспитания детей и т.д.

3. Анализ анкет и подготовка общей аналитической записки по итогам анкетирования в начале и в финале проекта.

4. Проведение сравнительного анализа результатов первого и второго опроса, подготовка итогового аналитического отчета.

Форма

Анкеты предлагаются школам в готовом виде и высылаются с сопроводительным письмом по электронной почте, а также размещаются на сайте движения под разъясняющим текстом

Организация

Анкетирование в начале и в финале проекта проводится силами педагогов школ - участников проекта и высылается в адрес Оргкомитета в виде диаграмм или таблиц. Аналитика проводится Оргкомитетом проекта.

 

2. Старт  проекта «Здоровое поколение»

 

Цель

Проект должен быть заявлен  на общешкольном уровне в целях привлечения к нему общего внимания и создания яркого эмоционального впечатления от старта

Содержание

Проведение  педагогического совета по проблеме здоровьеразвивающей педагогики.

Проведение школьного  собрания – линейки для объявления о событии, его цели и задачах, основных событиях.

На собрание можно  пригласить людей, имеющих отношение  к успешным занятиям физкультурой и  спортом (с краткими, но интересными  для ребят выступлениями о  требованиях современной жизни, предъявляемых к здоровью и здоровому  образу жизни, особенностях экологии в регионе, правилах соблюдения главных требований здорового образа жизни и т.д. Возможно, перед  ребятами выступят такие же школьники, но имеющие долгосрочную практику занятий спортом и физкультурой. Также уместны выступления: тренера по фитнесу, тренера спортивной секции, мастера йоги, родителя, который начал заниматься физкультурой и почувствовал положительный результат и т.д. Очень полезно выступление психолога, который расскажет о связи здоровья и состояния психики (о формировании здоровья с помощью различных психологических практик, о роли положительного настроя, веры в успех, о том, что в ходе проекта психологи будут проводить тренинги со старшеклассниками и т.д.).

Школьникам младших  и средних классов предлагается вести Дневник здоровья, для слежения за своим режимом дня, питанием, формированием «добрых – здоровых – привычек». В финале проекта эту деятельность детей стоит оценить в последнем 10 модуле проекта.

 

 

3. Диагностический  модуль Плюс

Период: вскоре после анкетирования (примерно в течение недели)

 

Опрос-сочинение для школьников

Цель

Результаты анализа материалов, полученных в итоге данного Модуля, будут использованы для окончательной корректировки мероприятий Проекта и дадут дополнительный материал для анализа ситуации с формированием здорового образа жизни в школе и возможных стратегий изменения ситуации.

Содержание 

1.  Школьники 9 – 11 классов участвуют во внутришкольном опросе под условным девизом: «Как сделать нашу школу Академией здоровья?», а ребята средней возрастной группы пишут  домашнее сочинение на эту тему.

2. Школьники средних классов могут написать сочинение на аналогичную тему совместно с родителями. 
О чем отвечать / писать?

В опросе/сочинении ребятам  рекомендуется обсудить следующие  вопросы:  
1.Что делает моя школа  сегодня для здоровья детей? 
2. Что можно было бы изменить в школе, чтобы она стала Академией здоровья для каждого ученика? 
3. Что сам ученик мог бы сделать для этого, какой вклад он бы мог внести в общее дело? 
4. Чем могли бы помочь родители учеников? 
Педагогический коллектив может добавить свои пункты 

Провести  содержательный анализ опроса / сочинений

Как анализировать

Содержательный анализ предполагает:  
А. Сбор информации о том, какие меры по здоровьесбережению в школе заметны детям; 
Б. Какие предложения по изменениям в школе вносят сами дети; 
В. В каких видах деятельности они бы хотели участвовать. 
Кто анализирует

Анализ опроса/ сочинений  рекомендуется провести классным руководителям, чтобы они знали "детский потенциал  самоизменения", а обобщающий анализ  - завучу по воспитательной работе.

Каким должен быть отчет

Отчет готовится в  произвольной форме – не более 2-3-х  страниц текста с  краткими цитатами из сочинений - наиболее типичными ответами и небольшое резюме педагога по пунктам  А,Б и В.

 

Как работать с высказанными предложениями

См. Модуль 4 Творческая лаборатория школы

См Письмо  -  Приложение 2

Обобщающий анализ в  виде отчета высылается в адрес Оргкомитета

 

Опрос для педагогов

Цель

Определить отношение  к здоровью и  готовности учителей к реализации субъектного подхода к здоровьесбережению детей в рамках Проекта "Здоровое поколение" (с помощью опросника Д.Сиерес, В. Гавидия  «Индивидуальная концепция здоровья»)

Содержание

Данная акция может  быть осуществлена школьным психологом.

4. Творческая лаборатория школы

Этот проект является продолжением Диагностики  и Диагностики Плюс.

 

Цель

Вовлечение в проект старшеклассников с целью формирования у них ряда важных и полезных  навыков:  проектной работы; групповой  деятельности, адекватной оценки идей, интересных и годных для реализации; самостоятельной деятельности при реализации идей; информационного обслуживания проекта

Реализация

Для привлечения старшеклассников в проектную деятельность создать  в школе Творческую лабораторию, которая поможет проанализировать опрос / сочинения школьников, предложения ребят и их родителей; выделит наиболее важные, интересные и типичные, а также – отдельно – аналогичные, но требующие серьезных материальных затрат.

Члены лаборатории (вместе с педагогами и родительским комитетом) продумывают возможность выполнения пожеланий ребят, начиная от реальных и достаточно легких в исполнении, заканчивая важными, но дорогостоящими.

При творческой лаборатории  создается собственная служба информации – команда из 3-4 человек («журналистов» и «фотокорреспондентов»), которые будут описывать деятельность лаборатории, делать фотоотчеты о том, как реализуются идеи и предложения школьников, их родителей и педагогов.

Необходимая информация для школьников

  • как, когда, кем, каким образом  создается «Творческая лаборатория»;
  • каков режим её работы;
  • какие формы  работы используются (экспертиза, мозговой штурм);
  • как и где появляется информация об идеях, высказанных школьниками (и их родителями) в опросах / сочинениях

Поощрение

Те, кто воплотил идеи школьников, награждаются грамотами «Добрых дел мастер», также поощряются  авторы идеи.

 

Рекомендации: 

  • Предложения по итогам опроса/сочинения вынести  на общешкольный стенд (или выпустить специальную стенгазету)
  • Одним из проектов Лаборатории может быть создание Плаката Пирамида здорового питания (с акцентом на здоровое питание детей) См. Материалы к Модулю 4 -  Приложение 4
  • Еще одним проектом школьников может быть создание Интерактивного плаката:  Как сказать «нет»!
  • Предложить членам Лаборатории придумать модуль (модули), которые реализуются в ходе проекта. Участников Лаборатории имеет смысл выбирать по неформальному школьному рейтингу – чтобы участие в ее работе было престижным. Не предполагается «добровольно-принудительное участие» школьников в Лаборатории.

Информация о работе Проект «здоровое поколение»