5. Информационные
стенды «Здоровье как стиль жизни»
Цель
Создание постоянно
действующей информационной составляющей
проекта, с одной стороны, извещающей
и оперативно реагирующей на события
Проекта, с другой стороны, через
материалы, подготовленные самими школьниками, расширяющей компетенцию
детей в вопросах здоровья и ЗОЖ
Содержание
Создание двух
стендов «Здоровье как стиль
жизни» (школа сама выбирает желаемое
название).
- Один – в учительской для учителей
- Второй стенд - в коридоре школы для учащихся.
Реализация
- Стенд для учителей содержит две части: «здоровье учителя» и «здоровье детей». «Взрослая часть» заполняется интересными, по мнению учителей, материалами по теме здоровья (например, из журнала «Будь здоров», газеты «ЗОЖ», Интернет-материалами и т.д.). Часть - «здоровье детей» -заполняется материалами из журналов: «Здоровье школьника», «Директор школы», газеты «Здоровье детей», Интернет-материалами, из книг по теме). Отвечать за эту работу может работник библиотеки. Администрации и учителям может быть предложено присоединиться к заполнению стендов по материалам периодических методических изданий по предмету и т.д. Отвечать за эту работу может зауч.
- Стенд для школьников находится в ведении самих учащихся. Завуч по воспитательной работе, учитель биологии, психолог, работник библиотеки, учитель физкультуры выступают только организаторами-кураторами и экспертами качества материалов. Обновление материалов проводится ежемесячно или с произвольной для школы периодичностью. Материалы должны быть краткими, практичными, доступными и наглядными. На стенде желательно выделить подразделы, например: «Вести Проекта «Здоровое поколение», «Вести «Творческой лаборатории», «Физкультура и спорт», «Правила здоровья», «Психологическое здоровье». Исполнителем может быть постоянная творческая группа школьников из разных классов. Для повышения мотивации к данной деятельности можно предложить соревнование - «дежурство по стенду» старших классов по очереди (с 8-9 по 11 кл).
- Можно предложить «дежурство по стенду» в течение месяца по одному классу – с 9 по 11 класс отвечает за наполнение стенда, а педагоги – биологии, ЗОЖ, психолог курируют стенд.
Рекомендация
- Для взрослых и ребят на старте проекта можно создать ДЕРЕВО ЗДОРОВЬЯ, где педагоги смогут разместить свои личные обязательства: похудеть на N-е количество килограмм, курить меньше на N-e количество сигарет, делать зарядку и т.д.
- Аналогичные ДЕРЕВЬЯ ЗДОРОВЬЯ могут появиться в школьных классах.
На деревьях
ребята не только «дают обещания»,
но и могут размещать свои отзывы о тех или иных событиях проекта.
Объявляется, что по итогам Дерева здоровья
каждый класс в финале месяца принимает
свой собственный меморандум здоровья.
- В школе можно создать с помощью учащихся старших классов и родителей МУЗЕЙ ГИГИЕНЫ, где разместить старинные и современные предметы гигиены; собрать видеотеку на тему гигиены и т.д.
6. Конкурс плакатов
и коллажей «Быть здоровым – здорово!»
Цель
Проект направлен на
презентацию в живой занимательной
форме ценностей здоровья и здорового
образа жизни. Цель проекта - вовлечение школьников
в осмысление темы здоровья, обогащение
«тематического» словарного багажа, умения
оперировать в речи ценностными понятиями,
связанными со здоровым образом жизни
и культурой здоровья.
Реализация
Школьники получают задание создать плакат, фотоколлаж
(или просто – коллаж), или – даже - карикатуру
на тему здоровья и нездоровья, здорового
и нездорового образа жизни. Это могут
быть высказывания мудрецов древности
или наших современников, юмористические
картинки соответствующей тематики (выполненные при помощи
программы Photoshop и др. графических редакторов),
классическая карикатура, нарисованная
от руки и т.д.
Также ребята могут создать
два стенда (по результатам «мозгового
штурма» средних классов или
общешкольного «мозгового штурма»): Быть здоровым – это_______(ответы
школьников), Быть больным – это (ответы
школьников)
Также в этот период в
классах можно начать выращивать ДЕРЕВЬЯ ЗДОРОВЬЯ с личными обязательствами детей: делать
зарядку, чистить зубы, мыть руки перед
едой, не пить газированные напитки и т.д.
Период
Начало проекта. Подготовительный
этап – 1 неделя. Выставка в коридорах
и классах школы – 1 месяц. Подведение
итогов, рефлексия – 1 неделя
Итог
Плакаты и коллажи
можно разместить в классных комнатах
или коридорах. Лучшие работы отбираются на общешкольную
выставку. Лучшие авторы общешкольной
выставки поощряются. Члены Лаборатории
могут придумать и вручить призы
участникам конкурса.
Мотивация школьников
Внутри класса
- использование одного из приемов
мотивации детей:
- создание и обсуждение
проблемной ситуации с центральной
идеей «зачем нужно напоминать
человеку о необходимости заниматься
физкультурой, правильно питаться,
больше двигаться, вести здоровый
образ жизни»
- этическая загадка:
показать плакат- ребус, в которой зашифрован призыв к
здоровому образу жизни, предложить его
расшифровать,
- предварительный этический
диалог, в котором обратиться
к личному опыту детей,
- проведение игры, где
дети – сотрудники издательства,
которому предложили выпуск плакатов на тему здорового образа жизни,
далее организовать мозговой штурм
при генерировании идей будущих плакатов.
Необходимая информация для школьников
- что такое плакат,
- как его можно оформить,
- как создать текст,
- какими источниками можно воспользоваться,
- каким размером он должен быть,
- сроки изготовления,
- кто из педагогов руководит проектом.
Организация рефлексии проекта
Рефлексия выставки плакатов
в классе
Возможные вопросы:
- Увлекло участие или нет,
- Удалось придумать самому или воспользовались готовым изображением или текстом,
- Как работалось в группе?
- Какой плакат понравился? Почему?
- Какой плакат помог вам понять, зачем необходимо придерживаться здорового образа жизни?
- Какой плакат вы захотели бы повесить на улицах города?
- Какой оставить в классе ? Почему?
- Какой можно подарить ученикам 1-3 классов?
Рефлексия
общешкольной выставки плакатов (коллажей) для
целевой аудитории (всё сообщество школы)
проводится в виде соцопроса или почты.
Возможные
варианты вопросов:
- Какие плакаты можно сделать девизом школы?
- Если бы вы рассказывали первоклассникам
правила здоровья в школе, то призыв с
какого плаката вы бы им произнесли?
- Какие плакаты вы захотели повесить на улицах города? В общественном транспорте? В больницах?
- Какой плакат можно считать самым веселым?
- Если бы вы были президентом России и поздравляли
всех с Новым годом, какой плакат вы
могли бы использовать в своей речи?
Результаты общешкольного опроса
разместить на информационном стенде
Проекта, чтобы все могли познакомиться
с результатами.
7. Месяц
«Добрые привычки»
Цель
Модуль должен начаться
как можно раньше, чтобы у школьников
и педагогов было достаточно времени
на усвоение и формирование «добрых
привычек». Модуль направлен на закрепление
ценностей здорового и нравственного
образа жизни. Приобщение школьников к данным ценностям осуществляется
с помощью игровых методов, насыщенных
позитивными эмоциями, что содействует
лучшему пониманию и осознанию темы проекта
Период
Этот месячник можно
приурочить к ряду календарных дат:
с 18 ноября – Международная неделя
отказа от курения, 7 апреля – Всероссийский
день здоровья детей (письмо Министерства
образования РФ 3 февраля 2003г. №27/2573-Б)
и т.д. Можно провести его «бездатно»
- в удобное для школы время.
Старт
1 НЕДЕЛЯ
МЕСЯЦА Информационная неделя
Набор событий:
- Старт недели - общая линейка или проведение информационных 5–ти минуток в каждом классе, размещение информации на школьном информационном стенде (так, чтобы каждый смог прочитать – большие буквы, краткий и яркий текст)
- Ориентируясь на то, что проект будет вестись в течение учебного года, рекомендуется повесить в школе План «здоровых дел», где отразить события проекта (месячники и акции), написать об «индексе здоровья» для второго месяца и т.д.
1-4 классы
- 5-ти минутки «Инфекция не пройдет!» (каждый учебный день в каждом классе начинается с краткой информации педагога о том, как правильно закаливаться, одеваться, питаться, сколько времени быть на свежем воздухе и т.д., чтобы не заболеть)
- Праздник-утренник «Полезные привычки – наши сестрички» (включить информацию о важности соблюдения гигиенических правил, распорядке дня и т.д.)
- Конкурс рисунков: «От улыбок хмурый день светлей!» или «Полезные привычки – наши сестрички». Рисунки размещаются в классах и коридорах школы на 1 месяц – в конце месячника подводятся итоги и награждаются победители.
5 - 7 классы
- 5-ти минутки «Инфекция не пройдет!» (каждый учебный день в каждом классе начинается с краткого выступления одного из школьников о том, как правильно закаливаться, одеваться, питаться, сколько времени быть на свежем воздухе и т.д., чтобы не заболеть – текст перед выступлением просматривает педагог)
- Объявление Конкурса «Полезные привычки» (творческих работ - плакатов-коллажей) и/или видео-фото-печатной социальной рекламы: «У сигареты нет шансов!» (анти-никотинное направление конкурса) Конкурсные работы готовятся в течении четырех недель, демонстрируются в конце месячника с награждением победителей)
8 - 9 классы
- Подготовка и презентация проектов «Умеем ли мы быть здоровыми?» - их может создать группа школьников из 3-4 человек, проведя собственные исследования, поиск информации и т.д. (с участием медицинских работников, психологов и т.д.). При задании сделать корректный акцент на темах: режим дня и активный отдых, гормональные возрастные изменения и их влияния на самочувствие подростков, голодание, правильное питание, косметика и т.д.)
- Объявление Конкурса видео-фото-печатной социальной рекламы: «У алкоголя нет шансов!» (анти-алкогольное направление конкурса)
- Объявление подготовки к Судебному процессу над компьютерным фанатом» (также можно объявить «судебный процесс» над газировкой или сладкими батончиками – все зависит от того, что именно считают педагоги и врачи особенно актуальными для ребят данной школы)
Рекомендации
Судебный процесс «строится»
как настоящий: с судьей, обвинителем и адвокатом,
присяжными заседателями и подсудимым,
зрителями в зале (то есть ребятам надо
будет изучить обязанности и права каждого
участника судебного процесса). Процесс
должен вестись самими школьниками, одобрение
должны вызывать не только серьезность
подхода, но и желание проявить чувство
юмора, выйти за рамки взрослого «суда».
Акцент – на ситуации с ослабленным зрением
школьников, злоупотребляющих компьютерными
играми, на необходимости формирования
умения пользоваться широкими возможностями
Интернета, не превращая эту «умную машину»
в игровую приставку. В судебном заседании
должны принять участие 12 присяжных заседателей
(учеников класса) и они выносят решение
по итогам заседания.
Если процесс прошел удачно, можно
повторить его для школьников 4-7 классов
в актовом зале школы или собрать «сборную
лучших участников суда» из разных классов
и провести одно показательное судебное
заседание. Предполагается, что проведение
«судов» состоится в каждом классе, а на
«показательном процессе» будет участвовать
сборная из лучших представителей всех
классов. Но, разумеется - на усмотрение
школьного коллектива.
10- 11 классы
- Тренинг психолога «Траектория полета» (помощь в составлении «индивидуальных траекторий развития»; акцент на влияние здоровья на жизненный путь старшеклассника, о необходимости режима дня и саморегуляции для успешной сдачи ЕГЭ и вступительных экзаменов в вуз)
Подготовка к событиям
месячника по программе месячника
– Лекторий для младших (См. Неделя
ответственности)
2 НЕДЕЛЯ МЕСЯЦА Неделя ответственности
1- 4 классы
- 5-ти минутки «Инфекция не пройдет!» (каждый учебный день в каждом классе начинается с краткой информации педагога о том, как правильно закаливаться, одеваться, питаться, сколько времени быть на свежем воздухе и т.д., чтобы не заболеть)
- Классный час для младших школьников «Советы доктора Пилюлькина» (посвящен режиму дня - проводится в форме развивающей игры). Текст прилагается - Приложение 6
См. Книга «Здоровый
образ жизни в современной
школе» Воронова Е.А. Издательство «Феникс» 2008г. Стр.87-91. Также
возможно сделать стенд (стенгазету Советы
«Доктора Пилюлькина»)
- Проведение лектория учащимися старших классов о безопасном поведении, профилактике инфекционных заболеваний, здоровом образе жизни
5 - 7 классы
- Классный час «Поведение без опасности» (встреча с интересным человеком – психологом Центра медицины катастроф, или авторитетным специалистом по ОБЖ и т.д. – предпочтительно с человеком незнакомым ребятам, но обстоятельно и серьезно представленным им заранее. Акцент на правилах поведения в зонах риска: на дорогах, в контакте с электрическим, газовым оборудованием, оружием, предметами пиротехники и т.д.). Школьники могут подготовить «Маршрут безопасности» по школе и отметить цветными стикерами (для всех) места повышенной опасности: лестницы, батареи, розетки, двери и т.д.
- Подготовка работ для Конкурса «Полезные привычки» (творческих работ - плакатов-коллажей) и/или видео-фото-печатной социальной рекламы: «У сигареты нет шансов!» (антиникотинное направление конкурса)
- Проведение Оранжевой акции здоровья (принести пациентам военного госпиталя для солдат-срочников или ветеранов военных конфликтов, детям – пациентам онкологических или гематологических клиник, детям в приютах для детей-сирот апельсины, организация небольшого благотворительного концерта. Деньги на фрукты можно собрать на улицах города в обмен на символ здоровья, придуманный ребятами и педагогами или сделать оранжевый журавлик – «птицу счастья и здоровья». Апельсины – самы