Проект «здоровое поколение»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 18:36, реферат

Описание работы

Важнейшее направление воспитательной работы– формирование у школьников здорового образа жизни, ценностного отношения к здоровью своему и окружающих.
По мнению ведущих исследователей проблем детского здоровья во всем мире сложились неблагоприятные тенденции, определяющие негативное физическое, психическое и нравственное состояние детей и подростков. Несмотря на немалые усилия, ориентированные на решение этой проблемы, в России наблюдается явная тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения, что уже приводит к общему снижению потенциала здоровья нации.

Файлы: 1 файл

proekt.doc

— 546.00 Кб (Скачать файл)

 

5. Информационные стенды «Здоровье как стиль жизни» 

 

Цель

Создание постоянно  действующей информационной составляющей проекта, с одной стороны, извещающей и оперативно реагирующей на события  Проекта, с другой стороны, через  материалы, подготовленные самими школьниками, расширяющей компетенцию детей в вопросах здоровья и ЗОЖ 

Содержание

Создание двух  стендов «Здоровье как стиль  жизни» (школа сама выбирает желаемое название).

  • Один – в учительской для учителей 
  • Второй стенд - в коридоре школы для учащихся.

Реализация

  • Стенд для учителей содержит две части: «здоровье учителя» и «здоровье детей». «Взрослая часть»  заполняется интересными, по мнению учителей, материалами по теме здоровья (например, из журнала «Будь здоров», газеты «ЗОЖ», Интернет-материалами  и т.д.). Часть - «здоровье детей» -заполняется материалами из журналов: «Здоровье школьника», «Директор школы», газеты «Здоровье детей», Интернет-материалами,  из книг по теме).  Отвечать за эту работу может работник библиотеки. Администрации и учителям может быть предложено присоединиться к заполнению стендов по материалам периодических методических изданий по предмету и т.д. Отвечать за эту работу может зауч.
  • Стенд для школьников находится в ведении самих учащихся. Завуч по воспитательной работе, учитель биологии, психолог, работник библиотеки, учитель физкультуры выступают только организаторами-кураторами и экспертами качества материалов. Обновление материалов проводится ежемесячно или с произвольной для школы периодичностью. Материалы должны быть краткими, практичными, доступными и наглядными. На стенде желательно выделить подразделы, например: «Вести Проекта «Здоровое поколение», «Вести «Творческой лаборатории», «Физкультура и спорт», «Правила здоровья», «Психологическое здоровье». Исполнителем может быть постоянная творческая группа школьников из разных классов. Для повышения мотивации к данной деятельности можно предложить соревнование -  «дежурство по стенду» старших классов по очереди (с 8-9 по 11 кл).
  • Можно предложить «дежурство по стенду» в течение месяца по одному классу – с 9 по 11 класс отвечает за наполнение стенда, а педагоги – биологии, ЗОЖ, психолог курируют стенд.

Рекомендация

  • Для взрослых и ребят на старте проекта можно создать ДЕРЕВО ЗДОРОВЬЯ, где педагоги смогут разместить свои личные обязательства: похудеть на N-е количество килограмм, курить меньше на N-e количество сигарет, делать зарядку и т.д.
  • Аналогичные ДЕРЕВЬЯ ЗДОРОВЬЯ  могут появиться в школьных классах.

   На деревьях  ребята не только «дают обещания»,  но и могут размещать свои отзывы о тех или иных событиях проекта. Объявляется, что по итогам Дерева здоровья каждый класс в финале месяца принимает свой собственный меморандум здоровья.

  • В школе можно создать с помощью учащихся старших классов и родителей МУЗЕЙ ГИГИЕНЫ, где разместить старинные и современные предметы гигиены; собрать видеотеку на тему гигиены и т.д.

 

6. Конкурс плакатов и коллажей «Быть здоровым – здорово!»

 

Цель

Проект направлен на  презентацию в живой занимательной  форме ценностей здоровья и здорового  образа жизни. Цель проекта - вовлечение школьников в осмысление темы здоровья, обогащение «тематического» словарного багажа, умения оперировать в речи ценностными понятиями, связанными со здоровым образом жизни  и культурой здоровья.

Реализация

Школьники получают задание создать плакат,  фотоколлаж (или просто – коллаж), или – даже - карикатуру на тему здоровья и нездоровья, здорового и нездорового образа жизни. Это могут быть  высказывания мудрецов древности или наших современников, юмористические картинки соответствующей тематики (выполненные при помощи  программы Photoshop и др. графических редакторов), классическая карикатура, нарисованная от руки и т.д.

Также ребята могут создать  два стенда (по результатам «мозгового штурма» средних классов или  общешкольного «мозгового штурма»): Быть здоровым – это_______(ответы школьников), Быть больным – это (ответы школьников)

Также в этот период в  классах можно начать выращивать ДЕРЕВЬЯ ЗДОРОВЬЯ с личными обязательствами детей: делать зарядку, чистить зубы, мыть руки перед едой, не пить газированные напитки и т.д.

Период

Начало проекта. Подготовительный этап – 1 неделя. Выставка в коридорах  и классах школы – 1 месяц. Подведение итогов, рефлексия – 1 неделя

Итог

Плакаты и коллажи  можно разместить в классных комнатах или коридорах. Лучшие работы отбираются на общешкольную  выставку. Лучшие авторы общешкольной выставки поощряются. Члены Лаборатории могут придумать и вручить  призы  участникам конкурса.

Мотивация школьников

Внутри  класса  -  использование одного из приемов  мотивации детей:

- создание и обсуждение  проблемной  ситуации с центральной  идеей «зачем нужно напоминать  человеку о необходимости заниматься  физкультурой, правильно питаться, больше двигаться, вести здоровый  образ жизни» 

- этическая загадка:  показать плакат- ребус, в которой зашифрован призыв к здоровому образу жизни, предложить его расшифровать,

- предварительный этический  диалог, в котором обратиться  к личному опыту детей,

- проведение игры, где  дети – сотрудники издательства, которому предложили выпуск плакатов на тему здорового образа жизни, далее организовать  мозговой штурм при генерировании идей будущих плакатов.

Необходимая информация для школьников

  • что такое плакат,
  • как его можно оформить,
  • как создать текст,
  • какими источниками  можно воспользоваться,
  • каким размером он должен быть,
  • сроки изготовления,
  • кто из педагогов руководит проектом.

Организация рефлексии проекта

Рефлексия выставки плакатов в классе

Возможные вопросы:

  • Увлекло участие или нет,
  • Удалось придумать самому или воспользовались готовым изображением или текстом,
  • Как работалось  в группе?
  • Какой плакат понравился? Почему?
  • Какой плакат помог  вам  понять, зачем необходимо придерживаться здорового образа жизни?
  • Какой плакат вы захотели бы повесить на улицах города?
  • Какой оставить в классе ? Почему?
  • Какой можно подарить ученикам 1-3 классов?

Рефлексия общешкольной выставки плакатов (коллажей) для целевой аудитории (всё сообщество школы) проводится в виде соцопроса или почты.

Возможные варианты вопросов:

  • Какие плакаты можно сделать девизом  школы?
  • Если бы вы рассказывали первоклассникам правила здоровья в школе, то призыв с какого плаката вы бы им произнесли?
  • Какие плакаты вы захотели повесить на улицах города? В общественном транспорте? В больницах?
  • Какой плакат можно считать самым веселым?
  • Если бы вы были президентом России и поздравляли всех с Новым годом, какой плакат  вы могли бы использовать в своей речи?

Результаты общешкольного опроса  разместить на информационном стенде Проекта, чтобы все могли познакомиться  с результатами.

7. Месяц  «Добрые привычки»

Цель

Модуль должен начаться как можно раньше, чтобы у школьников и педагогов было достаточно времени  на усвоение и формирование «добрых  привычек». Модуль направлен на закрепление  ценностей  здорового и нравственного  образа жизни. Приобщение школьников к данным ценностям осуществляется с помощью игровых методов, насыщенных позитивными эмоциями, что содействует лучшему пониманию и осознанию темы проекта

Период

Этот месячник можно  приурочить к ряду календарных дат: с 18 ноября – Международная неделя отказа от курения, 7 апреля – Всероссийский день здоровья детей (письмо Министерства образования РФ 3 февраля 2003г. №27/2573-Б) и т.д. Можно  провести его «бездатно» - в удобное для школы время.

 

 

 

Старт

 

1 НЕДЕЛЯ  МЕСЯЦА Информационная неделя

Набор событий:

  • Старт недели  -  общая линейка или проведение информационных 5–ти минуток в каждом классе, размещение информации на школьном информационном стенде (так, чтобы каждый смог прочитать – большие буквы, краткий и яркий текст)
  • Ориентируясь на то, что проект будет вестись в течение учебного года, рекомендуется повесить в школе План «здоровых дел», где отразить события проекта (месячники и акции), написать об «индексе здоровья» для второго месяца и т.д.

 

1-4 классы

  • 5-ти минутки «Инфекция не пройдет!» (каждый учебный день в каждом классе начинается с краткой информации педагога о том, как правильно закаливаться, одеваться, питаться, сколько времени  быть на свежем воздухе и т.д., чтобы не заболеть)
  • Праздник-утренник «Полезные привычки – наши сестрички» (включить информацию о важности соблюдения гигиенических правил, распорядке дня и т.д.)
  • Конкурс рисунков: «От улыбок хмурый день светлей!» или «Полезные привычки – наши сестрички». Рисунки размещаются в классах и коридорах школы  на 1 месяц – в конце месячника подводятся итоги и награждаются победители.

 

5 - 7 классы

  • 5-ти минутки «Инфекция не пройдет!» (каждый учебный день в каждом классе начинается с краткого выступления одного из школьников о том, как правильно закаливаться, одеваться, питаться, сколько времени  быть на свежем воздухе и т.д., чтобы не заболеть – текст перед выступлением просматривает педагог)
  • Объявление Конкурса «Полезные привычки» (творческих работ - плакатов-коллажей) и/или видео-фото-печатной  социальной рекламы: «У сигареты нет шансов!» (анти-никотинное направление конкурса) Конкурсные работы готовятся в течении  четырех недель, демонстрируются в конце месячника с награждением победителей)

 

8 - 9 классы

  • Подготовка и презентация проектов «Умеем ли мы быть здоровыми?» - их может создать группа школьников из 3-4 человек, проведя собственные исследования, поиск информации и т.д.  (с участием медицинских работников, психологов и т.д.). При задании сделать корректный акцент на темах: режим дня и активный отдых, гормональные возрастные изменения и их влияния на самочувствие подростков, голодание, правильное питание, косметика и т.д.)
  • Объявление Конкурса  видео-фото-печатной  социальной рекламы: «У алкоголя нет шансов!» (анти-алкогольное направление конкурса)
  • Объявление подготовки к Судебному процессу над компьютерным фанатом» (также можно объявить «судебный процесс» над газировкой или сладкими батончиками – все зависит от того, что именно считают педагоги и врачи особенно актуальными для ребят данной школы)

Рекомендации

Судебный процесс «строится» как настоящий: с судьей, обвинителем и адвокатом, присяжными заседателями и подсудимым, зрителями в зале (то есть ребятам надо будет изучить обязанности и права каждого участника судебного процесса). Процесс должен вестись самими школьниками, одобрение должны вызывать не только серьезность подхода, но и желание проявить чувство юмора, выйти за рамки взрослого «суда». Акцент – на ситуации с ослабленным зрением школьников, злоупотребляющих компьютерными играми, на необходимости формирования умения пользоваться широкими возможностями Интернета, не превращая эту «умную машину» в игровую приставку. В  судебном заседании должны принять участие 12 присяжных заседателей (учеников класса) и они выносят решение по итогам заседания.

Если процесс прошел удачно, можно  повторить его для школьников 4-7 классов в актовом зале школы или собрать «сборную лучших участников суда» из разных классов и провести одно показательное судебное заседание. Предполагается, что проведение «судов» состоится в каждом классе, а на «показательном процессе» будет участвовать сборная из лучших представителей всех классов. Но, разумеется - на усмотрение школьного коллектива.

10- 11 классы

  • Тренинг психолога «Траектория полета» (помощь в составлении «индивидуальных траекторий развития»; акцент на влияние здоровья на жизненный путь старшеклассника, о необходимости режима дня и саморегуляции для успешной сдачи ЕГЭ и вступительных экзаменов в вуз)

Подготовка к событиям месячника по программе месячника  – Лекторий для младших (См. Неделя ответственности)

 

2 НЕДЕЛЯ МЕСЯЦА   Неделя ответственности

 

1- 4 классы

  • 5-ти минутки «Инфекция не пройдет!» (каждый учебный день в каждом классе начинается с краткой информации педагога о том, как правильно закаливаться, одеваться, питаться, сколько времени  быть на свежем воздухе и т.д., чтобы не заболеть)
  • Классный час для младших школьников «Советы доктора Пилюлькина» (посвящен  режиму дня - проводится в форме развивающей игры). Текст прилагается - Приложение 6

См. Книга «Здоровый  образ жизни в современной  школе» Воронова Е.А. Издательство «Феникс» 2008г. Стр.87-91. Также возможно сделать стенд (стенгазету Советы «Доктора Пилюлькина»)

  • Проведение лектория учащимися старших классов о безопасном поведении, профилактике инфекционных заболеваний, здоровом образе жизни

 

5 - 7 классы

  • Классный час «Поведение без опасности» (встреча с интересным человеком – психологом Центра медицины катастроф, или авторитетным специалистом по ОБЖ и т.д. – предпочтительно с человеком незнакомым ребятам, но обстоятельно и серьезно представленным им заранее. Акцент на правилах поведения в зонах риска: на  дорогах, в контакте с электрическим, газовым оборудованием, оружием, предметами пиротехники и т.д.). Школьники могут подготовить «Маршрут безопасности» по школе и отметить цветными стикерами (для всех) места повышенной опасности: лестницы, батареи, розетки, двери и т.д.
  • Подготовка работ для Конкурса «Полезные привычки» (творческих работ - плакатов-коллажей) и/или видео-фото-печатной  социальной рекламы: «У сигареты нет шансов!» (антиникотинное направление конкурса)
  • Проведение Оранжевой акции здоровья (принести пациентам военного госпиталя для солдат-срочников или ветеранов военных конфликтов, детям – пациентам  онкологических или гематологических клиник, детям в приютах для детей-сирот апельсины, организация небольшого благотворительного концерта. Деньги на фрукты можно собрать на улицах города в обмен на символ здоровья, придуманный ребятами и педагогами или сделать оранжевый журавлик – «птицу счастья и здоровья». Апельсины – самы

Информация о работе Проект «здоровое поколение»