Проектирование модели образовательного учреждения в контексте парадигмы «Обучающий город»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Сейчас большинство моделей организации строится на основе понятий теории систем. Организация представляется в виде сложной системы, обладающей определенными свойствами, которая может быть описана некоторыми графическими, математическими и другими моделями.
Таким образом, в рассмотренных нами моделях признается взаимосвязь и взаимозависимость компонентов системы между собой, а также с внешней средой, т.е. организация рассматривается как единство ее составных частей, неразрывно связанных с внешним миром.
При таком подходе эффективность работы организации зависит от факторов, находящихся в двух сферах:
− внешней: из нее организация получает все виды ресурсов, включая информацию;
− внутренней: ее сильные и слабые стороны создают определенные предпосылки для преобразования ресурсов в продукцию и услуги.

Файлы: 1 файл

ref_8794_parta_ua.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Нами проанализированы формулировка терминов педагога А.Н. Дахина: «моделирование» и «проектирование». В следствии чего мы выделили свою рабочую формулировку: педагогическое моделирование (прогнозирование) – это исследование целей (единой идеи) создания педагогических систем, действий или ситуаций и главнейших путей их заслуги; а педагогическое проектирование (планирование) – последующая разработка уже сделанной модели и доведение ее до уровня практического применения.

Приведем характеристику этапам педагогического проектирования модели. Каждая педагогическая работа, мы знаем, начинается с цели. В качестве цели может быть мысль, взгляд и даже убеждение, согласно с которыми дальше строятся педагогические системы, процессы или же ситуации. Поставленная задача вынуждает нас подумать о том, где и когда воспитываемые у обучающихся качества будут нужны, в каких условиях и каким образом реализованы. К примеру, профессионал производственного обучения поставил задачу сформировать у будущих токарей техническое мышление. Данная задача рождает мысли о путях ее достижения в точных условиях урока производственного учения. Профессионал описывает какие-либо теоретические базы формирования технического мышления: запоминает теорию поэтапного формирования умственных поступков, главные показатели технического мышления, способы его диагностики. Отсюда он берет идеи, соответствующие поставленной цели, и мысленно создает свой собственный целевой эталон, то есть модель своей работы с учащимися. На создание таковой идеи влияет и личные навыки профессионала, его осознание обучающихся. Эта модель разрешает спрогнозировать педагогический процесс.

Следующая ступенька проектирования – создание план-проекта. Практически на данной ступеньки выполняется работа с уже созданной моделью, она доводится до шкалы применения для преображения педагогической реальности. Так как в педагогике модель оформляется в основном мысленно и исполняет функцию установки, постольку проект становится приспособлением преобразования учебно-воспитательного процесса и среды.

Третий рубеж проектирования – это конструирование. Оно еще больше детализирует проект, конкретизирует его и приближает к настоящим условиям работы. Проектирование учебной и педагогической деятельности – это уже методическая проблема.

Формы и основные принципы педагогического проектирования – это данные документы, в которых описывается с различной степенью точности создание и действие педагогических систем, действий либо ситуаций.

Остановимся на формах проектирования, которые на данный момент приняты в нашей системе образования. Рассмотрим две из них.

Концепция – это одна из форм, при помощи которой излагается главная сторона, основной замысел, теоретические начальные основы построения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на результатах научных исследований. Хотя она бывает достаточно обобщенной и абстрактной, но все-таки имеет великое фактическое значение. Назначение концепции – изложить теорию в плодотворной, прикладной форме. Следовательно, любая концепция включает в себя идеи, взгляды, которые возможны для практического воплощения в системе, процессе.

К примеру, концепция профессионального и технического образования включает изложение общей методологии (основополагающей теории), раскрывающей роль и место профтехобразования в общественно-экономической системе страны и в системе образования. Методологический уровень концепции предполагает описание профессионально-технического образования как части целого, в котором оно функционирует. В концепцию также входит изложение других теоретических положений о непосредственной организации ПТО: его цели, задачи, принципы, направления развития, предполагаемая структура, кадры, права и обязанности, финансирование, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение, описание аппарата управления. Так строятся концепции для школьной, профессионально-технической и вузовской систем.

Особая форма проектирования – мечта. Мечта – это образ, создаваемый нашим воображением, это предмет наших желаний, стремлений. Мечта – это и инструмент познания.

Мечта – это эмоциональная способность к проектированию человеком будущего.

План – это документ, в котором дается перечень дел (мероприятий), порядок и место их проведения. Планы в процессе проектирования используются очень широко: учебный план, план учебно-воспитательной работы профтехучилища, план урока и др. Каждый из этих планов имеет свое назначение и свою структуру.

Педагогическое проектирование есть механизм разработки технологии в педагогической теории и практике.

Рассмотрим ключевые принципы педагогического проектирования.

1. Принцип человеческих приоритетов  как принцип ориентации на  человека – соучастника подсистем, действий или ситуаций – считается основным.

Покоряйте проектируемые педагогические системы, процессы, ситуации настоящим нуждам, интересам и вероятностям воспитанников.

Не навязывайте обучающимся выполнение своих собственных планов и проектов, конструктов, умейте отойти, заменить их другими.

Жестко и отчетливо не проектируйте, оставляйте обучающимся и себе возможность для импровизации.

При конструированию преподавателю рекомендовано ставить себя на место учащегося и мысленно прогнозировать его поведение, чувства, которые возникают под влиянием создаваемой для него системы, процесса или ситуации.

2. Принцип развития проектируемых  систем, действий, ситуаций означает  создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации  к большим переменам, перестройке, усложнению или же упрощению.

Не останавливайтесь на одном проекте, имейте в запасе еще один или два проекта, которые обеспечивают достижение цели.

Жизнь всегда разнообразнее и неожиданнее любых мероприятий и программ. Особенно хорошо это проявляется в педагогике. Не может быть такого, что какой-нибудь  план, пособие или сценарий оказывали насильственное влияние на обучающегося, ломали его волю. Преподаватель располагает необходимым количеством способов, средств, форм, а также разнородным содержанием, дабы подобрать именно то, что нужно его воспитанникам, тем самым способствует их росту и подъему.

Охарактеризуем каждое деяние по проектированию педагогического объекта.

1. Анализ объекта проектирования  требует, прежде всего, определить, что именно мы проектируем: систему, процесс или обстановку?

Тест объекта проектирования подразумевает сначала обсуждение его структур, состояние каждой из них в отдельности, а еще взаимосвязей между ними. В процессе анализа выясняются хилые стороны, недочеты объекта с точки зрения общественно-государственных и личностных требований к нему. Вследствие анализа выявляется противоречие, иными словами, более значительное несоответствие между компонентами объекта или состоянием его в целом и требованиями к нему. Конкретно этот узел потом станет подвергаться переменам в ходе проектирования.

2. Теоретическое обеспечение проектирования  – это поиск информации: а) об  опыте работы схожих объектов  в иных местах; б) об опыте проектирования  похожих объектов другими преподавателями; в) о теоретических исследованиях влияния на человека педагогических систем и процессов и того или иного решения педагогических ситуаций.

3. Методическое обеспечение проектирования  включает создание инструментария  проектирования: заготовление схем, образцов документов и т.д. Хорошо иметь немного разновидностей любого документа для выбора наиболее комфортной и целесообразной структуры. Сюда входит и содержательное обеспечение проектирования педагогических действий или ситуаций. К примеру, рекомендовано иметь поурочные папки. В них учитель накапливает разнообразный материал по каждой теме для учебной группы, которая имеет точную специальность.

4. Пространственно-временное обеспечивание  проектирования связано с тем, что любой чертеж только тогда  получает настоящую ценность и способен быть реализован, если при его разработке учитываются определенное время и пространство. Хороший урок по информатике, проведенный в компьютерном классе или в обычном кабинете, – это различные уроки.

Реализация плана находится в зависимости от объема учебных площадей, их оборудования, экстерьера и многого другого.

Временное обеспечение проектирования – это данное соответствие проекта со временем по его объему, т.е. вмещающейся в конкретный срок работы, по темпу реализации, по ритму, очередности, скорости.

Любой способ по своему трудоемок и сложен, содержание тоже требует определенного времени усвоения. Каждая форма рассчитана на конкретную продолжительность.

5. Материально-техническое обеспечение  предоставляет педагогическую технику и средства для осуществления непосредственно самой деятельности по проектированию.

Можно выделить пять эпох развития педагогической деятельности:

I – эпоха «индивидуального педагога», работающего «вручную»;

II – эпоха учебной книги;

III – эпоха аудиовизуальных средств;

IV – эпоха простых средств  автоматизации управления обучением;

V – эпоха адаптивных средств  автоматизации управления обучением  на базе современных ЭВМ.

6. Правовое обеспечение проектирования  – это создание юридических  основ или их учет при разработке деятельности обучающихся и педагогов в масштабах систем, действий. Ни один педагогический план-проект не имеет возможность не соблюдать конституции державы и республики, законов и указов верховной власти и сферы конкретного управления образованием.

7. Выбор системообразующего фактора  важен для создания целостного  плана в связи всех его составных  элементов. Данная операция просит  выделения крупнейшего звена, исходя  из которого ориентируются другие  связи. Данное звено называется  системообразующим. Системообразующее составляющее и есть тот, который способен объединять все другие элементы в одно единое целое.

8. Установление взаимосвязей и  зависимостей компонентов считается  центральным действием проектирования. Существует большое количество  связей между элементами в системе и ситуации. Ключевые из них: связи порождения, строения, содержания и самоуправления.

9. Составление документа, как правило, проводится с учетом подходящего  общепринятого метода, т.е. ассортимента  обязательных разделов и их  структурного построения.

10. Мысленное экспериментирование  внедрения проекта – это проигрывание  в уме разработанного плана, его  самопроверка. В мыслях представляются  все особенности его проявления  на практике, отличительные черты  его влияния на участников, результаты этого влияния. Мысленное экспериментирование подразумевает подготовительную ревизию поведения обучающихся и воспитателей в спроектированной системе, процессе, ситуации, моделирование проекта в виде предлагаемого проявления индивидуальных качеств.

11. Экспериментальная оценка плана – это ревизия созданной формы проекта сторонними профессионалами, а еще людьми, заинтересованными в его реализации. При помощи данной экспертизы создается независимая характеристика проекта.

12. Исправление проекта совершается после терпеливого экспериментирования и широкой экспертной оценки. Получив замечания, определив недочеты, создатели проекта еще раз пересматривают его, редактируют, выправляют, обогащают. Все это называется корректировкой.

13. Принятие решения о применении проекта – завершающее действие проектирования. После него начинается применение на практике.

Характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть.

В основе предлагаемой нами технологии педагогического проектирования –  актуализация активности каждого субъекта образовательного процесса по использованию всех возможностей образовательной среды.

Рассмотрим и сравним некоторые известные нам виды моделей.

Первая модель, которую мы рассмотрим это модель образовательной среды развития конкурентоспособной личности. Она выглядит таким образом:

1) Ценностно-целевой блок: Создание условий для развития  конкурентоспособной личности

2) Программно-методический блок:

Формирование мотивации учения

Развитие познавательной деятельности

Развитие компетенций

Индивидуально-дифференцированное и личностно-ориентированное обучение

Здоровье сберегающий подход

3) Информационно-обучающий  блок:

Реализация содержания обучения согласно программе

Дополнительное образование

Углубление знаний

4) Коммуникационный блок:

Педсоветы

Методические советы

5) Технологический блок

Информация о работе Проектирование модели образовательного учреждения в контексте парадигмы «Обучающий город»