Проектирование
воспитательно-образовательного процесса
в летний период с детьми в соответствии
с ФГТ
Введение
В
настоящее время в России идет
становление новой системы образования,
ориентированного на вхождение в
мировое образовательное пространство.
Этот процесс сопровождается существенными
изменениями в педагогической теории
и практике учебно-воспитательного
процесса.
Происходит
смена образовательной парадигмы:
предлагаются иное содержание, иные подходы,
право, отношения, поведение, иной педагогический
менталитет.
Содержание
образования обогащается новыми
процессуальными умениями, развитием
способностей оперированием информацией,
творческим решением проблем науки
и рыночной практики с акцентом на
индивидуализацию образовательных
программ.
Важнейшей
составляющей педагогического процесса
становится личностно- ориентированное
взаимодействие воспитанника и воспитателя.
Особая роль отводиться духовному воспитанию
личности, становлению нравственного
облика Человека
ХХI-го
века. Кроме всего прочего необходимо
увеличивать роль науки в создании педагогических
технологий, адекватных уровню общественного
знания.
В
российском образовании провозглашен
сегодня принцип вариативности,
который даёт педагогическим коллективам
образовательных учебных заведений
выбирать и конструировать педагогический
процесс по любой модели, включая
авторские. В этом направлении идет
и прогресс образования: разработка
различных вариантов его содержания,
использование возможностей современной
дидактики в повышении эффективности
образовательных структур; научная
разработка и практическое обоснование
новых идей и технологий.
Каждое
дошкольное образовательное учреждение
стремиться быть не похожим на другого
и поэтому создаёт свою образовательную
программу и свой учебный план. Идет активный
процесс обновления содержания, организации
форм и методов образования.
Порой
это приводит к тому, что образовательная
программа носит подчас не целостный
характер, а является набором новомодных,
не всегда нужных программ. Поэтому
правильно составленная широким
кругом специалистов образовательная
программа является шагом к «процессу
воспитания и обучения в интересах
человека, общества и государства, сопровождающемуся
констатацией достижения гражданином
(воспитанником) установленных государством
образовательных уровней (образовательных
цензов). Под получением образования
обучающимся понимается достижение
и подтверждение им определённого
образовательного ценза, которое удостоверяется
соответствующим документом». (Закон РФ
«Об образовании» от 12.07.1995 г.).
Главная
задача, которую предстоит решать
образованию в ближайшее время,
- научить жить вместе, развивая знания
о других, их истории, культуре, традициях,
мышлении. Такая растущая взаимосвязь
приведёт к осуществлению совместных
проектов, разумному и мирному
решению неизбежных конфликтов. Такое
образование будет носить творческий
характер и станет основой нового
мышления. На сегодняшний день тремя
самыми важными столпами образования
являются: «научиться приобретать знания;
научиться работать; научиться жить».
Поэтому дошкольное образование сегодня
рассматривается как первая ступень общего
образования.
- Цели и задачи воспитательно-образовательного процесса с детьми в летний период
Цель: эффективно использовать благоприятные
для укрепления здоровья детей время летнего
отдыха.
Задачи:
- Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
- Реализовать систему мероприятий, направленную на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активности, формирование культурно-гигиенических и трудовых навыков.
- Осуществить педагогическое и медицинское просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
Задачи
по линиям развития детей
Физическое развитие и оздоровление
ребенка
- Продолжить работу по укреплению
здоровья; совершенствованию функциональных
возможностей детского организма; развитию
двигательных способностей и качества
(ловкости, быстроты, силы, гибкости и др.)
- Формировать потребность в
ежедневной двигательной активности;
продолжить знакомить детей дошкольного
возраста с доступными способами укрепления
здоровья.
- Обеспечить охрану здоровья
и жизни детей:
- формировать чувство осторожности,
прививать знание основ безопасности;
- помочь детям осознать, что
здоровье является главной ценностью
каждого человека и что он отвечает сам
Социально-личностное направление
развития ребенка
Младший дошкольный возраст:
- Воспитание интереса, внимание
и доброжелательное отношение к окружающим.
- Развитие речи и речевое общение
/стимулировать проявление собственной
речевой активности/
Старший дошкольный возраст:
- Развитие социальных эмоций
и мотивов, способствующих налаживанию
межличностных отношений.
- Воспитание этически ценных
способов общения.
- Развитие самосознания.
- Воспитание у ребенка уважения
к себе.
- Развитие речи и речевого общения
/содействовать налаживанию диалогического
общения детей в совместных играх и
занятиях/.
Познавательно-речевое развитие ребенка
Младший дошкольный возраст:
- Познание окружающего мира
посредством представлений о природе
и человеке /экологическое воспитание/.
- Культура быта /развитие представлений
об устройстве человеческого жилья и предметах
домашнего обихода/.
- Конструирование /закрепление
знаний о цвете, форме, пространственных
характеристиках; продолжить формировать
обобщенные представления о конструируемых
объектах и способах конструирования;
развивать поисковую деятельность и экспериментирования/.
Старший дошкольный возраст:
- Природа и человек /продолжить
развивать устойчивый интерес к живым
и неживым объектам и явлениям, умение
наблюдать, формировать элементарные
представления о взаимосвязях и взаимодействии
живых организмов со средой обитания,
устанавливать причинно-следственные
связи и представления о различных состояниях
веществ и т.д./.
- Культура быта /обобщить представления
о процессах производства и потребления
продуктов питания, одежды, предметов
домашнего хозяйства и др.; закрепить знания
детей о действиях в различных чрезвычайных
ситуациях /программа «ОБЖ»/.
- Элементарные историко-географические
представления /продолжить приобщать
детей к прошлому и настоящему своей культуры
и явлениям других культур, воспитывать
чувство любви к Родине и т.д./.
- Грамота /закрепление навыков
чтения, письма и счета/.
- Конструирование /развивать
умение анализировать условия функционирования
будущей конструкции; развитие поисковой
деятельности; дальнейшее овладение способов
конструирования/
Художественно-эстетическое направление
развития ребенка
Младший дошкольный возраст:
- Художественная литература
/развивать способность слушать литературные
произведения различных жанров и тематике;
принимать участие в рассказывании знакомых
произведения; обогащать литературными
образами игровую и другие виды деятельности/.
- Изобразительное искусство
/формировать умение экспериментировать
и создавать простейшие изображения, побуждать
к самостоятельной передаче образов предметов/.
- Музыка /развивать умение внимательно
слушать музыкальные произведения, определять
жанр; использовать музыкальные образы
в разных видах деятельности и т.д./.
Старший дошкольный возраст:
- Художественная литература
/продолжить приобщению детей к высокохудожественной
литературе, формированию запаса художественных
впечатлений, развитию выразительной
речи и т.д./.
- Изобразительное искусство
/продолжить развивать способность к изобразительной
деятельности, воображение и творчество/.
- Художественно-декоративная
деятельность /воспитывать эстетическое
отношение к природному окружению и дизайну
своего быта/.
- Музыка /продолжить формировать
запас музыкальных впечатлений, использовать
их в разных видах деятельности/.
2.Модель воспитательно-образовательного
процесса в летний период
При
организации воспитательно-образовательного
процесса должны быть учтены принципы
интеграции образовательных областей
(физическая культура, здоровье, безопасность,
социализация, труд, познание, коммуникация,
чтение художественной литературы, художественное
творчество, музыка) в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников.
В основу организации воспитательно-образовательного
процесса определен комплексно-тематический
принцип с ведущей игровой деятельностью,
а решение программных задач осуществляется
в разных формах совместной деятельности
взрослых и детей, а также в самостоятельной
деятельности детей.
Основной
формой работы с детьми в ДОУ и
ведущим видом деятельности для
них является игра. Игре в отводится
самое продуктивное время в первой половине
дня, потому что игра (сюжетная, с правилами)
— ведущая деятельность дошкольного возраста.
При этом программа в полном объеме обеспечивает
формирование предпосылок будущей учебной
деятельности, решение таких сложных задач,
как формирование целостной картины мира,
кругозора современных дошкольников.
Только
в обществе сверстников, через игру,
конструирование, социальные практики,
изобразительную деятельность, наблюдение
и экспериментирование у ребенка
дошкольного возраста формируются
базисные качества личности (мышление,
память, внимание, воображение и
речь), которые в начальной школе
и на последующих ступенях обучения
позволяют ему успешно обучаться
по любой программе, усваивать любую
информацию.
Содержание работы с детьми дополняется
разнообразной свободной самостоятельной
деятельностью детей (игровой, продуктивной,
коммуникативной, познавательной, творческой
и др.). Создаются условия для совместной
деятельности детей. Учитываются региональные
особенности:
- при организации
режима жизни, системы физического воспитания,
связанные с климатическими и экологическими
особенностями;
- при отборе дополнительного
содержания образования в области познания
(природа родного края, его история и пр.).
Для реализации содержания программы
необходимо внедрять в педагогическую
практику следующие рациональные формы и методы работы:
экскурсии; исследовательская и практическая
работа; занятия-созерцания; занятия-путешествия
по природно - климатическим зонам нашего
края; театрализованные игры; игры-драматизации;
игры-импровизации; творческие мастерские;
фольклорные занятия, фестивали народного
творчества; календарно-обрядовые праздники;
создание тематических плакатов; музыкально-литературные
гостиные для детей и родителей; тематические
развлечения, спортивные праздники и соревнования.
Воспитание
у детей гражданственности, уважения
к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье осуществляется
планомерно через знакомство детей с историей
родного края и его достопримечательностями
на познавательных занятиях, экскурсиях
по родному городу, музыкальных гостиных,
посвящённых знаменательным датам и народным
праздникам, тематических выставках рисунков,
совместно с родителями.
Взаимодействие
с семьями воспитанников осуществляется
на основе сотрудничества. Оказание
консультативной и методической
помощи родителям (законным представителям)
по вопросам воспитания, обучения и
развития детей происходит через
родительские собрания, консультации,
семинары, семинары-практикумы, дни
открытых дверей, совместные мероприятия
(праздники и досуги), выставки совместного
творчества детей с родителями, изучение
родительского мнения о работе детского
сада через анкетирование, опросы.