Проектирование воспитательно-образовательного процесса в летний период с детьми в соответствии с ФГТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 04:07, реферат

Описание работы

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Файлы: 1 файл

5fan_ru_Проектирование воспитательно-образовательного процесса в летний период с детьми в соответствии с ФГТ.docx

— 55.86 Кб (Скачать файл)

Взаимодействия педагогов, специалистов, воспитателей, родителей

Компоненты деятельности

Педагоги

Медицинский персонал

Администрация

Родители

Физическое развитие и оздоровление ребенка

Создание условий для физического  развития и психологического комфорта ребенка в ДОУ

Выполняют систему проведения режимных мероприятий. Создают благоприятный  психологический климат в группе. Осуществляют личностно – ориентированный  способ взаимодействия воспитателя  с ребенком. Оказывают консультативную  помощь родителям по выработке единых требований к ребенку.

Обеспечивают рациональный режим  сна, питания, двигательного режима  и выполнения санитарных требований к содержанию детей в ДОУ 

Обеспечивает руководство и контроль по созданию условий для физического  и психологического комфорта ребенка  в детском саду.

Соблюдают дома режим сна и питания, принятые в детском саду.

Соблюдение режима двигательной активности

Создают условия, выделяют время в режиме дня  для спонтанной двигательной активности и организованных физкультурных  форм  работы  в группах и на участке для «переживания мышечной радости»

Осуществляют медико – педагогический контроль за соблюдением режима двигательной активности в течение дня.

Организуют прогулки дома в выходные дни, дают возможность малышу свободно двигаться в самостоятельной игровой деятельности

Физкультурные занятия, спортивные праздники, досуги

Соблюдают программные и возрастные требования при организации и  проведении физкультурных занятий  и утренних гимнастик. Оказывают  необходимую консультативную помощь родителям с целью формирования у детей интереса  к систематическим  занятиям  спортивными упражнениями. Осуществляют индивидуальный подход к  детям с ослабленным здоровьем.

Контролируют соблюдение санитарно  – гигиенических норм проведения занятий, моторной плотности и физической нагрузки на детей во время организованных форм работы по физическому воспитанию детей

Создает материально – технические  условия, обеспечивающие качественное и безопасное проведение учебно – воспитательного процесса по физическому развитию детей. Осуществляет контроль за качеством проведения всех форм работы по физическому развитию детей и обеспечению двигательной активности детей в течение дня.

Вместе с ребенком приобщаются  к различным видам спорта.

Формирование основ здорового  образа жизни

Обучают детей умываться, мыть ноги перед сном, следить за состоянием рук, ногтей, мыть руки перед принятием пищи, пользоваться унитазом и туалетной бумагой, правильно применять предметы индивидуального пользования (расческу, носовой платок, полотенце, зубную щетку и т.п. Формируют привычку к здоровому образу жизни на занятиях, проводят познавательную работу о вреде курения, алкоголя, наркомании. Формирует знания и умения детей по основам безопасности жизнедеятельности, освоению схемы поведения детей в опасных ситуациях.

Осуществляют контроль за качеством работы педагогов ДОУ по формированию культурно – гигиенических навыков, выполнением  санитарных правил, установленных органами Роспотребнадзора

Создает условия для безопасного  труда и безопасной жизнедеятельности  детей в ДОУ, контролирует выполнение санитарных правил, установленных органами Роспотребнадзора. Осуществляет контроль за освоением Программы по данному направлению.

В домашних условиях поддерживают  культурно  – гигиенические навыки и привычки, вырабатываемые в детском саду.

Летняя оздоровительная кампания

Обеспечивают максимальное пребывание детей на свежем воздухе. Организуют  музыкальные и спортивные  развлечения, активный отдых на прогулке, походы, экскурсии на природу.

Консультируют педагогов и родителей  по обеспечению безопасности детей  в летний период, по профилактике детского травматизма, солнечного удара, укусы  насекомых, отравления ядовитыми грибами, ягодами, растениями и т.д Оказывает первую помощь при заболеваниях детей, контролирует выполнение закаливающих процедур.

Материально обеспечивает летнюю оздоровительную  кампанию. Контролирует выполнение закаливающих процедур, мероприятия по активному  отдыху и организации прогулок, экскурсий, организует связь с общественными  организациями.

Соблюдает требования, предъявляемые  детским садом к летней одежде, головным уборам, питанию, режиму дня, заботе о безопасности ребенка.

Закаливание. Укрепление иммунитета детей  к болезням.

Обеспечивают систематичность, качество проведения закаливающих и оздоровительных  процедур в режиме дня. Консультируют  родителей по видам профилактики заболеваний в домашних условиях.

Разрабатывают и внедряют комплекс закаливающих и общеукрепляющих процедур, адаптировав  их к условиям ДОУ.

 

Обеспечивают непрерывность закаливающих процедур в дни непосещения ребенком ДОУ.

Осуществляют медико – педагогический контроль над проведением закаливающих процедур. Проводят анализ эффективности применения закаливания.

Профилактика нарушений зрения, осанки и плоскостопия

Включает в  режим дня  упражнения  на профилактику нарушений плоскостопия, осанки, зрения. Учит детей  контролировать собственную осанку, посадку за столом во время занятий. Соблюдает санитарные правила организации занятий: свет слева, достаточная освещенность рабочего и игрового места, подбор мебели по росту детей.

 

Проводит диагностику состояния  у детей зрения, осанки, стопы. Контролирует выполнение в группах комплексной  системы оздоровительных мероприятий  в ДОУ.

Обеспечивает материально – техническое  состояние здания, мебели, игрового материал, спортивного оборудования в физкультурном зале и на участках в соответствии санитарным нормам и  требованиям  Роспотребнадзора.

Выполняют упражнения по рекомендациям  врача, воспитателя. Контролируют состояние  осанки ребенка дома. Контролируют время просмотра телепередач  и компьютерных игр.

Познавательно – речевое направление  развития ребенка

Развитие познавательных процессов  у детей: воображения, внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, познания самого себя

Организуют различные виды интегрированной  детской деятельности, совместной со взрослыми и самостоятельной,  с учетом возрастных особенностей детей, в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду. Используют игру, продуктивную детскую деятельность, экспериментирование, моделирование, поисково – исследовательскую деятельность в учебном процессе. Ведут учет индивидуальных особенностей развития  детей при организации учебно – воспитательного процесса. Осуществляют развитие психических процессов у детей с учетом  непрерывности образования в течение всего пребывания детей в ДОУ.

Информируют родителей о результатах  развития детей.

Логопед совместно с воспитателями  ведет работу по коррекции звукопроизношения, развитию речи, грамматического строя  речи, пополнению словарного запаса детей

Контролируют санитарно – гигиенические  нормы и требования при организации учебно – воспитательного процесса. Осуществляют контроль за соблюдением безопасности жизнедеятельности детей в учебно – воспитательном процессе.

Разрабатывает структуру управления ДОУ для улучшения качества воспитательно – образовательного процесса в ДОУ. Организует развивающее образовательное пространство в ДОУ: открытие студий, залов, музеев, кружков, клубов. Обеспечивает их методическое и материальное содержание.

Координирует комплексные и  парциальные программы обучения и воспитания в детском саду, обеспечивая  преемственность в работе детского сада и школы.

Осуществляет контроль за соблюдением безопасности жизнедеятельности детей в учебно – воспитательном процессе

Поддерживают интерес ребенка  к познанию нового. Поддерживают тесную связь и информированность с  воспитателем.

Развитие кисти руки ребенка

Развивают мелкую моторику рук ребенка  при помощи игровых упражнений, ручного  и художественного труда, физических упражнений и пальчиковых игр.

Проводят измерение динамометром силу кисти руки ребенка.

Осуществляет контроль за проведением мероприятий по развитию кисти руки. Обеспечивает материальную базу ДОУ конструкторами, дидактическим материалом, игрушками, настольными играми

Упражняют детей дома под контролем  взрослых в вырезывании, шитье, лепке, рисовании, конструировании

Воспитание  бережного отношения  к природе

Использует природу как огромную сферу  для развития познавательной активности детей. Формирует  детскую  любознательность к природным явлениям. Учит понимать причинно – следственные связи, экологические цепочки, взаимозависимые  процессы в природе. Закладывают  основы экологической культуры, учит основам безопасного поведения  в природе.

Консультирует родителей по основам  здорового питания, одежды.

Координирует работу педагогического  коллектива по формированию экологических  навыков детей.

Разрабатывает новые эффективные  формы обучения и воспитания : экологические проект, экологические исследования, турпоходы с ориентированием на местности и другие.

Демонстрирует ребенку образцы экологически ориентированного поведения. Участвует  вместе с ребенком в экологических  проектах ДОУ, опытах и экспериментах  с объектами природы.

Развитие ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности.

Поддерживают у ребенка интерес  к поиску новых впечатлений, применяют  разные способы действий в поиске ответов на возникающие у ребенка вопросы, решают проблемные ситуации, организуют экспериментально – исследовательскую деятельность для развития познавательных умений и навыков.

Контролируют санитарно – гигиенические  нормы и требования при организации учебно – воспитательного процесса.

Осуществляют контроль за соблюдением безопасности жизнедеятельности детей в учебно – воспитательном процессе.

Осуществляет переход ребенка  из объекта в субъект воспитания через реализацию Программы воспитания и обучения в детском саду.

Разрабатывает нововведения по повышению  качества воспитательно – образовательного процесса в ДОУ: построение воспитательно – образовательного процесса через комплексно – тематическое планирование, интеграцию образовательных областей, педагогическое проектирование как метод повышения качества дошкольного образования и др. Осуществляет контроль уровня развития познавательной активности ребенка, его интегративных качеств.

Поддерживает ребенка в проявлении его любознательности, участвует  вместе с ребенком  в исследовательских проектах  и экспериментировании

.

Социально личностное направление развития ребенка

Формирование представлений о  жизни взрослых, воспитание уважительного  отношения к взрослым

Рассказывают о профессиях взрослых, дают понятие «Семья», о роли и  обязанностях  ребенка в семь. Через семейные  проекты, клубы, презентации увлечений и традиций семьи, корректного общения с детьми добиваются уважения и доверия детей.

Участвуют в семейных проектах в части пропагандирования здорового образа жизни семьи.

Разрабатывает новые формы работы с семьей, внедряют в работу ДОУ  семейные проекты, организуют семейные клубы и родительские объединения, которые оказывают помощь детскому саду в коммуникативном развитии  детей.

Выступают для ребенка примером для  подражания, приобщают ребенка к  добрым традициям семьи и рода.

Освоение взаимосвязей в социальном мире.

Знакомят детей с социальным окружением в детском саду Знакомят с достопримечательностями родного края, воспитывают чувство гордости за своих земляков. Знакомят детей с нормами поведения в общественных местах, обучают правилам этикета. Практикуют разные виды педагогической деятельности для формирования целостной картины  социального мира: проекты, экскурсии, беседы, ролевые игры, встречи со знаменитыми земляками и др.

Участвует в обучающих занятиях, которые  знакомят с ролью детской больницы в поддержании здоровья детей  и правилами поведения у врача.

Организует в саду содержание развивающей  среды, служащей опосредованному обучению в данном разделе: музеи, познавательные комнаты и центры, содержание краеведческого зала, содержание оформления лестничных клеток и коридоров, разнообразие познавательных кружков. Разрабатывает педагогические проекты, педагогические технологии для  повышения качества образовательного процесса по данному разделу.

Поддерживают в семье основы этикета, учат в семье этикету общения. Участвуют в любых совместных мероприятиях детского сада и семьи.

Выработка морально – нравственных качеств,  навыков доброжелательного общения со сверстниками.

Обеспечивают потребность ребенка в общении со сверстниками. Побуждают детей проявлять сочувствие, оказывать помощь друг другу. Формируют положительный образ группы как носителя морально – нравственных  норм поведения. Воспитывают терпимость и уважение к детям, независимо от их физических  особенностей. Учат детей вести конструктивный диалог – договариваться, планировать действия, распределять роли. Приучают использовать нормативные способы разрешения конфликтов. Формируют психологическую устойчивость в случае неуспеха. Развивают чувства собственного достоинства

Диагностирует эмоциональное и психологическое состояние ребенка в ДОУ при индивидуальных нестандартных проявлениях детского поведения. При необходимости направляет на консультацию к узким специалистам.

Диагностирует межличностные отношения в группах, выявляют лидеров и отверженных детей, уровень благополучия ребенка в детском коллективе. Разрабатывает  комплексно – тематическое планирование педагогического процесса  в ДОУ по данному разделу. Рекомендует воспитателям детские проекты по коммуникативному развитию воспитанников. Организует изучение нормативно – правовых документов по защите прав ребенка с педагогами и родителями.

 

Интересуются у ребенка  о жизни в коллективе сверстников в детском саду, обсуждают с педагогом статус ребенка в группе, его поведение в коллективе. Воспитывают в ребенке умение подчиняться общим правилам группы, правилам игры, умение контролировать свои эмоции и поведение среди сверстников.

Воспитание чувства ответственности  у детей.

Способствует развитию у детей  чувства ответственности за другого  человека, за общее дело, за данное слово  и обещание.

 

Координирует работу всех специалистов  с целью выработки единых требований к воспитанию ответственности у  детей и у самих педагогов. Разрабатывает новые формы работы по данному разделу.

Выполняют рекомендации специалистов ДОУ. Выступают для ребенка примером для подражания в части ответственности  за порученное дело, данное слово.

Художественно – эстетическое направление  развития ребенка

Художественная литература

Приобщают детей к высокохудожественной литературе, формируют запас литературных, художественных впечатлений. Развивают  литературную художественную речь. Способствуют созданию в воображении детей  образов и действий лиц, о которых  им читают или рассказывают. При  взаимодействии ребенка с художественной литературой реализуют потенциал  его эстетического, познавательного, социального и речевого развития.

Логопед:

Логопед совместно с воспитателями  ведет работу по коррекции звукопроизношения, развитию речи, грамматического строя  речи, пополнению словарного запаса детей, воспитания любви к чтению художественной литературы. Дает практические задания  по рисованию персонажей художественных произведений, штриховки, закрашивания контурных рисунков для развития моторики кисти руки по методу  «Рука  развивает мозг»

Логопед  и музыкальный руководитель осуществляют проект «Логоритмика как средство профилактики речевых нарушений дошкольников»

Организует материальную базу для  детской библиотеки. Осуществляет контроль за развитием речи воспитанников и уровнем усвоения программного материала. Разрабатывает новые формы работы по данному разделу для реализации знаний детей о художественной литературе: театрализованные постановки произведений, выставки рисунков по художественной литературе, литературные чтения собственных сочинений детей.

Интересуются тем, что читали в  детском саду, покупают книги и  читают дома

Участвуют в мероприятиях детского сада совместно с детьми по данному  разделу.

Изобразительная деятельность

Формируют у детей интерес к  произведениям народного, декоративно  – прикладного и изобразительного искусства. Создают предпосылки  для постепенного осознания детьми разных видов  искусства как специфического продукта человеческой культуры. Содействуют  проникновению детей в мир  понимания передачи художником эмоциональных  и чувственных переживаний.

Учит различным способам изобразительной деятельности. Развивает художественные способности. Организует выставки детского творчества. Участвует в районных и областных конкурсах детского рисунка.

Создает материальную и методическую базу для художественного творчества детей. Проектирует развитие воспитательно – образовательного  процесса по данному разделу.                                              

Вместе с ребенком рассматривают  иллюстрации к детским книгам, репродукции и открытки. Домашнее рисование по желанию ребенка.

Музыкальная деятельность

Воспитатели и музыкальные руководители поддерживают у детей желание  слушать музыку, эмоционально откликаться  на нее, рассказывать о ней. Продолжают формировать запас музыкальных  впечатлений. Развивают систему  музыкальных способностей, мышления, воображения, желание и умение детей  воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития музыкального образа..

Музыкальные

руководители:

Выявляют одаренных детей и  организуют индивидуальную работу с  ними через музыкальные и танцевальные кружки. Интегрируют раздел «Музыкальная деятельность» с «Развитием речи»  через совместный проект с логопедом  «Логоритмика как средство профилактики речевых нарушений дошкольников»

Разрабатывает новые формы работы по музыкальному развитию детей: кружки, проекты, программы. Проводит контроль уровня музыкального развития детей  в ДОУ. Обеспечивает материальную базу по музыкальному развитию детей: детские  музыкальные инструменты, электронная музыкальная техника, эстетическое оформление  музыкального  зала.

Обучение одаренных детей в  музыкальной школе.

Театрализованная деятельность

Формируют интерес к театрализованной деятельности. Развивают способность  свободно  держаться на сцене, побуждает  детей к импровизации  с использованием средств выразительности (мимики, жестов, движений, интонации). Учат детей оценивать  действия и поступки героев, выражать свое отношение к ним, анализировать  приемлемые средства выразительности  при игре данной роли.

Музыкальные

руководители:

Вместе с воспитателем учат детей  навыкам театральной деятельности через кружки. Интегрируют театр  с музыкой в постановке музыкальных  сказок, музыкальных опереток.

Создает условия, разные виды театров, костюмы, уголки ряженья для осуществления  театрализованной  деятельности в  группах. Контролирует работу в группах  по данному разделу.

Оказывают помощь ДОУ в изготовлении костюмов для театрализованных постановок и утренников. Принимают участие  вместе с детьми в утренниках и  театрализации произведений.

Художественный труд

Развивают у детей интерес  к  различным изобразительным материалам и желание действовать с ними. Помогает дошкольникам в создании выразительных  образов. Способствуют  обогащению содержания рисунков, формы, композиции, цветового решения. Развивают технические навыки работы с материалами, способами изготовления деталей образа, способами их крепления, развивают чуткость пальцев, ловкость, умелость.

Руководители 

Организуют кружковую работу с  группами детей, проявляющих особый интерес к художественному рукоделию. Поощряют инициативу, творческий подход в работе, привлечение к работе сверстников и родителей к совместной деятельности. Организует выставки детских работ художественного творчества

Организует и контролирует кружковую  работу, выставки совместного творчества взрослых и детей, участие детских  работ в конкурсах вне детского сада.

Проектирует новые формы работы изобразительного творчества в ДОУ: семейные студии,проекты, обогащение развивающей среды и др.

Проявляют интерес к изобразительному творчеству детей. Принимают активное участие в мероприятиях ДОУ по данному разделу.


 

 

Формы образовательной  деятельности

 

Режимные моменты 

Совместная деятельность педагога с  детьми

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные 

Индивидуальные 

Подгрупповые 

Формы работы

  • Игровая беседа с элементами движений
  • Интегративная деятельность
  • Утренняя гимнастика
  • Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера
  • Игра
  • Контрольно-диагностическая деятельность
  • Экспериментирование
  • Физкультурное занятие
  • Спортивные и физкультурные досуги
  • Спортивные состязания
  • Проектная деятельность
  • Игровая беседа с элементами движений
  • Интегративная деятельность
  • Утренняя гимнастика
  • Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера
  • Игра
  • Контрольно-диагностическая деятельность
  • Экспериментирование
  • Физкультурное занятие
  • Спортивные и физкультурные досуги
  • Спортивные состязания
  • Проектная деятельность
  • Во всех видах самостоятельной деятельности детей
  • Двигательная активность в течение дня
  • Игра
  • Утренняя гимнастика
  • Самостоятельные спортивные игры и упражнения

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие взрослого и  ребенка в игре

 

Взрослый

Ребенок

1 этап

• Создает предметно  — пространственную среду.

• Получает удовольствие от совместной игры со взрослым.

                    • Обогащают предметно — пространственную  среду.  
                    • Устанавливают взаимодействия между персонажами.

• Задает и распределяет роли.  
• Берет главную роль.  
• Обговаривает игровые действия персонажей.  
• Осуществляет прямое руководство игрой.

 

2 этап

• Создает предметно - пространственную среду.  
• Придумывает и развивает сюжет.  
• Привлекает к выполнению главной роли кого-либо из детей или в течение игры передает эту роль другому ребенку,

• Придумывает и развивает  сюжет.  
• Создает предметно - пространственную среду.

• Устанавливают  ролевое взаимодействие в игре.  
• Распределяют роли.  
• Обговаривают игровые действия.  
• Совместно руководят игрой.

З этап

 

• Создает и обогащает  предметно - пространственную среду.  
• Придумывает сюжет.  
• Задает и распределяет роли.  
• Предлагает роль воспитателю.  
• Осуществляет руководство игрой

                      • Обговаривают тему игры, основные  события.  
                      • Осуществляют ролевое взаимодействие.  
               • Обговаривают игровые действия, характерные для персонажей

4 этап

1. Наблюдает за игрой детей с включением в нее с определенной целью:  
• Обогатить сюжет,  
• Разнообразить игровые действия,  
• Ввести правила,  
• Активизировать ролевой диалог,  
• Обогатить ролевое взаимодействие,  
• Обогатить образы,  
• Ввести предметы — заместители.  
П. Наблюдает за игрой детей и фиксирует вопросы, которые требуют доработки.

• Создает и обогащает  предметно - пространственную среду.  
• Придумывает сюжет.  
• Задает и распределяет роли.  
• Определяет тему игры.  
• Осуществляет ролевое взаимодействие.  
• Осуществляет игровые действия, характерные для персонажей

• Осуществляет руководство игрой 


 

 

 

3.Физкультурно-оздоровительная работа

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников в ДОУ осуществляется через формирование у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни, которое осуществляется по следующим направлениям:

  • привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
  • развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
  • обучение уходу за собой, навыкам оказания элементарной помощи;
  • формирование представлений о том, что полезно и что вредно организму;
  • формирование элементарных представлений об окружающей среде;
  • выработку привычек выполнения ежедневных физкультурных упражнений.

Физическое  воспитание осуществляется на занятиях по физической культуре, в соответствии с комплексной общеобразовательной  программой, а так же  спортивных праздниках, досугах, индивидуальной и  кружковой работе.

Особое  внимание уделяется проведению закаливающих и профилактических процедур, учитывающих  физическое и эмоциональное состояние  дошкольников: воздушное закаливание, дыхательную гимнастику и др.

Физкультурно-оздоровительная  работа в ДОУ

Блоки физкультурно-оздоровительной  работы

Содержание физкультурно-оздоровительной  работы

Создание условий для двигательной активности 

  • Гибкий режим; 
  • оснащение (спортинвентарем, оборудованием, спортивных уголков в группах);
  • индивидуальный режим пробуждения после дневного сна.

Система двигательной активности +  
+ система психологической помощи 

  • Утренняя гимнастика;
  • прием детей на улице в теплое время года;
  • физкультурные занятия;
  • двигательная активность на прогулке;
  • физкультура на улице;
  • подвижные игры;
  • физкультминутки на занятиях;
  • гимнастика после дневного сна;
  • физкультурные досуги, забавы, игры;
  • игры, хороводы, игровые упражнения;
  • оценка эмоционального состояния детей с последующей коррекцией плана работы.

Система закаливания 

В повседневной жизни 

  • Утренний прием на свежем воздухе в теплое время года;
  • утренняя гимнастика;
  • облегченная форма одежды;
  • проветривание помещений по графику
  • контрастные воздушные ванны;
  • солнечные ванны (в летнее время);
  • обширное умывание

Специально организованная 

  • Полоскание рта;
  • интенсивное закаливание стоп
  • фитотерапия
  • аромотерапия

Организация рационального питания 

  • сбалансированное 4-х разовое питание;
  • введение овощей и фруктов в обед и полдник;
  • питьевой режим

Диагностика уровня физического развития, состояния здоровья, физической подготовленности, психоэмоционального состояния 

  • Диагностика уровня физического развития;
  • диспансеризация детей детской поликлиникой;
  • диагностика физической подготовленности;
  • диагностика развития ребенка;
  • обследование психоэмоционального состояния детей психологом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сочетание индивидуального и совместного  творчества детей побуждает их к  творческой самореализации, способствуют созданию благоприятных взаимоотношений  и положительного психологического микроклимата в группах.

Работа  по формированию развития личности ребенка построена на основе следующих принципов:

  1. Принцип интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных).
  2. Принцип целостности приобщения ребенка к познанию окружающего мира (ребенок познает мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в творческой деятельности);
  3. Принцип постепенности погружения в проблему (создание проблемно-ситуативных заданий);
  4. Принцип эмоционально-насыщенной тематики игровых упражнений, игр, заданий;
  5. Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе).

Важно учесть, что организация  детей предполагает добровольное (без психологического принуждения) их включение в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания, существует ряд конкретных условий:

  • организация рабочего пространства, т.е. места за детьми жёстко не закреплены, дети могут свободно перемещаться по комнате, имеют право отказаться от участия на занятиях.
  • возможность ребёнка выбора цели из нескольких, т.е. педагог “предлагает” или дети самостоятельно выбирают, кто и чем будет заниматься, по своим силам и интересам.
  • “открытый” временной конец занятия, позволяющий каждому ребёнку действовать в индивидуальном темпе.

Сотрудничество и сотворчество педагогов и детей построено  на основе:

  • Понимания всеми участниками смысла деятельности, её конечного результата;
  • Наличия умного, творческого руководителя, который организует совместную деятельность, умело распределяет обязанности в соответствии с возможностями её участников;
  • Чёткой постановки конкретных и понятных целей для занятия;
  • Демонстрирования воспитателем образца (эталона) взаимодействия человека с миром природы, искусства, людей, фольклора, рукотворным миром и т.д.;
  • Добровольного участия на занятиях кружка;
  • Контакта между участниками занятия в кружке, обеспечивающего обмен действиями и информацией;
  • Возникновения и проявления в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата;
  • Понимания, что взрослый только посредник между ребёнком и миром “большого искусства”;
  • Необходимости использования на каждом занятии синтеза искусств и природы;
  • Игрового характера подачи любого материала;
  • Создания взрослым доступных для детей проблемных ситуаций, постановки творческих задач

ФГТ ориентирует педагога на развитие личности ребёнка, появление и становление у ребёнка важнейших психических новообразований:

  • целенаправленности (целенаправленной деятельности) – способности ребёнка ставить цели, определять пути их достижения и добиваться результата, которая появляется с 6 месяцев и развивается до 7 лет;
  • произвольности – умения самостоятельно управлять своим поведением;
  • креативности – творчества, которое развивается в игре и образовательной деятельности.

Условиями развития всех психических новообразований  являются предоставление ребёнку возможности  выбора деятельности и самостоятельного действия; обеспечение в общении  доброжелательного, уважительного  отношения к ребёнку и к  его поступкам.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

Литература:

 

  1. Асмолов А.Г. и др. Как проектировать учебные действия в начальной школе. Издательство «Просвещение»,2008, С149.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Смысл, 2007.
  3. Аспекты модернизации российской школы: научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. – М.: ГУ ВШЭ, 2001.
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»// Вестник образования. Специальный номер. 1 полугодие, 2009. С – 6-21
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат. – М.: Аcademia, 2000.
  6. Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. -120 с.
  7. Поташник М.М., Требования к современному уроку. Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272 с.
  8. Примерные программы начального общего образования в 2 частях. Часть 1. Редактор И.А. Сафронова, Издательство «Просвещение»,2008, С315.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования, 2009г.
  10. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – М.–Томск, 1997.
  11. Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы: Метод. пособие. – М.: Просвещение, 2006. – 207 с.

Информация о работе Проектирование воспитательно-образовательного процесса в летний период с детьми в соответствии с ФГТ