Профессиограмма педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 21:50, реферат

Описание работы

Педагог – мастер, зная особенности своей личности и поведения, направляет их на целесообразность решения педагогических задач.
А.С.Макаренко утверждал: «Нет фокусов в педагогике». Но как тогда объяснить, что в ситуациях учебно-воспитательного процесса один учитель достигает нужного результата, а другой – нет?

Содержание работы

1. Введение∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙3
2.Теоретическая часть
2.1. Характеристика педагогических функций
и методических умений∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙4
2.2. Характеристика педагогических функций
и методических умений∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙8
2.3. Вывод∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙10
3. Заключение∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙12
4. Приложение∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙13
· схема1
· схема2
· схема3
5. Список использованных источников∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙16

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 23.04 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1. Введение∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙3

2.Теоретическая часть

2.1. Характеристика педагогических  функций

и методических умений∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙4

2.2. Характеристика педагогических  функций

и методических умений∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙8

2.3. Вывод∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙10

3. Заключение∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙12

4. Приложение∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙13

·  схема1

·  схема2

·  схема3

5. Список использованных  источников∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙16

 

1.Введение

Педагог – мастер, зная особенности  своей личности и поведения, направляет их на целесообразность решения педагогических задач.

А.С.Макаренко утверждал: «Нет фокусов в педагогике». Но как  тогда объяснить, что в ситуациях  учебно-воспитательного процесса один учитель достигает нужного результата, а другой – нет?

Искусство воспитательной деятельности зависит от меры владения педагогической техникой: так в ситуации назревающего конфликта учитель с помощью  интонации в голосе, мимической маски, позы может устранить пик враждебных отношений.

Проблема совершенствования  образования, повышение его качества существует уже давно. Важным условием для её решения является создание профессиограммы учителя общеобразовательной, и профессиональной школы, документа, устанавливающего основные функции  его педагогической деятельности, а  также требования к знаниям, навыкам, умениям и личностным качествам  учителя, необходимым для осуществления  этих функций с учётом специфики  учебного предмета.

Профессиограмма – это  идеальная модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога. Это образец, эталон, в котором  представлены основные качества личности, которыми должен обладать учитель; знания, умения, навыки для выполнения функции  учителя. Профессиограмма учителя  – документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя  с позиции требований, предъявляемых  к его знаниям, умениям и навыкам, его личности, способностям, психофизиологических возможностям и уровню подготовки.

Профессиограмма учителя  иностранного языка содержит не только общее, что типично для педагогической профессии вообще, но и то особенное, что характерно только для деятельности учителя иностранного языка. Она  содержит характеристику основных педагогических функций учителя иностранного языка, его личностных качеств, общепедагогических и профессионально- методических умений, обеспечивающих реализацию этих функций.

У студентов педагогических вузов, в период обучения в университете формируются лишь основы профессионально  значимых умений. Дальнейшее развитие должно происходить в их самостоятельной  работе в школе.

 

2.1.Характеристика  педагогических функций и методических  умений.

Профессиональной деятельности учителя любого предмета свойственны  следующие функции:

·  развивающая;

·  воспитывающая;

·  коммуникативная;

·  гностическая;

·  конструктивно-планирующая;

·  организаторская.

Так как основной целью  обучения иностранному языку в средней  общеобразовательной и профессиональной школе является овладение учащимися  иностранным языком, то коммуникативно-обучающая функция педагогической деятельности учителя иностранного языка является ведущей, основополагающей, она определяет содержание в значительной мере всех других функций.

Соотношение функций представлено в схеме (см. схема 1).

Успешное выполнение педагогических функций предполагает владение соответствующей  им системой общепедагогических и методических умений и необходимым объемом  знаний.

Следует помнить, что в  профессиограмме обозначены лишь самые  важные умения, составляющие основу педагогического  мастерства, приобретаемого в процессе самообразования и совершенствования  личного педагогического опыта. Важно уметь повышать своё педагогическое мастерство путём систематического пополнения своих знаний и применения их в своей работе.

Перечисленные функции в  профессиональной деятельности учителя  можно разделить на две группы: на группу целеполагающих и операционно-структурных  функций.

Целеполагающие  функции.

Исследователи, занимающиеся функциональной структуры педагогической деятельности учителя, отмечают ведущую  роль коммуникативно-обучающей функции и выделяют в ней информационно-ориентирующий, мотивационно-стимулирующий и контрольно-коррегирующий компоненты (1).

Информационно ориентирующий компонент коммуникативно-обучающей функции обеспечивается следующими умениями:

)   ориентировать учеников относительно связи между языком и культурой страны изучаемого языка, особенностями проявления национальной специфики в социокультурном поведении её представителей;

)   ориентировать учащихся относительно черт сходства и различия в культурах родной и чужой страны.

Мотивационно-стимулирующий  компонент коммуникативной функции включает умения создать у учащихся внутреннюю потребность пользоваться иностранным языком как средством общения в ситуациях опосредственной и непосредственной межкультурной коммуникации:

)  путём включения аутентичных материалов (текстов, стихов, песен, видеоматериалов и др.) в процесс изучения языка;

)  путём использования активных форм обучения (проблемных заданий, ролевых игр социокультурной направленности), способствующих более эффективному усвоению особенностей иноязычной культуры;

)  путём привлечения учащихся к различным видам внеклассной работы по иностранному языку (культурно-страноведческие викторины и конкурсы, переписка с зарубежным другом и др.) для развития интереса, повышения мотивации к изучению иностранного языка и реализации его коммуникативных, образовательных и воспитательных задач.

Контрольно-коррегирующий  компонент базируется на следующих методических умениях:

)  выделять цели, формы и виды контроля при овладении иностранным языком как средством межкультурного общения;

)  планировать и осуществлять текущий, обучающий и итоговый контроль речевых навыков и умений учащихся с целью выявления уровня владения иностранным языком как средством межкультурного общения.

)  объективно и мотивированно оценивать учебно-коммуникативную деятельность учащихся.

Развивающая функция предполагает умение учителя намечать пути формирования и развития интеллектуальной, сенсорной, эмоциональной сфер личности учащихся, их познавательных способностей с учетом выявленных возможностей, специфики содержания и процесса обучения иностранному языку и во внеклассной работе, формировать умение учащихся работать самостоятельно. Эта функция реализуется учителем в единстве с коммуникативно-обучающей, коммуникативно-воспитывающей функциями.

Воспитывающая функция формируется с нравственным, этическим и патриотическим воспитанием учащихся в учебном процессе и во внеклассной работе средствами иностранного языка с учетом экстралингвистической, страноведческой информации.

Развивающая и воспитывающая  функции реализуются с помощью  следующих умений:

)   путём использования аутентичных материалов в учебном процессе для расширения кругозора, развития памяти, воображения, интеллектуальных способностей учащихся, формирования у них умения анализировать и выделять черты сходства и различия в родной и изучаемой культурах;

)   формировать у учащихся умения самостоятельно познавать незнакомую культуру, используя лингвострановедческие словари, разнообразную справочную литературу, средства массовой информации;

)   воспитывать учащихся в духе уважения, симпатии к народу – носителю изучаемого языка, а также его социокультурным ценностям;

)   воспитывать в учащихся глубокое уважение к национальным традициям, обычаям, культурному достоянию родной страны.

Операционно-структурные  функции

В соответствии с логикой  и этапами решения педагогических задач в деятельности учителя  иностранного языка выделяют следующие  операционно-структурные функции: гностическая, конструктивно-планирующая и организаторская.

Успешное осуществление гностической функции опирается на глубокое осознание конечных целей обучения иностранному языку в школе, на знание особенностей овладения разными видами речевой деятельности, а также на знание познавательных возможностей учащихся и источников трудностей усвоения ими учебного материала. Именно гностические умения позволяют творчески осуществлять все другие структурно-операционные функции.

Гностическая функцияреализуется через умения:

)   анализировать учебный материал, средства обучения с точки зрения представленности в них сведений о культуре страны изучаемого языка и их использования в учебном процессе;

)   предвидеть возможные случаи проявления лингвострановедческой и социокультурной интерференции в речевой деятельности учащихся;

)   на основе сопоставления национально-культурных особенностей двух лингвокультурных общностей определять наиболее трудные для усвоения факты и явления действительности.

Конструктивно-планирующая  функция предполагает планирование и конструирование учебного материала в системе уроков, и отдельных уроков разного типа, конструирование коммуникативно-обучающей деятельности учителя и учебно-коммуникативной деятельности учащихся с учетом условий обучения в каждом классе.

Методические указания, обеспечивающие конструктивно-планирующую функцию, выглядят следующим образом:

)   производить отбор, методическую обработку аутентичных материалов с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся и распределять данные материалы по этапам обучения;

)   выбирать наиболее эффективные приемы и способы ознакомления учащихся с культурой страны изучаемого языка;

)   готовить, подбирать, использовать различные средства наглядности с целью семантизации тех или иных реалий.

Организационная функция реализуется на базе умений выбирать оптимальные способы организации своей деятельности и деятельности учащихся, с целью наиболее эффективного усвоения фактов иноязычной культуры.

Сформулированные выше профессиональные умения представляют собой дидактический  компонент лингвострановедческой  компетенции учителя иностранного языка и являются содержательными  ориентирами для организации  подготовки высококвалифицированных  учителей на языковых факультетах педагогических вузов.

 

2.2.Характеристика  профессиональных и личностных  качеств учителя

Профессионально важные качества личности учителя иностранного языка  проявляются в профессионально-педагогической и познавательной направленности его  личности, в его нравственной, эстетической воспитанности.

Психолог В.А.Крутецкий  предлагает следующую структуру  профессионально-значимых качеств  личности:

1.  Мировоззрение личности;

2.  Положительное отношение к педагогической деятельности;

3.  Педагогические способности;

4.  Профессионально-педагогические знания, умения, навыки.

Т.И.Руднев предлагает профессиограмму  учителя, содержащую когнитивный компонент (знания, эмоциональность (направленность), практические способности и профессионально-значимые качества)(2) (см. схема2).

1. Педагогическая  направленность может сформироваться ещё в школе под влиянием мучителей и активной школьной жизни. В основе направленности находятся мотивы выбора педагогической профессии: стремление работать с детьми,

учить и воспитывать, интерес  к предмету. Очень важно и осознание  наличия у себя возможностей успешного  овладения профессией.(2)

2. Научные знания, содержащие систему закономерностей в области специального предмета, блок психолого-педагогических и методических знаний, знаний смежных предметов, продолжают на протяжении всего времени обучения в вузе влиять на мотивы, углубляя их, либо вызывая переоценку правильности выбора профессии.

3. Уровень развития педагогических способностей проявляется в период педагогической практики, сигнализируя об их сформированности и при наличии педагогической направленности обращая студента к работе над собой.

4. Педагогические способности тесно связаны с особенностями характера учителя и спецификой педагогической системы.

Уместно обратиться к самодиагностике  личностных качеств в структуре  профессиограммы. Предлагаемый оценочный  лист построен по принципу функциональной группировки личностных качеств. (см. Схема 3)

Первая группа качеств  характеризует отношение к работе;

Вторая – активность в  деятельности;

Третья – коммуникативность  учителя.

 

2.3.Вывод

Приведенные классификации  показывают, что педагогическая деятельность всегда соотносится с умениями. К  основным умениям педагогической деятельности, обеспечивающим учителю квалифицированное  осуществление учебного процесса, можно  отнести:

ü  ориентационные;

ü  академические;

ü  перцептивные;

ü  мобилизационные;

ü  организационные;

ü  коммуникативные;

ü  гностические;

ü  дидактические;

ü  конструктивные;

ü  прикладные;

Информация о работе Профессиограмма педагога