Профессиональное портфолио воспитателя ДОУ как форма систематизации педагогического опыта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 12:26, реферат

Описание работы

Портфолио – это набор документов, образцов работ, фотографий, которые дают представление о человеке.
Портфолио педагога – способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма педагога и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио педагога показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.

Содержание работы

1. Сущность понятий: портфолио, профессиональное портфолио.
2. Функции профессионального портфолио педагога.
3. Требования к содержанию и структуре профессионального портфолио педагога.

5. Библиографический список

Файлы: 1 файл

заказ № 134600.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессиональное портфолио воспитателя ДОУ

как форма систематизации педагогического опыта

 

 

Оглавление

 

1. Сущность понятий: портфолио, профессиональное портфолио.

2. Функции профессионального портфолио педагога.

3. Требования к содержанию и структуре профессионального портфолио педагога.

4. Приложение А

5. Библиографический список

 

Сущность понятий: портфолио, профессиональное портфолио

 

Портфолио – это набор документов, образцов работ, фотографий, которые дают представление о человеке.

Портфолио педагога – способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма педагога и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио педагога показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.

Проанализировав информацию различных современных словарей, можно сказать, что портфолио — это описание в фактах педагогических качеств и достижений учителя, педагога, включающее в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере его профессиональной эффективности.

Понятие “портфолио” пришло из Западной Европы ХV-XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли "портфолио". Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.

Идея использования портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х годов. После Штатов и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и Японии, а в начале ХХI в. эта идея получает распространение и в России.

В современных школах всё более популярной становится идея создания портфолио, позволяющая перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к системе оценивания успешности учителя, как в урочной, так и во внеурочной работе.

В соответствии с одной из принятых классификаций выделяют несколько видов профессионального портфолио педагога:

портфолио развития — собирается во время педагогической деятельности с целью оценки прогресса в работе учителя и накопленного им опыта в течение определенного времени;

отчетный портфолио — необходим для оценки достижения учителем определенного результата при завершении работы над каким-либо проектом;

демонстрационный портфолио — это коллекция лучших работ учителя. Данный портфолио используется для интервью при приеме на работу или для участия в профессиональном конкурсе.

Существуют разные виды портфолио воспитателя ДОУ.

1. Аттестационный  портфолио

В период подготовки к аттестации на 1 или высшую квалификационную категорию целесообразно предложить педагогам оформить аттестационный портфолио, который поможет наглядно показать его соответствие заявленной квалификационной категории. В него входят все три представленных выше портфолио. Однако следует ориентировать педагогов на представление материалов только за межаттестационный период, не зависимо от того, проводится аттестация планово (1 раз в 5 лет) или, по заявлению педагога, досрочно.

Разделы

Рубрики

Содержание

Портрет

Общие сведения о педагоге

Фамилия, имя, отчество, год рождения

Презентации

Автобиография;

Резюме;

Эссе «Моя педагогическая философия»

Профессиональный путь (раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога)

1. Образование: ВУЗ (копии документов)

2. Трудовой и педагогический  стаж, стаж работы в данном  ДОУ (место работы, период, должность)

3. Повышение квалификации - учреждение, дата, название курса, объём курсовой программы (копии документов, подтверждающих повышение квалификации)

Наличие учёных и почётных званий и степеней.

Аттестация

Квалификационная категория/разряд, дата и номер приказа о присвоении категории, сертификат

Рабочие материалы

Методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога

Видеокассеты с записями занятий или их фрагментов;

Конспекту (планы) занятий, праздников, развлечений и др. мероприятия.

Участие в методической работе ДОУ(организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т. п.)

Сценарии открытых мероприятий, фотографии и видеокассеты с их записью (занятия, выставки, экскурсии, КВНы и т. п.);

Аудиовидеокассеты с записями выступления педагога на конференциях, семинарах и пр.

Достижения (динамика результатов педагогической деятельности аттестуемого педагога за определённый период)

Опыт работы (подготовка творческого отчёта, реферата, доклада, статьи)

Список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов;

Тексты, тезисы докладов, статей, программы кружков, секций.

Работа в методическом объединении, сотрудничество с ГМЦ, вузами и другими учреждениями

Тематика, степень участия аттестуемого, результаты сотрудничества

Участие в конференциях и семинарах

Тематика мероприятий, название проводившей её организации, форма участия;

Отзывы об участии в практических семинарах, конференциях и пр.

Проведение научных исследований, опытно-экспериментальной работы, разработка авторских программ

Тематика и описание творческих, проектных, экспериментальных работ.

Название авторских пособий, дидактических игр и т. п.

Изготовленные наглядные пособия, дидактические материалы и пр.

Другие документы.

 

Копии документов о наиболее значимых правительственных наградах, грамоты, благодарственные письма, печатные материалы.

Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, участие в методических неделях

Копии дипломов различных конкурсов


2. Педагогический  портфель

Интересной формой портфолио является педагогический портфель как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений педагога в определённый период его деятельности. Цель его - сформировать банк данных о нём.

Рекомендуется заполнять педагогический портфель не менее 1 раза в квартал

Разделы

Содержание

Визитная карточка

Информация о педагоге

Повышение уровня педагогической квалификации

Документ об окончании курсов, посещениях открытых просмотров, конференций и пр.

Диагностика профессионального мастерства педагога

Результаты итоговой диагностики, сравнительный анализ за год и несколько лет, срезы знаний воспитанников

Педагогическая копилка

Материалы, разработанные педагогом, конспекты занятий, открытых просмотров, мероприятий для педагогов ДОУ, города, области, проекты, аудиои видеоматериалы, фотографии

Показатели в работе

Награды, поощрения, сертификаты

Отзывы

Заключения, рецензии, резюме

Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac66.htm


Функции профессионального портфолио педагога

накопительная

модельная

достижения учителя (грамоты, дипломы, удостоверения, сертификаты и т.п.);

набор рабочих материалов (конспекты открытых уроков, опорные конспекты, тесты, практические и лабораторные работы и т.п.)

отражает динамику развития учителя;

показывает результаты самообразования;

демонстрирует стиль преподавания;

позволяет проводить рефлексию;

помогает спланировать деятельность


Таким образом, портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.

Высокая эффективность портфолио будет видна, только если учитывать принципы работы с ним:

Неприрывность самомониторинга

Последовательность

Достоверность

Объективность

Актуальность

Логичность и лаконичность всех материалов и пояснений к ним

Аккуратность и эстетичность оформления

Наглядность результатов работы

Технологичность

Творчество (оригинальность)

 

Требования к содержанию и структуре профессионального портфолио педагога

 

20 лет назад портфолио  существовало лишь в бумажно-папочном  варианте. Сегодня к нему добавилось  как минимум еще две формы существования.  

Электронное портфолио помимо того, что обладает четкой структуризацией материалов, наглядностью, технологичностью, имеет еще ряд особенностей и преимуществ:

современность;

оперативность (возможность быстро вносить необходимые изменения);

функциональность (возможность представить свой опыт большему числу экспертов, коллег-специалистов, любопытствующих), т.е. фиксируя свои достижения, одновременно создает структурированную медиатеку цифровых образовательных ресурсов, которую может постоянно пополнять

эффективность (повышение самооценки учителя и позитивное влияние как на администрацию школы, так и на учащихся);

Подобное портфолио может быть создано в форме электронной презентации, Web-сайта. Первое, в большей степени, реализует принцип наглядности, второе обладает большей информативной наполняемостью. Сайт учителя может стать частью школьного сайта, а может выступать в качестве самостоятельного ресурса, но и в том, и в другом случаях, электронное портфолио способствует распространению опыта учителя, что является одним из важных критериев при оценке уровня квалификации учителя.

Структура портфолио

Общепринятой модели портфолио нет. Портфолио учителя индивидуально. Кроме этого большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается.

Рекомендуемые разделы Портфолио:

Раздел 1. “Общие сведения об учителе”.

Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различных областях и позволяет судить о процессе индивидуального профессионального развития педагога.

Раздел 2. “Результаты педагогической деятельности”.

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя за определенный период.

Раздел 3. “Научно-методическая деятельность”.

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога; использование им современных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе: материалы, в которых обосновывается выбор образовательной программы; выбор образовательных технологий; обоснование и применение средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов; использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе; работа в методических объединениях; участие в профессиональных и творческих конкурсах; участие в методических и предметных неделях; организация и проведение семинаров, круглых столов; мастер-классов; проведение научных исследований, разработка авторских программ; подготовка творческого отчёта, реферата, доклада; публикации

Раздел 4. “Творческая работа воспитанников”.

список творческих работ, проектов, выполненных воспитанниками совместно с воспитателем или с родителями; список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.; сценарии утренников, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии); программы кружков

Раздел 5. “Учебно-материальная база”.

В этом разделе отражается вклад воспитателя в методическое оснащение своей группы: список наглядных пособий; наличие технических средств; наличие компьютера и компьютерных средств; аудио - и видеопособия; наличие дидактического материала; измерители качества обученности воспитанников.

Раздел 6. “Работа в качестве руководителя группы”.

Этот раздел содержит базу данных по итогам учебно-воспитательного процесса с выведением рейтинга воспитанников в целом. Выявление уровня развития детского коллектива. Систему работы с Портфолио воспитанника.

Работа с родителями:  сведения о работе с родителями; разработки классных часов и родительских собраний.

Раздел 7. “Отзывы”

В этом разделе размещаются отзывы руководителей разных уровней, коллег, родителей, учеников, выпускников, также могут быть представлены тексты заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и т. п.

На данный момент можно найти много примеров портфолио воспитателей как в сети Интернет, так и у коллег из различных ДОУ.

Во всех портфолио воспитатели достаточно полно описывают себя, свою деятельность на протяжении многих лет, что доказывает, что портфолио это не единовременное событие, а результат каждодневной работы педагога. Раскрывая свою педагогическую деятельность, педагог показывает, что для улучшения качества своей работы нужны не только повышение квалификации, но и участие в различных видах конкурсов, а также обобщение и представление накопленного опыта на методических объединениях и совещаниях. Но и не забывают о творческих успехах своих дошколят, показывая чего они достигли работая вместе. В любом портфолио необходим самоанализ, который подытоживает всю деятельность педагога, и указывает, над, чем еще можно поработать.

Информация о работе Профессиональное портфолио воспитателя ДОУ как форма систематизации педагогического опыта