Содержание
Введение……………………………………………………………………….…..3
- Понятие «Профессиональное
здоровье»…………………………….……4
- Профвредности в
труде учителя…………………………….…………….6
- Способы сохранения здоровья
педагога………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованных источников
и литературы………………………...…14
Введение
В последнее время все большую значимость
приобретает проблематика профессионального
здоровья применительно к различным видам
профессиональной занятости. Но, несмотря
на это, пока еще не сложилось общее мнение
о том, какое содержание следует вкладывать
в данное понятие.
Педагогическая деятельность предполагает
постоянное взаимодействие с людьми, что
требует от педагога мобилизации всех
ресурсов (физических, психологических
и т.д.). К тому же социальная ситуация в
настоящий момент характеризуется высоким
темпом жизни, большими скоростями, возросшей
ответственностью в условиях модернизации
школы, что ведет к дополнительному нервно-психическому
напряжению. Постоянное напряжение снижает
работоспособность, повышает утомляемость,
приводит к эмоциональному выгоранию,
к снижению показателей психических процессов
(памяти, внимания, мышления), что напрямую
отражается на результатах деятельности.
Здоровье педагога - деликатная и многоаспектная
проблема, которая напрямую связана с
охраной труда [1.C., 60].
- Понятие «Профессиональное
здоровье»
Первоначально внимание к вопросам обеспечения
здоровья работников связано с оформлением
движения за научную организацию труда
(НОТ). Основоположник НОТ, американский
инженер Ф. Тейлор, исходил из концепции
«экономического человека», рассматривая
рабочего как обособленную единицу, элемент
производственного процесса. По-мнению
автора, для индивида как работника нужна
социальная природа психического и физического
благополучия. Его современник Ф. Джилберт
считал, что хорошая организация труда
должна рассматривать тело и душу не только
в отдельности, но и в их взаимной связи.
Она должна не только ориентироваться
на профессиональное, умственное и нравственное
развитие работников, но и формировать
у них стремление к здоровому образу жизни.
Вопросы профессионального здоровья
начинают активно обсуждаться в Англии
в начале XX века. Так, Б. Мессио одной из важных задач
профессионального здоровья считает соблюдение
правил охраны труда. По его мнению, одна
из главных причин несчастных случаев
на производстве – переутомление работников,
влекущее за собой ослабление правильности
восприятия, памяти и сосредоточения внимания.
Энергозатраты работника при выполнении
производственных заданий должны быть
совместимы с хорошим состоянием здоровья.
Ф. Уоттс особое внимание уделяет организации
досуга работников. Необходимо создать
оптимальные духовные и физические условия
для осуществления работы самого высокого
качества.
В Советской России тема профессионального
здоровья представителей различных профессий
была представлена в трудах В.М. Бехтерева,
Ю.В. Варданяна, Э.Ф. Зеера, Е.М. Иванова,
В.М. Карвасарского, В.Н. Мясищева и др.
Профессию учителя относят к
профессии повышенного риска по частоте
возникновения невротических и психосоматических
расстройств. К числу причин относится:
повышенная продолжительность дня, высокая
нервно-психическая напряженность и социальная
ответственность. Учителя хронически
перегружены и имеют высокие риски заболевания,
как правило, они не имеют возможности
восстановить затраченные силы и, следовательно,
не в состоянии адаптироваться к возрастающему
разнообразию потребностей учеников.
Эмоционально перегруженный учитель,
скорее всего, предпочтет знакомый круг
обстоятельств и ситуаций, в которых он
хорошо и действительно может хорошо обучать,
но не рисковать новшествами, где результаты
непонятны и плохо прогнозируемы [1,C. 61].
Вышесказанное позволило сформулировать
определение профессионального здоровья
учителя, под которым мы понимаем состояние
организма, при котором он способен сохранять
и активизировать эмоциональные, когнитивные,
мотивационные, рефлексивные, регуляторные
механизмы, обеспечивающие работоспособность,
эффективность и развитие личности работника
во всех условиях и на всех этапах протекания
профессиональной деятельности [3, C. 165].
- Профвредности в труде учителя
Труд, который выделил человека
из мира животных, который в процессе эволюции
постоянно совершенствовал человека,
делал его сильным, ловким, к сожалению,
может и неблагоприятно влиять на работающего
человека. Факторы самого процесса труда
и среды, в которой он протекает, оказывающие
вредное действие на организм человека,
называют вредным производственным
фактором или профвредностью. Их
делят на 4 группы:
Вредное действие может проявиться быстрым утомлением
(снижением работоспособности), снижением
устойчивости организма к другим факторам,
увеличению числа острых и хронических
заболеваний и даже профессиональных,
развитие которых связано действительно
с условиями труда[4].
Средовые
факторы
Учитель может испытывать действие
как охлаждающего,
так и нагревающего
микроклимата, недостаточной
освещенности, проникающего
шума, загрязненного
воздуха, пыли,
содержащей мел, минеральные и органические
примеси.
Поскольку за условиями пребывания
детей ведется производственный контроль,
то влияние средовых факторов на учителя
выражено значительно меньше, чем тех,
что связано с процессом труда.
Для учителей сохраняется опасность
инфекций: гриппа, ОРВИ, гепатита А, туберкулеза,
чесотки др. Поэтому они должны вакцинироваться
наряду с детьми [4].
Психоэмоциональное
напряжение (ПЭН)
Урок, занимающий в структуре
времени основное место, является главной
нагрузкой, которая предъявляет к его
нервно-психической сфере наиболее высокие
требования.
Интеллектуальная
нагрузка связана с новыми программами,
учебниками, технологиями, необходимостью
повышать постоянно свой профессиональный
уровень, ответственность за результаты
труда. Высоки требования окружающих к
профессии учителя, его культурному уровню,
моральным качествам, внешности, одежде.
А контроли, тесты, экзамены, не всегда
ожидаемые результаты?
Неблагоприятен и эмоциональный
фон (общение с детьми, родителями,
коллегами, возможные ссоры, срывы, конфликты).
Своеобразная «детская
среда» (беготня, шум, гвалт). Учитель
и дети в одном «эмоциональном кольце»
и раздражение одного передается другому,
это неблагоприятно отражается на обучении
и здоровье как педагогов, так и учащихся.
Неравномерность
учебной нагрузки в течение дня и недели еще одна
особенность в учительском труде. Дополнительные
занятия, мероприятия, проверка работ,
классное руководство, «окна» в расписании.
В школе, как правило, нет условий
для внутрисменного отдыха, приема пищи,
что усиливает развивающееся утомление
в течение длинного рабочего дня, задерживает
восстановление.
Если по физическому напряжению труд
педагога легкий (класс
1-2), то по напряженности он
относится к третьему (вредному для здоровья классу)
– 3.1-3.2.
Возможные неблагоприятные
последствия – чувство тревоги, невротические
состояния, неврозы[4].
Горловые
нагрузки
Большое напряжение голосовых
связок, так как часто учебная нагрузка
превышает 18 часов в неделю. Это способствует
развитию профессиональных ларингитов,
увеличивает риск фарингитов и болезней
органов дыхания.
При хроническом
ларингите появляется:
быстрая утомляемость голоса,
ощущение першения,царапанье
в горле, которое вызывает потребность
постоянно откашляться.
Спутник любого умственного
труда – гиподинамия,
которая приводит к детренированности
сердечно-сосудистой системы, мышц, снижает
сопротивляемость организма к воздействию
других неблагоприятных факторов.
Таким образом учитель находится
в той же среде, что и дети и может испытывать
воздействие неблагоприятного микроклимата,
нерационального освещения, шума, запыленного
и загазованного воздуха, статического
электричества, радиочастотного излучения.
Но, судя по результатам производственного
контроля, процент неудовлетворительных
анализов незначителен. Как правило, по
вредности это будет второй, допустимый
класс труда.
К сожалению, из-за значительного нервно-психического
напряжения и напряжения
голосовых связок труд учителя относится
к третьему классу (3.1; 3.2), следовательно
названные выше факторы могут оказать вредное влияние.
Напряженность труда обусловлена особенностью
трудового процесса – обучением, интеллектуальными
и эмоциональными нагрузками. Именно специфика
труда является причиной того, что у педагогов
намного чаще, чем у представителей других
профессий, развиваются невротические
расстройства и хронические ларингиты
[4].
- Способы сохранения здоровья
педагога
Развитие многих профессиональных
заболеваний и профессионально обусловленных
заболеваний зависит от комплексного
взаимодействия повреждающих факторов
и от качества трудовой жизни. Все работники
должны приобретать гигиенические знания
и навыки, выполнять нормы и требования,
обеспечивающие безопасность труда.Система
профилактики профессиональных заболеваний и профессионально
обусловленных заболеваний. Общественная
профилактика - создание здоровых и безопасных
условий труда и быта на производстве,
на рабочем месте. Медицинская профилактика
- комплекс мер, реализуемых через систему
здравоохранения, в т. ч.:
- разработка и реализация
государственной политики по
охране труда и здоровья работников;
- соблюдение гигиенических
нормативов и регламентов, обеспечивающих
безопасность производственных
процессов;
- предварительные (при поступлении
на работу) и профилактические (периодические)
медицинские осмотры с учетом
общих противопоказаний, индивидуальной
чувствительности, прогностических
рисков развития заболеваний;
- нормализация санитарно-гигиенических
и психофизиологических условий
труда;
- рациональное использование
средств коллективной защиты
и средств индивидуальной защиты;
- проведение диспансерного
наблюдения и оздоровления;
- внедрение принципа защиты
временем (контрактная система);
- совершенствование лечебно-профилактической,
экспертной и реабилитационной
медицинской помощи пострадавшим
на производстве;
- обучение администрации
и работников организаций (предприятий)
основам медицинских знаний, способам
сохранения здоровья на рабочем месте[5].
Всемирная организация здравоохранения
(ВОЗ) выделяет 3 вида профилактики заболеваний:
первичную, вторичную и третичную. Термин
"первичная профилактика" обозначает
профилактику факторов риска среди здорового
населения, "вторичная профилактика"
- профилактика развития заболеваний при
наличии факторов риска, "третичная
профилактика" - профилактика прогрессирования
заболеваний во избежание инвалидности
и преждевременной смерти. В здравоохранении
РФ принято выделять только 2 вида профилактики
- первичную и вторичную.
Первичная профилактика направлена
на изучение и снижение влияния факторов
риска, предупреждение развития заболеваний
- общих для всего населения, отдельных
профессиональных, стажевых и возрастных
групп и индивидуумов.
Профилактические меры:
- экологический и социально-гигиенический
мониторинг условий труда и
состояния здоровья работников;
- снижение влияния общих
и профессиональных повреждающих
факторов на организм работника
(улучшение качества атмосферного
воздуха, питьевой воды, структуры
и качества питания, условий труда,
условий быта и отдыха и
др.);
- формирование здорового
образа жизни, в т. ч.: создание постоянно
действующей информационно-пропагандистской
системы, направленной на повышение уровня
знаний всех категорий работников о влиянии
негативных факторов на здоровье и возможностях
уменьшения этого влияния (развитие системы
школ общественного здравоохранения и
др. форм образования);
- санитарно-гигиеническое
воспитание;
- снижение потребления
табачных изделий и алкоголя,
профилактика наркомании;
- привлечение работников
к занятиям физической культурой,
туризмом и спортом, повышение
доступности этих видов оздоровления;
- предупреждение развития
соматических и психических заболеваний,
травматизма;
- медицинские обследования
с целью снижения влияния вредных
факторов риска, раннего выявления
и предупреждения развития заболеваний;
- иммунопрофилактика различных
групп работников;
Вторичная профилактика направлена
на предупреждение обострений и хронизации
заболеваний, ограничений жизнедеятельности
и работоспособности, снижения общей и
профессиональной трудоспособности, что
может привести к инвалидности и преждевременной
смерти.