Профессионально-важные качества для деятельности педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 19:18, реферат

Описание работы

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже при нормальных, стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня (безработица, преступность, неполные семьи, наркомания, алкоголизм, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делают процесс воспитания еще более трудным. Поэтому особенно востребованными становятся профессионализм учителей, воспитателей, классных руководителей [1].

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Типы личности учителя начальных классов…………………………..4
Глава 2. Профессионально-важные качества для деятельности педагога…….6
Глава 3. Профессиограмма…………………………….........................................9
Глава 4. Актмеограмма………………………….................................................13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературных источников……………………………………………...18

Файлы: 1 файл

Реферат Профессиограмма 1.docx

— 52.65 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Типы личности учителя начальных классов…………………………..4

Глава 2. Профессионально-важные качества для деятельности педагога…….6

Глава 3. Профессиограмма…………………………….........................................9

Глава 4. Актмеограмма………………………….................................................13

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературных источников……………………………………………...18

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже при нормальных, стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня (безработица, преступность, неполные семьи, наркомания, алкоголизм, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делают процесс воспитания еще более трудным. Поэтому особенно востребованными становятся профессионализм учителей, воспитателей, классных руководителей [1].

В «Толковом словаре русского языка» Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. профессионализм определяется как хорошее владение своей профессией, а профессионал - это человек, который (в отличие от любителя) занимается каким-нибудь делом как специалист, владеющий профессией [8].

Профессионализм учителя представляет собой систему высокого уровня его психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в комплексе с соответствующим культурно-нравственным уровнем, обеспечивающим на практике социально-востребованную подготовку к жизни подрастающего поколения.

Цель данной работы: рассмотреть понятие профессионально-важные качества педагога и показать их влияние на становление педагога как профессионала.

Задачи работы:

1. Изучить особенности  типов личности учителя начальных классов.

2. Рассмотреть сущность  профессионально-важных качеств педагога.

3. Составить профессиограмму и актмеограмму педагога.

 

 

 

 

Глава 1. Типы личности учителя начальных классов

 

Структуру личности учителя начальных классов типа «Организатор» составляют такие качества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность.

Для «Предметника» характерны наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству.

Структуру личности типа «Коммуникатор» составляют такие качества, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность. Сюда же могут быть отнесены эмоциональность и пластичность поведения, имеющие тесные связи с этими качествами.

Тип «Интеллигент» характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и безусловной нравственностью. Последнее качество, по сути дела, выступает как связующее звено между этими типами.

Из указанных типов учителей начальных классов (коммуникатор, предметник, организатор и интеллигент) каждый имеет свои способы, механизмы и каналы передачи воспитательных воздействий.

Так, учитель - «коммуникатор» отличается экстравертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к детям. Он реализует свои воспитательные воздействия на основе совместимости с учеником, поиска точек соприкосновения в личной жизни.

Для учителя - «предметника», рационалиста, твердо уверенного в необходимости знаний и их значимости в жизни, более характерно воспитание ученика средствами изучаемых предметов, путем изменения его восприятия научной картины мира, привлечения к работе в кружке и т.д.

Учитель - «организатор», нередко являющийся лидером не только у ребят, но и во всем педагогическом коллективе, преимущественно транслирует свои личностные особенности в ходе проведения различных внеклассных мероприятий. Поэтому результат его воздействий обнаруживается в сфере делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины и т.д.

Учитель - «интеллигент», или «просветитель», отличающийся принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности ребят, неся своим ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Профессионально-важные качества для деятельности педагога

 

Для реального выполнения профессиональной деятельности человек должен обладать рядом психологических качеств, необходимых для данной профессии. Профессионально-важные качества включают в себя как индивидуально-психологические особенности (свойства познавательной, эмоционально-волевой, поведенческой сферы), так и отношения личности (к себе, другим людям, труду, своей профессии, тем или иным профессиональным задачам, социальным ценностям и др.) [10].

Профессионально-важными качествами педагога являются педагогическая направленность, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия [9].

Показателями зрелости деятельности педагога является сформированность ее компонентов (педагогических задач, средств и способов педагогического воздействия, оценки и контроля педагогической деятельности), которая обусловлена уровнем развития определенных личностных качеств. Личность учителя характеризуется педагогической направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов (убеждений, склонностей, интересов), определяющей поведение учителя, его отношение к профессии, своему труду, но прежде всего к ребенку.

В ходе постановки учителем педагогических задач, их иерархии, перестраивания в зависимости от конкретных условий и ситуаций, у учителя развивается такое профессионально важное качество, как педагогическое целеполагание.

 Овладение учителем  системой средств и способов  решения педагогических задач  формирует у него педагогическое (практическое и диагностическое) мышление [11].

Быстрое и одномоментное принятие учителем педагогического решения с учетом предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого осознанного анализа возможно только при наличии педагогической интуиции. Необходимость интуитивного способа педагогического мышления обусловлена многообразием и неповторимостью реальных педагогических ситуаций и ограниченным временем поиска решения; иногда точный рациональный расчет становится просто невозможным, и именно чутье, интуиция позволяют выбрать наиболее правильное решение.

 Педагогическая импровизация  - это сиюминутная реализация идеи (в ходе урока или воспитательного мероприятия) в ответ на вопрос или реплику учащегося. Учитель получает внутренний импульс, к нему приходит новая, необычная мысль, и путь ее воплощения выбирается как интуицией, так и логикой. Импровизация - творчество учителя (в ней присутствуют все стадии творческого процесса), выработка и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми, оптимальных и нестандартных педагогических решений [6].

 Понимание учителем  сущности педагогической ситуации  по внешне незначительным признакам  и деталям, проникновение во внутренний  мир ученика по мало приметным особенностям его поведения составляет такое качество учителя, как педагогическая наблюдательность [3].

Подход учителя к ученику с оптимистической гипотезой, с верой в его возможности, резервы его личности; способность увидеть в каждом ребенке то положительное, на что можно опереться при работе с ним, составляет основу педагогического оптимизма [7].

Умение гибко перестраивать трудную педагогическую ситуацию, придавать ей положительный эмоциональный тон, позитивную и конструктивную направленность, составляет педагогическую находчивость учителя [3].

 Умение предвосхищать  поведение и реакцию учащихся  до начала или до завершения  педагогической ситуации, предусматривать  их и свои затруднения, составляет  педагогическое предвидение.

Самоанализ учителя, основанный на обобщенных принципах анализа педагогической деятельности, развивает такое профессионально важное качество, как педагогическая рефлексия.

Структура профессиональной компетентности педагога может быть раскрыта через его педагогические умения. Педагогические умения - совокупность профессиональных действий учителя, реализующих педагогические функции, выражающих индивидуально-психологические особенности педагога и свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетентности [9].

Наиболее общим умением педагога является умение профессионально мыслить и действовать, что теснейшим образом связано с умением анализировать факты и явления педагогической действительности. Все многообразие педагогических умений можно разделить на три группы: умения, связанные с постановкой задачи и организации ситуации; умения, связанные с применением приемов воздействия и взаимодействия, и умения, связанные с использованием самоанализа деятельности. Можно разделить педагогические умения также на аналитические (способность анализировать педагогическую ситуацию), проектировочные (разработка проекта образовательного процесса), прогностические (связанные с управлением образовательным процессом), адаптационные (умение перестраивать педагогическую деятельность в зависимости от особенностей ситуации) и реализационные (умение реализовать на практике цели и задачи учебно-воспитательного процесса, обеспечить включенность учащихся в различные виды деятельности) [4].

 

 

 

Глава 3. Профессиограмма

 

Суть данной профессии: специалист, осуществляющий учебную и воспитательную работу в начальных школах, в соответствии с образовательными стандартами и программами.

 Чем конкретно занимается сотрудник: профессиональная обязанность учителя - проведение уроков, в процессе которых он обеспечивает изучение учениками новой информации, повторение и закрепление пройденного ранее, контроль и выставление оценок, а также организует самостоятельную работу.

Цель образования - не только собственно обучение, но и развитие, воспитание ученика.

Учитель занимается воспитательной работой - проводит с обучающимися  различные интересные и полезные мероприятия, индивидуально разбирается с «проблемными» учениками.

Какие требования предъявляются к уровню подготовки работника: основное внимание  в подготовке учителя начальной школы уделяется педагогике, возрастной психологии и методике работы с детьми. Особое предпочтение отдается повышению общекультурного уровня будущего специалиста.

В каких условиях происходит труд: работа происходит в условиях большой нервно-психической и коммуникативной нагрузки.

Какие способности нужны для успешного овладения профессией: чтобы достигнуть успеха в учительской работе, необходим высокий уровень способностей (интеллектуальных, коммуникативных, организаторских), обстоятельная подготовка, а также личностные качества, располагающие к данной работе.

Важные личностные качества учителя:

- склонность к работе с детьми;

- высокая степень личной ответственности;

- самоконтроль и уравновешенность;

- терпимость, безоценочное отношение к людям;

- интерес и уважение к другому человеку;

- стремление к самопознанию и саморазвитию;

- находчивость и разносторонность;

- тактичность;

- целеустремленность;

- артистизм;

Информация о работе Профессионально-важные качества для деятельности педагога