Профессионально-важные качества для деятельности педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 19:18, реферат

Описание работы

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже при нормальных, стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня (безработица, преступность, неполные семьи, наркомания, алкоголизм, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делают процесс воспитания еще более трудным. Поэтому особенно востребованными становятся профессионализм учителей, воспитателей, классных руководителей [1].

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Типы личности учителя начальных классов…………………………..4
Глава 2. Профессионально-важные качества для деятельности педагога…….6
Глава 3. Профессиограмма…………………………….........................................9
Глава 4. Актмеограмма………………………….................................................13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературных источников……………………………………………...18

Файлы: 1 файл

Реферат Профессиограмма 1.docx

— 52.65 Кб (Скачать файл)

- требовательность к себе и другим;

- наблюдательность (способность) увидеть тенденции в развитии, формировании его умений, навыков, зарождение новых потребностей и интересов).

Учитель начальных классов должен обладать следующими общими и профессиональными компетенциями:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

- работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;

- ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса;

- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

- осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий;

- осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей;

- владеть методикой преподавания;

- уметь организовывать внеурочную деятельность и общение младших школьников;

- осуществлять классное руководство;

- вести работу с родителями и уметь координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом;

- создавать в учебном кабинете предметно-развивающую среду;

- выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на  основе образовательного стандарта с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса и отдельных обучающихся;

- участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

В целях успешного выполнения профессиональной деятельности учитель начальных классов должен обладать  способностями:

- ораторскими;

- организаторскими;

- вербальными;

- коммуникативными;

- высоким уровнем распределения внимания;

- хорошо развитой памятью.

Легко ли трудоустроиться обладателям данной профессии: востребованность специалистов данной профессии на рынке труда средняя.

На какие заработки можно рассчитывать: заработная плата средняя и ниже средней, зависит от педагогической нагрузки.

Каковы возможности для карьерного роста: административный рост, обучение в аспирантуре, методическая и научная работа, организация частной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Актмеограмма

 

ФИО: Крупокова Ирина Владимировна

Пол: женский

Возраст: 26 лет

Образование: высшее

Специальность: учитель начальных классов

Кадровое движение: 2011-2012 - учитель начальных классов школы №54 г. Минска

Уровень квалификации: без категории

Переподготовка и повышение квалификации: не осуществлялась

Дополнительная информация

в 2009 году приняла участие в работе «Школы лидеров: основные направления и интерактивные технологии работы с молодёжью» на базе УО «Республиканский институт высшей школы»

1. Подструктура способностей и потенциала:

характеристики вербального и невербального поведения учителя находятся на уровне ниже среднего. Особенно плохо развиты такие характеристики, как речь, выразительные движения, воздействия, наблюдательность. Уровень креативности средний (методика оценки коммуникативных способностей педагога по Л.М. Митиной, «Определение социальной креативности личности»).

2. Подструктура индивидуальности:

уровень стремления учителя к саморазвитию средний, самооценка личностью своих качеств высокая, оценка проекта педагогической поддержки характеризуется как необходимого и достаточного для самореализации. Доминирует стремление к успеху (диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности по Л.Н. Бережновой, методика А. Мехрабиан «Диагностика мотивации достижения»)

3. Подструктура направленности:

у педагога выражена направленность на общение. Он в первую очередь стремится при любых условиях поддерживать взаимоотношения с людьми, ориентироваться на совместную деятельность с окружающими, даже в ущерб выполнению конкретных заданий. Испытывает потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми (методика Б. Басса «Определение направленности личности»).

4. Подструктура характерологических особенностей и нравственных качеств:

педагог общительный, активный, инициативный, увлекающийся. При этом умеет управлять собой, целеустремленный. Умеет добиваться намеченной цели. Честолюбив, имеет некоторую зависть к успехам других людей. Любит лидировать и умеет быть организатором. Пользуется доверием и искренним уважением окружающих. Эстетичен, оживлен (экспресс-диагностика характерологических особенностей личности на основе теста Айзенка).

5. Подструктура профессиональных характеристик:

профессиональная компетентность данного педагога, обеспечивающая эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, методическими приемами, педагогическими средствами; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися, осуществление оценочно-ценностной рефлексии находится на уровне ниже-среднего (тест «Профессиональная компетентность»).

6. Акмеологические инварианты профессионализма:

педагог имеет неплохое внимание, способность к длительному сосредоточению на одном виде деятельности, саморегуляцию, умеет владеть собой, соблюдать внутреннюю дисциплину, обладает неплохой работоспособностью (методика «Тест Ландольта»).

7. Развернутое общее заключение: у данного педагога существует неплохая основа, для того, что бы быть успешным в своей профессии. Но среднее развитие таких педагогических характеристик, как речь, выразительность движений, наблюдательность, направленность на общение, а не на дело, а так же средний уровень креативности не позволяет на данном этапе говорить о педагоге, как о профессионале. Непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма данного педагога через работу методического объединения, развитие профессионализма через курсы повышения квалификации, реализация накопительной системы повышения квалификации, через самообразование, позволит решить данную проблему [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, в результате нашей работы мы пришли к выводу о том, что учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный.

Однако, учитель в гораздо более высокой степени, чем артист, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои силы. Настоящий учитель, Учитель с большой буквы - это личность, рождающая, формирующая другие личности.

Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке [9].

В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога:

- высокая гражданская ответственность и социальная активность;

- любовь к детям, потребность и способность им отдать им свое сердце;

- духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

- готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

- потребность в постоянном самообразовании;

- профессиональная работоспособность;

 - идейная убежденность, общественная активность, социальный оптимизм, коллективизм, профессиональная позиция;

- общественно-политическая осведомленность, психолого-педагогическая эрудиция, общая культура;

- организованность, коммуникативность, прогностические способности, способность к волевому воздействию, эмоциональная отзывчивость, доброта, тактичность, рефлексия на свое поведение, профессионально-педагогическое мышление, произвольное внимание, педагогическая наблюдательность, самокритичность, требовательность, креативность в области педагогической деятельности;

- уравновешенность, эмоциональная устойчивость, высокий темп психической реакции, успешность формирования навыков, экстравертированность, пластичность и т.д.

 Именно наличие этих качеств позволят педагогу стать настоящим профессионалом в своём деле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературных источников

 

1. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.

2. Вавилов Ю.П. Специфика профессии учителя начальных классов // Начальная школа. - 2002. - №8.

3. Гоноболин Ф.Н. О педагогических способностях учителя. М., 1964.

4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2002.

5. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. - СПб.1995.

6. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. М., 1990.

7. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960.

8. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

9. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993.

10. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994.

11. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. М., 2001.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Профессионально-важные качества для деятельности педагога