Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 22:31, курсовая работа
Объект исследования – технологий социальной работы с подростками.
Предметом изучения является технологии социальной работы по профилактике употребления наркотиков.
Целью нашей работы стало изучение технологий социальной работы с подростками по профилактике употребления наркотиков.
Введение ………………………………………………………………………………..3
Глава I. Основные характеристики детской и подростковой наркомании …………6
1.1. Феномен «Подростковая наркомания» ………………………………………..6
1.2. Социальные факторы способствующие развитию наркомании среди подростков ………………………………………………………………………..…11
Выводы по первой главе…………...………………………………………………...14
Глава II. Особенности профилактики наркомании в подростковой среде ……..…14
2.1. Виды, стратегии и направления профилактики наркомании ………………..14
2.2. Профилактическая помощь при работе в образовательных учреждениях …14
Выводы по второй главе……………………………………………………………...25
Заключение …………………………………………………………………………….25
Список используемой литературы …………………………………………………...27
Социально педагогические факторы зависят от воспитания ребенка в семье и ее адаптации в школьном коллективе. «Человек, как и дерево, искривляется чаще всего в молодости». Ошибки и просчеты в воспитании в детском и юношеском возрасте имеют тяжелые последствия. Подростки усваивают психологию, которая отличается от нормальной человеческой, воспринимают из окружающей среды аморальный образ жизни, копируют циничные манеры поведения. Они пренебрежительно относятся к общественным требованиям, выраженным в моральных и правовых нормах, к советам и наставлениям взрослых. Регрессивные моменты в развитии духовного мира личности закономерно оказываются в ее поведении. Поступки и действия молодых людей постепенно теряют характер невинного мальчишеского баловства, все чаще и чаще приобретая опасный для общества характер. В тех случаях, когда эти поступки и действия наносят вред обществу и его членам, они неминуемо вступают в конфликт с законом.[6 с.45-53]
По данным исследований родителей детей, употребляющих психоактивные вещества, были обнаружены:
• социальная деградация личности родителей (преступность, бродяжничество, непостоянная работа);
• неудовлетворительные условия быта в результате распада семьи;
• материальная необеспеченность родителей;
• воспитание детей в неполной семье.
На основании приведенных данных был сделан вывод, что приёму психоактивных веществ в большей степени способствуют неблагополучная семейная обстановка и неправильные условия воспитания, чем патологическая наследственность.
К социальным факторам относят две причины: мода (престижность приема психоактивных веществ) и влияние предпочитаемой подростком группы, которая доминирует в этот период жизни.
Учет особенностей подросткового возраста, факторов, которые влияют на возникновение и формирование зависимостей и тяжелых последствий этой болезни, поможет родителям предотвратить их возникновение.
Наркомания – страшная, неизлечимая или, по крайней мере, трудноизлечимая болезнь. Ни одному человеку не хотелось бы столкнуться с этой чудовищной формой зависимости. И тем более – ни одному родителю не хотелось бы, чтобы наркоманом стал его ребенок.
В чем причина опасной
распространенности наркотиков? Только
ли в том, что государство не может
наладить должный контроль над их
оборотом? Думается, это правда лишь
отчасти. В том, что люди (в первую
очередь, подростки и дети) решают
попробовать наркотические
Кто больше всего страдает
от последствий наркомании? Безусловно,
сам человек и его ближайшее
окружение. А раз так, кто, как
не семья и ближайшие
Именно родители – первые должны знать причины,которые могут способствовать развитию наркомании:
1. Отсутствие успеха в реализации собственных целей и устремлений.
2. Нечеткое понимание перспектив в жизни.
3. Повышенный уровень агрессии, лояльное отношение к насилию.
4. Недостаточно высокий уровень зрелости, пониженная самооценка (особенно на фоне завышенных родительских ожиданий).
5. Отсутствие сформированной
системы ценностей,
6. Наличие стрессовых и кризисных ситуаций в личной и семейной жизни.
7. Частые конфликты и
отсутствие эмоциональной
8. Вхождение в группу
сверстников, имеющих
9. Низкая школьная успеваемость, нежелание учиться, отсутствие увлечений.
10. Плохие отношения со
школьными учителями, низкий
Если хотя бы один из этих факторов имеет место быть (особенно в сочетании с генетической предрасположенностью к зависимостям), родителям следует серьезно задуматься и об устранении самого фактора и о предотвращении его нежелательных последствий.
Как бы ни банально звучали эти слова, но для того, чтобы ребенок не стал наркоманом, его нужно, прежде всего, любить, уважать и понимать. С ребенком нужно разговаривать. Его нужно приобщать к семейным и иным ценностям, которые впоследствии станут для него верными жизненными ориентирами и не дадут встать на неверную дорожку.
Даже если между родителями сложились сложные отношения, или у них самих в жизни все идет далеко не гладко, нельзя забывать о детях, о том, что они нуждаются в сочувствии и поддержке. Не можете справиться самостоятельно – обратитесь за помощью к психологу. В период, когда ребенок еще только становится «трудным подростком», эта мера вполне оправдана[2].
К сожалению, не всем взрослым это удается, и ребенок все-таки сбивается с пути истинного.
Как распознать признаки наркомании у сына или дочери?
1. По внешнему виду
и поведению. Наркотическое
2. По наличию следов
уколов на руках, ногах и
других характерных частях
3. По изменениям голоса (он часто становится осиплым), жалобам на сухость во рту.
4. При употреблении некоторых
видов наркотиков возможны
В случае, если у Вас возникли обоснованные предположения относительно наличия у ребенка наркотической или иной зависимости, следует незамедлительно обратиться к врачу.
Чем раньше это произойдет – тем выше шанс на то, что удастся взять ситуацию под контроль.
Подростковый возраст с его неустойчивой самооценкой и эмоциональной уязвимостью — наиболее удобное время приобщения к наркотикам. Подростки также склонны воспринимать общество как враждебную силу. Если психически здоровая личность реагирует на стресс собранностью, активностью, приспосабливаясь к экстремальной ситуации, у людей со слабой и подорванной психикой стресс оборачивается подавленностью и невротическим поведением.
Выводы по первой главе. На основании приведенных данных был сделан вывод, что приёму психоактивных веществ в большей степени способствуют неблагополучная семейная обстановка и неправильные условия воспитания, чем патологическая наследственность.
Причины способствующие развитию наркомании среди подростков две: мода (престижность приема психоактивных веществ) и влияние предпочитаемой подростком группы, которая доминирует в этот период жизни.
Учет особенностей подросткового возраста, факторов, которые влияют на возникновение и формирование зависимостей и тяжелых последствий этой болезни, поможет родителям предотвратить их возникновение.
2.1. Виды,
стратегии и направления
Профилактика зависимости от наркотиков и других психоактивных веществ — одно из важнейших и эффективных исправлений профилактики неинфекционной патологии.
В целях профилактики употребления
наркотиков важно проводить
Профилактика зависимости от наркотиков и других психоактивных веществ может быть первичной, вторичной и третичной. Рассмотрим каждую из них.
Первичная профилактика наркомании
имеет целью предотвратить
б) направление процесса осознания индивидом себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных проявлений своей личности, окружающей его среды;
в) усиление адаптационных факторов или факторов стрессорезистентности, ресурсов личности и среды, понижающих восприимчивость к болезни;
г) воздействие на факторы риска наркотизации с целью их уменьшения;
д) развитие процесса самоуправления индивидом своей жизнью (управление самоосознанием, поведением, изменением, развитием);
е) развитие социально-поддерживающего процесса.
Первичная профилактика наркомании проводится посредством нескольких стратегий.
Первая стратегия — информирование населения о психоактивных веществах (их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.
Вторая стратегия — формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.
Третья стратегия — развитие протективных факторов здорового социально эффективного поведения.
Четвертая стратегия — развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемого психоактивного вещества.
В приведенных выше стратегиях используются специальные технологии.
Социальные и педагогические технологии первичной профилактики:
— воздействие средств массовой информации;
— антинаркотическое обучение;
— использование альтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодежной активности;
— создание социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодежные организации и т.д.);
— проведение антинаркотических мотивационных акций;
- организация деятельности
социальных работников и
- деятельность системы ювенальной юстиции.
Психологические технологии первичной профилактики:
- развитие личностных ресурсов;
- формирование социальной и персональной компетентности;
- развитие адаптивных стратегий поведения;
- формирование функциональной семьи.
Медицинские технологии первичной профилактики осуществляются посредством определения генетических и биологических осбенностей и их коррекции на медицинском уровне.
Рост числа потребителей психоактивных веществ и лиц, проявляющих поведение риска — социального резерва роста заболеваемости наркоманией, определяет поле воздействия вторичной профилактики.
Главная цель вторичной профилактики — изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.
Вторичная профилактика наркомании осуществляется с применением различных стратегий.
Первая стратегия — формирование мотивации на изменение поведения.
Вторая стратегия — изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.
Третья стратегия — формирование и развитие социально-поддерживающей сети.
В этих стратегиях используются специальные технологии.
Социальные и педагогические технологии:
— формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, если оно имеет место;
— формирование мотивации на изменение поведения;
— развитие проблем - преодолевающего поведения;
Психологические технологии:
— преодоление барьеров
осознания эмоциональных
— осознание формирующейся зависимости от наркотика как проблемы личности;
— развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий проблем - преодолевающего поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация стратегии избегания);
— анализ, осознание и развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от психоактивных веществ. Развитие Я-концепции, коммуникативных ресурсов, социальной компетентности, ценностных ориентаций когнитивного развития, интернального локуса контроля; принятие ответственности за свою жизнь, свое поведение и его последствия; восприятие социальной поддержки; изменение стереотипов поведения и ролевого взаимодействия в семье; формирование психологической резистентности к давлению наркотической среды.
Медицинские технологии заключаются в нормализации физического и психического развития, биохимического и физиологического равновесия.
Третичная профилактика наркомании направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Другое направление третичной профилактики — снижение вреда от употребления наркотиков у тех, кто еще не готов полностью отказаться от них.
Третичная профилактика наркомании осуществляется с применением нескольких стратегий.
Первая стратегия — формирование мотивации на изменение поведения, включение в лечение, прекращение употребления алкоголя, наркотиков или других психоактивных веществ.
Вторая стратегия — изменение зависимых, дезадаптивных форм поведения на адаптивные.
Третья стратегия — осознание ценностей личности.
Четвертая стратегия — изменение жизненного стиля.