Профилактика детской наркомании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – технологий социальной работы с подростками.
Предметом изучения является технологии социальной работы по профилактике употребления наркотиков.
Целью нашей работы стало изучение технологий социальной работы с подростками по профилактике употребления наркотиков.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………..3
Глава I. Основные характеристики детской и подростковой наркомании …………6
1.1. Феномен «Подростковая наркомания» ………………………………………..6
1.2. Социальные факторы способствующие развитию наркомании среди подростков ………………………………………………………………………..…11
Выводы по первой главе…………...………………………………………………...14
Глава II. Особенности профилактики наркомании в подростковой среде ……..…14
2.1. Виды, стратегии и направления профилактики наркомании ………………..14
2.2. Профилактическая помощь при работе в образовательных учреждениях …14
Выводы по второй главе……………………………………………………………...25
Заключение …………………………………………………………………………….25
Список используемой литературы …………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

курсовая профилактика наркомании среди подростков.docx

— 53.97 Кб (Скачать файл)

 

Пятая стратегия — развитие коммуникативной и социальной компетентности, личностных ресурсов и адаптивных копинг-навыков.

 

Шестая стратегия —  формирование и развитие социально-поддерживающей сети.

 

В этих стратегиях используются различные технологии.

 

Социальные и педагогические технологии:

 

-    формирование  социально-поддерживающей и развивающей  среды;

 

- формирование мотивации  на изменение поведения, прекращение  употребления психоактивных веществ и постоянное поддержание процесса продвижения к здоровью;

 

- развитие навыков копинг-поведения, социальной компетентности, преодоления искушения наркотизации или алкоголизации;

 

- формирование социально-поддерживающего  поведения и стратегии поиска  социальной поддержки в социально-поддерживающих  сетях.

 

Психологические технологии:

 

 

 

- осознание личностных, экзистенциальных, духовных и нравственных ценностей;

 

- осознание личных целей  и путей их достижения;

 

-осознание влечения и  зависимости;

 

- формирование копинг-стратегий преодоления влечения и зависимости;

 

- изменение жизненного  стиля в целом;

 

- развитие коммуникативной  и социальной компетентности;

 

- развитие когнитивной,  эмоциональной и поведенческой  сфер;

 

-развитие личностных  ресурсов совладания с зависимостью.

 

Медицинские технологии заключаются  в грамотном психофармакологическом вмешательстве в соответствующие  периоды при соответствующих  терапии состояниях, а также в  нормализации физического и психического состояния, биохимического и физиологического равновесия.

 

Все виды профилактической деятельности, реализуемые в обществе, разделяются на ряд направлений:

 

— профилактика в учебных  заведениях (школьные программы);

 

— профилактика, основанная в семье (семейные и родительские программы);

 

— профилактика в организованных общественных группах населения;

 

— профилактика с помощью  средств массовой информации;

 

— профилактика, направленная на группы риска в учебных заведениях и вне       их;

 

— систематическая подготовка специалистов в области профилактики;

 

— мотивационная профилактическая работа;

 

— профилактика рецидивов;

 

— терапия социальной средой;

 

— профилактика последствий, связанных с употреблением психоактивных веществ.

 

В соответствии с этими  стратегиями строятся профилактические программы.

 

2.2.Профилактическая помощь при работе в образовательных учреждениях

В настоящее время профилактика потребления психоактивных веществ во многих школьных коллективах представлена чаще всего тематическими лекциями школьных психологов, врачей психиатров-наркологов, либо работников органов внутренних дел, а также тематическими учебными занятиями, которые иногда проводятся по типу дискуссии на заданную тему. Подобный подход не отвечает основным требованиям к предупреждению употребления психоактивных веществ в связи с тем, что в нем отсутствует последовательность, непрерывность, учет реальной ситуации. Необходимо также учитывать, что первичная профилактика входит в сферу деятельности наркологической службы только в рамках профессиональной компетенции врачей психиатров-наркологов. Вопросы постоянного воспитательного развития у учащихся общеобразовательных учреждений ценностей здорового образа жизни, предубеждения к приему токсико-наркотических средств, знаний о вреде наркотиков и токсикантов являются прямой обязанностью педагогов и школьных психологов, т.е. тех специалистов, которые имеют постоянный и непосредственный контакт с детьми и подростками, занимаются их обучением и воспитанием [12].

 

Реализация данной работы затруднена, вследствие недостаточного уровня знаний у специалистов образовательных  учреждений по проблеме наркоманий и  первичной антинаркотической профилактической работе. Особенности обучения и переобучения педагогического персонала в целях эффективного обеспечения первичной профилактики в образовательной среде заключаются в предоставлении для специалистов школы комплексной информации по существенным для первичной профилактической работы вопросам наркологии, по оптимальной тактике поведения с детьми и подростками, имеющими склонность к зависимому поведению, по формам работы с семьей при оказании первичной профилактической помощи и некоторым другим аспектам.

1. Ключевые проблемы первичной  профилактики употребления психоактивных веществ детьми и подростками в образовательной среде.

Первая проблема - как  и с какого возраста формировать у детей активную психологическую защиту, противодействие к первой пробе и приему наркотиков, к стилю жизни, связанному с наркотизацией?

Вторая проблема - как  и каким образом педагогам, воспитателям, социальным работникам, родителям безошибочно и точно определять, что ребенок начал употреблять наркотические средства, и какую наиболее оптимальную тактику применять по отношению к такому ребенку?

Третья проблема - как и каким способом активно вмешиваться и коррегировать систематическое употребление психоактивных (наркотических) веществ? Какими оптимальными средствами осуществлять комплексную реабилитацию детей и подростков, прекративших наркотизацию?

Ситуация усугубляется тем, что в недалеком прошлом ранняя алкоголизация и токсикомания преимущественно  поражали детей из неблагополучных  семей, где родители вели асоциальный  образ жизни. Эту группу детей  можно было определить как группу "риска" и целенаправленно с  ней заниматься в плане социально-профилактической помощи. Современные медико-социальные данные говорят о новом аспекте  этой проблемы. В последние 2-3 года зараженность наркотиками среди учащихся элитных  образовательных учреждений в 1,5 - 2 раза выше, чем в обычных общеобразовательных  школах, и в старших классах  она достигает 27% (в обычной общеобразовательной  школе - 12%, в сельской школе - 2-3%). Опасно то, что в данной группе детей  наркотизация длительное время носит  скрытый, для взрослых (учителей, медиков, родителей) характер.

В профилактическом аспекте  важно, что из числа опрошенных детей  и подростков около 40% пробовали на первом этапе бросить прием наркотика, но потом снова продолжили употребление. При этом среди опрошенных около 60% детей и подростков не представляли куда можно обратиться за помощью при наркологических проблемах. Из мест куда может обратиться подросток с такими проблемами 19% назвали больницу, 8% - телефон доверия, 6% - врача-нарколога, 3% - других специалистов (педагог, воспитатель), 2% - психолога, менее 1% - друзей. Лишь от 14 до 18% родителей как-то пытались помочь детям отказаться от приема наркотиков на начальной стадии злоупотребления; свыше 90% из числа опрошенных детей и подростков никак не пытались помочь друзьям бросить прием наркотиков.

Таким образом, в российской подростковой среде использование  ПАВ с целью одурманивания  занимает существенное место в досуге, групповом общении. Непосредственно  приобщаются к пробам наркотиков и других ПАВ от 20 до 30% школьников 12-17 лет. Наркотики сегодня достаточно доступны для приобретения. Можно говорить о реальной незащищенности подрастающего поколения от агрессивной экспансии наркотического соблазнения[3].

 

При этом у большинства  детей и подростков отсутствует  превентивная психологическая защита, ценностный барьер от вовлечения в  прием наркотических веществ. Начинающий принимать наркотики несовершеннолетний находится в своеобразной социально-психологической  ситуации. Это мощный прессинг рекламных  предложений нового стиля жизни  и новых ощущений, связанных с  наркотизацией. Он особенно угрожаем для  детей и подростков, потому что  в ситуации выбора у подростка  ведущими часто оказываются мотивы любопытства и подражания. Одновременно налицо безучастное отношение к  вовлечению в наркотизацию со стороны  сверстников-соучеников, друзей, а также  взрослых, отвечающих за воспитание, и  малоинформированных родителей. Данная ситуация отягощается тем, что входящие в употребление "модные" в подростковой среде наркотические средства характеризуются при повторном приеме быстрым закреплением зависимости и пристрастия (по некоторым данным за месяц и менее).

В этой ситуации учреждения образования, школьная психологическая  служба, центры социально-психологической  реабилитации явно не срабатывают на первичную профилактику ранней алкоголизации  и наркотизации детей и подростков. Для активно направленной профилактической работы необходим переход от установок по информированию детей о негативных последствиях курения, алкоголизации, наркотизации к формированию у детей ценностного отношения к здоровью, активной психологической защиты от предложений "попробовать, принять наркотик"; к формированию не только индивидуальной жизнестойкости, но и групповых форм противодействия (на уровне детского коллектива) различным формам наркотизации и отклонений в поведении.

При создании образовательных  программ, ориентированных на профилактические аспекты противодействия употреблению наркотиков, очень важным моментом является их адресность для отдельных  возрастных периодов: 5-7 лет, 8-11 лет, 12-14 лет, 15-17 лет. Образовательные превентивные программы должны быть многоплановыми, включать "уроки жизненных навыков" противодействия первой пробе алкоголя и наркотика; формировать у детей  установки на здоровый образ жизни, на неприятие асоциальных ценностей.

 

 

Выводы  по второй главе.

Реально действующая на территориальном  уровне активная антинаркотическая  профилактика должна быть основана на взаимодействии педагогов, школьной психологической  службы, психиатров-наркологов, работников социальных служб и правоохранительных органов1. Их совместная деятельность должна опираться на следующие базовые положения:

- зависимость от наркотических,  психоактивных веществ легче предупредить, чем лечить, поэтому профилактическая антинаркотическая работа в образовательной среде должна быть системной и концептуально обоснованной на основе модели активной антинаркотической профилактической помощи и законодательно разрешена в образовательных учреждениях (концептуальные и законодательные рамки);

- целевое воздействие  должно быть комплексным и  осуществляться при личностном, семейном и социальном (школа,  общество) взаимодействии (формирование и развитие социальной системы профилактики употребления психоактивных веществ и социальной поддержки на основе совместной работы специалистов, общественных объединений (группы родительской поддержки) и волонтеров, осуществляющих активную профилактику в регионе):

- в превентивных образовательных  программах в условиях угрожающей  наркологической ситуации основное  внимание следует уделять формированию  ценностей здорового образа жизни,  развитию личностных ресурсов, препятствующих  употреблению психоактивных веществ, а также развитие у несовершеннолетних жизненных навыков противостояния агрессивной среде, которая провоцирует потребление наркотиков (разработка комплекса дифференцированных обучающих программ профилактики употребления наркотиков среди детей и подростков);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Положение с употреблением  наркотических веществ среди молодежи в России, в настоящее время приобрело угрожающий характер. Если еще 4-5 лет назад 17-16 летние наркоманы были клинической редкостью, то сейчас это практически 30% от всех обратившихся за медицинской помощью наркоманов.

Потребляют наркотики  в настоящее время 45% мальчиков  и 18% девочек. Наркологическая ситуация среди подростков такова, что можно  говорить о наркоманической эпидемии среди молодежи.

В современной молодежной субкультуре стремительно формируется  феномен “наркоманического сознания” - жизненный успех, духовное совершенствование, секс, коммуникация начинают рассматриваться неотрывно от наркотического “кайфа”. Степень материального благополучия определяется по мимо марки автомобиля, дорогой одежды, способности посещать престижные увеселительные заведения, еще и возможностью приобретения “дозы” престижного наркотика.

Любая социальная структура, при наличии обязательных маргинальных групп, своей основой имеет средние  слои населения, которые должны понимать цель и смысл своей жизни. Во многих странах, пропаганда в средствах  массовой информации, литературе направлена на формирование определенной системы  ценностей и взглядов.

В школах существуют специальные  занятия, на которых отрабатываются и прививаются с ранних лет понятия об общечеловеческих ценностях. Люди радуются жизни, природе, общению, семье, детям, находят удовлетворение в профессии, хобби, осознают себя принадлежащими к определенной национальной и государственной системе. Происходит формирование обывателя, в хорошем смысле этого слова. Обывателя как хранителя социальных традиций, здравого смысла, основы общественной стабильности.

Состояние наркологической  службы страны оставляет желать лучшего. Недостаточное финансирование, отсутствие четкой концепции клинической деятельности, определенная правовая и организационная  инертность безусловно снижает качество наркологической помощи. Система помощи молодым наркоманам практически не существует, а если и существует в виде подросткового (молодежного) кабинета в структуре нарко диспансера, то оказывается практически беспомощной. Жесткая централизованность наркологической службы не позволяет в полной мере учитывать специфику того региона в котором приходится работать наркологам. В перспективе трудно ожидать “волшебного” превращения региональной наркологии в адекватную, динамично развивающуюся службу способную решить актуальные проблему в том числе молодежной наркомании.

Информация о работе Профилактика детской наркомании