Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:34, реферат

Описание работы

Предлагаем перечень заданий по профилактике нарушений письменной речи, которые учитель начальных классов может свободно включать в образовательный процесс, кроме того это не будет тормозить прохождение программы т.е. препятствовать работе учителя и не будет дублировать работу логопеда.

Файлы: 1 файл

disgraf.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Представленные выше задания могут применяться учителем при работе на уроках русского языка  и чтения. В первом классе эти  задания могут включаться в любой урок т.к. в течении всего периода обучения, учитель развивает фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов, учит различать твердые и мягкие фонемы, развивает слуховую память и слуховое восприятие, прививает умение ориентироваться в лексических и грамматических признаках слов и расширяет словарный запас. Во втором классе работа будет продолжаться, что также даёт возможность включения этих заданий в образовательный процесс, но уже будет привязываться к орфографическим правилам. Третий и четвёртый класс также могут включать аналогичные усложненные задания.

3 этап работы –  развитие фонематического анализа  и синтеза.

Работа по развитию фонематического  анализа и синтеза должна учитывать последовательность формирования указанных форм звукового анализа в онтогенезе. В процессе развития элементарных форм необходимо учитывать, что трудности выделения звука зависят от его характера, положении в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

В связи с этими  особенностями рекомендуется формировать  функцию фонематического анализа и синтеза первоначально на материале ряда из гласных (ау, уа), затем ряда – слога (ум, на), потом на материале слова из двух и более слогов.

При формировании сложных  форм фонематического анализа и  синтеза необходимо учитывать, что  всякое умственное действие происходит и проходит определённые этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действий с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план.

Рекомендуются задания:

- найти в слове первый слог и назвать в нём звуки

- найти в слове второй слог и назвать в нём звуки

- прослушайте и назовите каждый звук в предложенных словах, составьте эти слова из букв разрезной азбуки и прочитайте их

- назвать все звуки в словах по порядку, прочитать и списать предложенные слова

- написать слова по слуху

- прослушать и назвать первый, второй звуки в предложенных словах

- назвать все звуки в предложенных словах и сложить из букв разрезной азбуки и подчеркнуть две первые буквы

- прочитать и выписать слова с двумя согласными буквами в начале слова

- прослушать и назвать третий, четвёртый звук в предложенных словах

- назвать все звуки в предложенных словах и сложить из букв разрезной азбуки и подчеркнуть две последние буквы

- прочитать и выписать слова с двумя согласными в конце слова

- прочитать и найти два первых и два последних звука в предложенных словах

- прочитать и назвать три первых звука в предложенных словах

- списать и подчеркнуть две первые и две последние буквы в предложенных словах

- прочитать предложения и выписать слова с несколькими согласными, стоящими рядом

В дальнейшем работа направлена на закрепление фонематического  анализа, синтеза, звукобуквенного конструирования слов:

- вставить пропущенные буквы в слова

- составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки выбрать из предложения слова с определённым количеством звуков, устно назвать их и записать

- добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово

- подобрать слова с определённым количеством звуков

- преобразовать предложенные слова

- из данного слова составить другие слова

- от записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова

- слово-загадка

- составить графическую схему предложения

- разгадать ребус

- определить, что изменилось (какой звук убежал?)

- придумать самостоятельно слова по графическим схемам и т.п.

 На начальных этапах работы по развитию фонематического анализа и

синтеза даётся опора  на проговаривание. Однако не рекомендуется долго задерживаться на этом способе выполнения. На протяжении всей начальной школы учитель развивает все более сложные формы фонематического анализа и синтеза, развивает зрительную и речеслуховую память, формирует умение анализировать морфологическую структуру слова, выделять корень, суффикс и окончание, расширяет и уточняет словарный запас слов и т.д. поэтому гармоничное включение этих заданий в процесс обучения будет полезно вдвойне, т.к. будет являться и закреплением полученных знаний и профилактикой  нарушений письменной речи у школьников.

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом //Известия АПН РСФСР 1955. Вып. 70.
  2. Безруких М.М., Ефимова С. П., Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. Тула: Арктоус, 1996.
  3. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно-методическое пособие. – М.,2006.
  4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно- методическое пособие. - СПб., 1997.

 

  1. Никашина Н.А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников // Недостатки речи учащихся начальных классов массовой школы. – М., 1965.
  2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. - М., 1997.
  3. Ястребова А.В. Коррекция недостатков у учащихся общеобразовательных школ. М., 1997.

Информация о работе Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов