Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:34, реферат
Предлагаем перечень заданий по профилактике нарушений письменной речи, которые учитель начальных классов может свободно включать в образовательный процесс, кроме того это не будет тормозить прохождение программы т.е. препятствовать работе учителя и не будет дублировать работу логопеда.
Представленные выше
задания могут применяться
3 этап работы –
развитие фонематического
Работа по развитию фонематического анализа и синтеза должна учитывать последовательность формирования указанных форм звукового анализа в онтогенезе. В процессе развития элементарных форм необходимо учитывать, что трудности выделения звука зависят от его характера, положении в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.
В связи с этими
особенностями рекомендуется
При формировании сложных форм фонематического анализа и синтеза необходимо учитывать, что всякое умственное действие происходит и проходит определённые этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действий с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план.
Рекомендуются задания:
- найти в слове первый слог и назвать в нём звуки
- найти в слове второй слог и назвать в нём звуки
- прослушайте и назовите каждый звук в предложенных словах, составьте эти слова из букв разрезной азбуки и прочитайте их
- назвать все звуки в словах по порядку, прочитать и списать предложенные слова
- написать слова по слуху
- прослушать и назвать первый, второй звуки в предложенных словах
- назвать все звуки в предложенных словах и сложить из букв разрезной азбуки и подчеркнуть две первые буквы
- прочитать и выписать слова с двумя согласными буквами в начале слова
- прослушать и назвать третий, четвёртый звук в предложенных словах
- назвать все звуки в предложенных словах и сложить из букв разрезной азбуки и подчеркнуть две последние буквы
- прочитать и выписать слова с двумя согласными в конце слова
- прочитать и найти два первых и два последних звука в предложенных словах
- прочитать и назвать три первых звука в предложенных словах
- списать и подчеркнуть две первые и две последние буквы в предложенных словах
- прочитать предложения и выписать слова с несколькими согласными, стоящими рядом
В дальнейшем работа направлена на закрепление фонематического анализа, синтеза, звукобуквенного конструирования слов:
- вставить пропущенные буквы в слова
- составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки выбрать из предложения слова с определённым количеством звуков, устно назвать их и записать
- добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово
- подобрать слова с определённым количеством звуков
- преобразовать предложенные слова
- из данного слова составить другие слова
- от записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова
- слово-загадка
- составить графическую схему предложения
- разгадать ребус
- определить, что изменилось (какой звук убежал?)
- придумать самостоятельно слова по графическим схемам и т.п.
На начальных этапах работы по развитию фонематического анализа и
синтеза даётся опора на проговаривание. Однако не рекомендуется долго задерживаться на этом способе выполнения. На протяжении всей начальной школы учитель развивает все более сложные формы фонематического анализа и синтеза, развивает зрительную и речеслуховую память, формирует умение анализировать морфологическую структуру слова, выделять корень, суффикс и окончание, расширяет и уточняет словарный запас слов и т.д. поэтому гармоничное включение этих заданий в процесс обучения будет полезно вдвойне, т.к. будет являться и закреплением полученных знаний и профилактикой нарушений письменной речи у школьников.
ЛИТЕРАТУРА
Информация о работе Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов