Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:40, реферат

Описание работы

Зависимое поведение личности представляет собой серьёзную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрату работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространённый вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью.
В широком смысле под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации». Условно можно говорить о нормальной и чрезмерной зависимости. В некоторых случаях наблюдается нарушение нормальных отношений зависимости, склонность к чрезмерной зависимости, которая порождает проблемные симбиотические отношения, чрезмерную привязанность к чему-либо, или зависимое поведение.

Файлы: 1 файл

_files_files_Профилактика зависимого поведения(1).doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

Профилактика  зависимого (аддиктивного) поведения  учащихся

Зависимое поведение личности представляет собой серьёзную социальную проблему, поскольку в выраженной форме  может иметь такие негативные последствия, как утрату работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространённый вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью. 
В широком смысле под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации». Условно можно говорить о нормальной и чрезмерной зависимости. В некоторых случаях наблюдается нарушение нормальных отношений зависимости, склонность к чрезмерной зависимости, которая порождает проблемные симбиотические отношения, чрезмерную привязанность к чему-либо, или зависимое поведение.  
Зависимое поведение, таким образом, оказывается тесно связанным как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями её потребностей. В специальной литературе употребляется ещё одно название рассматриваемой реальности – аддиктивное поведение. В переводе с английского addiction – склонность, пагубная привычка. 
Зависимое (аддиктивное) поведение как вид девиантного поведения личности в свою очередь имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теоретически (при определённых условиях) это могут быть любые объекты или формы активности – химическое вещество, деньги, работа, игры, физические упражнения или секс. 
В реальной жизни более распространены такие объекты зависимости, как: 1) психоактивные вещества (легальные и нелегальные наркотики); 2)алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе); 3) пища; 4) игры; 5) секс; 6) религия и религиозные культы. 
В соответствии с перечисленными объектами выделяют следующие формы зависимого поведения:

  • Химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость).
  • Нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды).
  • Гэмблинг – игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры).
  • Сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм и др.).
  • Религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлечение в секту).

Итак, зависимое (аддиктивное) поведение – это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации. Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной – от практически нормального поведения до тяжёлых форм биологической зависимости, сопровождающихся выраженной соматической психологической патологией. Выбор личностью конкретного объекта зависимости отчасти определяется его специфическим действием на организм человека. Как правило, люди отличаются по индивидуальной предрасположенности к тем или иным объектам аддикции. 
Различные формы зависимого поведения имеют тенденцию сочетаться или переходить друг в друга, что доказывает общность механизмов их функционирования. Следовательно, несмотря на кажущиеся внешние различия, рассматриваемые формы поведения имеют схожие психологические механизмы. В связи с этим выделяют общие признаки аддиктивного поведения.

Прежде всего, зависимое поведение  личности проявляется в её устойчивом стремлении к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком как импульсивно-категоричное, непреодолимое, ненасыщаемое. Внешне это может выглядеть как борьба с самим собой, а чаще – как утрата самоконтроля.

Аддиктивное поведение появляется не вдруг, оно представляет собой непрерывный процесс формирования и развития зависимости. Аддикция имеет начало (нередко безобидное), индивидуальное течение (с усилением зависимости) и исход. Мотивация поведения различна на различных стадиях зависимости.

Ещё одной характерной особенностью зависимого поведения является его цикличность. Перечислим фазы одного цикла:

  • наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению;
  • усиление желания и напряжения;
  • ожидание и активный поиск объекта аддикции;
  • получение объекта и достижение специфических переживаний;
  • расслабление;
  • фаза ремиссии (относительного покоя).

Далее цикл повторяется  с индивидуальной частотой и выраженностью. Например, для одного человека цикл может продолжаться месяц, для другого  – день. 
Зависимое поведение не обязательно приводит к заболеванию или смерти (как, например, в случаях алкоголизма или наркомании), но закономерно вызывает личностные изменения и социальную дезадаптацию. Первостепенное значение имеет формирование аддиктивной установки – совокупности когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей, вызывающих аддиктивное отношение к жизни.

Аддиктивная установка выражается в появлении сверхценного эмоционального отношения к объекту аддикции (например, в беспокойстве о том, чтобы был постоянный запас сигарет, наркотика). Мысли и разговоры об объекте начинают преобладать. Усиливается механизм рационализации – интеллектуального оправдания аддикции («все курят», «без алкоголя нельзя снять стресс», «кто пьёт, того болезни не берут»). При этом формируется так называемое магическое мышление (в виде фантазий о собственном могуществе или всемогуществе наркотика) и «мышление по желанию», вследствие чего снижается критичность к негативным последствиям аддиктивного поведения и аддиктивному окружению («всё нормально», «я могу себя контролировать», «все наркоманы – хорошие люди»).

Параллельно развивается недоверие  ко всем «другим», в том числе  специалистам, пытающимся оказать аддикту  медико-социальную помощь («они не могут  понять меня, потому что сами не знают, что это такое»). Аддиктивная установка неизбежно приводит к тому, что объект зависимости становится целью существования, а употребление – образом жизни. Жизненное пространство сужается до ситуации получения объекта. Всё остальное – прежние моральные ценности, интересы, отношения – перестают быть значимыми. Желание «слиться» с объектом настолько доминирует, что человек способен преодолеть любые преграды на пути к нему, проявляя незаурядную изобретательность и упорство. Неудивительно, что ложь зачастую становится неизменным спутником зависимого поведения. Критичность к себе и своему поведению существенно снижается, усиливается защитно-агрессивное поведение, нарастают признаки социальной дезадаптации. Пожалуй, одним из самых негативных проявлений аддиктивной установки является отрицание болезни или её тяжести. Нежелание аддикта признавать свою зависимость («я – не алкоголик», «если захочу, брошу пить») осложняет его взаимоотношения с окружающими и существенно затрудняет оказание помощи, а в ряде случаев делает зависимость непреодолимой. 
Субъективно аддиктивное поведение переживается как невозможность жить без объекта аддикции, как непреодолимое влечение к нему. Это поведение носит выраженный аутодеструктивный характер, поскольку неизбежно разрушает организм и личность. Современное состояние науки позволяет говорить о следующих условиях и причинах (факторах) аддиктивного поведения. К внешним социальным факторам, способствующим формированию зависимого поведения, можно отнести технический прогресс в области пищевой промышленности, фармацевтической и др. индустрий, вырабатывающих на рынок всё новые и новые товары – потенциальные объекты зависимости. Кроме того, по мере урбанизации мы наблюдаем, как ослабевают межличностные связи между людьми. Стремясь к независимости, человек утрачивает необходимые ему поддержку и ощущение безопасности. Вместо того чтобы искать удовлетворение в человеческих взаимоотношениях, мы всё больше обращаемся к бездушным продуктам цивилизации. Для некоторых социальных групп зависимое поведение является проявлением групповой динамики. Например, на фоне выраженной тенденции группирования подростков психоактивные вещества выступают в роли «пропуска» в подростковую субкультуру. Субкультура может выступать в разнообразных формах: подростковая группа, неформальное объединение, сексуальное меньшинство или просто мужская компания. Очевидно, что в подростковом и юношеском возрасте влияние субкультуры максимально, это один из наиболее значимых социальных факторов зависимого поведения.

Как правило, ведущая  роль в происхождении аддиктивного поведения приписывается семье, младенческой травме в первые два года жизни. Травма может быть связана с физической болезнью, с утратой матери или её неспособностью удовлетворять потребности ребёнка, с несовместимостью темпераментов матери и ребёнка, чрезмерной врождённой возбудимостью малыша, наконец, с какими-то действиями родителей. Серьёзной проблемой семей зависимых личностей могут быть эмоциональные расстройства у самих родителей, которые, как правило, сопровождаются неспособностью родителей выражать в словах свои чувства. Отсутствие границ между поколениями, чрезвычайная психологическая зависимость членов семьи друг от друга – ещё один негативный фактор. В семьях с нарушенными границами аддиктивное поведение может выступать одним из способов влияния на поведение других членов, при этом сама зависимость может давать ощущение независимости от семьи. 
Семья играет существенную роль не только в происхождении, но и в поддержании зависимого поведения. Родственники сами могут иметь различные психологические проблемы, в силу чего они нередко провоцируют «срыв» аддикта, хотя реально страдают от него. В случае длительного сохранения аддиктивного поведения у кого-либо из членов семьи, у родственников аддикта, в свою очередь, могут появляться серьёзные проблемы и развиваться состояние со-зависимости. Имеются ввиду негативные изменения в личности и поведении родственников вследствие зависимого поведения кого-либо из членов семьи. 
Очевидно, что не менее важную роль играют индивидуальные особенности конкретной личности. Можно выделить следующие психологические особенности личности аддикта, которые являются мишенями для психокоррекционной работы:

  • в поведенческой сфере: эгоцентризм, избегание решений проблем, преимущественно однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, неуверенность в себе, высокий уровень притязаний, низкая самокритичность;
  • в аффективной сфере: эмоциональная лабильность, низкая толерантность, быстрое возникновение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, появление социофобии, агрессивность;
  • искажение мотивационно-потребностной сферы: блокировка потребности в защищённости, самоутверждении, свободе, принадлежность к временной перспективе;
  • наличие когнитивных искажений, увеличивающих дисгармонию личности, «аффективная логика»: произвольное отражение – «Я – неудачник», «Я – супермен»; селективная выборка – «Меня никто не любит, потому что я плохо учусь»; сверхраспространённость – «Все наркоманы, так как принимают лекарства»; абсолютное мышление – «Всё или ничего», «Мир чёрный или белый»; персонализация – «Эта реплика не случайна, она относится ко мне».

Говоря о факторах зависимого поведения, следует ещё  раз подчеркнуть, что в его  основе лежат естественные потребности человека. Склонность к зависимости в целом является универсальной особенностью человека. При определённых условиях, однако, некоторые нейтральные объекты превращаются в жизненно важные для личности, а потребность в них усиливается до неконтролируемой.

Зависимое поведение личности регулируется различными социальными институтами. Общественное воздействие может  носить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологической помощи. Психологическая помощь как один из уровней рассматриваемой системы играет в ней связующую роль и отличается выраженной гуманистической направленностью. Этот факт получил отражение в таких принципах психологической работы, как конфиденциальность, добровольность и личная заинтересованность, принятие человеком ответственности за свою жизнь, взаимное доверие, поддержка, уважение личности и индивидуальности. 
Психологическая помощь имеет два ведущих направления: психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика) и психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация). Профилактика зависимого поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают её комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, например, с подростками. 
Существуют различные формы психопрофилактической работы.  
Первая форма – организация социальной среды. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. Профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Работа с молодёжной субкультурой может быть организована в форме движения «Молодёжь против наркотиков» или одноименной акции с выступлением популярных рок-групп. 
Вторая форма психопрофилактической работы – информирование. Это наиболее привычное направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения её способности к принятию конструктивных решений. Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация по полу, возрасту, социально-экономическим характеристикам.  
Третья форма – активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы:

Информация о работе Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения учащихся