Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:40, реферат
Зависимое поведение личности представляет собой серьёзную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрату работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространённый вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью.
В широком смысле под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации». Условно можно говорить о нормальной и чрезмерной зависимости. В некоторых случаях наблюдается нарушение нормальных отношений зависимости, склонность к чрезмерной зависимости, которая порождает проблемные симбиотические отношения, чрезмерную привязанность к чему-либо, или зависимое поведение.
Четвёртая
форма – организация деятельности,
альтернативной зависимому поведению.
Предполагается, что люди используют психоактивные
вещества, улучшающие настроение, до тех
пор, пока не получат взамен что-то лучшее.
Альтернативными формами активности признаны:
познание (путешествие), испытание себя
(походы в горы, спорт с риском), значимое
общение, любовь, творчество, деятельность
(в том числе профессиональная, религиозно-духовная,
благотворительная).
В семейном воспитании ведущими профилактическими
задачами выступают: раннее воспитание
устойчивых интересов, развитие способности
любить и быть любимым, формирование умения
себя занять и трудиться. Если к подростковому
возрасту позитивные потребности не сформированы,
личность оказывается уязвимой в отношении
негативных потребностей и занятий.
Пятая форма
– организация здорового образа
жизни. Она исходит из представлений
о личной ответственности за здоровье,
гармонию с окружающим миром и своим организмом.
Здоровый стиль жизни предполагает здоровое
питание, регулярные физические нагрузки,
соблюдение режима труда и отдыха, общение
с природой, исключение излишеств.
Шестая форма
– активизация личностных ресурсов.
Активные занятия подростков спортом,
их творческое самовыражение, участие
в группах общения и личностного роста,
арт-терапия – всё это активизирует личностные
ресурсы, в свою очередь обеспечивающие
активность личности, её здоровье и устойчивость
к негативному внешнему воздействию.
Седьмая форма
– минимизация негативных последствий
зависимого поведения. Данная форма
работы используется в случаях уже сформированного
зависимого поведения. Она направлена
на профилактику рецидивов или их негативных
последствий. Например, наркозависимые
подростки могут получать своевременную
медицинскую помощь, а также необходимые
знания по сопутствующим заболеваниям
и их лечению.
В различных видах психопрофилактической
работы могут использоваться схожие формы
и методы. По способу организации работы
выделяют следующие формы психопрофилактики:
индивидуальная, семейная, групповая работа.
В целях предупреждения зависимого поведения
используются различные социально-психологические
методы. Среди ведущих методов психопрофилактической
работы: информирование, групповые дискуссии,
тренинговые упражнения, ролевые игры,
моделирование эффективного социального
поведения, психотерапевтические методики.
Информация о работе Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения учащихся