Профориентационная работа в сельской школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов профориентационной работы в сельской школе.
В процессе изучения ставятся следующие задачи:
Рассмотреть понятие и сущность профориентационной работы.
Изучить содержание предпрофильной подготовки в сельских школах.
Раскрыть методы и формы профориентационнной работы с обучающимися сельский школ

Содержание работы

Введение.
Понятие и сущность профориентационной работы.
Содержание предпрофильной подготовки в сельских школах.
Методы и формы профориентационнной работы с обучающимися сельский школ.
Заключение.
Список источников.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 39.40 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа «Организация профориентационной работы с обучающимися  сельских школ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

  1. Понятие и сущность профориентационной работы.
  2. Содержание предпрофильной подготовки в сельских школах.
  3. Методы и формы профориентационнной работы с обучающимися сельский школ.

Заключение.

 Список источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

        Сегодняшняя ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники общеобразовательной школы в профессиональном самоопределении, заставляют по- новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. В феврале 2010 года, излагая содержание национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», президент РФ Д.А. Медведев отметил, что в 21 веке «… важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».Д.А. Медведев подчеркнул, что дети будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое,формулировать свои интересы и осознавать свои возможности. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на его начальной, основной и старшей ступенях.

         Задача учителя – помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Каждый учащийся должен знать, зачем он учится. Результат образования – это не только знания по определенным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении... Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности.

        Осуществляемая на сегодняшний день система профориентационной работы в сельской школе это, прежде всего совокупность научно-методической и организационно-педагогической деятельности по формированию образовательной среды, способствующей самоопределению учащихся. Актуальность данной проблемы возросла в нашей стране с изменением социально-экономического устройства государства.

        Проблема ориентации учащихся на профессию посвящено немало диссертационных исследований. Однако, несмотря на очевидный интерес ученых, недостаточно исследован аспект, касающийся управленческого содействия сельским школьникам в выборе сельскохозяйственной профессии на начальном (допрофессиональном) этапе.

        До сих пор никто не рассматривал в комплексе факторы, влияющие на выбор сельских детей. Не определен состав, и условия системного воздействия управленческих мер на решение школьников о будущей профессии на региональном и местных уровнях.

         В процессе профессионального самоопределения учащихся нередко побуждающей стороной оказывается начальное профориентационное образование обучающихся.

Целью курсовой работы является  изучение теоретических аспектов профориентационной работы в сельской школе.

В процессе изучения ставятся следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие и сущность профориентационной работы.
  2. Изучить содержание предпрофильной подготовки в сельских школах.
  3. Раскрыть методы и формы профориентационнной работы с обучающимися сельский школ.

Глава 1. Понятие и сущность профориентационной работы.

         Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых ЗУНов, но и обладать такими личностными качествами, позволившие бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России, предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где в 8-х и 9-х классах должна осуществляться предпрофильная подготовка.

Существенное отличие  современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.

Школа должна осознать свою долю экономической ответственности  перед страной. Профориентационной работе следует занять важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.

Ориентация - умение разобраться  в окружающей обстановке или направление  деятельности в определённую сторону.

В широком смысле слова  профориентация - система общественного  и педагогического воздействия  на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор  профессии.

В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности  и готовности к сознательному  выбору профессии.

Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти  уровни взаимосвязаны.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися  необходимого объёма знаний о социально-экономических  и психофизических характеристиках  профессий.

В школе профориентационная работа проводится под руководством заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками.

Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:

- сформировать положительное  отношение к труду;

-научить разбираться  в содержании профессиональной  деятельности;

-научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными  качествами;

-научить анализировать  свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании  и оценке качеств и возможностей  своей личности)

Глава 2. Содержание предпрофильной подготовки в сельских школах.

Начиная с первого года обучения детей учитель, классному руководитель сельской школы вводит работу по профессиональной ориентации учащихся в нижеследующих направлениях.

- Профессиональная  информация, включающая в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для его трудового самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в специалистах разного профиля. Задача педагогов, осуществляющих профориентацию, – довести эти сведения до учащихся через различные формы профориентационной работы.

– Профессиональное воспитание, включающее в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы в плане профессионального воспитания заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет учащимся на практике определить свои склонности и способности. Последние формируются и развиваются в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности, поэтому в школе необходимо использовать различные формы учебной и внеклассной работы в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

- Профессиональное  консультирование – это изучение личности учащегося и на этой основе выдача ему профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер, поэтому классный руководитель может использовать такие методы работы, как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся, встречи и беседы с их родителями.

При планировании и проведении профориентационной  работы  соблюдаются следующие принципы:

1) Систематичность и преемственность, то есть профориентационная работа не

ограничивается работой  только со старшеклассниками. Она ведется  с первого по выпускной класс с учетом возрастных запросов и особенностей детей.

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями.

4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах), т. е. для работы по профессиональной ориентации в сельской школе ее педагогическому персоналу рекомендуется: располагать социально-экономическими характеристиками различных профессий, знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда.

Кроме того, рекомендуется: пользоваться технологическими характеристиками, включающими в себя описание производственных процессов и профессиональных задач; медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей.

В условиях реализации Национальной образовательной инициативы «Наша  новая школа», в целях оказания практической помощи учащимся в определении профиля своего дальнейшего обучения и осуществления сознательного и самостоятельного профессионального выбора рекомендуется осуществление следующих мер. В каждой школе необходимо разработать Положение о профориентационной работе в школе (Приложение № 1); создать центр (совет) профориентационной работы в школе, назначить ответственного за его работу (чаще всего это зам. директора ОУ по ВР) (Приложение № 2); разработать Положение о центре (совете) профориентационной работы в школе (Приложение № 3); составить перспективный план работы на период 3-х-4-х лет (Приложение № 4) и план профориентационной работы на учебный год (Приложение № 5), являющийся составной частью общешкольного плана. На его основе составляются планы работы с классом (группой) на учебный год с учетом возрастных особенностей школьников; разработать собственную программу по профориентации.

Главным содержанием этих программ должна стать работа педагогического коллектива по оказанию помощи в профессиональном самоопределении школьников. Непосредственную работу по профориентации должны проводить классные руководители, школьный психолог, социальный педагог, библиотекарь, медицинский работник, учителя начальных классов, учителя-предметники.

Эффективность профориентации школьников следует оценивать с  учетом следующих критериев:

- степень информированности  учащихся о профессии и путях  ее получения,

- наличие потребности  в обоснованном выборе профессии,

- уверенность школьника  в социальной значимости труда,

- степень самопознания  школьника,

- наличие у учащегося  обоснованного профессионального  плана.

Глава 3. Методы и формы профориентационнной работы с обучающимися сельский школ.

        Большое значение имеет профессиональное просвещение учащихся. Под ним понимается сообщение школьникам определенной суммы знаний о различных видах производства и профессиях, о формах и способах получения той или иной специальности, об условиях труда и перспективах роста. Без этого невозможна эффективная подготовка учащихся к осознанному выбору профессии.

         Классный руководитель сельской школы начинает углубленную работу по профпросвещению, как правило, в V-VI классах. Помогают ему преподаватели трудового обучения, которые дают ребятам первоначальные знания о профессиях, изделиях, принципах устройства простейших механизмов, приобщают к работе с различными материалами, развивают воображение и творческое отношение к делу, знакомят с образцами народных ремесел.

         Изучение и анализ опыта работы многих классных руководителей показывает, что беседы о профессиях в этот период носят общий характер, они ведутся в плане морально-психологической подготовки учащихся к труду.

Информация о работе Профориентационная работа в сельской школе