Профориентационная работа в сельской школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов профориентационной работы в сельской школе.
В процессе изучения ставятся следующие задачи:
Рассмотреть понятие и сущность профориентационной работы.
Изучить содержание предпрофильной подготовки в сельских школах.
Раскрыть методы и формы профориентационнной работы с обучающимися сельский школ

Содержание работы

Введение.
Понятие и сущность профориентационной работы.
Содержание предпрофильной подготовки в сельских школах.
Методы и формы профориентационнной работы с обучающимися сельский школ.
Заключение.
Список источников.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 39.40 Кб (Скачать файл)

        С VII класса, когда школьники начинают осознавать важность правильного выбора профессии и осведомлены о значительном круге специальностей, классный руководитель вместе со специалистами сельского хозяйства, преподавателем трудового обучения знакомит учащихся с производством на предприятиях района, совхоза, выделяет круг профессий для более детального ознакомления с ними школьников. [11, с. 12]

        Начиная с VIII класса, классный руководитель уже подробно знакомит учащихся с особенностями различных профессий, дает информацию о том, где ее приобрести и т. п. Опытные педагоги умело привлекают к профориентационной работе учащихся ПТУ, вузов, которые рассказывают школьникам о своей будущей специальности, о правилах приема и условиях работы после их окончания. Особую роль играют читательские конференции, просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей, посвященных людям различных профессий.

        Одной из распространенных форм профессионального просвещения является экскурсия учащихся на сельскохозяйственные предприятия колхоза (совхоза), района, на поля и фермы, в ПТУ, в вузы и другие объекты. Подготовку к этим экскурсиям классный руководитель осуществляет совместно с активом класса, привлекает родителей, местных специалистов сельского хозяйства. Хорошо организованные экскурсии расширяют кругозор учащихся, помогают глубже усвоить учебный материал, знакомят школьников с производством.

        Эффективность экскурсии зависит от того, насколько удачно продуманы ее план и содержание, заблаговременно проведена организационная и методическая подготовка. Классный руководитель своевременно договаривается о выделении экскурсовода-производственника, знакомит его с целями и задачами предстоящего мероприятия. [7, с. 30]

       Обычно после экскурсии учащиеся выполняют практические задания:

1. Подготовить информацию о перспективах  развития сельскохозяйственного  производства.

2. Подготовить сообщение о лучших  работниках предприятия на одну  из тем: «Человек красив трудом»,  «Герои труда».

3. Оформить фотовыставку образцов  продукции предприятия и поместить  ее в «Уголке профориентации»  и др.

        Практика работы классных руководителей сельских школ показывает, что удачной формой углубленного ознакомления учащихся с отдельными профессиями является вовлечение школьников в группы по интересам (механизаторов, животноводов, полеводов). Занятия в них проводят специалисты совхоза. В группах по интересам школьники подробно изучают вопросы:

Что нужно знать и уметь специалисту.

Общая характеристика профессии (ее специфика, значение, распространенность, современное  положение и перспектива развития).

Выпускаемый продукт труда. Степень  механизации.

Гигиенические условия труда.

Психофизиологические требования к специалисту.

Материально-экономические условия  труда.

Возможности повышения квалификации и творческого роста.

        Ценность групп по профессиональным интересам заключается в том, что они дают возможность учащимся под руководством специалистов попробовать свои силы в полюбившемся деле: поработать на колхозных (совхозных) полях, в лесничестве, на ферме. [7, с. 31]

       Одной из эффективных форм профпросвещения учащихся IX-X классов являются факультативные занятия по выбору профессий, которые ведут специалисты.

       Опыт работы сельских школ показывает, что в условиях многоотраслевого хозяйства без помощи учителя школьникам нелегко составить правильное представление о потребностях в кадрах, о реальных возможностях трудоустройства и поступления на учебу, о требованиях разных профессий к человеку. Следует учитывать и то, что учащиеся не всегда правильно оценивают свои способности. Именно поэтому система работы по профпросвещению должна включать в себя и профессиональную пропаганду, то есть знакомство школьников с наиболее значимыми профессиями - сначала с простыми, затем с более сложными, важными и необходимыми из них. Профессиональная пропаганда учитывает потребности народного хозяйства страны, области, конкретного района, колхоза (совхоза) на ближайшие 10-15 лет. В ее основу должны быть положены достижения науки; ее цель в том, чтобы поднять престиж некоторых непопулярных в глазах молодежи профессий (сфера обслуживания, ряд сельскохозяйственных специальностей). Основные требования к пропаганде - глубокое содержание, эмоциональность, образность.

        Важной частью работы по профориентации является организация профориентационной консультации. Классный руководитель часто сталкивается с разнообразными психолого-педагогическими ситуациями: один ученик не задумывается серьезно о своей будущей специальности, другой под влиянием случайных факторов уже сделал необоснованный выбор, у третьего - жизненные планы нереальные, у четвертого - не согласуются с позицией родителей и т. д. Поэтому зачастую при выборе трудового пути выпускником школы классный руководитель выступает в роли профконсультанта. Он помогает учащимся и их родителям разобраться в профессионально значимых личных качествах (склонности, способности, состояние здоровья), способствует тому, чтобы школьник познал самого себя в целях дальнейшего сознательного формирования профессиональных качеств; знакомит с системой профессиональных учебных заведений (начиная от краткосрочных курсов и кончая вузами).

        Следует заметить, что профконсультация, как и любая педагогическая работа, требует индивидуального подхода к учащимся. Ее назначение заключается в том, чтобы каждому ученику в соответствии с индивидуальными психофизиологическими особенностями, направленностью личности помочь правильно найти свое место в жизни, чтобы выпускник школы активно и творчески мог участвовать в социалистическом строительстве.

       Существует проблема, которая волнует большинство классных руководителей: на какую «меру точности» может претендовать классный руководитель в роли профконсультанта, когда он помогает учащемуся корректировать его профессиональные планы. До какого предела можно уточнять совет? Нужно ли советовать одну единственную специальность или две (основную и резервную), либо только некоторую область деятельности? Тогда какую же именно? Что нужно предвидеть, прогнозировать в связи с профконсультацией учащихся?

      Прогнозная профконсультационная оценка должна относиться к следующим характеристикам ученика как будущего субъекта трудовой деятельности: 1) к успеваемости его в том или ином виде труда; 2) к удовлетворенности работой; 3) к тем затратам в виде потерь здоровья, которые понесет человек на пути к достижению успехов в труде. Эта психофизиологическая «цена» должна быть минимальной при максимальном успехе и удовлетворенности. [11, с. 13]

       Поясним на примере. Человек - очень «адаптивная система», он может усвоить самые различные виды действия и приспособиться к самым разнообразным условиям и обстоятельствам. Допустим, что малообщительный, замкнутый, стеснительный человек оказался в роли продавца или организатора сельскохозяйственного производства. Возможно, он будет успешно справляться с работой за счет добросовестности, самоконтроля, мобилизации всех ресурсов ума и самообладания; успех и обусловленное им положение могут обеспечить ему сознание удовлетворенности. Но, как показывает опыт, человек такого типа в ситуациях частых контактов с людьми неизбежно испытывает нервные перегрузки, снижает работоспособность. В то же время на его месте человек общительный, подвижный справляется с подобной работой успешно. Однако, в свою очередь, он, возможно, будет вынужден бороться с дремотой при спокойной, кропотливой, монотонной работе. Тогда возникает та же проблема психофизиологической «цены». Итак, хотя почти каждый смог бы выполнить такую работу, стоит все-таки решить, какой вид деятельности наиболее соответствует данной личности с точки зрения изложенных выше критериев наилучшей адаптации к труду.

        От профконсультанта требуется соблюдение норм профессионально-педагогической этики. Его деятельность является психолого-педагогической, она направлена на формирование активного, сознательного члена общества. Опытные классные руководители работу по профконсультации не отождествляют с вербовкой или превращением в замаскированную научными атрибутами систему управления профессионализацией (вхождением в профессию) личности учащегося только в интересах какой-либо узкой, социальной, ведомственной группы профессий. Она осуществляется ими с широкой позиции потребностей государства, общества. При этом обязательно учитываются интересы каждой личности.

        Обоснованный совет о выборе профессии означает учет не только психолого-педагогических факторов самоопределения молодого человека. Необходимым компонентом профконсультационной деятельности является профессиональная диагностика, которая занимается изучением личности, ее психологических и физиологических особенностей. Если вид труда выбран неправильно с точки зрения состояния здоровья, он может принести вред организму, вызвать обострение какого-либо заболевания, задержать всестороннее развитие личности и т. д. Поэтому классный руководитель привлекает к своей работе по профконсультации школьного врача, специалистов-медиков, которые определяют профессиональную пригодность школьника к той или иной профессии. [11, с. 13]

Заключение.

       Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать.

       Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов.

       Сформировать у школьников личностный смысл выбора профессии, выработать умения, соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Осуществляется выполнение данных задач через дальнейшее самопознание, самообразование и самовоспитание и овладение оптимальными знаниями, умениями по научным основам выбора профессии в процессе изучения специальных курсов. В этом и заключается основные понятия профориентации и ее системы в общеобразовательных учреждениях.

       Профориентационная работа со старшеклассниками не может быть каким то отдельным направлением, она проводится систематически и тесно связана со всей учебно-воспитательной работой школы. Профориентационная работа является интегральной частью всей учебно-воспитательной работы и должна занимать важное место во всех учебных и воспитательных программах школы, во всей внеклассной и внешкольной работе.

       В подростковом возрасте, как правило, формируется готовность к выбору профессии. И чем раньше совпадут интерес и выбор профессии, тем больше возможностей сформировать устойчивый и осознанный интерес ученика к выбранной профессиональной деятельности. Этому способствует проявляющееся уже в подростковом возрасте психологическое новообразование – потребность в профессиональном самоопределении.

       Осуществляя задачи профориентации в работе со старшеклассниками, необходимо оказывать помощь в выявлении профессиональных склонностей учащихся и вовлечении каждого ученика в различные формы внеклассной работы по развитию интересов, обеспечивать активное участие учащихся в школьных мероприятиях по подготовке к сознательному выбору профессии.

      Основное содержание профориентационной работы с обучащимися сельской школы составляет работа по формированию осознанного выбора, развитию профессионально значимых качеств, активной жизненной позиции личности в выборе профессии.

Таким образом, профессиональная ориентация в общеобразовательном сельском учреждении представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности и формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда.

Список источников.

 1. Алексеева, С.В. Профильная сельская школа: модели, содержание и технологии обучения: Сб. науч. и метод. работ. представл. на Всерос. практ. конф. / М-во образования Рос. Федерации, Акад. повышения квалификации и переподгот. работников образования, Арзамас. гос. пед. ин-т им. А.П. Гайдара: / Сост.: С.В. Алексеева и др.; Науч. ред. – М.И. Зайкин. – Арзамас: АГПИ, 2003. – 306 с.

2. Артюхова И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе: Первичное   профессиональное самоопределение //Педагогика. - 2004. - №2 - С.28-33

 3. Байбородова, Л.В. Воспитание в сельской школе / Л.В. Байбородова, А.П. Чер-  нявская. – М.: Педагогический поиск, 2002. –176 с.

4. Байбородова, Л.В. Предпрофильная подготовка: опыт программно-методического обеспечения: Метод. пособие / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005. – 276 с.

5. Байбородова, Л.В. Предпрофильная подготовка: проектная деятельность учащихся: Учеб.-метод. пособие / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005. – 126 с.

6. Байбородова, Л.В. Серебренников Л.Н. Предпрофильная подготовка: структура и опыт организации: Учеб.-метод. пособие / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005. – 165 c.

7. Бочарова, В.Г. Состояние сельской школы России и перспективы ее устойчивого развития: Метод. пособие / В.Г. Бочарова. и др. – М.: Изд-во АСОПиР РФ, 2000. – 255 с.

8.Броневщук, С.Г. Профильная дифференциация обучения в сельской школе: Пособие для руков. и учит. сельск. шк. / С.Г. Броневщук. – М.: АРКТИ. 2000. –135 с.

9. Гапоненко А.В. Как организовать педагогическую поддержку самоопределения школьников в сельской школе //Школа и производство. - 2006, апрель, - №2. - С.7-13

10.Ефремов, А.В. Сельская школа России: проблемы и перспективы /А.В. Ефремов. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 2003. – 157 с.

11.Зайкин, М.И. Обучение профильных групп учащихся сельских школ на основе внутриклассной дифференциации / М.И. Зайкин, С.В. Алексеева, A.M. Левашов и др.; Арзамас, гос. пед. ин-т им. А.П. Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2003. – 178 с.

Информация о работе Профориентационная работа в сельской школе