Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 08:41, доклад
Вопросы ПО и ее научного обоснования особенно актуализировались в нашей педагогике с середины 60х г.г.. Педагогами и психологами к настоящему времени проведены глубокие специальные исследования по вопросам теории и методики ПО школьников (а.е. голоншток, е.а. климов, пп костенков, ад сазонов,вф сахаров, сн чистякова и др).
ПО представляет собой обоснованную систему соц-экон, пс-пед, медико-биол, производственно-технических мер,направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в проф.самоопределении.
Вопросы ПО и ее научного обоснования особенно актуализировались в нашей педагогике с середины 60х г.г.. Педагогами и психологами к настоящему времени проведены глубокие специальные исследования по вопросам теории и методики ПО школьников (а.е. голоншток, е.а. климов, пп костенков, ад сазонов,вф сахаров, сн чистякова и др).
ПО представляет собой обоснованную систему соц-экон, пс-пед, медико-биол, производственно-технических мер,направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в проф.самоопределении.
Система ПО включает в себя следующие компоненты:
1.Профессиональное просвещение имеет целью сообщение школьникам определенных знаний о социально-экономических, психофизиологических особенностях тех или иных профессий. С работы по проф. просвещению начинается ознакомление детей с профессиями, с потребностями конкретного района в рабочих руках.
2. Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик. Изучаются особенности ВНД человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии;
3.Профессиональная консультация заключается в советах специалистов, в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми к профессии, и индивидуально-психологическими особенностями личности.
Типы ПК:
- справочно-информационная
(содержание профессии, требования к ней, возможности трудоустройства, повышение проф.мастерства);
- диагностическая индивидуальная
(определение возможных областей деятельности, в которых ученики могут наиболее успешно трудиться). Выявляется группа родственных профессий;
- медицинская
(степень соответствия здоровья человека требованиям профессии);
4.Профессиональный отбор направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий. Его осуществляют учебные заведения, предъявляющие определенные требования к поступающим, или учреждения, принимающие человека на работу. Необходимо учитывать семейные традиции, мнение друзей, мотивы удовлетворенности трудом;
5. Профессиональная адаптация – это процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности. Успешность адаптации является показателем правильности выбора профессии.
Проведение ПО в школе во многом зависит от возрастных особенностей школьников:
- начальная школа:
Формируется положительное отношение к труду, раскрываются важность и необходимость труда для общества, сила и красота труда, формируется потребность быть полезным людям;
- неполная средняя школа:
Раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений о труде взрослых;
- полная средняя школа:
Профессиональные интересы школьников более дифференцированны, осознанны, учащиеся в процессе ПО получают более полные сведения об экономике производства, уровне механизации и автоматизации. Старшеклассники принимают решение о выборе профессии, у большинства из них четко определяются мотивы учебной деятельности.