Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 13:59, реферат
По утверждению ученых, человечество идет к экологической катастрофе. За последние десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер. Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к нарушению экологического равновесия.
В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей, а это возможно лишь при условии реализации идеи непрерывного экологического образования и воспитания.
Введение....................................................................................................................3
Программа «Юный эколог»……………………………………………………….4
Концепции программы………………………………………………………….....7
Цели и задачи программы…………………………………………………………8
Содержание программы …………………………………………………………..9
Принципы реализации программы и ее диагностика…………………………..10
Эффективность программы………………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………………...14
Список литературы………………………………………………………………..15
Министерство образования и науки Российской Федерации
Стерлитамакский филиал
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Башкирский государственный университет»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра психолого-педагогического образования
Реферат по образовательным программам для детей дошкольного возраста
«Программа «Юный эколог»»
Выполнила:
студентка группы ППО-22
Старцева Анна Игоревна
Проверила:
к.п.н., доцент
Мухамадиярова Гузель Флюровна
Стерлитамак 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
Программа «Юный эколог»……………………………………………………….4
Концепции программы………………………………………………………
Цели и задачи программы………………………………………………………
Содержание программы …………………………………………………………..9
Принципы реализации программы и ее диагностика…………………………..10
Эффективность программы………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
По утверждению ученых, человечество идет к экологической катастрофе. За последние десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер. Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к нарушению экологического равновесия.
В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей, а это возможно лишь при условии реализации идеи непрерывного экологического образования и воспитания.
Первая ступень непрерывного экологического образования осуществляется на этапе дошкольного детства.
Существующие программы для детского сада содержат раздел ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует педагогов на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за обитателями уголка природы.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию экологического сознания, культуры природопользования. Для этого разрабатываются парциальные программы, которые позволяют более углубленно работать над проблемой экологического образования дошкольников.
Одной из таких программ можно назвать программу «Юный эколог» Николаевой С.Н.
ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Программа «Юный эколог» — парциальная программа и технология экологического воспитания дошкольников, разработанные к. п. н. С. Н. Николаевой. П. включает работу по следующим направлениям: организация природной зоны в помещении детского сада и на его территории, формирование начал экологической культуры у детей и развитие экологической культуры у взрослых (воспитателей и родителей). Программа состоит из 5 разделов: 1-2 разделы посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания, 3 раздел прослеживает их роль в процессе роста и развития растений и животных, 4 раздел раскрывает взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать, 5 раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой.
С.Н.Николаева представляет систему экологического воспитания четырьмя уровнями. Исходным (системообразующим) компонентом является содержание экологического воспитания, оно строится вокруг центрального понятия экологии – «организм и среда» и стержнем проходит через все уровни системы.
1 уровень: это экологическое содержание
познавательного материала, обеспечивающего
новый подход в ознакомлении
детей с природой и с
2 уровень: включение экологических знаний во все типичные для дошкольного детства виды практических и познавательных деятельностей. Наполнение этих видов деятельности экологическим содержанием, включение в них элементарных экологических знаний – это ведущая канва экологического воспитания. Такие эколого-ориентированные деятельности при регулярном использовании становятся методами формирования начал экологической культуры. Именно с их помощью у детей вырабатывается положительный эмоциональный настрой на объекты природы, среды которых они живут, желание взаимодействовать с ними. Регулярная организация разных видов деятельности способствует у детей осознанно-правильного отношения к природе, к себе как части природы, что и является главной целью экологического воспитания.
3 уровень системы: это эколого-педагогические технологии, включающие в себя разнообразные педагогические мероприятия и виды деятельностей, построенные на экологическом содержании в полном соответствии с сезонами на всю протяженность учебного для каждой возрастной группы. Все технологии для детей от 2-7 лет
составляют единую воспитательно-образовательную систему формирования у детей начал экологической культуры на этапе дошкольного детства.
Каждая технология имеет одинаковое строение: на протяжении учебного года в нее включаются циклы наблюдений за объектами природы ближайшего окружения, ежедневно дети участвуют в создании необходимых условий обитателям уголка природы. С дошкольниками проводятся регулярные занятия, заполняются календари природы – графически моделируют наблюдаемые в природе явления. Важным компонентом технологий является чтение на протяжении учебного года соответствующей возрасту природоведческой литературы – произведения одного автора: в средней группе – это рассказы и иллюстрации Е.Чарушина, в старшей – сказки В.Бианки, в подготовительной – «Экология в картинках» В.Танайсийчука. Ребенок, уходя в школу, обладает новым качеством личности – экологической культурой, объем и проявления которой адекватны возрасту.
4 уровень: огранизационно-управленческий – касается взрослых, осуществляющих воспитание детей в пространстве их жизнедеятельности.
На этом уровне сотрудники детского сада создают условия для экологического воспитания, развивают свою экологическую культуру и реализуют ее в своей профессиональной деятельности. Как не может человек, не владеющий игрой на фортепьяно, научить играть на этом инструменте другого, так и воспитатель с неразвитой экологической культурой не могут полноценно осуществлять экологический процесс с детьми.
Ведущая идея классической экологии – морфофункциональная приспособленность всех живых организмов к среде обитания – хорошо адаптируется к уровню познания дошкольников.
С 1993 года программа широко апробируется в дошкольных учреждениях страны.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Концепция – опирается на ведущие международные и отечественные документы: материалы форума в Рио-де-Жанейро в 1992 году, документы I-й Межправительственной конференции по вопросам образования в области развивающей среды (Тбилиси, 1997) и Международного конгресса «Тбилиси+10» (Москва, 1987), Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»(1991), «Постановление об экологическом образовании», выработанная совместно Министерством образования и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (1994).
Концепция опирается на ведущие материалы в области образования, имеющие для неё непосредственное значение: Концепцию дошкольного воспитания (1989) и Концепцию общего среднего экологического образования (1994). Первая позволяет ассимилировать передовые гуманистические идеи личностно-ориентированной модели воспитания дошкольников и обеспечить связь экологического воспитания со всей сферой воспитания детей этого возраста. Вторая - является ориентиром в вопросах содержания экологического образования в звене, которая непосредственно примыкает к дошкольному периоду и таким образом позволяет обеспечить преемственность и взаимосвязь двух звеньев в системе непрерывного экологического образования.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
В программе «Юный эколог» представлены две подпрограммы.
Цели и задачи подпрограммы «Экологическое воспитание дошкольников»:
Подпрограмма «Повышение квалификации педагогов ДОУ» ставит перед собой следующие задачи:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание экологического воспитания включает два аспекта:
передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.
Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным продуктом.
Содержание экологических знаний охватывает следующий круг:
Содержание программы основывается на чувствительном восприятии детьми природы (триада «вижу-слышу-осязаю»), эмоциональном взаимодействии с ней (любой контакт с природой обязательно вызывает какие-либо эмоции), элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ.
Получив знания, ребенок формирует умения применять эти знания на практике.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ЕЕ ДИАГНОСТИКА
Автор советует осуществлять реализацию программы по следующим принципам: