Программа обучения Дзюдо для школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 15:56, контрольная работа

Описание работы

Цель: - создание условий для раскрытия физического и духовного потенциала личности средствами борьбы дзюдо.
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса:
- укрепление здоровья, улучшение физического развития;
- овладение основами техники выполнения физических упражнений;
- всестороннее гармоничное развитие личностных и физических качеств занимающихся;
- привитие стойкого интереса к занятиям дзюдо;
- освоение теоретических знаний сферы физической культуры и избранного вида спорта.

Файлы: 1 файл

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЗЮДО ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 5.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЗЮДО ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 5-6 КЛАССОВ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Базовый компонент, составляющий основу общегосударственного стандарта, остается без изменения, а в вариативную часть программы вводятся элементы дзюдо. Двигательный объём знаний и умений увеличивается. У учащихся появляется возможность оценить на практике новый вид спорта - дзюдо, появляется возможность его выбора приоритетным для себя.

Приоритетными направлениями занятий  являются воспитательная и физкультурно-оздоровительная работа, направленная на воспитание потребности в здоровом образе жизни, разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники и тактики дзюдо, ставящая задачи привлечения максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям дзюдо.

Цель: - создание условий для раскрытия  физического и духовного потенциала личности средствами борьбы дзюдо.

Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса:

- укрепление здоровья, улучшение физического развития;

- овладение основами техники выполнения физических упражнений;

- всестороннее гармоничное развитие личностных и физических качеств занимающихся;

- привитие стойкого интереса к занятиям дзюдо;

- освоение теоретических знаний сферы физической культуры и избранного вида спорта.

Основные средства тренировочных  воздействий.

Гимнастические упражнения: общеразвивающие, строевые, акробатические, упражнения на снарядах (гимнастическая стенка, перекладина), прыжковые упражнения и другие. Эту группу упражнений необходимо применять для формирования у занимающихся правильной осанки, воспитания силовых способностей, растягивания и расслабления мышц. Нагрузка при выполнении этих упражнений может регулироваться путем изменения следующих показателей: количество повторения каждого упражнения, амплитуда движений, характер движений (плавно - резко, напряженно - расслабленно), продолжительность интервалов отдыха между упражнениями, исходные положения.

 Подвижные игры и эстафеты (с бегом и прыжками, с предметами).

Преимуществом этих средств является развивающий эффект для организма. Их применение также усиливает развитие координационных способностей у занимающихся. Если подвижные игры и эстафеты все время изменяются, привыкание к их содержанию не наступает. Эти средства усиливают эмоциональный фон занятия, требуют наличия строгой дозировки.

Общеподготовительные упражнения оказывают разностороннее воздействие на развитие физических качеств учащихся, функциональных возможностей систем организма и слаженность их работы в процессе физической нагрузки.

Специально-подготовительные упражнения оказывают воздействие на развитие физических качеств, возможностей функциональных систем организма занимающихся, косвенно определяющих достижения в дзюдо. К этой группе относятся и специально-подготовительные (подводящие) упражнения, помогающие изучению техники и тактики дзюдо.

Тренировочные модели соревновательных упражнений, включают технические и тактические действия, необходимые для ведения противоборства в условиях соревнований.

 Средства психологической подготовки:

Идеомоторные упражнения - применяются в процессе подготовки учащихся путем многократного мысленного воспроизведения содержания технического действия с концентрацией внимания на его главных моментах.

Эмоциональная самонастройка на предстоящее выполнение двигательного действия - заключается в создании необходимого эмоционального фона или полной мобилизации сил для выполнения нового двигательного действия, или результативной попытки при участии в тестах по общей физической подготовке.

Средства воспитания личности (беседа, объяснение, пример и другие).

 Индивидуальные средства физической  подготовки, выполняемые в домашних условиях (комплекс утренней зарядки, самостоятельно выполняемые задания по развитию физических качеств).

 Средства профориентационной направленности.

Основные методы тренировочных  воздействий

 Методы физической подготовки: игровой, соревновательный, повторный, равномерный, круговой, переменный (нагрузка выполняется слитно, но изменяются ее параметры - темп, ритм, амплитуда).

 Методы обучения: целостно-конструктивный, расчлененно-конструктивный, методы  направленного прочувствования  движений (основаны на восприятии сигналов от работающих мышц, отдельных частей тела, т.е. на мышечных ощущениях).

Методы направленного прочувствования успешно реализуются, если упражнение выполняется в замедленном темпе, с непредельными усилиями и скоростью. Это может быть помощь, оказываемая тренером по направлению усилия спортсмена.

 Методы воспитания: убеждение,  поощрение, разновидность наказания - порицание, педагогическая оценка поступка, методы нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания. Особенности обучения с одной стороны заключаются в учете сенситивных (чувствительных) периодов развития физических качеств, с другой стороны, должна сказываться направленность на гармоничное развитие физической, интеллектуальной, нравственной, эстетической, волевой сферы занимающихся.

Преподавателям, работающим с учащимися, следует формировать спортивный коллектив, изучать индивидуальные особенности занимающихся для воспитания нравственных, эстетических, интеллектуальных и волевых качеств, а также навыков культуры поведения. Необходимо выделять и поощрять более целеустремленных и трудолюбивых. Для учащихся преподаватель должен являться образцом для подражания ему в поведении и отношении к занятиям физической культурой.

Примерный учебный план представлен  с учетом режима учебно-тренировочной  работы в неделю из расчета 34 недели занятий в условиях общеобразовательной школы.

Программный  материал для практических занятий

1.Гимнастические упражнения (общеразвивающие,  строевые, акробатические, упражнения  на снарядах, беговые и прыжковые  упражнения). Они формируют правильную  осанку, развивают силовые способности,  растягивают и расслабляют мышцы. Нагрузка регулируется: количеством повторений каждого упражнения, амплитудой движений, характером движений (плавно-резко, напряженно-расслабленно), продолжительностью интервалов отдыха между упражнениями и различными исходными положениями):   

2. Физическая подготовка:

2.1. Общеразвивающие  упражнения  для  рук  и   плечевого  пояса.

-ОРУ для пальцев и кисти,  движения из упора стоя или  лежа с опорой на кончики  пальцев.

- ОРУ для увеличения подвижности  в суставах (стоя;  в упорах  лежа; лежа упор  сзади; перенесение тяжести тела с руки на руку, меняя положение кистей; в упорах присев, сидя на пятках опора на тыльную сторону кисти пальцами к себе, опора на пальцы.

- ОРУ для сгибателей и разгибателей  предплечья (сгибание -  разгибание  рук стоя на коленях, в упорах лежа и сидя.

- ОРУ для увеличения подвижности  в суставах  (рывковые движения  прямыми или согнутыми руками  в стороны, вверх, назад; то  же в сочетании с наклонами  и поворотами туловища; вращательные  движения в плечевом суставе  прямыми или согнутыми руками; сгибание ноги из упора лежа сзади; наклоны в упоре стоя на коленях, руки далеко вперед; прогибание  в упоре лежа сзади ноги врозь с опорой на одну руку; мост (с помощью)).

- ОРУ на расслабление мышц  рук и плечевого пояса (свободные  дугообразные движения руками в сочетании с полуприседами, выпадами, полунаклонами; последовательное расслабление мышц рук после напряженного принятия определенного положения; размахивание свободно висящими руками путем поворота туловища, встряхивание кистями, предплечьями, плечами в различных и. п.)

- ОРУ для мышц бедра: приседания  на двух на одной;  ходьба  в полуприседе; прыжки на одной  на двух, в полуприседе; наклоны  с прямым туловищем и стойки  на коленях; вставание на колени  и с колен; сгибание – разгибание  в коленных суставах в положении лежа на груди.

- ОРУ для мышц таза: поднимание  таза из  положения лежа, сидя, передвижения  в седе.

- ОРУ для увеличения подвижности  в тазобедренных суставах: вращения  с стойке ноги врозь, покачивания  в выпадах, махи, приседания ноги  врозь, наклоны с седе ноги вместе ноги врозь,  полушпагат,  шпагат, движения ногами с захватом помогая руками.

- ОРУ для расслабления мышц  ног: свободные махи ногами, потряхивания  в положении сидя углом, лежа  на спине углом; сгибание и  разгибание ног в упоре сидя, скрестные движения голенями; потряхивание стопами и голенями в положении лежа на груди; чередование напряжений с расслаблениями в положении сидя, лежа.

2.2. Общеразвивающие  упражнения  для мышц ног, туловища,  шеи:

- ОРУ для стопы и голени: поднимания, подскоки, ходьба.

- ОРУ  для увеличения подвижности  в суставах: сгибания, разгибания, вращения  из различных и. п.; перенесения  тяжести тела на внутреннюю  и внешнюю сторону стопы.

- ОРУ для мышц туловища: движения  ногами в упорах сидя, поднимание  туловища в сед из положения лежа на спине, поднимание ног в положении лежа на спине, одновременные движения ногами и туловищем из положения лежа на спине ; поднимание туловища и поднимание ног из положения лежа  на животе;  приседы, повороты туловища из различных и. п.; поднимание-опускание таза в упоре лежа боком.

- ОРУ для подвижности позвоночника: повороты, наклоны из различных   и. п.; прогибания с упором  на  руки  из положения лежа на  животе; пружинистые  наклоны   вперед, в стороны в положении  стоя и сидя; повороты туловища; наклоны назад.

- ОРУ для мышц шеи: повороты, наклоны, круговые движения, наклоны  головы вперед, назад, в стороны   преодолевая  сопротивление рук;  в и. п.   стоя на коленях  с опорой  головой о ладони (на мягкой опоре); перекаты со  лба на затылок; борцовский мост (с помощью).

- ОРУ на расслабление мышц  туловища и шеи: «падение»   головы вперед, назад, в стороны,  круговые движения; покачивания,  потряхивания; последовательное расслабления  шеи, туловища, круговые движения; чередование напряжения с расслаблением отдельных групп мышц; поднимание отдельных частей туловища с последующим расслаблением.

2.3. Акробатические и гимнастические  упражнения:

- группировка (сидя, лежа, перекаты  вперед и  назад в группировке);

- упоры (головой о ковер, упор  присев, упор лежа)

- кувырки  вперед и назад  (сначала под небольшой уклон),   вперед со скрещенными ногами;

- связка элементов (два кувырка  вперед, кувырок вперед-назад, два  кувырка назад);

- стойка на лопатках;

- боковой переворот с помощью  и без; 

- упоры (головой о ковер; упор присев, лежа);

- висы (на согнутых руках в  висе, в висе лежа, перемещения  в висе);

- подтягивание  в висе;

- мост из положения лежа на  спине (гимнастический, борцовский  мост);

- равновесие (ходьба с перешагиванием  предметов, с бросками и ловлей мяча, с отягощением – набивной мяч, гантели -  постепенно до 1 кг., повороты в полуприседе, в приседе),

3. Общефизическая  подготовка:

Силовая - подтягивание в висе, в  висе лежа; сгибание туловища  лежа на спине (ноги  закреплены); - лазанье  по канату с помощью ног; приседания, ходьба в полуприседе,  упражнения  с гантелями 1 кг. и набивным  мячом  1-3 кг.

Скоростная – бег  10, 20,30 метров;  прыжки в длину и в высоту  с места; прыжки через длинную  и  короткую  скакалку; выпрыгивания из приседа, многоскоки;

На выносливость – чередование  ходьбы  и  бега на  дистанции  до 1000 м.;

На координацию – челночный  бег 3х10 м., эстафеты линейные, встречные  с предметами и без, кувырки вперед и  назад, боковой переворот, спортивные  игры – футбол, баскетбол; подвижные игры, эстафеты;

Гибкость – упражнения на гимнастической  стенке, на гимнастической скамейке, упражнения на  формирование  осанки, упражнения для  формирования активной  гибкости (сгибания-разгибания, наклоны-повороты,  вращения-махи).

4.Специальная физическая подготовка.

Акробатические и гимнастические упражнения со страховкой:

- группировка (сидя, лежа, перекаты  вперед и  назад в группировке);

- кувырки  вперед и назад  (сначала под небольшой уклон),   вперед со скрещенными ногами;

- стойка на лопатках;

- боковой переворот с помощью  и без; 

- упоры (головой о ковер; упор  присев, лежа);

- висы (на согнутых руках в  висе, в висе лежа, перемещения  в висе);

- мост из положения лежа на  спине (гимнастический, борцовский  мост) -  сначала с помощью;

- связка элементов (два кувырка вперед, кувырок вперед-назад, два кувырка назад);

- равновесие (ходьба с перешагиванием  предметов, с бросками и ловлей  мяча, с отягощением – набивной  мяч, гантели -  постепенно до 1 кг., повороты в полуприседе,  в приседе).

5.Общеподготовительные упражнения на освоение техники:

-  кувырки вперед,  назад;

- перекаты боком вправо,  влево; 

- боковой переворот «колесо» (начиная  переворот в одну сторону), в  парах;

- самостраховка при падении  назад, на бок (группировка,  подбородок прижат к груди, перекат назад «мягкий», хлопок руками с паузой и без паузы. Выполняется  быстро из различных   исходных положений);

- борцовский мост;

- забегания на борцовском  мосту (начиная с низкого моста  с упором на теменную часть  головы);

- выполнение имитационных  упражнений;

  - приемы этикета: приветствие (поклон), приветствие стоя, приветствие на коленях;  пояс (завязывание).

-стойки, передвижения, передвижения  обычными шагами, передвижения приставными  шагами: вперед-назад; влево-вправо; по диагонали; спиной вперед.

- повороты  (перемещения  тела): на 90о  шагом вперед; на 90о  шагом назад; на 180о скрестными  шагами (одна вперед, другая назад  по диагонали); на 180о круговым  шагом вперед; на 180о круговым  шагом назад.

Информация о работе Программа обучения Дзюдо для школьников