Программа «Одаренные дети» на 2010-2014 год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 02:53, реферат

Описание работы

Настоящая программа является частью программы развития школы и позволяет решать задачи общественной необходимости:
увеличить число своевременно выявленных одаренных детей;
совершенствовать систему работы с одаренными детьми;
обеспечить развитие потенциальных способностей одаренных детей;
расширить базу познавательных интересов и интеллектуальных умений;
создать гуманные комфортные условия для всех учащихся.

Файлы: 1 файл

odarennie_deti.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Никольская средняя  общеобразовательная школа

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

 

«Одаренные  дети»

на 2010-2014 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Принята на производственном

                                                                                    совещании

                                                                                     протокол №  3  от   3.02. 2010 г.             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    с. Никольское

                                              2010

Настоящая программа  является частью программы развития школы и позволяет решать задачи общественной необходимости:

    • увеличить число своевременно выявленных одаренных детей;
    • совершенствовать систему работы с одаренными детьми;
    • обеспечить развитие потенциальных способностей одаренных детей;
    • расширить базу познавательных интересов и интеллектуальных умений;
    • создать гуманные комфортные условия для всех учащихся.

 

В основу программы положены:

        • Конституция РФ;
        • Закон РФ об образовании;
        • Постановление президента РФ № 322 от 10.11.1992 г. «Об     активизации работы по выявлению и социально-экономической поддержке одаренных детей и подростков»;
        • Президентская программа «Дети России» (1995г.);
        • Районная программа «Воспитание детей в Некрасовском муниципальном районе на 2008-2012 г.;
        • Устав МБОУ Никольская средняя общеобразовательная школа.

 

Концепция программы

Современному обществу требуются люди, обладающие нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению различного рода задач, способных созидать новое в различных сферах деятельности. Возникает необходимость в мерах активизации работы с одаренными детьми, увеличения уровня заинтересованности родителей и педагогов в выявлении и развитии данной категории детей. Одаренным детям должны быть предоставлены условия образования, позволяющие в полной мере реализовать их возможности. Возникает необходимость в организации воспитания ребенка с младенчества и на всем протяжении обучения таким образом, чтобы, имеющиеся у него задатки были реализованы в соответствующих способностях как можно полнее, в первую очередь, которыми природа одарила его в наибольшей степени.

При составлении программы  внимание педагогического коллектива было направлено на ознакомление с теоретическими разработками, касающимися проблемы одаренности (содержание понятия, процесс воспитания одаренных детей).

В области воспитания была сделана опора на необходимость  формирования определенных личностных особенностей и создание специальных сред общения, обеспечивающих психическое здоровье детей и способствующих реализации творческих возможностей.

Учтена необходимость психологической поддержки детей с высокими умственными способностями, проблема поиска, диагностики, отбора, поддержки и защиты одаренных детей.

В работах М. Карне, К. Тэкэс показаны эффективные формы  и методы работы с интеллектуально  одаренными детьми, проанализированы влияние окружающей среды, социального  происхождения на становление одаренности  детей, роль родителей, значение питания.

Выявление одаренных  детей должно начинаться уже в  начальной школе, на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

В дальнейшем будем опираться  на следующее определение одаренных  детей:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда;
  • для них характерна нетрадиционность мышления.

 

В школе выделены три  категории одаренных детей:

    • дети с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (чаще это младший школьный возраст);
    • дети с признаками одаренности в определенной области науки (подростковый возраст);
    • дети, не достигшие успехов в учении, но обладающие оригинальностью психического склада (старшие классы).

 

Прогресс человечества невозможен без программы сохранения интеллектуального генофонда нации.

В Конвенции о правах ребенка, принятой в 1989 году Генеральной  Ассамблеей ООН подчеркивается, что  государства-участники признают права ребенка на образование, поощряют формы образования, направленные на развитие личности.

Поэтому актуальна проблема качества образования, создания личностно-ориентированного образования для детей с высоким  уровнем интеллекта. Если в России таких детей 5-7%, то в нашей школе соответственно 6-8 человек.

Методологическая основа программы – учение о формировании ученика-личности, о роли его собственной  активности в преобразовании самого себя, его социальной ответственности.

 

 

Педагогическая основа – это

            Принципы деятельности в работе с одаренными детьми:

    • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
    • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
    • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
    • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
    • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

 

Настоящая программа  призвана обеспечить плановость, систематичность процессу обучения одаренных детей и детей, чья одаренность на данный момент не проявилась, а также просто способных детей.

Концептуальное  обоснование программы

  1. Необходимость участия школы в сохранении интеллектуального потенциала региона.
  2. Выработка школьного варианта на основе Президентской программы «Одаренные дети».
  3. Создание системы работы по изучению интересов, способностей, интеллектуального уровня школьников, выделение их, развитие, исходя из их индивидуальных особенностей.
  4. Реализация дифференцированного подхода к школьникам, дающего возможность интенсифицировать процесс обучения для наиболее способных детей.
  5. Обеспечение условий для участия детей в конкурсах, олимпиадах и т.д.
  6. Необходимость специальной педагогической полготовки учителей для работы с одаренными детьми; создание библиотеки для учителей.

 

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

  1. Развитие потенциала детей.
  2. Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми.
  3. Возможность интенсификации учебного процесса в школе, дающего детям возможность продвигаться в учении своими темпами.
  4. Создание условий поддержки и защиты одаренных детей.
  5. Повышение уровня подготовки учителей, работающих с одаренными детьми.

 

 

 

 

 

 

Структура программы

Структура программы  представлена логикой управленческой деятельности

    • теоретические основы, анализ;
    • целеполагание;
    • организационная деятельность;
    • контроль и коррекция.

 

Цель: найти объективную методическую систему работы с детьми с выраженным уровнем интеллекта в условиях массового образовательного учреждения.

 

Цели и задачи программы

    1. Выявление одаренных детей.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

    • знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
    • обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, КПК;
    • накопление библиотечного фонда по данному вопросу;
    • знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
    • проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

 

      II. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии их способностей.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

    • отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
    • предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу;
    • сохранение и укрепление здоровья детей;
    • дать почувствовать одаренным школьникам при выполнении сложной познавательной деятельности «вкус успеха»;
    • сформировать опыт участия школьников в различного вида конкурсах, конференциях, олимпиадах и т.п.;
    • воспитывать целеустремленность, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении.

 

 

Стратегия работы с одаренными детьми

1. Организационно-педагогическая

1.1. Организация и содержание  учебного процесса.

    • подготовка программно-методического и учебного обеспечения;
    • корректировка программ, факультативных курсов, их ориентирование на работу с одаренными детьми;
    • включение в вариативную часть плана факультативов по выбору;
    • ориентирование на организацию поисково-творческой деятельности учащихся;
    • обеспечение соответствующих условий для физического и морального развития, использование здоровьесберегающих технологий;
    • учет особенностей индивидуального развития одаренных детей, их интересов и склонностей, разработка индивидуальных планов работы с детьми.

1.2. Организация и содержание  воспитательной работы.

    • формирование духовной культуры, обусловленной традициями района, школы, региона (рефераты, доклады);
    • развитие у одаренных детей чувства ответственности за сохранение общечеловеческих ценностей, воспитание учащихся на принципах гуманистической морали (конференции, коммунарские сборы, шоу, КВНы);
    • обеспечение условий для саморегуляции способностей и склонностей (кружки, секции, детские творческие объединения);
    • формирование речевой культуры (фестивали песен, конкурсы чтецов, литературные и музыкальные гостиные и т.д.).

2. Методическая работа.

2.1. Функции методической службы (МС).

    • апробация новых педагогических технологий (семинары, обмен опытом, открытые уроки, конференции, «круглый стол»);
    • определение критериев эффективности реализации программы, разработки диагностических шкал, измерителей;
    • координация действий учителей.

2.2. Функции заместителя  директора, курирующего программу.

    • определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы;
    • корректировка составляющих элементов программы;
    • обеспечение связи с вузами и общественными организациями региона;
    • анализ и обобщение результатов реализации программы;
    • регулирование и коррекция образовательного процесса;
    • проведение семинаров по работе с одаренными детьми.

Информация о работе Программа «Одаренные дети» на 2010-2014 год