Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 20:25, курсовая работа
Таким образом, с помощью программированного обучения в школе создается открытая информационная среда, которая сама по себе и при адекватном к данной технологии отношении, способствует развитию учащихся в интеллектуальном плане, обучая их не только работе на компьютере, но и умению логически мыслить и говорить, особенно в плане доказательности и аргументированности. Программное обучение создает оптимальную среду для изучения математики в логике программированного процесса; помогает учащимся ориентироваться в информационном потоке; выстраивает образовательный процесс через имеющиеся программы на модельном основании; повышает уровень общей культуры, формирует ключевые компетентности учащихся на пути их самореализации.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Спирово
Курсовая работа
по теме
«ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ»
Автор:
Учитель математики высшей категории
МОУ СОШ № 2 п. Спирово
Авдонина Надежда Валерьевна
2009г. п. Спирово
Введение. В психолого-педагогических исследованиях обычное, или традиционное, обучение считается плохо управляемым. По мнению большинства отечественных ученых и педагогов, основными недостатками традиционного обучения выступают следующие:
5. Недостаточное стимулирование познавательной активности учащихся, опора в основном на учителя.
Возникновение программированного обучения связано с попыткой устранить эти и другие недостатки обычного обучения.
Источник изменений. Самой главной проблемой, требующей обновления технологии обучения, особенно математике, является несовпадение предметной и личностной дидактик (т.е. несовпадение стиля ученика и учителя, несовпадение того объема содержания, который учитель может предоставить ученику с тем объемом и содержанием знаний, который ученик способен и может принять).
Второй стороной вопроса является неучтенность большинством учителей степени развития формально – операциональных структур интеллекта учащихся (развитие логического мышления) и отсутствием ориентации на деятельностный алгоритм при изучении материала.
Третей стороной современного образования является формальная личностно – ориентированная парадигма образования при отсутствии компетентностных подходов, как ориентации образования на индивидуальные характеристики личности каждого учащегося.
В целом все это можно охарактеризовать как недостаточность управленческого механизма в формах и технологиях образования при полной свободе выбора содержания и моделей восприятия.
Важнейшей стороной современной образовательной системы должна стать перенаправление вектора обучения от знаний, умений и навыков к представлениям, отношениям и стратегии деятельности.
Для
такой сложной перестройки
Теория Скиннера и модель оперантного научения. Значительную роль в формировании программированного обучения сыграл известный психолог Б.Ф.Скиннер, который в 1954 г. призвал педагогическую общественность повысить эффективность преподавания за счет управления процессом обучения, построения его в полном соответствии с психологическими знаниями о механизма развития и функционирования интеллекта личности.
В необихевиористской концепции Б.Ф.Скиннера разрабатывается учение оперантного обуславливания, согласно которому утверждается значение эффекта подкрепления ожидаемой реакции как регулятора последующих поступков и действий, что приводит к новой системе понимания поведения в бихевиористской психологии по схеме отношений: «реакция—стимул» (R→S). Основным постулатом теории Б.Ф.Скиннера служит тезис о том, что результат предшествующего действия (вернее — его психологический эффект) влияет на последующее поведение. Следовательно, самим поведением можно управлять путем подбора определенных вознаграждений (подкреплений) верных действий, стимулируя, таким образом, дальнейшее поведение в ожидаемом русле.
В качестве центрального понятия для построения программированного обучения выступает категория управления. Как отмечает Н.Ф.Талызина, «истинная проблема заключается в том, чтобы всех ступенях образования обучение было с хорошим управлением, включая и начальную школу и даже дошкольные учреждения».
Б.Ф.Скиннер и его последователи выявили законы, по которым формируется поведение, и на их основе сформулировали законы научения:
1. Закон эффекта (подкрепления): если связь между стимулом и реакцией сопровождается состоянием удовлетворения, то прочность связей нарастает, и наоборот. Отсюда вывод: в процессе обучения нужно больше положительных эмоций. Однако, в научных кругах существует и весьма обосновано мнение, что наиболее сильным стимулом к развитию действий являются негативные подтверждения, именно они стимулируют необходимость у ребенка в целях получения удовлетворения изменять алгоритм деятельности (в том числе и интеллектуальной и предметной).
2. Закон упражнений: чем чаше проявляется связь между стимулом и реакцией, тем она прочнее (все данные получены экспериментальным путем). Причем, необходимо отметить, что упражнения не есть зазубривание, является отработкой алгоритма деятельности. Соответственно они должны варироваться от самых простых, несущий репродуктивный результат к самым сложным, креативно сформированных.
3. Закон готовности: на каждой связи между стимулом и реакцией лежит отпечаток нервной системы в её индивидуальном, специфическом состоянии.
В данном случае речь идет о степени готовности структур интеллекта при нимать предлагаемые формы и методы сложных прямых и обратных группировок, которые совершенно различно воспринимаются в разном возрасте в зависимости от «децентрации» и сформированности логических структур интеллекта.
В основу технологии программированного обучения Б.Ф.Скиннер положил два требования:
1) уйти от контроля и перейти к самоконтролю;
2) перевести педагогическую систему на самообучение учащихся.
Концепция. В основе концепции программированного обучения лежат общие и частные дидактические принципы последовательности, доступности, систематичности, самостоятельности. Эти принципы реализуются в ходе выполнения главного элемента программированного обучения — обучающей программы, представляющей собой упорядоченную последовательность задач. Для программированного обучения существенно наличие «дидактической машины (или программированного учебника). В этом обучении в определенной мере реализуется индивидуальный подход как учет характера освоения обучающимся программы. Однако главным остается то, что процесс усвоения, выработки умения управляется программой.
Различают две основные формы программирования:
1) линейное;
2) разветвленное.
В основе первой формы программирования лежит бихевиористское понимание научения как установления связи между стимулом и реакцией. Разработка линейных программ принадлежит самому Б.Ф.Скинеру: обучаемый знакомится с каждой порцией материала в заданной последовательности:
1 → 2 → 3 → 4 → ----- → n
Правильный шаг обучающегося и этой форме обучения подкрепляется, что служит сигналом к дальнейшему выполнению программы. Как свидетельствует В. Оконь, линейная программа в понимании Б.Ф. Скнннера характеризуется следующим:
Целью программированного обучения является:
Оптимизация выстраивания и управления образовательным процессом на базе метапредметного подхода и моделирования.
Задачи:
Основные формы
Разработку разветвленной формы осуществлял другой представитель американской технологии программированного обучения — Норман А. Кроудер. В его схеме S — R — Р связи между стимулом, реакцией и продуктом осуществляются мыслительными операциями. Кроме того, он предполагал дифференцированный подход к
обучаемым. Разветвленная программа может быть представлена следующим образом (см. схему).
В разветвленной программе ответ используется главным образом для того, чтобы вести обучающегося дальше — по одному из разветвлений. Н. Кроудер. в отличие от Б.Ф.Скиннера, предполагает, что обучающийся может допустить ошибку и тогда надо дать ему возможность уяснить эту ошибку, исправить се, потренироваться для закрепления материала, т.е. в программе Н. Кроудера каждый ответ используется для выявления возможностей выбранного учащимся пути и определения, что делать дальше. Данный тип программирования ближе к проблемным технологиям преподавания и содержит в себе больше деятельностной составляющей, прежде всего интеллектуального характера. Развитие ребенка при таком виде программирования реализуется в зоне актуального, а не ближайшего развития (если пользоваться терминологией Л.С.Выготского) и быстрее развиваются окончательно сформированные логические или формально – операциональные структуры интеллекта (по Ж.Пиаже). Именно такой тип преподавания, основанный на моделировании и творчестве может позволить школьнику достичь высот олимпиадного уровня.
Таким образом, разветвленная программа отличается от линейной множественностью (и многократностью) выбора шага. Она ориентирована не столько на безошибочность действия, сколько на уяснение причины, которая может вызвать ошибку. Соответственно разветвленное программирование требует от обучающегося умственного усилия, по сути, оно является «управлением процессом мышления». Подтверждением правильности ответа в этой форме программирования является обратная связь, а не только положительное подкрепление (по закону эффекта). Разветвленная программа может представлять собой большой текст, содержащий много ответов на вопрос к нему. Предлагаемые в «рамках» развернутые ответы либо здесь же оцениваются как правильные, либо отклоняются, и в том и в другом случае сопровождаясь полной аргументацией. Если ответ неправилен, то обучающемуся предлагается вернуться к исходному тексту, подумать и найти другое решение. Если ответ правильный, то далее предлагаются следующие опросы, уже по тексту ответа и т.д. Как отмечает В. Оконь, вопросы, в понимании Н. Кроудера, имеют целью:
а) проверить, знает ли учащийся материал, содержащийся в данной рамке;
б) в случае отрицательного ответа отослать учащегося к координирующим и соответственно обосновывающим ответ «рамкам»;
в) закрепить основную информацию с помощью рациональных упражнений;
г) увеличить усилия учащегося и одновременно ликвидировать механическое обучение через многократное повторение информации;
д) формировать требуемую мотивацию учащегося.
Разветвленная программа полнее, чем линейная, учитывает особенности научения человека (мотивацию, осмысленность, влияние темпа продвижения). (Приложение 2.)
Программированное обучение в конце 60-х — начале 70-х гг. получило новое развитие в работах Л. Н. Ланды, который предложил алгоритмизировать этот процесс.
Алгоритм есть правило (обратное утверждение неправомерно), предписывающее последовательность элементарных действий (Операций), которые в силу их простоты однозначно понимаются, исполняются всеми; это система указаний (предписаний) об этих действиях, о том, какие из них и как надо производить. Алгоритмический процесс — это система действий (операции) с объектом, он есть не что иное, как последовательное и упорядоченное выделение в том или ином объекте определенных ею элементов. Одним из преимуществ алгоритмизации обучения является возможность формализации и модельного представления этого процесса.
Преимущества управления, программирования в образовательном процессе наиболее полно и теоретически обоснованно проставлены в обучении, основанном на психологической теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.