Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 20:25, курсовая работа
Таким образом, с помощью программированного обучения в школе создается открытая информационная среда, которая сама по себе и при адекватном к данной технологии отношении, способствует развитию учащихся в интеллектуальном плане, обучая их не только работе на компьютере, но и умению логически мыслить и говорить, особенно в плане доказательности и аргументированности. Программное обучение создает оптимальную среду для изучения математики в логике программированного процесса; помогает учащимся ориентироваться в информационном потоке; выстраивает образовательный процесс через имеющиеся программы на модельном основании; повышает уровень общей культуры, формирует ключевые компетентности учащихся на пути их самореализации.
Поэтому проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности обучающихся, реализуемой в рассуждении, размышлении. Это эвристический, исследовательский тип обучения с большим развивающим потенциалом.
Характеристики сообщающего и проблемного обучения (по В. Оконю)
Сообщающее обучение |
Проблемное обучение |
1. Материал дается в готовом виде, учитель обращает внимание прежде всего на программу
2. В устной подаче материала или через учебник возникают пробелы, преграды и трудности, вызванные временным выключением учащегося из дидактического процесса 3. Темп
передачи информации ориентиров или слабых учащихся 4. Контроль школьных достижений только частично связан с процессом обучения; он не является его органической частью
5. Отсутствует возможность обеспечения всем учащимся стопроцентных результатов; наибольшую трудность представляет применение информации в практике |
1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем 2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают здесь высокого уровня
3. Темп передачи сведений зависит от учащегося или группы учащихся 4. Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов 5. Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности |
Проблемная технология, как наиболее выверенная и развивающая технология современного обучения совместно с программированным обучением представляют собой интегрированную систему развивающего, эвристического, но в то же время направленного и управляемого поведения, обеспечивающего, прежде всего, ориентацию в информационном пространстве.
Одновременно надо отметить, что введение проблемного обучения требует определенной последовательности, связанной с особенностями развития интеллекта учащихся разных возрастных групп. Причем, этапы реализации проблемного обучения напрямую с возрастом не связаны, хотя определенная закономерность есть, заключающаяся в том, что III уровень обучения – истинно исследовательская деятельность, возможная только в старшей школе. Если приблизительно подходить к оценке уровня проблемности, то внедрение проблемной технологии выглядит следующим образом.
Схема уровней проблемности обучения (по В.А. Крутецкому)
Уровень |
Количество звеньев, сохраняемых за учителем |
Количество звеньев, передаваемых ученику |
Что делает учитель? |
Что делает ученик? |
0 (традиционный) |
3 |
Ставит проблему, формулирует ее, решает проблему |
Запоминает решение проблемы | |
I |
2 |
1 |
Ставит проблему, формулирует ее |
Решает проблему |
II |
1 |
2 |
Ставит проблему |
Формулирует проблему, решает проблему |
III |
3 |
Проводит общую организацию, контроль и умелое руководство |
Осознает проблему, формулирует ее, решает проблему |
Схема
уровней проблемно-
I. Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении учениками.
2. Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение. Учитель направляет ученика на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод). Здесь наблюдается отрыв от образца, открывается простор для размышлений.
3. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ученик сам ставит проблему и сам ее решает. Учитель лаже не указывает на проблему: ученик должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.
В итоге
воспитывается способность
Третий и четвертый уровни — это исследовательский метол.
Если учитель чувствует, что при выполнении того или иного задания учащиеся испытывают затруднения, то он может ввести дополнительную информацию, снизить тем самым степень проблемности и перевести учащихся на более низкий уровень проблемно-эвристического обучения.
В проблемном обучении учитель подобен опытному дирижеру, организующему этот исследовательский поиск. В одном случае учитель может сам с помощью учащихся вести этот поиск. Поставив проблему, он вскрывает путь ее решения, рассуждает вместе с учениками, высказывает предположения, обсуждает их вместе с учениками, опровергает возражения, доказывает истинность. Иначе говоря, учитель демонстрирует учащимся путь научного мышления, заставляет учеников следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска.
В другом случае роль учителя может быть минимальной — он предоставляет школьникам возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем. Но и тут учитель не занимает пассивную позицию, а при необходимости незаметно направляет мысль учащихся, чтобы избежать бесплодных попыток, ненужной потери времени. Именно поэтому метод обучения, связанный с самостоятельным поиском и открытиями школьниками тех или иных истин, называют проблемно-эвристическим, или исследовательским, методом.
Таким образом, в условиях проблемного обучения развитие активности в умственной деятельности учащихся можно характеризовать как переход от действий, стимулируемых заданиями учителя, к самостоятельной постановке вопросов; от действий, связанных с выбором уже известных путей и способов, к самостоятельным поискам решения задач и дальше — к выработке умения самостоятельно видеть проблемы и исследовать их.
Культивируемый в проблемном обучении исследовательский метод — это такая организация учебной работы, при которой учащиеся знакомятся с научными метолами добывания знаний и, осваивая доступные им элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и открывать новую для себя зависимость или закономерность.
Практическая часть. Практика внедрения программированного поведения начинается с проведения уже в пятых классах уроков с дидактическими карточками и моделями, формируемыми как опорный конспект.
Проведение занятий по большинству предметов, особенно практического характера должны быть снабжены инструктивными и дидактическим и карточками, с одно стороны, суживающими, а с другой стороны, конкретизирующими поставленные цели, задачи и выстроенную гипотезу.
Основы моделирования, которые имеются во всех учебных предметах, в математике встраиваются не только в формы работы, но и в содержание программы. Особенно это касается геометрии, к изучению которой большинство детей в 7 классе недостаточно подготовлены, а потому резко снижается мотивация к обучении. Само же развитие интеллекта актуализируется в рамках изучения геометрии, доказательства теорем и решения геометрических задач.
Учитывая, что формально – операциональное мышление релевантно формируется к 7-8 классу, именно в этом возрасте наиболее актуальным становится программированное обучение.
Именно в 8 классе учащиеся начинают, абстрагируясь, принимать понятие программы, как основополагающего алгоритма действий, на чем и выстраивается программированное обучение.
В алгебре, наполненной более простыми моделями в начале обучения, возможно программированное обучение уже с 7 класса.
В содержание программированного обучения в школе входят элементы моделирования процессов, решений, тренажеры, обучающие и контролирующие контрольно – измерительные материалы, алгоритмизированные форматы и комплексы для выполнения исследовательских работ.
Программированное обучение предполагает значимо большую самостоятельную составляющую обучения, как то, дистанционные материалы, материалы Интернет – сети и электронных ресурсов и носителей.
В начале программированного обучения важным и необходимым является обучение детей вопросам презентаций выполненных работ. Поэтому в опережающем режиме (по отношению программы по информатике) они обучаются представлять свои рефераты, решения и, конечно, мультимедийные продукты в виде презентаций.
Разработка презентаций – это не только увлекательная подборка картинок, но и анализ текста, составленного в рамках выполнения задания, выделение проблемы, главных метапредметных элементов, соотнесение различных частей работы, выстраивание моделей, которые в виде схем представляются в электронном виде.
В рамках программированного обучения реализуется обучение составлению тестовых заданий для само- и взаимопроверки с провокационными элементами в них. Помогает программированное обучение и развертыванию на современном уровне игровых технологий, раньше представляемых в бумажном варианте.
Программированное обучение является крайне важным и в работе с одаренными детьми, которых необходимо подготовить к олимпиаде, конкурсу и реализации их творческого потенциала. Именно при таком типе обучения раскрывается красота, логика и интерес математических дисциплин как королевы наук.
Заключение. Таким образом, с помощью программированного обучения в школе создается открытая информационная среда, которая сама по себе и при адекватном к данной технологии отношении, способствует развитию учащихся в интеллектуальном плане, обучая их не только работе на компьютере, но и умению логически мыслить и говорить, особенно в плане доказательности и аргументированности.
Программное обучение создает оптимальную среду для изучения математики в логике программированного процесса; помогает учащимся ориентироваться в информационном потоке; выстраивает образовательный процесс через имеющиеся программы на модельном основании; повышает уровень общей культуры, формирует ключевые компетентности учащихся на пути их самореализации.
Список литературы