Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 09:26, курсовая работа
Образование - это процесс овладения системой знаний, умений и навыков, в течение которого складываются черты творческой деятельности, мировоззренческие и поведенческие качества личности, развиваются ее познавательные способности. Цель обучения мы видим в том, чтобы эти систематизированные знания (представляющие собой определения и наиболее значимые характеристики явлений) были настолько усвоены учащимися, чтобы они могли их воспроизвести, рассказать, объяснить, применить, т. е. показать структуру системы знаний. В процессе обучения требования к усвоению знаний разного содержания неоднозначны: одна часть может быть усвоена на уровне узнавания, другая - на уровне воспроизведения.
Введение…………………………………………………………………….2
1. Литературный обзор……………………………………………………..5
1.1. Химический эксперимент – как специфический метод обучения…………………………………………………………………………...5
1.2. Демонстрационный эксперимент…………………………………….6
1.3. Ученический эксперимент или лабораторный практикум………….7
2. Практическая часть. …………………………………………………...11
2.1. Организация и проведение лабораторного практикума…………..11
2.2. Опыты, проводимые в лабораторном практикуме по теме «Галогены»……………………………………………………………………….12
Заключение………………………………………………………………..17
Список используемой литературы……………………………………….18
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Литературный обзор………………………………
1.1. Химический эксперимент
– как специфический метод обучения…………………………………………………………
1.2. Демонстрационный эксперимент…………………………………….6
1.3. Ученический эксперимент или лабораторный практикум………….7
2. Практическая часть. …………………………………………………...11
2.1. Организация и проведение
лабораторного практикума…………..
2.2. Опыты, проводимые в
лабораторном практикуме по
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………….18
Введение
Образование - это процесс овладения системой знаний, умений и навыков, в течение которого складываются черты творческой деятельности, мировоззренческие и поведенческие качества личности, развиваются ее познавательные способности.
Цель обучения мы видим в том, чтобы эти систематизированные знания (представляющие собой определения и наиболее значимые характеристики явлений) были настолько усвоены учащимися, чтобы они могли их воспроизвести, рассказать, объяснить, применить, т. е. показать структуру системы знаний.
В процессе обучения требования к усвоению знаний разного содержания неоднозначны: одна часть может быть усвоена на уровне узнавания, другая - на уровне воспроизведения.
Важный результат обучения – это умения, т.е. способность осуществлять ту или иную деятельность на основе полученных знаний (знания служат инструментом при освоении умений). К. К. Платонов писал: «Умение - это высшее человеческое свойство, формирование которого является конечной целью педагогического процесса - его завершением». Умения же, как утверждает психология, формируются и проявляются в деятельности. Без деятельности нет умений. Умения и навыки ученики приобретают и отрабатывают на практических занятиях. К основным видам учебных занятий наряду с другими отнесены лабораторные работы и практические занятия.
Исторически лабораторные занятия появились позже книжного и устного обучения. Они вошли в программу обучения, когда потребовалось усвоение навыков, накопленных предыдущими поколениями. Лабораторные работы, как элемент в системе учебно-воспитательного процесса, имеют широкие дидактические возможности. Несмотря на то, что практическим работам в школьном курсе отводится небольшое количество часов, именно эта форма обучения обладает многочисленными образовательными и воспитательными функциями. Хотя и считается, что лабораторный практикум призван вырабатывать у учащихся определенные экспериментальные навыки, культуру экспериментирования, но, тем не менее, основная роль практикума заключается в развитии у учащихся научного мышления, в формировании умений интеллектуального проникновения в сущность изучаемых явлений, в пробуждении интереса к науке, в приобщении к научному поиску.
Лабораторные работы – это важнейшая форма самостоятельной работы учащихся в учебное время для приобретения новых знаний.
Цель данной работы – разработка методики проведения лабораторного химического практикума в школе.
В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть такую форму организации обучения как лабораторный практикум.
2. Рассмотреть формы лабораторного практикума, требования к нему, его цели и основные функции.
3. Рассмотреть методику проведения лабораторного занятия.
4. Разработать лабораторные занятия по теме «Галогены».
1 Литературный обзор
1.1 Химический эксперимент – как специфический метод обучения
В процессе обучения химии огромную роль играет именно химический эксперимент как таковой, так как является составной частью учебного процесса в школьном химическом образовании. Наличие химического эксперимента должно быть указано в любой программе по химии, а также в годовом тематическом планировании (демонстрации, лабораторные опыты, практические занятия и экспериментальные задачи). Химический эксперимент может выполнять различные дидактические функции в различных формах и сочетаться с различными методами и средствами обучения. В целом, он представляет собой систему, в которой используется принцип постепенного повышения самостоятельности учащихся: от демонстрации явлений через проведение фронтальных лабораторных опытов под руководством учителя к самостоятельной работе при выполнении практических занятий и решении экспериментальных задач.
Химический эксперимент помогает учащимся наполнить полученные ими химические понятия определенным содержанием, способствует развитию самостоятельности, повышает интерес к химии, развивает мышление, умственную активность учащихся и т.д. Таким образом, его можно рассматривать как критерий правильности полученных результатов и сделанных выводов. Изучение химии достаточно специфично, так многие явления необходимо абстрагировать, например, представляя процесс взаимодействия на атомно-молекулярном уровне. Практика неоднократно показывала, что одна из причин отставания в учебе вызвана затруднениями при переходе от наглядных образов к абстрактным понятиям. А систематическое проведение экспериментов способствует не только повышению успеваемости по химии, но и формирует навык самостоятельного и активного овладения знаниями. Химический эксперимент можно использовать в качестве метода познания, или методического приема, или как средство наглядности.
Химический эксперимент обычно проводится поэтапно: первый этап – обоснование постановки опыта, второй – планирование и проведение работы, третий этап – оценка полученных результатов. Теоретическое обоснование опыта способствует его восприятию, поэтому выполнение эксперимента возможно только с опорой на полученные ранее знания. В ходе химического эксперимента необходимым компонентом является активная деятельность учащихся – или их непосредственное участие (проведение эксперимента), или косвенное (наблюдение, выдвижение гипотез, аргументация выводов).
1.2 Демонстрационный эксперимент
Демонстрационные опыты проводятся с целью создания у учащихся определенных представлений о веществах, химических явлениях и процессах с последующим формированием химических понятий. Этот эксперимент обычно проводит сам учитель при изложении нового материала: сложность проведения опыта для учащихся; учащиеся не владеют нужной техникой для проведения данного опыта; лабораторные опыты не дают должного результата; в распоряжение учащихся невозможно предоставить необходимое количество оборудования; опыты представляют некоторую опасность для здоровья учащихся.
Основные требования к демонстрационному эксперименту:
- Безопасность для учеников и учителя.
- Наглядность, возможность увидеть все детали и моменты опыта всеми учениками.
- Надежность, выразительность, быстрое и простое исполнение.
До начала урока учитель обязательно должен проделать этот опыт, чтобы отработать методику его проведения и, конечно, проверить качество используемых реактивов. И все-таки, при неудачном проведении опыта учитель должен объяснить причину и повторить опыт на следующем уроке.
Недостатком демонстрационных опытов является то, что учащиеся не приобретают навыков самостоятельной работы, т.к. сами эти эксперименты не проводят. К преимуществам относится наглядность таких опытов и их эффектность.
1.3 Ученический эксперимент или лабораторный практикум
1.3.1 Основные цели лабораторного практикума
- Получение новых знаний при изучении нового материала.
- Практическое закрепление полученных знаний.
- Приобретение навыков самостоятельной работы с оборудованием и реактивами.
- Обработка и объяснение результатов эксперимента.
- Установление связи между теорией и экспериментом.
В случае проблемного обучения это так же:
- Планирование и постановка опытов.
- Выбор оборудования для проведения эксперимента.
1.3.2 Требования к ученическому эксперименту
Выполнение ученического эксперимента с точки зрения процесса обучения должно происходить по следующим этапам:
- Осознание цели опыта.
- Изучение свойств веществ.
- Сборка или использование готового оборудования.
- Выполнение опыта.
- Анализ результатов и выводы.
- Объяснение полученных
результатов и составление
- Составление отчета.
Обычно такие занятия проводятся по плану. Вводная часть - рассматриваются задачи урока, проводится обязательный инструктаж по технике безопасности и по содержанию предстоящей работы. Ученик должен понимать, для чего он делает опыт и что он должен сделать, для того, чтобы решить поставленную перед ним задачу. В основной части проводится сам эксперимент. Его выполнение требует владения приемами, умения наблюдать и замечать особенности хода процесса, отличать важные изменения от несущественных. Особенностью проведения таких занятий является необходимость предварительной теоретической подготовки учащихся к проведению практической работы. После анализа работы, который учащийся должен сделать самостоятельно, он делает вывод на основе соответствующей теории. Не следует недооценивать роль отчета, который ученики делают немедленно после выполнения опыта. Он учит краткому и точному формулированию мысли, правильной записи. Необходимо также зарисовать прибор, в котором происходит реакция, составить уравнения реакций, произвести необходимые вычисления по формулам и уравнениям реакций. Отчеты оформляются в специальных тетрадях, которые хранятся в кабинете у учителя. Для проведения лабораторного практикума необходимо наличие специально оборудованного стола для проведения экспериментов, наличие раковины, вытяжного шкафа, а так же аптечки с растворами для нейтрализации кислоты и щелочи при ожогах. Так же в кабинете химии должна быть лаборантская комната, доступ к которой учащимся запрещен.
1.3.3 Средства обучения, используемые при проведении лабораторного практикума
При проведении лабораторного практикума учителю необходимо как можно больше разнообразить использование различных средств обучения, т.к. это позволяет активизировать интерес учащихся к усвоению и закреплению материала.
- Печатные. Это различные схемы, таблицы, учебник. Так же учитель может дать свои инструкции по проведению лабораторного практикума.
- Оборудование и реактивы,
необходимые для проведения
- Специально оборудованное помещение.
- Компьютерные технологии. В последнее время в практике ввиду отсутствия дорогостоящих реактивов, вытяжных шкафов, применяется видео эксперимент. Но нужно учитывать то, что полностью практикум нельзя строить на видео эксперименте, т.к. пострадает развитие практических навыков.
1.3.4 Формы лабораторного практикума
Лабораторный практикум имеет две формы: лабораторные работы и практические занятия.
Цель лабораторных работ ─ приобретение новых знаний, изучение нового материала.
Цель практических занятий ─ закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков.
Отчеты по лабораторным работам ученики могут выполнять в рабочей тетради, отчеты по практическим работам – в специальных тетрадях для практических работ, которые хранятся в школьном кабинете химии. Выполняя лабораторные и практические работы, учащиеся самостоятельно исследуют химические явления и закономерности, при этом формируются экспериментальные умения и навыки в обращении с реактивами и оборудованием. Все это способствует улучшению теоретических знаний и политехнической подготовке учащихся. Особое внимание обращается на технику выполнения работы: процессы растворения веществ, нагревание в пробирке или колбе, проверка среды растворов растворами индикаторов, проведение качественных реакций и т.д.
Практические занятия бывают двух видов: проводимые по инструкции (практические работы) и экспериментальное решение задач.
Инструкция является ориентировочной основой деятельности учащихся и представлена или в учебнике, или в виде дидактической карты на каждый стол в кабинете химии. В ней подробно должен быть изложен каждый этап выполнения опытов, даны предписания как избежать возможных ошибочных действий, указания по технике безопасности к данной работе. Перед выполнением практической работы по инструкции учителю необходимо ясно и кратко показать ученикам необходимые лабораторные приемы и действия.
Работа по решению экспериментальных задач не содержит инструкции, а только сами задания. При этом учащиеся должны самостоятельно разработать план и осуществить его на практике, получив, тем самым, определенный практический результат и сделать вывод. Экспериментальная химическая задача рассматривается как модель проблемной ситуации, решение которой требует от учащихся не только мыслительных, но и практических действий на основе знания законов, теорий и методов химии. Решение такой задачи направлено на закрепление и расширение знаний, развитие химического мышления, так как предполагается не только наличие у учащихся определенных теоретических знаний, но и владение ими соответствующих навыков проведения химического эксперимента. Дидактическая функция решения экспериментальных задач заключается в формировании комплекса навыков самостоятельной работы, совершенствование внимания и наблюдательности.