Психологическая диагностика одаренности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 20:02, реферат

Описание работы

1. Общие проблемы выявления одаренных детей.
2. Комплексный подход.
3. Методы диагностики одаренности.

Файлы: 1 файл

Диагностика одаренности.docx

— 52.05 Кб (Скачать файл)

Как уже отмечалось выше, при выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:

  • различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности и т.п.);
  • специальные психодиагностические тренинги;
  • экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
  • проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
  • экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;
  • организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п.;
  • проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Выявление одаренных учащихся достаточно сложная многоступенчатая процедура. Один из ведущих специалистов в этой области Щебланова Е.И. выделяет семь диагностических этапов (таблица 1) в процессе диагностики одаренных детей.

 

В последнее время большая часть исследователей придерживается мнения, предложенного в концепции Дж. Рензулли и заключающегося в том, что одаренность представляет собой сочетание трех характеристик: мотивации, ориентированной на задачу, «выдающихся способностей» и креативности.

Важную роль мотивации в развитии одаренности подчеркивает и В.С. Юркевич. Она пишет, что практически любая одаренность, не может существовать без заметной, ярко выраженной, часто весьма устойчивой системы интересов. Одаренность не может развиться из ничего, на пустом месте, она всегда развивается на основе определенной, любимой ребенком деятельности. Конечно, не всегда бывает просто увидеть интересы ученика. Интересы ученика далеко не всегда связаны со школьной деятельностью, а во многих случаях проявляются исключительно вне школы. Это означает, что учителю необходимо потрудиться, чтобы узнать об интересах ученика: расспросить родителей, одноклассников, может быть, вы сумеете и от самого ученика узнать о его увлечениях и интересах. Очень часто в школе ученик ничем не интересуется и только дома раскрывается мир его увлечений. Что ж, это лишнее подтверждение того, что надо хорошо знать своего ученика, чтобы иметь право судить о том, одарен ли он.

Н.С. Лейтес отмечает ряд других трудностей, возникающих при диагностике детей:

- застенчивость, страх перед  незнакомыми взрослыми (у дошкольников, младших школьников);

- быстрая утомляемость, отсутствие  мотивации при выполнении заданий (у дошкольников, младших школьников);

- возможность дополнения, изменения инструкций экспериментатора(у дошкольников, младших школьников);

- тревожность, возникающая  у детей и подростков при  выполнении заданий теста;

- влияние личных особенностей  экспериментатора (возраст, внешний  вид, поведение во время тестирования);

- влияние ситуативных  факторов (особенности помещения, присутствие  других людей, случайные помехи, попытки родителей «подготовить»  ребенка к тестированию, имеющийся  у ребенка прошлый опыт общения  с психологами).

Следует также помнить, что один и тот же ребенок по одной и той же психодиагностической методике (либо пакету методик) в разных условиях может показывать различные результаты.

Таким образом, выявление одаренных детей происходит путем:

  1. Экспертного оценивания ребенка, которое включает в себя оценки педагогических работников (воспитатели, учителя, психологи), родителей, взаимооценку сверстниками, а также самооценку.
  2. Анализа достижений ребенка, его школьной успеваемости, участия в конкурсах и олимпиадах.
  3. Психологического тестирования, проводимого с помощью психологических тестов.

 

Таким образом, с учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:

- комплексный характер  оценивания разных сторон поведения  и деятельности ребенка, что позволит  использовать различные источники  информации и охватить как  можно более широкий спектр  его способностей;

- длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение  за поведением данного ребенка  в разных ситуациях);

- анализ его поведения  в тех сферах деятельности, которые  в максимальной мере соответствуют  его склонностям и интересам (включение  ребенка в специально организованные  предметно-игровые занятия, вовлечение  его в различные формы соответствующей  предметной деятельности и т.д.);

- использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.

- подключение к оценке  одаренного ребенка экспертов, специалистов  высшей квалификации в соответствующей  предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов  и т. д.) При этом следует иметь  в виду возможный консерватизм  мнения эксперта, особенно при  оценке продуктов подросткового  и юношеского творчества;

- оценка признаков одаренности  ребенка не только по отношению  к актуальному уровню его психического  развития, но и с учетом зоны  ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной  образовательной среды с выстраиванием  для данного ребенка индивидуальной  траектории обучения);

- преимущественная опора  на экологически валидные методы  психодиагностики, имеющие дело  с оценкой реального поведения  ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки  учителей и родителей, естественный  эксперимент. Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и степени обучения.

 

 

 

Ученые дифференцируют психомоторную, интеллектуальную, творческую, академическую, социальную и духовную одаренность. 
Психомоторные способности тесно связаны со скоростью, точностью и ловкостью движений, кинестетически-моторной и зрительно-моторной координацией. 
Интеллектуальную одаренность связывают с высоким уровнем интеллектуального развития (как правило, речь идет о высоком показателе коэффициента интеллекта IQ). Для измерения интеллектуальной одаренности в основном используют различные варианты тестов. Академическая одаренность определяется успешностью обучения. Для выявления детей, обладающих высокими способностями в овладении основными учебными дисциплинами, используют стандартизированные тесты достижений.

 
Социальная одаренность рассматривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении. Для выявления такой одаренности используются многочисленные стандартизированные методы оценки уровня и особенностей социального развития: шкалы социальной компетенции, шкалы социальной зрелости, тесты на выявление лидерских способностей. 
Духовная одаренность в значительно большей степени, чем социальная, связана с высокими моральными качествами, альтруизмом. 
Эта отрасль проблематики одаренности в настоящее время мало изучена. Имеются лишь отдельные попытки использовать диагностические методы, направленные на оценку морального уровня развития альтруизма для выявления феномена духовной одаренности. 
Творческая одаренность определяется теми теоретическими конструкторами, на которых базируется само понимание творчества. Х.Е. Трик выделяет в этой области четыре основных направления: креативность как продукт, как процесс, как способность и как черта личности в целом. Для каждого из них направлений характерны свое понимание творческой одаренности и свои методы диагностики креативность. 
В современных тестах, которые активно используются на практике, перечисленные виды незаурядных способностей представлены весьма неравномерно. Нет единого мнения  относительно взаимосвязей, существующих между различными видами одаренности. 
Среди наиболее известных зарубежных психомоторных тестов выделяют следующие. 
Тест Пурдве предназначен для оценки непрерывно-двигательных способностей, где оцениваются направленность реакций, непрерывно-двигательная координация.  
Тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда. 
Тест на основные двигательные навыки Д.Арнхейма и У.Синклера направлен на  оценку способностей ребенка координировать работу глаз и рук, координировать или регулировать  движения разной амплитуды. 
Тест на зрительно-двигательную координацию К.Берри состоит в том, чтобы ребенок воспроизвел 24 рисунка, сложность которых постепенно возрастает.  
При диагностике психомоторных способностей  широко используется тест ловкости пальцев, тест скорости манипулирования. 
Стандартизированные методы измерения интеллекта наиболее часто используются для выявления одаренных детей. Применяются как индивидуальные, так и групповые тесты. Среди наиболее известных в международной практике можно отметить следующие: 
а) шкала интеллекта Станфорд – Бине, предназначенная для тестирования детей начиная с 2-летнего возраста; 
б) Векслеровская шкала интеллекта и различные варианты этого теста предназначены для тестирования не только детей, но и взрослых; 
в) шкала детских способностей  Маккарти предназначена для тестирования детей в возрасте от 2,5 до 8,5 года (дается обобщенная оценка и 5 субоценок для вербальных, перцептивных, вычислительных, моторных способностей и памяти); 
г) тест когнитивных способностей, разработанный Р.Э.Торндайком и Е.Хаген, дает три оценки (вербальная, невербальная и количественная), он широко используется при выявлении детей, которые должны заниматься по специальной программе для одаренных. 
Наиболее популярными при оценивании академической одаренности являются следующие тесты: 
а) общий тест основных умений, оценивающий базовые навыки в чтении, орфографии, математике и др. 
б) Айовский тест основных умений, оценивающий словарный запас, успешность в чтении, языковые навыки; 
в) Станфорский тест достижений, предусматривающий оценку знаний и навыков ребенка в математике, естествознании, в понимании устной речи; 
г) Калифорнийский тест достижений, оценивающий успешность в чтении, словарный запас, понятливость, математические способности, почерк и др.

 
К числу наиболее популярных тестов, направленных на выявление творческой одаренности, можно отнести следующие: 
а) тесты креативности для детей, разработанные Дж.Гилфордом и его сотрудниками и направленные на оценку одаренных способностей. 
б) тест Торранса на образное творческое  мышление; предназначен для оценки творческих спообностей детей в возрасте от 5 лет и старше; 
в) тест групповой оценки С.Пимм; 
г) тест креативного потенциала Р.Хорнера и Ю.Хеменвей, который измеряет показатели "оригинальности", "гибкости", "беглости" и "точности" мышления.

 
Методы диагностики способностей в сфере общения разработаны в меньшей степени, чем психометрические способы выявления интеллектуальной, академической и творческой одаренности. Большинство тестов направлено на исследование определенного компонента, входящего в состав коммуникативных  способностей (их вербальных, невербальных, мотивационных аспектов). 
Особую задачу для психодиагностического обследования составляют попытки выявления определенных этапов в развитии социального интеллекта. Так, Р.Селман выделяет пять основных стадий этого процесса ("Эгоцентризм", "Субъективизм", "Рефлективность", "Взаимность"). Дж.Гилфорд на основе разработанной им теоретической модели "структуры интеллекта создал специальную батарею тестов, предназначенную для диагностики "поведенческих способностей". В ряде случаев используются социометрические методы, а также различные варианты методик, направленных на выявление организаторских способностей. Большинство из этих методик создано на основе теоретического подхода, развиваемого в работах Л.И.Уманского.

 

 


Информация о работе Психологическая диагностика одаренности