Психологическая готовность к школе и ее диагностика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 00:44, практическая работа

Описание работы

Ход работы
Данную работу я провел со своим племянником , дошкольником 5-ти лет.
Сперва я использовал методику А.Л. Венгер
Я объяснил Мирону, для чего я провожу с ним эту работу. Объяснил, что от него требуется, убедившись, что он точно понял, задачу, поставленную перед ним и провел диагностику психологической готовности к школе.

Файлы: 1 файл

псих гот-ть к школе.docx

— 25.30 Кб (Скачать файл)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНтСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
ФАКУЛЬТЕТ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

Самостоятельная работа 
на тему: «Психологическая готовность к школе и ее диагностика»
Специальность 050201.65

 

 

 

Выполнил студент

Группы 021

Фазлинуров Э.А 
Утробина М.Э

 

 

 

 

 

г. Набережные Челны – 2012г.
Учебно-исследовательская работа
  Тема учебно-исследовательской  работы – «Психологическая готовность к школе и ее диагностика».
           Объектом исследования – является дошкольная деятельность  
          Предмет исследования – психика дошкольника
          Цель исследования – определение психологической готовности к школе и ее диагностика
         Задача работы – провести тестирование на определение психологической готовности к школе и провести ее диагностику
          Оборудование – карточки с заданиями, карандаш, чистые листы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть  
Психологическая готовность  к школе - сложное образование,  предполагающее достаточно  высокий уровень  развития мотивационной,  интеллектуальной  сфер и сферы произвольности.
Выделяют  два аспекта готовности:
- личностную (мотивационнную)
- интеллектуальную.
Признаки сформированности личностной готовности:
- учебное содержание внутренней  позиции (желание узнавать  что-то  новое,  получать  отметки за  свою  работу,  похвалу,  а не  только яркие школьные атрибуты : пеналы,  ручки,  портфели, школьные друзья,  новые впечатления);
- стремление к новому  социальному положению;
- внеситуативно-личностное общение (умение слушаться взрослого,  подчиняться школьным требованиям и.т.п.)
- деловое общение (умение  взаимодействовать  друг  с другом);
- высокий уровень  развития  сферы произвольности.

 

Методики диагностики личностной готовности:
Тест Керна-Йирасека, методика Н.И.Гуткиной «Домик»,  А.Л.Венгера «Дорисуй мышкам хвосты», «Нарисуй ручки для зонтиков», Д.Б.Эльконина – А.Л,Венгера: графический диктант и «Образец и  правило» и т.п..

 

Признаки  сформированности  интеллектуальной готовности:
Умения обобщать, сравнивать,  классифицировать, выделять  существенные признаки,  определять причинно-следственные зависимости,  делать  выводы.
Методики диагностики интеллектуальной готовности
Л.А.Венгер «Лабиринт», А.Р.Лурия на определение уровня развития опосредованной памяти, «исключение предметов», Б.В.Зейгарник интерпретация пословиц и.т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход работы
       Данную  работу я провел со своим  племянником , дошкольником 5-ти лет, Купеевым Мироном. 
    Сперва я использовал методику А.Л. Венгер
      Я объяснил Мирону, для чего я провожу с ним эту работу. Объяснил, что от него требуется, убедившись, что он точно понял, задачу, поставленную перед ним и провел диагностику психологической готовности к школе. 
   
  Методика изучения мотивационной готовности к школе по Венгеру заключается в следующем:
Метод диагностики: беседа.
Каждому ребенку индивидуально предлагается ответить на вопросы:
  1. Если бы было две школы - одна с уроками русского языка математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая -только с уроками пения, рисования и физкультуры, то в какой из них ты бы хотел (а) учиться?
  1. Если бы было 2 школы - одна с уроками и переменками, а другая - только с переменками и никаких уроков. В какой их них ты бы хотел (а) учиться?.
  1. Если бы было 2 школы - в одной ставили бы за хорошие ответы «5» и «4», а в другой давали бы сладости и игрушки. В какой из них ты бы хотел (а) учиться?
  1. Если бы было 2 школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь. То в какой их них ты бы хотел (а) учиться?
  1. Если бы было 2 школы - в одной задавали бы уроки на дом,    а в  другой - нет. В какой из них ты бы хотел (а) учиться?
  1. Если бы у вас в классе заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал (а)?
7. Если бы мама сказала: «Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки, останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год», - согласился   бы ты с таким предложением-?
8. Если мама сказала: «Я  договорилась с учительницей, что  она будет ходить   к   нам   и  заниматься   с  тобой.   Теперь  тебе   не  придется по утрам ходить в  школу», согласился бы ты с  таким предложением?
9.    Если бы соседский  мальчик спросил тебя, что тебе  больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?
Всем детям предъявляется одинаковая инструкция:
При проведении обследования время на ответ не ограничивается. Каждый ответ и дополнительные замечания ребенка фиксируются (протоколистом либо используется магнитофонная запись). 
За каждый правильный ответ ставится 1 балл. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 и более баллов.

 

 

 

 

 

 

 

Полученные результаты: 
1) в первой школе
2)в первой школе
3)во второй
4)во второй
5)в первой

6)маму, она бы поставила хорошие  оценки 
7)да, в школу  еще страшно идти. 
8)нет 
9)учиться 

      Обработка  результатов теста: 
Испытуемый ребенок набрал 4 балла, это говорит о том, что внутренняя позиция еще не полностью сформирована. Большого значения принимать этому не следует, в силу возраста ребенка. К 7 годам он будет хорошо подготовлен к школе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Дальше я использовал методику Керна Йирасека которая заключается в следующем: 
Методика определения школьной зрелости

 

Тест включает 3 задания:
  1. Рисование мужской фигуры.
  1. Имитация написанного текста (В начале года: «Он ел суп», в конце года: «Ей дан чай», для умеющих читать «Не ate soup»).
  1. Срисовывание точек.

 

Инструкция (разработана Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР).

 

Задание1. «Здесь нарисуй какого-либо дядю так, как ты умеешь». По ходу рисования не делается никаких подсказок, возможно подбадривание ребенка.
Задание  2.   «Посмотри,   здесь  что-то   написано.   Ты  еще писать  не  умеешь,   но  попробуй,   смог бы  ты   это  написать7
Хорошенько посмотри, как это написано, и рядом напиши то же самое».   Если   слово   не   вместилось   в   строку,   разрешается написать выше или ниже.
Задание 3. «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам рядом также   их   нарисовать».   Нужно   указать,   где   рисовать   точки. Обратить внимание на то, какой рукой ребенок рисует, не перекладывает ли карандаш из одной руки в другую.
Оценка результатов.
Каждое задание оценивается от 1 балла (наилучшая оценка) до 5 баллов (наихудшая оценка).
Критерии оценки (приложение 14)
Задание 1. Рисование мужской фигуры.
1 балл - У фигуры есть голова, туловище, конечности; голова и шея (не больше, чем туловище). На голове волосы (или шапка, шляпа), уши, на лице глаза, нос, рот. Верхние конечности 
заканчиваются 5 пальцами. Признаки мужской одежды Рисунок сделан синтетическим образом
  1. балла - Выполнено все, как в оценке 1 Кроме синтетического способа изображения. Возможны отсутствие 3 частей тела: шея, волосы, 1 палец руки, но не должна отсутствовать какая либо часть лица.
  1. балла - Есть шея, туловище, конечности, руки, ноги нарисованы двумя линиями. Отсутствуют уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
  1. балла - Примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (может быть одна пара) изображены одной линией
5 баллов - Нет ясного изображения туловища и 
конечностей, каракули.
Задание 2. Имитация написанного текста.
  1. балл - Фразу можно прочитать. Буквы не должны быть больше, чем в два раза. Ясно выделяется 3 слова. Может быть отклонение от прямой не более, чем на 30 градусов.
2 балла - Предложение можно  прочитать. Необязательно соблюдение величины и прямоты букв.
  1. балла - Буквы разделены на две группы, можно прочесть не менее 4 букв.
  1. балла - Есть схожесть с образцом не менее двух букв имеется видимость письма
5 баллов - Каракули. 
Копирование фразы.
Задание 3. Срисовывание группы точек.
1 балл - Точное воспроизведение образца. Одна точка может выходить за рамки столбика или строки. Уменьшение допускается не более, чем в 0,5 раза.
2 балла - Количество и состав точек соответствует образцу. 
Может быть опущено 3 точки и 0,5 пробела между строчками.
3 балла - Общее сходство с образцом. Отклонение от образца не более, чем в 2 раза Точек не должно быть больше 20-ти и меньше 7-ми. Возможны перестановки в расположении 
точек до 180 градусов.
  1. балла - Рисунок только напоминает образец, но сделан из точек. Величина и количество точек несущественны. Недопустимы другие изображения.
  1. баллов - Каракули.
Итоговая оценка по тесту.
15 баллов - Рекомендовать  медико-педагогическое обследование
3-5 баллов - Школьно  зрелые дети, 6-9 баллов - Среднезрелые,
10 баллов и  ниже - Незрелые.
С целью регистрации результатов в карте развития ребенка «среднезрелым детям выставляется 1 балл, школьно зрелым - 2 балла, незрелым - 0 баллов.
Заметим, что методику изучения мотивационной готовности определения школьной зрелости Керна - Йирасека психологи ДОУ и школы могут использовать для обследования 6 летних детей и на выходе из детского сада. Если обследование по этим методикам проводится в начале и в конце года, то у воспитателя есть возможность провести коррекцию мотивационной готовности и школьной зрелости ребенка.
На каждого ребенка заводится индивидуальная карточка развития, в которую в конце учебного года заносятся результаты диагностики.

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Полученные результаты: 
 
Задание 1:  
3 балла - Есть шея, туловище, конечности, руки, ноги нарисованы двумя линиями. Отсутствуют волосы, одежда, нос, ступни на ногах. 
Задание 2:
2 балла - Предложение можно  прочитать. Буквы разные по размеру.
Задание 3: 
4 балла - Рисунок только напоминает образец, но сделан из точек. Величина и количество точек несущественны.  
 
Обработка результатов: 
Ребенок набрал 9 баллов и относится к группе среднезрелых детей. Что является очень хорошим результатом для 5-ти летнего ребенка.

Информация о работе Психологическая готовность к школе и ее диагностика