Психологическая сущность мышления и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

В нашей стране поколения психологов воспитывались в основном на догматическом, огульном отрицании многих достижений научной мысли, которые не укладывались в существовавшие идеологические каноны.
“Мышление — процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений”.
Задачами данной курсовой работы являются изучения:
мышления как познавательного процесса;
психологической сущности мышления и его особенностей;
типологии и качеств мышления;
мышления как процесса решаемых задач;
интеллекта;
воображения;
понятия о языке и речи.

Файлы: 1 файл

курсовая мышление.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)


ВВЕДЕНИЕ

 

Во все времена человечество интересовал конкретный человек, его  внутренний мир, причины и закономерности возникновения тех или иных его  поступков, законы поведения в обществе себе подобных. Не менее интригующей  казалась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы механизмы этих явлений. Всем этим занимается психология, которая с момента своего возникновения пыталась и пытается стать наукой, до сих пор балансируя где-то между искусством, наукой и верой.

Такая неопределенность положения  психологии связана с тем, что  исторически она всегда находилась под мощным прессом идеологических воззрений общества. Очень часто развитие многих областей психологии определялось и поощрялось политическим строем государства и господствующей идеологией.

В нашей стране поколения психологов воспитывались в основном на догматическом, огульном отрицании многих достижений научной мысли, которые не укладывались в существовавшие идеологические каноны.

“Мышление — процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений”.

Задачами данной курсовой работы являются изучения:

    1. мышления как познавательного процесса;
    2. психологической сущности мышления и его особенностей;
    3. типологии и качеств мышления;
    4. мышления как процесса решаемых задач;
    5. интеллекта;
    6. воображения;
    7. понятия о языке и речи.

    Объем курсовой  работы составляет 29 страниц.

1. ПОНЯТИЕ МЫШЛЕНИЯ

В процессе ощущения и  восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда не бывал на Марсе, однако в результате мышления он получил определенные сведения и об элементарных частицах материи, и об отдельных свойствах планеты Марс. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.

Познавая мир, человек  обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.

Мышление дает ответ  на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря  мышлению человек правильно ориентируется  в окружающем мире, используя ранее  полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.

Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.

В мышлении устанавливается  отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос  знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую  обобщенную схему.

Например, Фалес из Милета узнал высоту египетской пирамиды благодаря переносу отношений между сторонами одних объектов на отношение таких же сторон других объектов - он измерил ее тень в полдень.

Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств  однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений - такова сущность человеческого мышления. Но мышление, выходя за пределы ощущений и восприятия, всегда остается неразрывно связанным с чувственным отражением действительности. Обобщения формируются на основе восприятия единичных объектов, а их истинность проверяется практикой.

Мышление, являясь идеальным  отражением действительности, имеет  материальную форму своего проявления. Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микро движениями органов речи.

Последние связаны с  возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой материал: формулировки, условия задач и т.п.

Язык является средством  абстрагирования, отвлечения существенных признаков предметов, средством  фиксации и хранения знаний, средством  передачи знаний другим людям. Только благодаря языку общественно-исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума. Орудием мышления является значение слова.

Мышление социально  обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования  человека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно-историческом опыте человечества.

Как уже отмечалось, первоначально  мышление человека было непосредственно вплетено в его материальную деятельность, человек мыслил, действуя практически. Но постепенно из практических действий выделялись самостоятельные умственные, мыслительные действия, которые подготавливают, ориентируют практические действия. В процессе исторического развития мыслительные действия стали подчиняться определенным логическим правилам; постоянно повторяясь и проверяясь на практике, эти правила закреплялись в сознании человека и приобрели для него аксиоматический характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

 
         Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности.

Традиционные в психологической  науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака: обобщенность и опосредствованность. Т.е. мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории.

Суть мышления - в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира.

Специфичность мышления заключаются в том, что:

  • мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования;
  • лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира;
  • мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.

 

Процесс мышления характеризуется  следующими особенностями:

  • носит опосредствованный характер;
  • всегда протекает с опорой на имеющиеся знания;
  • сходит из живого созерцания, но не сводится к нему;
  • в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме;
  • связано с практической деятельностью человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ТИПОЛОГИЯ И КАЧЕСТВА  МЫШЛЕНИЯ

3.1. Формы мышления

В психологической науке  различают такие логические формы  мышления как:

  1. Понятия - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие.

Понятия могут быть:

  • общими и единичными;
  • конкретными и абстрактными;
  • эмпирическими и теоретическими.

Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности.

Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.

В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих  в основе понятия бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятия фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

Содержание понятий  раскрывается в суждениях, которые  всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя.

  1. Суждения - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: "Металлы при нагревании и расширяются" - выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.
  • Суждения образуются двумя основными способами:
  • непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;
  • опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений.

В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета  и высказываем простейшее суждение: "Этот стол коричневый". Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое)суждения. Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

Суждения могут быть:

  • истинными (объективно верные суждения);
  • ложными (суждения не соответствующие объективной реальности);
  • общими (что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: "Все рыбы дышат жабрами");
  • частными (утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: "Некоторые студенты - отличники".);
  • единичными (утверждение или отрицание относится только к одному, например: "Этот ученик плохо выучил урок").
  1. Умозаключения - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: "Все металлы -электропроводны. Олово - металл. Следовательно, олово - электропроводно".

Различают умозаключение:

  • Индуктивное - такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу;
  • Дедуктивное - такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу;
  • по аналогии - такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

 

 

3.2. Виды мышления

В психологии принята  и распространена следующая несколько  условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как:

1)  генезису развития;

2) характеру решаемых  задач;

Информация о работе Психологическая сущность мышления и его особенности