Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 12:10, курсовая работа
В нашей стране поколения психологов воспитывались в основном на догматическом, огульном отрицании многих достижений научной мысли, которые не укладывались в существовавшие идеологические каноны.
“Мышление — процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений”.
Задачами данной курсовой работы являются изучения:
мышления как познавательного процесса;
психологической сущности мышления и его особенностей;
типологии и качеств мышления;
мышления как процесса решаемых задач;
интеллекта;
воображения;
понятия о языке и речи.
3) степени развернутости;
4) степени новизны и оригинальности;
5) средствам мышления;
6) функциям мышления и т.д
По генезису развития различают мышление: наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое; абстрактно-логическое. Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.
Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.
Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.
Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.
По характеру решаемых
задач различают мышление: теоретическое; практическое.
Теоретическое
мышление - мышление на основе теоретических
рассуждений и умозаключений. Практическое
мышление - мышление на основе суждений
и умозаключений, основанных на решении
практических задач.
Теоретическое мышление - это познание законов и правил. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.
По степени развернутости различают мышление: дискурсивное; интуитивное. Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
По степени новизны и оригинальности различают мышление: репродуктивное, продуктивное (творческое). Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Продуктивное мышление -мышление на основе творческого воображения.
По средствам мышления
различают мышление: вербальное; наглядное.
Наглядное мышление - мышление на основе
образов и представлений предметов.
Вербальное мышление - мышление, оперирующее
отвлеченными знаковыми структурами.
Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.
По функциям
различают мышление: критическое; творческое.
Критическое мышление направлено на выявление
недостатков в суждениях других людей.
Творческое мышление связано с открытием
принципиально нового знания, с генерацией
собственных оригинальных идей, а не с
оцениванием чужих мыслей.
3.3. Индивидуально-психологические особенности мышления
Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического).
Кроме того, к индивидуальным особенностям мышления относятся также и такие качества познавательной деятельности как:
При этом быстрота мышления - это скорость протекания мыслительных процессов.
Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.
Гибкость мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности.
Инертность мышления - качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой. Темп развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.
Экономичность мышления
- число логических ходов (рассуждений),
посредством которых усваивается новая
закономерность.
Широта ума - умение охватить широкий круг
вопросов в различных областях знания
и практики.
Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.
Последовательность мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.
Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.
Устойчивость мышления - качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.
Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.
4. МЫШЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
4.1. Содержание основных этапов развернутого мыслительного процесса
Трактовка мышления как
процесса означает, прежде всего, что
сама детерминация мыслительной деятельности
осуществляется тоже как процесс.
Иначе говоря, по ходу решения задачи человек
выявляет все новые и новые, до того неизвестные
ему условия и требования задачи, которые
причинно обусловливают дальнейшее протекание
мышления. Следовательно, детерминация
мышления не дана изначально как нечто
абсолютно готовое и уже законченное,
она именно образуется, постепенно формируется
и развивается ходе решения задачи, т.е.
выступает в виде процесса.
В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на разрешение какой-нибудь задачи, можно различать несколько основных этапов или фаз:
В результате проблема превращается в задачу; на третьем этапе происходит ограничение зоны поиска (на основе представлений о типе задач, исходя из предшествующего опыта);на четвертом - появляются гипотезы как предположения о способах решения задач; пятый этап представляет собой реализацию гипотезы; шестой - проверку гипотезы. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения.
С позиции теории функциональных
систем Петра Кузьмича Анохина (1898-1974)основные
этапы мыслительного процесса могут
быть сопоставлены с этапами структуры поведенческого акта. Направленность
процесса мышления определяется доминирующей
мотивацией субъекта. Афферентный синтез
выбирает зону поиска решения проблемы.
Поступающая информация анализируется
и сопоставляется со знаниями, извлекаемыми
из памяти, содержание которых существенно
определяется доминирующей мотивацией.
Этапу принятия решения соответствует
выбор наиболее вероятной гипотезы для
ее последующей проверки и доказательств.
В акцепторе результатов действия в соответствии
с принятой гипотезой формируются некоторые
представления о том, что прежде всего
следует подтвердить, доказать или опровергнуть.
Эфферентный синтез содержит замыслы
доказательств и проверок. Выполнение
конкретного доказательства, которое
подтверждает справедливость выдвинутого
предположения, эквивалентно этапу осуществления
реального действия. В случае неудачи
активируется ориентировочно-
4.2. Типы мыслительных действий и их содержание
Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для процесса решения задач:
4.3. Операции мышления
Проникновение в глубь той или иной проблемы, стоящей перед человеком, рассмотрение свойств, составляющих эту проблему элементов, нахождение решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций.
В психологии выделяют такие операции мышления, как:
1) Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего, выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части. Так - в простейшем случае он анализирует, расчленяет познаваемый объект.
2) Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком познавательном процессе, как сравнение.
3) Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. В конечном итоге сравнение приводит к обобщению.
4) Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в результате их анализа - выделяется нечто общее.
Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов:
Путем нахождения сходных, одинаковых или общих свойств и признаков вещей субъект обнаруживает тождество и различие между вещами. Эти сходные, похожие признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом, затем они становятся содержанием соответствующих представлений человека об определенной совокупности предметов или явлений.
Информация о работе Психологическая сущность мышления и его особенности